Сделай Сам Свою Работу на 5

Соображения, касающиеся наук.





 

В начале первой части Декарт говорит, что здравомыслие в людях распределено примерно справедливо, и каждый может отделять истину от заблуждений. Однако Декарт не намеревается научить кого-либо своему методу, а лишь показывает, каким образом он направляет свой собственный разум. Он предлагает читателю называть "Рассуждения о методе" рассказом, и если угодно, вымыслом, но при этом надеется, что для кого-нибудь эта работа окажется полезной. Рассказывая о своем образовании, Декарт признается в своей любви к математике: "Особенно мне математика из-за достоверности и очевидности своих доводов". В других науках Декарт не видит этой достоверности и очевидности. Тем не менее, он не отрицает всего того, что было достигнуто в науке до него, он лишь предлагает отделить истинное от ложного. Этой цели и служит метод, изобретенный Декартом.

 

Основные правила метода

 

В результате своих рассуждений, Декарт выводит четыре правила, которых затем придерживался всю жизнь.

 

Первое правило - это правило очевидности Декарт формулирует следующим образом: "Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению".



Второе правило: "Разделять каждую проблему избранную для изучения, на столько частей сколько возможно и необходимо для наилучшего ее решения". Это защита аналитического метода, который только и может привести к очевидности.

Однако разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, а не прочную связь, создающее из них сложное целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез. Таким образом, цель третьего правила определяется так: "Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу".



И, наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы. Поэтому Декарт формулирует последнее четвертое правило: " Делать повсюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Перечень контролирует полноту анализа, а обзор - корректность синтеза.

 

Вышеизложенные правила просты. Они подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которое распадается любое строгое исследование. Они являются моделью знания именно потому, что ясность и отчетливость защищают от возможных ошибок или поспешных обобщений

Несколько правил морали, извлеченные из этого метода

 

В этой главе Декарт знакомит читателя с правилами морали, которые он выработал для себя, "чтобы иметь возможность прожить как можно более счастливо".

"Во первых, повиноваться законам и обычаем моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой по милости божьей, я был воспитан с детства, и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностей мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми, в кругу которых мне приходилось жить. " Уважение к законам страны продиктовано необходимостью спокойствия, без которого невозможны поиски истины.

"Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я их принял за вполне правильные". Оно призывает покончить с медлительностью и преодолеть неуверенность и нерешительность, поскольку жизнь торопит, постоянным остается только обязательство истины и доброты, которые служат регулирующими идеалами человеческой жизни. Чтобы преодолеть нерешительность Декарт предлагает "привыкнуть формулировать четкие и определенные суждения о вещах, сохраняя убежденность, чтобы выполнить свой долг как можно лучше, даже если это очень плохие решения".



 

Третьим моим правилом было всегда побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли и что после того, как мы сделали все возможное с окружающими нас предметами, то, что нам не удалось, следует рассматривать как нечто абсолютно не возможное".

Таким образом, главная идея Декарта - это изменение самого себя, что возможно напряжением разума с помощью правил ясности и отчетливости. Изменяя мысли, мы укрепляем волю. Заканчивая рассмотрение морали, Декарт говорит: "употребить всю мою жизнь сколько я буду в силах совершенствованию моего разума и продвигаться, насколько буду в силах, в познании истины по принятому мной методу".

 

Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что развивая свое учение о методе, Декарт стал основателем рационализма, то есть направления в теории познания, согласно которому всеобщий и необходимый характер истин математики и точного естествознания имеет источник не в опыте, а в разуме.Критерием достоверности он провозгласил логические принципы рационального познания– ясность и отчетливость.

«Правила руководства ума»:

Считать истинными такие положения, которые не вызывают сомнения.

Каждое затруднение в процессе познания надо делить на части

Мыслить по–порядку, начиная от простого, переходить от известности к неизвестности, от доказанного к недоказанному.

Не допускать в логическом исследовании лишнего («Без надобности не допускай лишнего–правило), составлять такой перечень, в котором уверен, что ты ничего не забыл.

 

Метафизика Декарта.

Дуализм Декарта.

В основе мира две субстанции–духовная и материальная.На практике у Декарта три субстанции. Субстанция–причина самой себя и всего сущего. Субстанции были созданы богом (3 субстанции: материя – делимая до бесконечности, дух–неделимая, Бог).

Атрибут- неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С помощью разума можно получить знание, которое применимо в материальной сфере. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью бога. Это гарант синхронности субстанций.

Пример:Часы и часовщик. Когда часы идут, они не зависят от создателя, Бог отрегулировал часы(две субстанции), которые идут синхронно, а от создателя не зависят. Декарт пытался возвеличить человеческий разум. Бог–творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с рождения есть простейшие идеи, заложенные Богом.

Идея Бога у Декарта. ( «Метафизические размышления»)

Разум обращается, к врожденной идее Бога, "бесконечной, вечной, неизменной, независимой, всеведущей субстанции, породившей меня и все сущее. Является ли она чисто субъективной или ее следует считать субъективной и одновременно объективной? Проблема существования Бога возникает не из внешнего мира, а в человеке или, скорее, в его сознании".

По поводу идеи Бога Декарт говорит: "Это очевидно благодаря естественному свету и реально как в силу действующей причины, так и в силу результата: где результат может черпать свою реальность, как не в собственной причине?" Очевидно, что автор идеи, присутствующей во мне, не я сам, несовершенный и конечный, и никакое другое существо, также ограниченное. Идея, присутствующая во мне, но не мною произведенная, может иметь в качестве своего творца лишь бесконечное существо, и это Бог.

 

22.Постпозитивизм

 

Постпозитивизм — завершающая стадия развития позитивизма (60-80-е гг. XX в.). Характерный признак — тотальная критика главных идей логического позитивизма. Были предложены новые подходы к развитию науки и научному прогрессу.(Карл Поппер и Томас Кун)

Постпозитивисты сделали акцент на изучении не логики науки, а ее истории, что в немалой степени способствовало проведению многочисленных исследований социальных и культурных аспектов развития науки. Вместе с тем, следует отметить наличие явного иррационализма в утверждениях ведущих постпозитивистов. Постпозитивисты отвергли идею существования независимого эмпирического базиса (протокольных данных). Такого базиса нет. Все эмпирические данные теоретически и философски зависимые, «нагруженные». Ни одно из них не может служить абсолютным критерием достоверности теоретического знания.

Постпозитивисты отвергли также идею подтверждения научных теорий как критерия эмпирической значимости. Отчасти потому, что нет независимого эмпирического базиса, отчасти потому, что, по мнению Поппера, универсальные законы и теории в бесконечной предметной области имеют нулевую степень подтверждения.

Постпозитивисты по-новому определили отношение между наукой и ненаукой. Согласно Попперу, теория научна, если она фальсифицируема (опровергаема) в принципе: существует хотя бы один эксперимент, который мог бы ее опровергнуть. Не научно такое знание, которое не фальсифицируемо в принципе (например, религиозное и философское).

Для Поппера научный прогресс — непрерывный процесс опровержения теорий, ибо каждая из них потенциально ложная. Более прогрессивна та теория, которая при равном истинном содержании имеет меньшее ложное содержание или при равном ложном содержании — большее истинное содержание.

Для Куна научный прогресс — катастрофический, непредсказуемый процесс смены одной ведущей теории как не справившейся с решением аномалий другой. При этом старая и пришедшая ей на смену новая теории несовместимы друг с другом в принципе, так как представляют непереводимые друг в друга картины мира.

Основные тезисы Поппера:

человек - существо, подверженное ошибкам, но наделенное разумом;

его задача - критически относиться к своим поступкам, стремиться исправить свои ошибки;

ему следует проявлять терпимость (толерантность) к иным точкам зрения: ``умирать должны не люди, а теории'';

любое научное знание - гипотетично;

на основании критического рассмотрения можно определить предпочтительность одних научных гипотез перед другими;

человек всегда находится в ситуации выбора: отказаться от результатов опыта или от теории (= принятой им гипотезы);

человек несет ответственность за этот выбор, влияющий на путь развития человеческих знаний;

ход человеческой истории зависит от развития человеческих знаний, которое мы не можем предсказать, используя рац. научные методы;

невозможно предсказать ход истории;

отрицается возможность теоретической истории, сопоставимой (по научности) с теоретической физикой.

 

Несмотря на некоторые различия, имеющиеся во взглядах представителей постпозитивизма, их объединяет критическое отношение к преувеличению роли абстрактно-логических конструкций, столь характерное для неопозитивистских доктрин, и перенос акцента на социокультурные и ценностные аспекты научного познания.

Постпозитивисты предлагают новую программу, суть которой заключается в выдвижении на первый план исторического анализа науки, т. е. исследования "роста" научного знания.Постпозитивистов интересуют прежде всего вопросы: Как возникает новая теория? Как распространяется она в научном сообществе? Почему получают признание одни теории и отвергаются другие?Постпозитивисты убеждены, что теоретическое мышление непосредственно участвует в процессе познания, зачастую даже опережая эмпирический опыт. Ведь даже для того, чтобы зафиксировать какое-то явление как "чисто эмпирический (т.е. чувственно воспринимаемый) факт", человек должен обратить на него свое внимание, выделить его из бесчисленного множества других явлений, предпочесть его всем другим, иначе говоря, отнестись к нему как более важному, более значительному, более ценному, чем все другие. Поэтому постпозитивисты отказываются от позитивистского идеала "беспредпосылочного знания", говоря не о противопоставлении, а, наоборот, о взаимопроникновении эмпирического и теоретического, о "теоретической загруженности" эмпирических фактов. В целом постпозитивизм, сосредоточиваясь на критике общих фундаментальных основ всех форм и этапов позитивистской традиции, решительно отвергает претензии позитивизма на то, чтобы стать единственной научной философией и философией науки.

 

23. Особенности эмпиристской философии Ф.Бэкона. Теория «идолов». Индукция как метод познания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.