Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядок проведения и оценка устной части экзамена





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

Лингвистический институт

Кафедра английской филологии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ АНГЛИЙСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

(специальность 050303.65 – Иностранный язык)

Очная форма обучения

 

Барнаул ‑ 2015

 

Методические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации выпускников английского отделенияпо специальности 050303.65 – Иностранный язык - Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2015. ‑ 78 с.

 

 

Составители:

И.Ю. Кочешкова, доцент кафедры английской филологии ЛИИН АлтГПА, М.Г. Бабенко, доцент кафедры лингводидактики и второго иностранного языка ЛИИН Алт ГПА, Н.А. Карманова, доцент кафедры лингводидактики и второго иностранного языка ЛИИН АлтГПА, Г.П. Трофимова, доцент кафедры педагогики АлтГПА.

 

Рецензенты:

И.Ю. Колесов, профессор, зав. кафедрой английской филологии АлтГПУ, Л.И. Москалюк, профессор, зав. кафедрой немецкого языка АлтГПУ.



 

Методические рекомендации предназначены для выпускников английского отделения Лингвистического института АлтГПУ. Их цель - помочь выпускникам целенаправленно и эффективно подготовиться к итоговой аттестации. В рекомендациях представлены требования по трём государственным экзаменам: 1) по теории и практике первого иностранного языка (письменная и устная части); 2) по практике второго иностранного языка (письменная и устная части); 3) по педагогической антропологии и теории обучения иностранным языкам. Кроме того, в данном пособии содержится примерная тематика, требования и критерии оценки выпускной квалификационной работы.

 

© АлтГПУ, 2015

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА АлтГПУ по специальности 050303.65 – Иностранный язык

Ø Виды аттестации

Государственным образовательным стандартом по специальности 050303.65 – Иностранный язык, утверждённым Минобразованием России 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 713 пед/сп, предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:



а) трёх государственных экзаменов: 1) по теории и практике первого иностранного языка; 2) по практике второго иностранного языка; 3) по педагогической антропологии и теории обучения иностранным языкам;

б) защиты выпускной квалификационной работы.

 

Ø Сроки аттестации

 

Итоговая государственная аттестация осуществляется в течение 10 недель со дня окончания экзаменационной сессии Х семестра. В этот период обрабатываются и оформляются материалы, собранные в ходе исследовательской работы по избранной теме выпускной квалификационной работы, проходит её предзащита, проходит подготовка и сдача государственных экзаменов, защита выпускной квалификационной работы.

Ø Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учителя иностранного языка, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.



 

Ø Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации

· в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения иностранному языку в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по иностранному языку с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения иностранному языку, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

· в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

· в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

· в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

· в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

2. СОДЕРЖАНИЕ, ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Теория и практика первого иностранного языка»

2.1.Принципы формирования и содержание контрольных материалов для государственного экзамена

Экзаменационные задания государственного квалификационного экзамена составляются на основе экзаменационных заданий текущей аттестации по дисциплинам, вошедшим в программу государственного образовательного стандарта (ГОС). Такие задания обеспечивают возможность оценки соответствия подготовки выпускников требованиям ГОС, вынесенным на государственный экзамен.

 

В соответствии с ГОС ВПО, государственный экзамен имеет междисциплинарную направленность и состоит из двух частей: письменной и устной.

Письменная часть экзамена содержит два вопроса.

1. Тест по содержанию однократно прослушанного текста.

2. Эссе на заданную тему.

 

Устная часть экзамена содержит три вопроса.

1. Лингвостилистическая интерпретация оригинального художественного или публицистического текста.

2. Реферирование с элементами комментирования и аргументации содержания статьи общественно-политического, страноведческого или научного характера, представленной на русском языке,

3. Теоретический вопрос по одной из основных проблем теоретической грамматики, лексикологии, теоретической фонетики или стилистики.

Содержание, порядок проведения и оценка письменной части экзамена

Ø Содержание

Для аудированияподбирается запись текста оригинальной ‑ в том числе спонтанной ‑ монологической или диалогической речи, связанная с изученным в процессе всего периода обучения тематическим материалом, социокультурными знаниями, содержащая информацию, которая может служить опорой для языковой и контекстуальной догадки. Звучание текста ‑ 3-3,5 минуты.

После однократного прослушивания студенты должны выполнить тест множественного выбора по содержанию прослушанного текста.

 

Аргументативное эссе объемом 550-600 слов пишется студентами на английском языке по одной из предложенных на выбор тем, которые сообщаются студентам непосредственно на экзамене.

5-6 тем творческого характера формулируются в рамках следующей проблематики:

1. Education and career

2. Foreign languages and travel, intercultural communication

3. Culture (e.g. literature, music, visual arts, cinema, television)

4. Technology and scientific research (e.g. genetic engineering, space travel, ecology)

5. Information technology and mass media (e.g. the Internet, printed press)

6. Economy (e.g. business, advertising and consumer issues)

7. Social and ethical issues (e.g. family values, relationships and behaviour, law enforcement, tolerance)

 

Эссе пишется от руки. Студенту выдается индивидуальный экземпляр экзаменационного задания, требуемое количество проштампованных листов бумаги, при необходимости – англоязычный толковый словарь. Иными вспомогательными материалами пользоваться не разрешается.

Примерные темы эссе:

1. In the era of television image impressions are more important than issues.

2. Art is the only way to run away without leaving home (Twyla Tharp).

3. Consumerism is one of religion’s modern replacements, and, like religion, it actively encourages, then exploits, dissatisfaction with everyday reality.

4. There’s life after graduation, and it’s waiting for every ex-student who looks for it. College provided you with the bricks. It is up to the graduate to mix the mortar. Believe me, the fun is in the building. (K. Viner)

 

Ø Порядок проведения и оценка письменной части экзамена

 

Письменный экзамен проходит в специально отведённый для всего курса день накануне устного экзамена «Теория и практика первого иностранного языка». Продолжительность экзамена - 5 академических часов:

- 30 мин. - для аудирования текста и последующего теста;

- перерыв;

- 4 ак. часа для написания эссе.

Оценка аудирования:

«отлично»: 9-10 правильных ответов

«хорошо»: 7-8 правильных ответов

«удовлетворительно»: 5-6 правильных ответов

«неудовлетворительно»: менее 5 правильных ответов.

Критерии оценки эссе:

Содержание:

  • 5 баллов: объем эссе 550-600 слов, содержание соответствует выбранной теме, четко сформулирован тезис, аргументы (не менее трех) выстроены в логической последовательности и подкреплены релевантными примерами, эссе верно разбито на параграфы, присутствует логический вывод, который соотносится с тезисом, не повторяя его. Письменная речь характеризуется разнообразием структурно-языкового оформления, богатством лексикона, ясностью, логичностью, связностью, смысловой и структурной завершённостью. Она соответствует прагматической норме и социокультурным параметрам академического дискурса. В эссе присутствует творческое начало и авторская точка зрения, допустимо проявление авторской эмоциональности и экспрессивности в рамках указанного дискурса.
  • 4 балла: объем эссе 550-600 слов, содержание соответствует выбранной теме; тезис не вполне четко сформулирован или излишне усложнен, аргументы (не менее трех) выстроены в логической последовательности, однако, носят абстрактный характер и не всегда подкреплены релевантными примерами. Структура высказываний не всегда достаточно разнообразна. Активный словарь по теме использован. Имеются некоторые стилистические погрешности, в отдельных случаях авторская эмоциональность доминирует над логикой суждений, или, напротив, эссе написано сухим, клишированным языком.
  • 3 балла: объем эссе 550-600 слов, содержание не вполне соответствует выбранной теме, в тексте сложно выделить тезис, дано 2 аргумента или аргументация нелогична, не подкреплена достаточно убедительными примерами. Эссе неудачно разбито на параграфы, вывод не соотносится с тезисом или, напротив, повторяет его почти дословно, активный словарь по теме использован недостаточно (3-4 случая), структура высказываний упрощенная и однообразная, большое количество стилистических погрешностей, эссе изобилует общими местами и неоправданными повторами.
  • 2 балла: объем эссе менее 550 слов, и/или содержание эссе не соответствует выбранной теме; тезис не сформулирован или не соотносится с выбранной темой, дан один аргумент или аргументы не подкреплены примерами, разбивка на параграфы нелогична, эссе обрывается на неоконченной мысли без каких-либо выводов, активный словарь не использован, авторская точка зрения не прослеживается.
  • 1 балл: объем эссе менее 300 слов, и/или содержание эссе не соответствует выбранной теме, тезис не сформулирован, аргументация не соотносится с темой эссе, разбивка на параграфы отсутствует, эссе обрывается на неоконченной мысли без каких-либо выводов, активный словарь не использован, авторская точка зрения не прослеживается.

Грамотность:

§ 5 баллов: количество ошибок не более двух, ошибки допущены в пассивном словаре или в сложных грамматических конструкциях, или являются явно механическими (т.е. в других подобных случаях не повторяются). Возможные исправления в тексте произведены путем аккуратного зачеркивания или использования корректора и разборчивого написания нового варианта.

§ 4 балла: количество ошибок не превышает 6, не более 30% из них в активном словаре и грамматике. Имеется исправление, в котором окончательный вариант не вполне разборчив.

§ 3 балла: количество ошибок не превышает 10, не более 50% из них в активном словаре и грамматике. Возможно до 3 исправлений или помарок, затрудняющих понимание текста.

§ 2 балла: количество ошибок от 10 до 15, более 50% из них на активный словарь и грамматику. Имеется более 3 исправлений и помарок, затрудняющих понимание текста.

§ 1 балл: количество ошибок более 15. Имеется более 3 исправлений и помарок, затрудняющих понимание текста.

 

Примечание: Результаты письменной части экзамена учитываются при выставлении единой оценки. Студент, неудовлетворительно выполнивший письменную часть, к устной части экзамена допускается, но в этом случае общая оценка снижается на один балл.

Перечень литературы для подготовки к письменной части экзамена:

1) Пшенкина, Татьяна Геннадьевна. Экология. Экономика и бизнес = Ecology. Economy and business : учебное пособие для студентов / Т. Г. Пшенкина [и др.] ; Алтайская государственная педагогическая академия. — Барнаул, 2012.

2) Пшенкина, Татьяна Геннадьевна. Topical Issues: Music. Politics : учебное пособие [для студентов языковых вузов] / Т. Г. Пшенкина, Е. П. Гилева, Н. В. Ватсон ; Алтайская государственная педагогическая академия. — Барнаул : АлтГПА, 2012.

3) Широкова, Надежда Павловна. Практический курс английского языка : (для студентов 3 курса) : учебное пособие / Н. П. Широкова, Н. Н. Шацких ; Алтайская государственная педагогическая академия, Лингвистический институт. — Барнаул, 2013.

4) Axelrod, Rise B. The St. Martin`s guide to writing / R. B. Axelrod, C. R. Cooper ; ed.: M. Gallaher. — New York : St. Martin`s Press, 1991.

5) Anderson, Thayle. Reading, then writing: from source to essay / Th. Anderson, K. Forrester. — New York [etc.] : McGraw-Hill, 1992.

6) Culture and Society : (teaching materials for advanced learners) : учебное пособие для студентов старших курсов. Part 1, 2 / Алтайская государственная педагогическая академия, Лингвистический институт ; [сост.: Ж. А. Коротких и др.]. — Барнаул, 2012.

7) Ford, Marjorie. Writing as revelation / M. Ford ; ed.: A. Rajala. — New York : HarperCollins Publishers, 1992.

8) Lannon, John M. The writing process: a concise rhetoric / Lannon ; [ed.: V. A. Schiff].— New York : HarperCollins Publishers, 1992.

Содержание устной части экзамена. Список теоретических вопросов

Ø Для лингвостилистической интерпретации текста выбираются отрывки из оригинальных художественных, публицистических и научно-популярных произведений, а также законченные рассказы и эссе англоязычных авторов, классических и современных, известных и неизвестных студентам.

 

Комплексный анализ может включать следующие виды заданийинтерпретационного характера:

A) Short Story Analysis

1) Define the theme of the extract.

2) Define the style of the story. Point out some of the characteristic features of it.

3) Comment on the composition of the story. Point out the introduction, the climax, the anti-climax if there are any. Motivate your choice.

4) Name the characters of the extract. What methods of characterization are used in the portrayal of each? Do a thorough analysis of all the portrait-sketches illustrating what you say with quotations from the text.

5) Define the dominant atmosphere of the narrative. By what stylistic devices is it created? Give examples.

6) Comment on the manner of the writer. Is his style lucid or obscure? Say what tropes (stylistic devices) he/she uses in the text. What is the effect achieved by this?

B) Essay Analysis

1) Define the theme of the essay.

2) Define the type of essay (narrative, descriptive, persuasive, argumentative, biographical, autobiographical/ formal-informal)

3) Comment on the title of the essay.

4) Locate the essay thesis. Comment on the way the thesis is expressed.

5) Define the types of supporting evidence in the essay (illustration, description, definition, analysis, comparing/contrasting, cause/effect, narration, description). How effective are these supporting evidence in convincing the reader of the author’s claim?

6) Comment on the use of stylistic devices in the essay and the way they assist in clarifying the author’s ideas on the theme.

 

 

Ø Для комментария подбираются статьи на русском языке, проблематика которых связана с темами, изученными студентами в течение трёх последних лет обучения.


1. Education

2. Character

3. Upbringing

4. Science and Technology

5. Mass Media

6. Religion

7. Economy

8. Ecology

9. Politics

10. Culture and Arts


Перечень литературы для подготовки:

1) Козлова, Любовь Александровна. Совершенствуем навыки анализа текста = Perfecting your skills in text analysis : учебное пособие [по лингвостилистическому анализу и интерпретации текста для студентов 5 курса] / Л. А. Козлова ; Алтайская государственная педагогическая академия. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Барнаул : АлтГПА, 2013.

2) Обнорская, Мария Евгеньевна. Аналитическое чтение и интерпретация текста : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям направления "Лингвистика и межкультурная коммуникация" : [на английском языке]. / М. Е. Обнорская, Н. Н. Золина; Алтайская государственная педагогическая академия, Лингвистический институт. — 2-е изд. — Барнаул, 2010.

3) Пшенкина, Татьяна Геннадьевна. Экология. Экономика и бизнес = Ecology. Economy and business : учебное пособие для студентов / Т. Г. Пшенкина [и др.] ; Алтайская государственная педагогическая академия. — Барнаул, 2012.

4) Пшенкина, Татьяна Геннадьевна. Topical Issues: Music. Politics : учебное пособие [для студентов языковых вузов] / Т. Г. Пшенкина, Е. П. Гилева, Н. В. Ватсон ; Алтайская государственная педагогическая академия. — Барнаул : АлтГПА, 2012.

5) Широкова, Надежда Павловна. Практический курс английского языка : (для студентов 3 курса) : учебное пособие / Н. П. Широкова, Н. Н. Шацких ; Алтайская государственная педагогическая академия, Лингвистический институт. — Барнаул, 2013.

6) Culture and Society : (teaching materials for advanced learners) : учебное пособие для студентов старших курсов. Part 1,2 / Алтайская государственная педагогическая академия, Лингвистический институт ; [сост.: Ж. А. Коротких и др.]. — Барнаул, 2012.

 

Ø Перечень теоретических вопросов, выносимых для проверки на государственный экзамен

Лексикология

 

1. Characteristic features of the modern English vocabulary.

2. Etymological characteristics of the English vocabulary.

3. Word – building in English.

4. The morphological structure of English words.

5. The semantic structure of the word. Types of lexical meaning.

6. The development and change of the semantic structure of English words.

7. Homonymy in English. The problem of homonymy and polysemy.

8. Synonyms and antonyms in English.

9. The stylistic differentiation of the English vocabulary. Literary-bookish words. Colloquial words. The problem of slang.

10. Standard English, dialects and variants.

Теоретическая грамматика

1. The theory of parts of speech and their interaction.

2. The English noun and its grammatical categories.

3. The English verbs. Subclasses of verbs in English.

4. The grammatical category of tense.

5. The grammatical category of aspect.

6. The grammatical category of time correlation.

7. The grammatical category of mood.

8. The grammatical category of voice.

9. The simple sentence and its essential features.

10. The structural aspect of the sentence.

11. The semantic aspect of the sentence.

12. The communicative aspect of the sentence and its actual division.

 

Теоретическая фонетика

1. Phonetics as a science. The phoneme theory.

2. Classification of speech sounds. Classification of English vowels.

3. Classification of English consonants. Assimilation.

4. Intonation of English speech. Tone groups. Intonation of different types of sentences.

5. Phonostylistics. Five types of phonostyles.

Стилистика

 

1. The classification of functional styles. Publicistic and newspaper style.

2. Scientific and business style. The language of literature.

3. The main division of expressive means. Lexical means of expressiveness.

4. Metaphoric group. The structure and the semantics of an image.

5. Syntactical expressive means.

6. Phonetical expressive means.

2.4.Программные требования к раскрытию содержания представленных теоретических вопросов

Лексикология

 

1. Characteristic features of the modern English vocabulary.

The volume of the English vocabulary and its use, the total vocabulary of Modern English and the individual vocabulary. The changes in the vocabulary and their causes. The role of borrowing, polysemy and homonymy in English. The systematic character of the English vocabulary, different groupings of English words.

 

2. Etymological characteristics of the English vocabulary.

Etymology as a branch of Linguistics. The etymological background of the English vocabulary. Native words in English. Borrowings in the English vocabulary; main groups of loan words in English: Latin, French, Scandinavian and Celtic borrowings. Translation loans and semantic borrowings. Assimilation of borrowings, types of assimilation, degree of assimilation. Folk or false etymology. International words and etymological doublets in English.

3. Word building in English.

Word building as the process of creating new words in a language with the help of its inner sources. Major, most productive means of word-building in English: affixation, conversion, composition. Shortening in English: clipping and abbreviation. Minor, less productive means of word-building in English: back-formation or reversion, blending or telescoping, reduplication, sound imitation. Mixed or synthetic word-building in Modern English.

 

4. The morphological structure of English words.

The morpheme. Types of morphemes in English: roots and affixes: prefixes and suffixes. Grammatical and derivational affixes. Free and bound morphemes. Semi-affixes. Combining forms. Allomorphs as positional variants of morphemes. The morphological analysis of words. Levels of the morphological analysis: morphemic and derivational. The aim of the morphemic analysis. The method of immediate and ultimate constituents. Morphemic segmentability of English words. The derivational analyses, its aim. The derivative structure of the word, derivational bases, derivational affixes, derivational patterns. The main structural types of English words.

 

5. The semantic structure of the word. Types of lexical meaning.

Semasiology as a branch of Lexicology studying the meaning of the word and its development. The main approaches to the study of word meaning: referential, or denotational, functional, or contextual. Types of word meaning: grammatical, lexico-grammatical, lexical. The main components of lexical meaning. The denotational/denotative meaning. The connotational/connotative meaning. Main types of connotations: stylistic, emotional, evaluative, intensifying (emphatic or expressive). Polysemy in English and its causes. The semantic structure of a polysemantic word. The semantic analysis of the word: lexico-semantic, componential, contextual.

 

6. The development and change of the semantic structure of English words.

Extralinguistic and linguistic causes of the semantic change. The main semantic processes of the development and change of word meaning: specialization, or narrowing of meaning, generalization, or widening of meaning, elevation, or amelioration of meaning, degradation or pejoration of meaning, metaphoric and metonymic transfers.

7. Homonymy in English. The problem of homonymy and polysemy.

Definition of homonyms. Causes of homonymy and sources of homonyms in English: convergent sound development and divergent sense development. Classifications of homonyms: 1) perfect homonyms, homophones and homographs; 2) full and partial homonyms; 3) lexical, lexico-grammatical and grammatical homonyms; 4) simple and complex homonyms.

The problem of homonymy and polysemy in English. The criteria applied to solve the problem: etymological, phonetic, the criterion of spelling, the semantic criterion of related and unrelated meanings, the criterion of distribution.

 

8. Synonyms and antonyms in English.

Synonyms and synonymic sets, the synonymic dominant. Criteria of synonymy. Definition of synonyms. Functions of synonyms in speech.

Types of synonyms. Sources of synonyms in English. Euphemisms. Antonyms in English. Definition and classification of antonyms: 1) contradictory and contrary antonyms; 2) root and derivational antonyms.

 

9. The stylistic differentiation of the English vocabulary. Literary-bookish words.Colloquial words. The problem of slang.

The system of the stylistic differentiation of the English vocabulary and functional styles. Stylistically unmarked, or stylistically neutral words and stylistically marked, or stylistically coloured words. Two main strata of stylistically marked words: formal, or literary-bookish words and informal, or colloquial words. The subdivision of the literary-bookish vocabulary into general literary-bookish words and functional literary-bookish words. General literary-bookish words as a heterogeneous layer including words of scientific prose, “officialese”, literary, refined words. Functional (special) literary-bookish words: terms, poetic words, neologisms, archaic words and historical words, foreign word and barbarisms. Colloquialisms as words of the minimal degree of stylistic degradation. Literary-colloquial and familiar colloquial words.

Substandard colloquial vocabulary: vernacular, or low colloquial words, dialect words, or dialectics, vulgarisms, slang. The term “slang”. Different definitions of slang. General slang and special slang: jargonisms, professionalisms, argot or cant. Word-building in slang. Neologisms of the colloquial character.

 

10. Standard English, dialects and variants.

English as a global language. English as a mother tongue and the national language. English as the official language of the state. English as a foreign language.

English as a microsystem of its national variants: British English, American English, Canadian English, Australian English, New Zealand English, etc.

Standard English (The British standard),. Variants and dialects as regional varieties of the English language.

Dialects in Great Britain, cockney. Main territorial variants of English outside Britain. American English. Vocabulary differences in the language variants.

 

Теоретическая грамматика

 

1. The theory of parts of speech and their interaction.

The position of parts of speech in the system of the language. The criteria of classifying the lexicon into parts of speech. The cognitive-discursive approach to parts of speech. The system of parts of speech in English. Notional and functional words. The borderline between notional and functional words. The field (prototypical) structure of parts of speech. Interaction between parts of speech. Syntactic transposition as a means of parts-of-speech interaction in English. The functions of transposition.

 

2. The English noun and its grammatical categories.

The general characteristic of the noun and its position in the system of parts of speech. Gender distinctions in the English nouns. The grammatical category of number in the English noun. The grammatical category of case in the English noun.

 

3. The English verb. Subclasses of verb in English.

The position of the verb in the system of parts of speech. The verb as the semantic and the syntactic centre of the sentence. The three criteria for the classification of verbs into subclasses: formal, functional and semantic. The classification of verbs on the bases of the these criteria.

 

4. The grammatical category of tense.

The debatable points in the study of this category. The problem of the future tense in English. The analyses of the opposition: present :: past :: future. The semantic potential of the tense-forms in English.

 

5. The grammatical category of aspect.

The definition of the category of aspect. The semantic basis of the category of aspect in English. The analysis of the opposition ‘Common :: Continuous’ aspects. Cases of neutralization and transposition. The text-forming function of the Continuous Aspect in the text.

 

6. The grammatical category of time-correlation.

The arguments in favour of treating the opposition ‘Perfect :: Non-Perfect’ as a separate grammatical category. The paradigmatic and syntagmatic meanings of the perfect forms. Cases of neutralization and transposition in the sphere of time-correlation category. The functions of perfect forms in the text.

 

7. The grammatical category of mood.

The main problems which arise in the study of the category of mood in English. Mood and modality. The system of moods in English.

 

8. The grammatical category of voice.

The specificity of the category of voice as compared to the other verbal categories. The analyses of the opposition ‘Active :: Passive’. The scope of the passive constructions in English as compared to Russian. The factors that determine the use of passive constructions in English.

 

9. The simple sentence and its essential features.

The problem of the sentence definition and its level belonging. The main categories of the sentence: a) predicativity: its role in the sentence; types of predication: primary vs. secondary; explicit vs. implicit predication; b) modality: its heterogeneous nature; the two types of modality; the culture- and gender-sensitive character of modality; c) negation and its types: complete vs. partial; grammatical vs. lexical; explicit vs. implicit; direct vs. transferred negation; negation and the communicative type of the sentence; the specific features of negation in English.

 

10. The structural aspect of the sentence.

Classification of sentences according to their structure. The notions of valency, structural minimum and the elementary sentence. The syntactic processes of extending and compressing the elementary sentence.

 

11. The semantic aspect of the sentence.

The notion of the semantic, or the deep structure of the sentence. The problem of semantic modelling in syntax. The semantic types of sentences. The relations between the formal (surface) and the semantic (deep) structures of the sentence.

 

12. The communicative aspect of the sentence and its actual division.

Classification of sentences according to the purpose of communication The problem of exclamatory sentences. Transposition on the level of communicative types of sentences. The actual division of the sentence. The central notions of the actual division: the theme and the rheme. Dirhemic and monorhemic utterances. Means of expressing the components of actual division. The peculiarities of actual division in different communicative types of sentences. The text forming function of actual division.

 

Теоретическая фонетика

 

1. Phonetics as a branch of linguistics. The phoneme theory.

Phonetics as a branch of linguistics, its own branches. The connection of Phonetics with Grammar, Lexicology and Stylistics. The sound matter of the language and its components. Method of direct observation and commutation.

The functional aspect of the sound. The definition of the phoneme. The material, the abstractional, the generalized and the functional aspects of the phoneme – three functions of the phoneme. The principle and the subsidiary variants of the phoneme.

The conception of the phoneme. The 1st and the 2nd groups of phonological conceptions. The status of the sound in the neutral position. Patterns of phonemic distribution and discovery of phonemes.

 

 

2. The classification of English vowels.

The classification of speech sounds. The acoustic and the auditory aspect of speech sounds.

The classification of English vowels – 5 types. Rules of reading vowels in English. Accommodation. Modification of vowels in connected speech.

Moot points in vowels: the problem of diphthongs, the problem of the neutral sound, the problem of the vowel length.

 

3. The classification of English consonants.

The classification of speech sounds. The acoustic and the auditory aspect of speech sounds. The сlassification of English consonants – 4 types.

Rules of reading consonants in English. Assimilation. Different features of consonants affected by assimilation. Degrees of assimilation Directions of assimilation.

Moot points in consonants – the problem of [W] sound. The number of affricates in English.

 

4. English intonation.

The definition of intonation. Intonation and its components. The role of intonation in speech. Intonation-group division. Parts of intonation pattern. The Descending, the Ascending and the Level types of Pre-Nuclear. Types of Nuclear. Methods of indicating intonation on the staves and in the line of text.

Sentence-stress. Stressed and unstressed words in sentence-stress. The distinctive function of sentence-stress. Mistakes of Russian learners in sentence-stress.

Rhythm. Tempo. Intonation of statements, special questions, general questions, imperatives, exclamations, direct address, parentheses, author’s words, disjunctive questions, compound and complex sentences. O’Connor’s system of English intonation. Tone Groups 1-9.

 

5. Phonostylistics.

Stylistic use of intonation. Intonation of formal style. Intonation of scientific style. Intonation of declamatory style. Intonation of publicistic style. Intonation of conversational style. Intonation of a fairy-tale. Examples of phonostylistic analyses. Stylistic modifications of sounds.

 

Cтилистика

 

1. The classification of functional styles. Publicistic and newspaper style.

The definition, the features common for all styles. The general classification.

Formal functional styles: scientific, business (official), publicistic, poetic. The general characterization, the linguistic features.

Informal styles: the characteristic features, the specific language material. The peculiarities of literary::familiar colloquial.

Publicistic style and the features of its substyles. Newspaper style and the features of its substyles.

 

2. Scientific and business style. The language of literature.

Scientific style, its substyles, the characteristic features, the specific language material.

Business style, its substyles, the characteristic features, the specific language material.

The problem of belles-lettres style. The distinctive features of the language of literature.

 

3. The main division of expressive means. Lexical means of expressiveness.

The difference between stylistic devices and expressive means. The classification of expressive means.

Lexical means of expressiveness and the classification of tropes. The devices included into each group: definitions, examples.

 

4. Metaphoric group. The structure and the semantics of an image.

The tropes included into metaphoric group: their definitions, examples. Different approaches to the study of metaphor. The semantic structure of an image. The functions of an image. Genuine: trite images. Extended images.

 

5. Syntactical expressive means.

The definition of syntactical expressive means, their classification. The general classification of each group of syntactical expressive means, the devices comprising it: their definitions, functions, examples.

 

6. Phonetical expressive means.

Euphony: the definition, means of creating.

Onomotopoeia – direct and indirect, the theory of sound symbolism.

The patterns of sound repetition. Alliteration: definition, usage, functions. Assonance. Consonance. Paronomasia.

Rhythm: the definition, the rhythm of poetry and the rhythm of prose. Meter.

 

Перечень литературы для подготовки:

1. Антрушина, Галина Борисовна. Лексикология английского языка / Г. Б. Антрушина, О. В. Афанасьева, Н. Н. Морозова. — М. : Дрофа, 1999.

2. Арнольд, Ирина Владимировна. Стилистика. Современный английский язык : учебник для студентов вузов / И. В. Арнольд . — М. : Флинта : Наука, 2010.

3. Блох, Марк Яковлевич. Теоретическая грамматика английского языка : учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки дипломированных специалистов "Лингвистика и межкультурная коммуникация" / М. Я. Блох. — М. : Высшая школа, 2006.

4. Гальперин, Илья Романович. Стилистика английского языка: учебник для студентов институтов и факультетов иностранных языков / И. Р. Гальперин. — М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2010.

5. Зыкова, Ирина Владимировна. Практический курс английской лексикологии : учебное пособие для лингвистических вузов и факультетов иностранных языков / И. В. Зыкова. — М. : Академия, 2006.

6. Козлова, Любовь Александровна. Теоретическая грамматика английского языка : (на английском языке) : учебное пособие для студентов и аспирантов лингвистических вузов и факультетов иностранных языков / Л. А. Козлова ; Алтайская государственная педагогическая академия. — Барнаул, 2010.

7. Кухаренко, Валерия Андреевна. Практикум по стилистике английского языка : учебное пособие [для студентов факультетов иностранных языков] / В. А. Кухаренко. — М. : Флинта : Наука, 2012.

8. Шевченко, Татьяна Ивановна. Теоретическая фонетика английского языка : учебник для студентов [филологических факультетов университетов и педагогических вузов] / Т. И. Шевченко ; [науч. ред. Н. В. Пальченко]. — М. : Высшая школа, 2006.

9. Programme and basic materials for theoretical course of english phonetics : [пособие для студентов 2 курса] / Алтайская государственная педагогическая академия, Лингвистический институт ; [сост.: З. А. Сахарова, С. В. Кустова]. — Барнаул : Изд-во АГПА, 2009.

Порядок проведения и оценка устной части экзамена

Ø Порядок проведения

Перед проведением экзамена проводится консультация по программе экзамена.

Варианты экзаменационных заданий составляются экзаменационной комиссией и выдаются студентам непосредственно на экзамене. Экзамен проводится на иностранном языке.

Студенту выдается индивидуальное экзаменационное задание и требуемое количество проштампованных листов бумаги. После получения задания экзаменуемый знакомится с ним и уточняет с экзаменатором возникшие неясности. Срок подготовки выпускника к устному ответу 1,5-2 часа.

По истечении срока подготовки к ответу экзаменуемый занимает место перед столом экзаменационной комиссии и, пользуясь своими записями, выполняет указанные в билете задания. После завершения данного этапа члены экзаменационной комиссии могут задать экзаменуемому дополнительные вопросы.

 

Ø Оценка

При определении требований к оценке экзамена комиссия руководствуется следующим:

Оценки «отлично» заслуживает выпускник с сформированной коммуникативной компетенцией, лингвистический, социокультурный и прагматический компоненты которой отвечают программным требованиям и конкретизируются в его умении извлекать различные типы информации из прочитанного текста и аргументированно представлять их, излагать собственную точку зрения по соответствующей проблематике прочитанной статьи, используя потенциал разноуровневых языковых средств. Выпускник обнаруживает всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, излагает и иллюстрирует примерами основные положения теории без наводящих вопросов экзаменатора. Хорошо ориентируется в ответах на дополнительные вопросы по проблематике билета.

Оценки «хорошо» заслуживает выпускник с сформированной коммуникативной компетенцией, лингвистический, социокультурный и прагматический компоненты которой отвечают программным требованиям и конкретизируются в его умении извлекать различные типы информации из прочитанного текста, однако большее внимание уделяется фактуальной информации, концептуальная и подтекстовая информация раскрываются в ходе наводящих вопросов. Студент может излагать собственную точку зрения по соответствующей проблематике прочитанной статьи, используя потенциал разноуровневых языковых средств, допуская несущественные ошибки, которые не нарушают смысл высказываемых суждений. Выпускник обнаруживает полное знание программного материала, излагает и иллюстрирует примерами основные положения теории, иногда основываясь на наводящих вопросах экзаменатора. Ориентируется в ответах на дополнительные вопросы по проблематике билета.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник со слабо сформированной коммуникативной компетенцией, лингвистический, социокультурный и прагматический компоненты которой не полностью отвечают программным требованиям. Выпускник извлекает из текста лишь фактуальную информацию, оставляя без внимания концептуальную и подтекстовую. Студент затрудняется в изложении собственной точки зрения по соответствующей проблематике прочитанной статьи, используя однообразные языковые средства, допуская ошибки разного рода. Выпускник обнаруживает знание основного программного материала, но допускает погрешности в ответе. Даёт фрагментарные ответы на дополнительные вопросы по проблеме.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.