Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема Сократа в философии





…………………………………………………………………………………………………………………………………..

 

13. Философия античной классики – основные представители и направления.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.

 

Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно является продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью которой является философия.

История античной философии распадается на четыре периода:

1) зарождение и формирование (6 в. до Н.Э.)

2) зрелость и расцвет (5-4 вв. до Н.Э.)

3) закат (это греческая философия эпохи эллинизма и латинского философского периода. Римская республика (3-1 вв. до Н.Э.)

4) период упадка и гибели в эпоху римской империи (1-5 вв. Н.Э.)".

 

История греческой философии представляет собой общий и, вместе с тем, живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Этот период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико- политическим и этико-религиозно философским.

Абсолютно все ученые-философы отмечают, что первый период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология.



В 6 и 5 вв. до Н.Э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение 7 и 6 столетий поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким образом, появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся, прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд.

Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются.

Ионийская философия была представлена в основном Милетской школой и философом-одиночкой Гераклитом. Для нее характерно еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм…,

Но ионийская философия уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом смысле ионийские философы – монисты), оно вещественно, но также разумно, даже божественно.



Пифагор и его ученики, которые исследовали мировое целое. Они замечали, прежде всего, правильность в движении небесных тел и от них пытались перенести эту правильность на земные явления, явления физического и морального миров. Им мировой порядок представлялся в виде господства чисел; и в этом смысле они переносят на мир, "как целое, понятие космос, первоначально означавшее порядок, украшение".

Если задать себе вопрос "философской направленности Пифагора то, кажется, можно с полной уверенностью сказать, что это была, прежде всего, философия числа, этим оно резко отличалось от ионийской натурфилософии, стремившейся свести все существующее к той или иной материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)".

Если пифагорейцы рассматривали мировой порядок исключительно с его количественной стороны, в противоположность им в 6 веке выступают направления, которые подобно древним ионийским мыслителям, понимают идею мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений.

Идея мирового единства мыслилась как единый закон вещей, как мировое вещество, как мировой порядок, что имело макрокосмический характер. Взгляд данных мыслителей (Фалеса, Парменида, Гераклита…) направлялся на мир, как целое, отдельное же явление имело для них значение только в связи с целым.



 

 

Однако уже в 5 веке в самой Греции появляются мыслители, которые пытаются понять не отдельное явление из целого, но, наоборот, целое из отдельных вещей, явлений: место макрокосмического занимает микрокосмическое исследование.

Так Эмпедокл из Агригента установил четыре независимых качественно различных элемента: огонь, воздух, воду и землю, которое, позднее, благодаря Аристотелю, на многие века заняли господствующее положение среди других элементов.

Второй период греческой философии (5 6 в. до Р.Х.) в противоположность одностороннему космоцентрическому направлению предшествующей философии, начинается также односторонне, а именно постановкой антропологических проблем. Данный период представлен софистами и Сократом и сократиками. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно.

 

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: "необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает".

Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Платон первым среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только начиная с Платона. Платон является первым древнегреческим философом, о деятельности которого можно судить по его собственным произведениям.

Наше представление о древнегреческой философии будет не полным без анализа философского наследия Аристотеля (384 – 322 гг. до Н.Э.), одного из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации.

Аристотеля отличают энциклопедические познания, он подвел итог развитию философской мысли от начала Древней Греции и до Платона.

Третий период античной философии: век эллинизма (с 3 века до Р.Х. по 3 век после Р.Х.). Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики.

Неоплатонизмом заканчивается развитие греческой философии.

 

 

ГЕРАКЛИТ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ДИАЛЕКТИКИ

 

Заметный вклад в становление и развитие древнегреческой философии внес Гераклит Эфесский. Дата жизни у разных философов датируется по-разному. Происходя из царского рода, он уступил наследный сан своему брату, а сам удалился в храм Артемиды Эфесской, отдав свое время занятиям философией. В конце жизни Гераклит удалился в горы и жил отшельником. Основные произведения, дошедшие до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось "О природе".

Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и его предшественники, он в целом, остался на позиции натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например, диалектики противоречия, развития им анализируются на философском уровне, то есть уровне понятий и логических умозаключений.

Гераклит считает, что космос не создал никто из богов и никто из людей, но "он всегда был, есть и будет вечно живым огнем".

Итак, первоосновой всего сущего Гераклит считал первоогонь – тонкую и подвижную легкую стихию. Огонь рассматривался Гераклитом не только как сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

Гераклит говорит о родстве логоса и огня как различных аспектов одного и того же сущего. Огонь выражает качественную и изменчивую сторону существующего – логос – структурную, устойчивую. "Огонь – обмен или размен, логос – пропорция этого обмена".

Итак, гераклитовский логос – разумная необходимость сущего слитая с самим понятием сущего – огня. Логос Гераклита имеет несколько интерпретаций: логос – слово, рассказ, довод, верховный разум, всеобщий закон и т.д. По мнению, Богомолова ближе стоит значение логоса к слову закон как всеобщей смысловой связи сущего.

Диалектика по Гераклиту это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса.

В отличие от милетских философов Гераклит довольно много говорил о познании. Он различал чувственное рациональное познание. Высшая цель познания – познание логоса, а тем самым высшего единства мироздания и достижения высшей мудрости.

В его учении присутствуют как элементы идеализма, так и материализма. О принципах познания Гераклита высказаться однозначно не возможно.

И без преувеличения можно сказать, что из всех философов периода становления античной философии, Гераклит больше всего заслуживает "звания основоположника объективной диалектики как учение о противоположностях, об их борьбе, их единстве и мировом процессе. В этом его непреходящеезначение".

 

ДЕМОКРИТ – И ЕГО АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до Н.Э., умер в 360/370 г. до Н.Э. Прожил почти 100 лет. Родом из Абдер, происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.

Лучшим его произведением считается "Большой Мирострой", за которое он получил награду в 500 талантов.

На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы.

Атомисты, подвергая элейское понятие небытия физическому истолкованию, первыми стали учить о пустоте как таковой. Элеаты отрицали существование небытия. "Итак, бытие – антипод пустоты, они дуалисты, раз принимали два начала в мироздании: небытие и бытие".

Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.

Он проповедовал последовательную материалистическую позицию в учении о природе души и познания. "Душа, по Демокриту состоит из шарообразныхатомов, т.е. подобна огню". Атомы души имеют способность к ощущению. Чувственные качества субъективны (вкус, цвет…) отсюда, он делал вывод о ненадежности чувственного познания.

Но в то же время, он считал, что без "темного" знания, получаемого из ощущений не может быть никакого знания.

Интересны взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию. Он интуитивно полагал, что первые из людей вели неупорядоченную жизнь. Когда они научились добывать огонь, у них понемногу стали развиваться различные искусства. Он высказал версию, что искусство зародилось путем подражания (Мы научились от паука – ткачеству, от ласточки – строить дома и т.д.), что законы создаются людьми.

Демокрит отвергал божественное провидение, загробную жизнь, посмертное воздаяние за земные поступки. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма.

Идеалом государственного устройства считал демократическое государство, когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет – все гибнут.

В целом следует отметить, что философия Демокрита – энциклопедическая наука, основанная на атомистической гипотезе.

ПЛАТОН – ВЫДАЮЩИЙСЯ ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИСТ

 

Платон (427-347 гг. до Н.Э.) – основоположник объективного идеализма, ученик Кратила и Сократа. До нас дошли почти все сочинения, написанные в форме диалогов или драматических произведений: "Апология Сократа, 23 подслушанных диалога, 11 в разной степени сомнительных диалогов, 8 произведений, которые не входили в список произведений Платона даже в древности, 13 писем, многие из которых безусловно подлинные и определения".

Платон рано познакомился с философией Гераклита, Парменида, Зенона, пифагорейцев. Платон является основателем школы, получившей название Академия. В диалоге "Тимей" первым всеобъемлюще обсудил происхождение первоначал и структуру космоса. "Нам необходимо рассмотреть, какова была сама природа огня, воды, воздуха и земли до рождения неба и каково было их тогдашнее состояние. Ибо доныне никто не объяснял их рождение, но мы называем их и принимаем за стихии буквы Вселенной".

Впервые поставил вопрос о сущности вещей и их сущностей. Положил начало учению об эталонных первообразах или парадигмах. Бытие идеи первее, чем небытие.

В диалоге "Тимей" он раскрывает космогонию и космологию. Устроителем космоса он считал демиурга (бога). Итак, первоначала космоса таковы: "идеи– первообразы сущего, материя и демиург – бог, который устраивает мир соответственно идеям. Есть бытие (идеи), есть производство и есть три рождения мира".

Возникновение космоса описано по Платону так. Из смеси идей и материи демиург создает мировую душу и распространяет эту смесь по всему пространству, которое предназначено для видимой вселенной, разделив ее на стихии – огонь, воздух, воду и земли. Вращая космос, он округлил его, придав ему наиболее совершенную форму – сферы. Результат – космос, как живое существо, одаренное умом. "Итак, перед нами структура мира: божественный ум (демиург), мировая душа и мировое тело.

В центре учения Платона, как и его учителя Сократа – стоят проблемы нравственности. Нравственность он считал достоинством души, душа – подлинно дает причину вещей, душа бессмертна.

В диалогах "Политик", "Государство", "Законы" Платон раскрывал учение об управлении государством. Он ратовал за полное подчинение личности государству, его идеалам была власть просвещенного царя. Он отмечал, что в государстве смогут существовать три основные формы правления: монархия, аристократия, демократия.

Каждая форма государства по Платону гибнет из-за внутренних противоречий. "Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого является наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже не важно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным".

Платон явился основоположником не только античного, но и мирового идеализма.

АРИСТОТЕЛЬ – УЧЕНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ

Решительным противником Платона становится его ученик Аристотель, величайший древнегреческий философ.

Аристотель подвергнет критике платонизм. Ему принадлежат слова: "Платон – мне друг, но истина дороже".

Данные произведения можно сгруппировать по следующим признакам:

1. логические труды "Органон", Натегорий" и др.

2. философские произведения

3. психология "О душе"

4. биологические труды

5. 1я философия – метафизика

6. этика

7. политика (в 8 книгах) и экономика (в 3 книгах)

8. риторика и поэтика

Таким образом, Аристотель продемонстрировал поистине энциклопедические знания.

В метафизике он дает определение материи. В отличие от Сократа, Платона, которые науку о природе не относили к подлинной мудрости, Аристотель глубоко исследует природу. Материя оказывается первой причиной как возникновение, так и изменчивого пребывания природных вещей "ибо вся природа, можно сказать материальна".

Именно из понимания материи Аристотель строит учение о 4х стихиях (земля, огонь, вода, воздух). Если в философии досократиков не было специального термина для обозначения материи, то в качестве философской категории Аристотель это разработал впервые. Целью человеческой деятельности для всей древнегреческой философии является достижение блаженства.

Блаженство по Аристотелю недостижимо. В "Политике" Аристотеля общество и государство не различаются. Человек по его мнению, это политическое животное. Оправдывал рабство, так как считал, что рабство существует по природе. Раб не имеет никаких прав.

Аристотель подвел итог развитию философской мысли с ее начала в Древней Греции и до Платона. Именно Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на двух принципах – предметном и целевом. Он делит науки на 3 большие группы: теоретические (1я физика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, искусство).

Таким образом, Аристотель завершил классическую философию истории.

 

 

14.Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в античности. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н. э. в Афинах. Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

· отсутствие телесного страдания;

· невозмутимость души;

· дружба.

Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. Римский эпикуреизм представляли Лукреций и Каций; это направление повлияло также на римский эклектизм. Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение.

 

15. Теоцентризм средневековой философии – общая характеристика. Экзегетика как метод философствования.

 

 

Средневековая философия развивалась в один из периодов европейской истории, который был непосредственно связан с зарождением, укреплением и господством христианства ( I – XV в.).

Первые христианские общины возникают в I - II вв. нашей эры в восточных провинциях Римской империи. Оттуда они распространяются по Средиземноморскому побережью и дальше, в глубь Европы.

 

Средневековая философия делится па два основных периода:

патристика (связана с религиозной и философской деятельностью ранних отцов церкви) и схоластика (связана с систематической разработкой христианской философии).

 

1. Ранняя патристика (II — IV вв. н.э.). Формируются основы христианских догматов, появляются первые развернутые теологические учения. Образуется объединенная религиозная организация— церковь.

2. Зрелая и поздняя патристика (IV—VII вв.). Этот этап связан преимущественно с комментированием и началом систематизации христианской философии. Возрастает влияние неоплатонизма и аристотелизма. Усиливаются мистические настроения. Появляются первые схоластические тенденции.

3. Ранняя схоластика (VII — XII вв.). После закрытия языческих школ философия остается только в христианских монастырских школах. Целью схоластики как школьной философии (от гр. схоластикос — «школьный», «ученый») было уже не свободное изучение действительности, а разумное объяснение и доказательство истин Откровения.

4. Расцвет схоластики (XII — XIII вв.). Появляются средневековые университеты. На основе философии Аристотеля Фома Аквинский систематизирует католическую теологию.

5. Поздняя схоластика (XIV — XV вв.). Появляются новые тенденции в схоластической философии: критика теологических философских систем (томизма), возрастание интереса к натурфилософии и науке, идейные столкновения схоластических философских школ.

 

Философия Средних веков является по преимуществу — религиозной, по существу — христианской.

К числу наиболее важных особенностей средневековой философской традиции в целом относятся:

1) теоцентризм: главным предметом всех философских и богословских занятий в Средневековье является Бог, творец мироздания.

2) креационизм (лат. creatio, «сотворение»): все бытие в христианском мировоззрении создано по воле Бога

3) провиденциализм (лат. providentia, «провидение»): мир, согласно учению церкви, был в начале времен сотворен разумным творцом на разумных началах и совершеннейшим образом управляется им во все времена — до скончания века; попечительство Бога о мире .

4) традиционализм: истина в средневековой философской культуре является достоянием корпоративным; она принадлежит не тому или иному философу, богослову или поэту, но сообществу христиан вообще, объединенному верой, крещением и церковным преданием.

 

НЕОПЛАТОНИЗМ


направление античной философии, сыгравшее роль связующего звена между древней и средневековой философией. Первоисточник этой философии - учение Платона (ок. 427-347 до н.э.), дополненное заимствованиями из Аристотеля (ок. 384-322 до н.э.) и стоиков, однако непосредственным основателем неоплатонизма явился Плотин (205-270 н.э.), труды которого были приведены в порядок и изданы его учеником Порфирием (ум. ок. 305). Языческую версию неоплатонизма завершило творчество Прокла (410/412-485). Неоплатонизм смог дать ответы на многие умозрительные вопросы, с которыми сталкивались такие христианские авторы, как св. Августин (354-430), Псевдо-Дионисий Ареопагит (вероятно, 5 в.), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-878), Альберт Великий (ок. 1206-1280), Майстер Экхарт (1260-1327) и Николай Кузанский (1401-1464), а также арабский философ Авиценна (980-1037) и еврейский философ Ибн Гебироль (1021-1070). Влияние неоплатонизма прослеживается также в произведениях византийского теолога Георгия Гемиста Плифона (ок. 1355-1450), философов итальянского Возрождения Марсилио Фичино (1433-1499) и Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). Близкие неоплатонизму учения выдвигались другими мыслителями Нового времени, например Якобом Беме (1575-1624), Бенедиктом Спинозой (1632-1677) и Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). Основные положения неоплатонизма содержатся в сочинениях Плотина. Хотя языческие философы, следовавшие за ним, особо подчеркивали значение магических и религиозных обрядов и придали учению Плотина большую систематичность, основные его идеи были сохранены ими в неизменном виде. В Эннеадах Плотин предлагает концепцию Вселенной, образованной четырьмя иерархическими уровнями, низший из которых представляет собой чувственно воспринимаемый мир. Этот мир не является поистине реальным или умопостигаемым, поскольку первоматерия, лежащая в его основе, соединяется с небытием и злом, и вещи чувственного мира едва превосходят подлинностью изменчивые отражения тех настоящих реальностей, которые можно встретить лишь на более высоких уровнях. Отвращаясь от всего материального и восходя на более высокие уровни, душа человека должна освободиться от этого низменного мира. Следующий уровень - сфера Души ("псюхэ"). Эта всеобъемлющая Душа, содержащая "логосы", т.е. индивидуальные человеческие души, имеет две природы: нижняя сосредоточена на чувственном мире, а высшая устремлена вверх, к Уму ("нус"). Тем самым Душа оказывается непосредственно связанной со следующим, более высоким уровнем, Умом, содержащим в себе частные умы более низкого уровня. Иными словами, Душа и ее содержание есть не что иное, как разместившиеся на более низком уровне Ум и его содержание, где они делаются дробными и множественными, обладая меньшей мощью и совершенством. На вершине иерархии, безмерно высоко вознесенной над Умом, пребывает сверхреальность, первопричина и конечная цель всего сущего, Единое - Благо. Совершенство Единого настолько превосходит все следующее за ним, что мы не в состоянии приписать Единому никакого атрибута. Даже называя его Единым или Благом, мы не описываем его самого, но лишь соотносим Единое с оказываемыми им воздействиями: Единое объединяет нас, и наша любовь обретает в нем свою конечную цель. Мы не можем определить само Единое, но можем лишь сказать, чем оно не является. Но даже эти отрицательные характеристики должны уступить место полному, чутко прислушивающемуся молчанию, которое достигается за пределами бытия, знания и речи, когда душа фактически растворяется в Едином. Тогда она обретает не только Единое, но и свою подлинную сущность. "Когда душа спускается [[с высшего уровня в материальный мир]], она приходит к злу, а значит, и небытию [[материи]], но не к полному небытию. Пройдя же обратный путь, душа приходит не к чему-то иному, но к самой себе, ведь когда душа не пребывает в чем-то ином, она пребывает в самой себе. Однако пребывание души в самой себе, а не в небытии, означает пребывание в Едином, ибо посредством такого приобщения нечто становится самим собой не как сущее, но за пределами сущего. Итак, если человек видит, что сделался таким, он уподобляется Единому, и если он уйдет от себя, подобно тому, как изображение стремится к подлиннику, человек достигнет конца своего странствия. Когда же видение оставляет человека, он пробуждает в себе добродетель и созерцает себя украшенным ею, делаясь от добродетели легким и восходя к Уму и мудрости, а посредством мудрости - к самому Единому. Такова жизнь богов и жизнь божественных и блаженных людей: избавление от вещей сего мира, жизнь, не находящая в вещах сего мира удовольствия, бегство одинокого к Одинокому" (Эннеады VI 9, 11). В связи с этим неоплатонизм уделяет мало внимания материальной Вселенной и отказывает уникальным, особым свойствам человеческой личности в какой-либо ценности: для Плотина все это недействительные и малоценные приращения, с которыми следует расстаться при достижении Единого (Эннеады V 5, 12). Тем не менее это учение обладает притягательной силой подлинной философии, дающей вразумительное и стройное представление о реальности. Поскольку неоплатонизм указывает жизненный путь, следуя которому душа достигает счастья и совершенства, он предлагает человеку свою этику и образ жизни. Внушая благоговейную приверженность объекту поклонения, эта философия оказывается подлинно религиозной. Проповедуя достижение окончательного слияния с этим объектом, неоплатонизм увенчивается мистицизмом. Поэтому на протяжении всей истории человеческой мысли он оказывал такое глубокое, сильное и разнообразное влияние. См. также ПЛАТОН; ПЛОТИН.

 

17.Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Человек как творец самого себя.

 

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека(по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра–Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Термин «возрождение» дал название целой эпохе, прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура.

 

ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:

 

Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи–живописец и изобретатель, Микеланджело–живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Эстетическое–доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля Санти, Альбрехта Дюрера выше всяких похвал.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

 

Гуманизм (от латинского гуманос–человечный) – это воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный–о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

Эпоха находилась на границе средневековья и Нового времени. Философия Возрождения возникла на территории современной Италии, она тесно связана с идеями национального возрождения страны и воссоздания самостоятельного государства.

Связующим звеном между античностью и средневековьем были арабы, сохранившие письменные памятники античности. Эти памятники использовались как обоснование ислама, который «моложе» христианства на 6 веков.

Возрождение называют эпохой свободомыслия, которое не следует рассматривать как атеизм. Некоторые деятели Эпохи Возрождения были атеистами(Бог создал мир, который начал развиваться по своим законам, человек должен рассчитывать на себя).

В средние века человек считался изначально греховным. Гуманисты Э.В. говорили: «Бог создал человека по своему образу и подобию. Человеческое тело прекрасно, его дух велик. Нужно жить земными радостями, не дожидаясь воздаяния после смерти».

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

1. Ранний период Возрождения (XIV в.). В Италии возникает возрожденческий тип культуры.

2. Период расцвета Возрождения (XV—XVI вв.). В XV в.итальянское Возрождение достигает своего апогея. В философии доминирует гуманистическая проблематика. В XVI в. Возрождение становится общеевропейским явлением.

3. Закат философии Возрождения — начало философии Нового времени (начало XVII в.).

 

 

18.Философия и наука.

Философия и наука. Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия:

1). любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных миросхематик, – она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами;

2). наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину – то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ней прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону материальную действительность или устраняем безобразные вещи.

В трактовке взаимоотношений с наукой у философии есть две тупиковых крайности. Это, с одной стороны, натурфилософия, как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, а, с другой – позитивизм, призывающий философию отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки. Прохождение между Сциллой натурфилософии и Харибдой позитивизма подразумевает постоянный творческий и взаимообогащающий диалог между наукой и философией: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.

19. Наукоцентризм философии Нового времени – общая характеристика, основные этапы развития, представители и направления.

17-ый век открывает следующий период в развитии философии, который называют философией Нового времени. Разложение феодальных общественных порядков и ослабление влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии, она теперь опирается на науку. И, прежде всего на экспе

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.