Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация отраслей психологии по ВИНИТИ





Общие вопросы психологии
Общая психология
развитие психики
психика и сознание
психофизиология высшей нервной деятельности
психические процессы и состояния
психология деятельности и поведения; психология мотивации
психология личности
психология пола
особые состояния и явления психики
методы психологических исследований; математическая психология
Психология развития
возрастная психология
зоопсихология
этология и сравнительная психология
детская и юношеская психология
психология старения
Социальная психология
социальная психология личности. Психология жизненной сферы
социальные нормы и ценности
психология общения
психология межличностных отношений
психология малых групп и коллективов
массовые формы внеколлективного поведения
отклоняющееся поведение
этнопсихология
Прикладная психология
педагогическая психология
экономическая психология
психология труда
инженерная психология
психология управления
авиационная и космическая психология
психология спорта
психология творчества
медицинская психология
психология семьи и быта
другие виды прикладной психологии



В основе подхода В.А.Ганзена лежит идея использования метода базисов, который можно рассматривать как конкретизацию общенаучного метода аналогии. При этом под базисом понимается легко обозримое множество независимых объектов (понятий), которое характеризуется полнотой, упорядоченностью и порождает с помощью некоторого преобразования из небольшого числа исходных объектов (модулей) достаточно большое число производных.
Анализ описаний объектов самой различной природы позволяет, по мнению Ганзена, предположить, что основными характеристиками любого объекта являются пространственные, временное, информационные и энергетические. Поэтому в качестве одного из наиболее универсальных модулей описания можно использовать соответствующий понятийный пентабазис: субстрат (субстанция) – пространство – время – энергия – информация. Известно, что существует вполне определенная связь между пространством и временем, между энергией и информацией, которая объединяет их в прортранственно–временнбй и информационно–энергетический континуумы. Эти континуумы также связаны между собой, но при определенных условиях можно отвлекаться от их связи и рассматривать пространственно–временные и информационно–энергетические описания явлений как независимые. Точно так же при определенных условиях можно рассматривать как независимые пространственные, временные, энергетические и информационные характеристики явлений. Избранный пентабазис удобно представить в виде своеобразного вербально–графического высказывания:

Такое представление соответствует координатным осям зрительной системы, облегчает попарное сопоставление характеристик объектов, связывает отдельные характеристики с квадрантами плоскости. Предположив, что по крайней мере на первых уровнях иерархии модуль. описания постоянен, можно перейти к упорядочению заданного перечня психологических дисциплин.
Представляется, что эвристическая сила такого способа упорадочения только возрастет, если мы в большей степени будем делать акцент на общем понятийно–семантическом смысле используемых наименований, чем стараться педантично следовать эмпирически сложившейся практике их употребления. Очевидно, что наука развивается неравномерно: на разных культурно–исторических этапах преимущественное развитие получают и разные отрасли науки, они в различной степени дифференцированы. Это прежде всего отражается в библиографически ориентированных описаниях. В классификациях же, ориентированных дидактически, приоритет отдается решению задачи целостного и сбалансированного описания психической реальности.
Отдавая себе отчет в том, что процедура использования метода базисов не является алгоритмизированной, опирается в каждом отдельном случае на свои особые неэкспилицированные интуитивные соображения и потому априори допускает разброс получаемых решений, тем не менее предложим вариант такого рода упорядочения. При этом будем выделять наименования тех отраслей, которые содержатся в приведенных классификациях: использование такого рода процедуры в реальном учебном процессе оправдано также и тем, что она позволяет отойти от догматического изложения трудно обозримых и мало полезных с дидактической точки зрения перечней. Решение задачи построения классификационной схемы в рамках совместной со слушателями учебно–познавательной деятельности сразу же провоцирует дискуссии в силу очевидной многозначности классифицируемых объектов и одновременно позволяет продемонстрировать конвенциональный характер описаний такого рода. В то же время подобная процедура открывает возможность построить достаточно детализированную и целостную картину многообразия разделов системы психологического знания.












Очевидно, это начатое упорядочение допускает продолжение, но для нас было важно продемонстрировать саму возможность использования охарактеризованного выше подхода и подтвердить, что почти все наименования, фигурирующие в других классификациях, здесь имеются.
Резюме, которое может быть сформулировано на данном этапе (в данном аспекте) рассмотрения проблемы определения предмета психологии, следующее: предмет психологии интегрирует в себе области всех тех отраслей, которые упомянуты в предложенном классификационном описании.



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.