Сделай Сам Свою Работу на 5

Объяснение» (в естествознании) отличается от «понимания» (в гуманитарных науках)?





У естествознания - приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания.

Дильтей заложил основы философской герменевтики, стремясь обосновать специфику наук о духе (то есть гуманитарных наук) в их отличии от естественных наук. Такое отличие он усматривал в методе понимания как непосредственного, интуитивного постижения некоторой духовной целостности (или целостного переживания). Если науки о природе прибегают к методу объяснения, который имеет дело с внешним опытом и связан с деятельностью рассудка, то для постижения письменно фиксированных проявлений жизни, для изучения культуры прошлого, согласно Дильтею, необходимы понимание и истолкование ее явлений как моментов целостной духовной жизни той или иной эпохи, что и определяет специфику наук о духе.

 

 

НАТУРАЛИЗМ (лат, natural -естественный) — философское направление, объединившее различные философские школы. Натуралистический подход в философии существовал на протяжении всего ее существования, однако как философское направление был осознан в XVIII-XIX ев. Согласно П., природа является единственным «предельным» принципом объяснения всего существующего, обращение к природе — основа решения всех философских проблем.



 

Для Натурализма характерны следующие особенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанционального начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существует трансцендентных, запредельных природе законов. Социальная жизнь подчиняется те» же закономерностям, что и природные явления. И. свойствен редукционизм — сведение социальных явлений к природным. 6 природе отсутствует осмысли, ориентация на человека, скрытая «благаяв Цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникальности, неповторимости: человек не мо-жег стать выше природы, Н. предлагает человеку осознанно подчиниться природным закономерностям. Призыв Голь-бита «покоримся природе» как нельзя лучше выражает суть отношения Н. к человеку.

В теории познания Н, проявляется г постулировании универсальных методов исследования, применимых в равной степени к исследованию неживой природы, живых организмов, человека и общества. Применение исторического подхода к явлениям социальной жизни в Н. крайне ограничено; исключается, как правило, ценностный подход в познании.



6 области социальной философии Н. проявляется в многочисленных попытках выявлений природных факторов, определяющих развитие общества (неомальтузианство, географический детерминизм, геополитика), в рассмотрении общества как гигантского живого организма, подчиняющегося законам Биологической эволюции (социал-дарвинизм, эволюционизм), рассмотрении социальных изменений как результата возрастания или уменьшения энергии (социальный энергетизм).

В философской антропологии Н. сводит сущность человека, особенности его поведения к набору врожденных «природных» качеств: инстинкта самосохранения, сексуального инстинкта, агрессивной установки.

В этике Н. обнаруживает себя в теориях утилитаризма и гедонизма.

В эстетике Н. проявляется в принципе подражании природе во всех подробностях; в отказе от ценностной интерпретации изображаемого.

Вместе с тем различных представителей Н. многое не только объединяет, но иразделмт. Понятие -природа» крайне широко и неопределенно, содержание его определяется историческими условиями, состоянием наук о природе, индивидуальными установками исследователя. В рамках Н. может родиться уверенность в познавательных и социально-преобразовательных возможностях человека (Г. Спенсер. Дм. Писарев), » Могут возникнуть фаталистические настроения. Н. может принять как форму пантеизма и гилозоизма (Спиною, Дт. Бруно), так и материализма {Гольбах, Латтри). Н. хорошо уживается с познавательным рационализмом, но чаще ориентируется на эмпиризм. Н. старается избавиться от эмоций, аффектов в процессе познания природы, но порой включает эмоциональное отношение к природе, экзальтированную любовь, поклонение ей, сопровождающееся отрицательным отношением к ее познанию {Ж.-Ж. Руссо).



Понятие природы, центральное в Н„ несет в себе скрытую оппозицию иному, это «соотносительное» понятие. Исторически самой ранней формой Н. можно назвать философию досократиков, где природа — это гармоническое целое, одушевленный космос вечно движущийся и стоящий на месте, находящийся за пределами добра и зла, оптимизма и пессимизма. Он несет в себе как единое противопоставление «многого» — частному, отдельному. В эпоху Возрождения Н. противопоставляет природу миру трансцендентного — Богу теизма. В Новое время сливается с механицизмом; главная оппозиция здесь — противопоставление «естественности» как следования природе, где действуют «разумные» законы, человеческой субъективности, неразумности, предрассудкам. В ВД в. И. обосновывается в сфере познания социальных явлений. Появляется эволюционная социология Г. Спенсера, идеи Н. подхвачены в 'осени. Природа понимается преимущественно как живая природа «естественность», органичность, целостность, способность к самоорганизации. Эта «природа» противопоставляется «искусственному» — механическому мертвому, сконструированному человеком, природа противопоставляется культуре. «Философия жизниа попыталась примирить противоположности естественного и искусствен ног о, природы и культуры в ПОНЯТИИ «ЖИЗНЬ».

 

Дж.Локк и создание критического эмпиризма. Человек как «табула раса».

 

 

Джон Локк родился в 1632 г. Умер в 1704 г. Основные работы Дж. Локка: "Опыт о человеческом разумении", которую он писал около 20 лет и опубликовал в 1690 г.; "Письма о веротерпимости" (1691); "Мысли о воспитании" (1693) и др.

 

Главная научная проблема, занимавшая Локка, - определение пределов, условий и реальных возможностей человеческого познания. Как и Т. Гоббс, Локк исходил из идеи опытного происхождения знания.

В связи с этим он подвергает критике Декартову теорию "врожденных идей". Ей он противопоставляет следующие положения: 1) не существует ни врожденных идей, ни принципов; 2) ни один человеческий разум, каким бы сильным и мощным он ни был, не способен сформировать или изобрести идеи, также как уничтожить уже существующие идеи; 3) источником и пределом разума является опыт.

 

Критике теории врожденных идей Локк посвящает первую книгу "Опыта". Он ставит задачу опровергнуть основной аргумент, используемый для подтверждения наличия врожденных идей - всеобщее согласие. Локк считает, что всеобщее согласие людей по поводу идей, если бы оно даже существовало, можно было бы объяснить и без ссылки на их "врожденность".

Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии, Локк доказывает, что в действительности всеобщего согласия (а значит, врожденных идей) не существует. Факты убеждают, что у маленьких детей и умственно отсталых взрослых людей, дикарей отсутствуют отвлеченные идеи о тождестве, противоречивости, Боге, нравственных принципах. Но если эти идеи ими не осознаются, значит, они не даны человеку от рождения.

Об отсутствии врожденных моральных принципов свидетельствуют случаи аморального поведения отдельных людей и народов, не вызывающие у них мук совести. Более того, разные народы руководствуются различными моральными нормами. Ссылкой на разнообразие культур опровергает Локк также вывод о врожденности идеи Бога: есть народы, у которых "нет даже имени для обозначения Бога, как нет ни религии, ни культа". Указанные аргументы приводят Локка к однозначному и категорическому отказу от идей априоризма. В то же время им признается наличие врожденных анатомо-физиологических задатков, от которых зависит способность приобретения знания посредством опыта.

Разум человека, по Локку, способен комбинировать идеи, пришедшие к нему из опыта, но не может изобретать их сам. Источником для развития разума выступает опыт. Из него она получает материал для познания. Ученый является одним из основоположников эмпиризма в европейской философско-психологической мысли XVII в.

 

Локк выделял два источника и типа опыта - ощущение материальных предметов и внутреннюю деятельность души. Из этих двух источников опыта возникают два разных типа "простых идей": "идеи ощущения" и "идеи рефлексии". К идеям Локк относил ощущения, образы восприятия и памяти, чувства.

Ощущение - итог взаимодействия человека с миром, воздействия внешних предметов на органы чувств. Внешний мир выступает, таким образом, как главный источник идей. Локк утверждает, что познание начинается с чувств, что "нет ничего в интеллекте, чего бы ни было до этого в ощущениях". Ощущения дают идеи отдельных вещей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.