Сделай Сам Свою Работу на 5

Натурализм как направление в философии. Особенности современного эволюционного натурализма.





Натурализм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, биологическое мировоззрение XIX века, философия жизни).

По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этикеэто требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов.

В современной социологии — две противоборствующие концепции натурализма:

а) концепция, основанная на идее признания физических или биологических факторов в качестве основных образующих сил в истории, в развитии общества;

Б) концепция, основанная на идее признания социального природным — так называемой «третьей природой», развившейся из физической природы и биологической природы, но не сводящейся к ним.

Эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произведения было неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного.



Натуралистический — в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе.

Виды философского натурализма

Онтологический натурализм, в рамках которого обсуждаются вопросы о том, что существует, или не существует в мире. Центральным тезисом онтологического натурализма является утверждение вида «Все что существует, имеет определенное качество А» о том, что существует (позитивная версия) и утверждение вида «Объекты, обладающие качеством В не существуют», о том чего не существует (негативная версия).

Эпистемологический натурализм обсуждает источник веры, лежащей в основе знания. Эпистемологический натурализм имеет две разновидности — экстернализм и интернализм, которые расходятся в толковании источника ментальных состояний. С точки зрения экстернализма, причиной наших представлений являются внешние по отношению к нам субъекты. Для интерналиста не существует внешних объектов или сущностей, которые лежат вне мозга субъекта и все представления о мире являются следствием ментальных состояний. Обе версии эпистемологического натурализма отрицают возможность априорного знания.



Семантический натурализм описывает процесс смыслообразования и признаки, отличающие осмысленные предложения от бессмысленных. Ядром семантического натурализма является утверждение о том, что философские утверждения относительно языка, имеющие познавательную ценность, должны формулироваться в рамках естественных наук. Семантический натурализм имеет сильную и слабую версии. Сильная версия натурализма выставляет требование логической редукции, согласно которому, все осмысленные суждения следует сводить к суждениям естественных наук, особенно физики. Слабая версия семантического натурализма преследует цель разработать способ провести границу между эмпирической и теоретической областями в научной теории.

Методологический натурализм (сциентизм), в рамках которого обсуждаются допустимые в философии методы. Методологический натурализм имеет слабую и сильную версии.

Сильная версия методологического натурализма утверждает, что в философии допустимы исключительно естественно-научные методы, которые используются в естественных науках, поскольку только они ведут надежным путем получения знаний. Эта версия часто формулируется как требование исключить из научного рассмотрения телеологическое объяснение в пользу причинного.

Слабая версия методологического натурализма является вариантом утверждения об отсутствии четких границ между различными естественными науками. Поскольку строгих границ, по мнению методологического натуралиста, не существует, возможно перенесение методов естественных наук в область наук гуманитарных. Обе версии методологического натурализма исключают возможность трансцендентальной философии и исследований в области теории познания, выходящие за рамки материальной области.



Критика натурализма

1. Самообращение. Натурализм сам ненаучный и, таким образом, недостаточно обоснован. Аргумент самообращения может быть усложнен дополнительным рассуждением о том, что принципы натурализма не являются априорными и, следовательно, должны оцениваться не как достоверные суждения, а как вероятностные.

2. Возможность альтернативных подходов. Поскольку натурализм не достоверен, постольку натуралистические указания на то, какие области и аспекты человеческой деятельности доступны для изучения, не запрещают альтернативных подходов. Эта брешь в основании натурализма является лазейкой не только для вполне легитимных альтернативных философских методов — спекулятивной метафизики, интроспекции, ментализма, экзистенциализма, но и для эзотерики, мистики, спиритуализма.

3. Нормативность. Согласно натурализму, решение философских проблем возможно только на основе данных естественных наук. Но если эпистемологические проблемы являются научными проблемами, то философы не должны вмешиваться в решение этих проблем.

4. Парадокс Гуссерля. Недостаточное обоснование натурализма ведет к релятивизму: структура нашего мозга определяет вид нашей логики, то есть наш путь построения заключений. Поэтому содержание некоторой пропозиции может быть истинно для одного вида мозга и ложно для другого. Это утверждение известно как парадокс Гуссерля: «натурализованная эпистемология думает, что должна найти основной язык или фундаментальную „схему мышления“ которая получена здесь и сейчас и мы должны принять их перед тем как мы сможем их обосновать»[2]

5. Теоретическая нагруженность языка и наблюдения. Одна из задач натуралиста — дать описание области ментальных явлений в научных терминах, без ссылки на «духовное». В словарь натуралиста входят такие термины, как «информация», «значение», «репрезентация», «признаки». Однако определение этих терминов подразумевает субъекта, его представление и понимание, целевые установки. Информация предполагает наличие канала передачи и декодирующее устройство, в качестве которых, применительно к человеческому субъекту, понимаются органы чувств и сознание. Значение зависит от словоупотребления в речи, репрезентация возможна там, где возможна интерпретация и понимание, признак является признаком для кого-то. Таким образом, натуралисту не удается избежать менталистской терминологии.

Немецкий классический идеализм – основные представители и идеи.

Как философское направление, классический немецкий идеализм И.Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля представляет собой один из самых значительных в истории человечества научных и культурных феноменов, влияния которого не избежала ни философская, религиозная, художественная, этическая, политическая, экономическая, психологическая и естественнонаучная мысль, ни социальная практика XIX-XX веков.

Проблема свободы выдвигается на первый план в немецком классическом идеализме, который является завершением всей новоевропейской метафизики.

Впервые в философии Канта философия свободы обретает фундаментальный метафизический смысл, получая свое преобразование и последующее развитие в метафизике чистой деятельности «Я» Фихте, в системе науки об опыте сознания Гегеля и в системе свободы Шеллинга, в которой воля провозглашается праосновой бытия; возникает метафизическое понимание бытия как воли.

 

Система свободы, согласно Шеллингу, оказывается возможной только на пантеистической основе. Существование человеческой свободы неотделимо от принадлежности человека к высшему бытию.Интерпретация пантеизма раскрывается в двух положениях: «Всё есть Бог» и «Бог есть всё». Первое положение отвергается, поскольку оно имеет сугубо фаталистический характер. Утверждается второе положение, поскольку в теологической традиции всё сущее немыслимо вне причастности к Богу.

Иммануил Кант: прекрасное в природе ограничено формой, в искусстве же возможно восхищаться бесформенным, т.к. в нем , или благодаря ему, представляется безграничность, которая, тем не менее, целостна.

Природа - свободная стихия и этим привлекательна. Человек имеет безграничные возможности.


a) [Теория бесконечности ("убегающего горизонта")]
Универсум ( единство человека и природы).


b) Иоганн Фихте [ Теория романтической иронии]: по Фихте практика = деятельность духа ( субъект, абсолютное "Я").
Романтики заменяют абсолютное "я" отдельными эмпирическими "я", следовательно, художник творит практику, следовательно, окружающая действительность не равна миру художника, следовательно, художник свободен в отношении к действительности.

c) Фридрих Шеллинг: искусство - безотчетное творение гения (субъективность). Высшее достижение искусства - поэзия.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.