Сделай Сам Свою Работу на 5

Природа и общество. Диалектика взаимосвязи, противоречия, пути их преодоления.





 

Огромное значение в современную эпоху приобретает решение проблем экологии. Экология является наукой о взаимоотношениях общества и природы.

Издревле человек был зависим от природы, однако, если говорить о ситуации в современном мире, то людской эгоизм позволил нам поверить в то, что природа теперь работает на человека, и запасы её неисчерпаемы. Такие мысли царили в обществе до 1968 года, когда Д. Медоуз организовал первый доклад под названием «Пределы роста», представленный Римскому клубу. Результатом стало то, что многие люди задумались над тем, к чему ведёт нас быстрое, прогрессирующее увеличение размеров производства и потребления.

В широком смысле слова природа — это все многообразие движущейся материи, ее свойств и состояний; при таком подходе природа включает в себя и общество. В узком смысле природа — материальный мир, за исключением социальной формы движения. Но все материальные средства жизни так или иначе создаются человеком из материалов природы.

Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы:



1) характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия.

2) связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, характеризует переход к "производящей" экономике. На этом этапе уже вполне отчетливо проявляется различие общества и природы.

3) развертывание промышленной революции ХVIII века в Англии. В погоне за прибавочной стоимостью буржуазия начинает хищнически эксплуатировать не только трудящихся, но и природу. На этом этапе общество и природа выступают как антагонистические противоположности, причем человек воспринимал себя в роли господина, царя природы, а природу - как мастерскую и неисчерпаемый источник богатств (апогей-научно-техническая революции, показавшая ограниченность человеческих попыток неразумного преобразования природы)



4)ХХ век, обнаживший противоречие (преобразование, изменение самих противоположностей) общества и природы: с одной стороны, наличие у человечества небывалых по сравнению с прошлым возможностей преобразования природы и общества, с другой стороны, небывалая масштабность разрушительных и для природы, и для общества последствий нерационального воздействия человека на природу.

Природа - связанное целое. Воздействуя на отдельные ее звенья, человек так или иначе приводит в движение всю цепь явлений, преобразует многообразный комплекс. Прежде всего из того, что, как все живое на Земле человек неотделим от ее биосферы. Условия биосферы — это необходимые естественные факторы существования человека. В условиях современного этапа научно-технической революции обнаружились черты экологического кризиса — кризиса самой организации живой природы. Перед человечеством со всей остротой встали вопросы защиты природы, рационального использования ее ресурсов и соответственно сохранения и умножения продуктивности биосферы.

Взаимоотношения общества и природы имеют сложный и противоречивый характер.

Диалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы заключается в том, что, постепенно увеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлетворения потребностей человека и самого производства. Имеется в виду прежде всего материальное обеспечение развития общества и его культуры. Проблема взаимоотношения общества и природы — это глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине прошлого века, когда масштабы и характер воздействия людей на природу приобрели угрожающий характер для их существования.



Сущность современной экологической проблемы — это глобальное изменение природной среды существования человечества, быстрое уменьшение ее ресурсов, ослабление восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества.

Глобальная экологическая проблема имеет множество сторон, любая из которых представляет собой самостоятельную, нередко масштабную, экологическую проблему, тесно связанную с другими.

Основные методы борьбы с экологическими проблемами:

— рациональное использование природных ресурсов

— борьба с загрязнениями и другими поражениями природной среды

— защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в ее процессы (комплексное, научное воздействие на почвы, интенсификация с/х и т.д.)

И если раньше тревогу вызывала только пессимистическая оценка природных ресурсов, то теперь речь идет о пессимистической оценке всего комплекса проблем, связанных с различными аспектами взаимодействия природы и общества. Интересы защиты природной среды настоятельно выдвигают задачу совершенствования среды социальной: ликвидации частной собственности на средства производства, соединения достижений научно-технической революции с преимуществами плановой системы хозяйства, сознательного, целенаправленного развития культуры. Проблема взаимодействия общества и природы неизбежно превращается в наши дни в проблему освобождения человечества от всех форм социального порабощения.


49.Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов

Неограниченный рост производства и потребления повлёк за собой глобальную экологическую проблему, вставшую ребром в середине XX века. Издревле человек был зависим от природы, однако, если говорить о ситуации в современном мире, то людской эгоизм позволил нам поверить в то, что природа теперь работает на человека, и запасы её неисчерпаемы. Такие мысли царили в обществе до 1968 года, когда Д. Медоуз организовал первый доклад под названием «Пределы роста», представленный Римскому клубу. Результатом стало то, что многие люди задумались над тем, к чему ведёт нас быстрое, прогрессирующее увеличение размеров производства и потребления.

Недооценка происходящего, или попытка не замечать, стала на данном этапе опасной уже и для будущего всего человечества.

Естественно возник вопрос: что предпринять? И можно ли вообще что-либо сделать? Пессимистические прогнозы были связаны не столько с оценкой возникшей в мире ситуации, сколько с ролью самого человека – виновника происходящего. «Мир поражён раком, и этот рак – сам человек».

Вторгшийся в природу человек не осознаёт собственной ответственности за гигантские перемены в мире. Возможны два ответа на вопрос о будущем человечества: пессимистический (гибель неизбежна) и оптимистический.

Варианты решения:

1) традиционный; проблемы не существует вовсе, а отдельные негативные явления излишне драматизируются. Природа мудра и достаточно сильна. Нет ничего нового в том, о чём говорят сегодня, человечество выживало во все времена, выживет и теперь. Этот вариант больше подходит для людей, мало знакомых с фактами, далёких от науки;

2) фантастичный; различные «космические» проекты уводят нас, по сути, от глобальной задачи, требующей решения;

3) оптимистический; мысли о возможности полного преобразования окружающей природной среды, искусственного сознания новой среды, в которой мог бы жить человек. Однако возможности современной науки пока далеки от реализации таких идей;

4) утопический; отказаться от достижений научно-технического прогресса, свести к минимуму негативное воздействие на природную среду;

5) ситуационно-техническая стратегия; при сохранении характера технического прогресса каждый раз поиск конкретного решения возникающих проблем; обоснование необходимости ресурсосбережения, использование альтернативных источников энергии. Однако данный метод не решает глобальные проблемы, а лишь отодвигает на некоторое время.

Проблемы, которые поставлены сейчас перед людьми, являются глобальными именно потому, что они напрямую связаны с интересами всего человечества, приобретают планетарный характер. Их решение невозможно без разностороннего международного сотрудничества, концентрации усилий всех народов.

Прогрессивная направленность исторического развития не исключает моментов циклического движения, круговоротов, когда возврат к исходному состоянию повторяется в определенном естественном порядке. К примеру, циклические изменения в экономике, периоды расцвета, застоя и упадка в развитии отдельных культур и цивилизаций. Они не устраняют в целом поступательный ход общественного развития, включающий в себя эволюционные, постепенные изменения и коренные революционные преобразования, резко меняющие качество социальных систем.

 


50.. Формационный подход к развитию общества.

 

Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

 

2. Цивилизационный подход к развитию общества.

 

Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.

В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

 

51.

Реформы, их виды и направления.

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

 

Виды реформ:

- Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - Великие реформы Александра II)

- Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)

 

Направления реформ

Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы

Политические – изменения в политической сфере общественной жизни

Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны

 

Революции и их виды.

Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

 

Виды революций:

- Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)

- Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)

 

Инновации. В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

 

Модернизация. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

 

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

 

Классические теории модернизации:

«первичная» модернизация (развития западного капитализма).

«вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

 

Социальные законы в отличие от природных реализуются лишь благодаря деятельности людей. История есть и закономерный процесс, не зависящий от желания, воли человека, и результат деятельности людей, руководствующихся своими собственными интересами и целями. Соотношение между сознательной деятельностью людей и обстоятельствами, в которых они действуют, характеризуют категории "объективные условия" и "субъективный фактор", "свобода" и "необходимость".

Субъективный фактор - это более или менее осознаваемая деятельность общества (субъекта), направленная на достижение определенных целей. Сознательная деятельность людей осуществляется в различных формах, которые не всегда связаны с пониманием законов развития общества. Тот факт, что люди в общественной жизни выступают как сознательные существа, вовсе не означает, что вся их деятельность в истории является сознательной. Например, для общества в целом производственная деятельность становится сознательной только тогда, когда оно в целом (а не только определенный индивид) сознательно подчиняет ее определенной цели. По этой причине в структуре субъективного фактора следует различать не только сознательную деятельность людей, но и стихийные действия. (Сознательным является то, что осуществляется людьми с заранее поставленной целью, преднамеренно, а то, что не контролируется ими, является стихийным).

Понятие объективных условий означает совокупность обстоятельств, не зависящих от сознания и воли субъекта и определяющих реальные возможности, цели, средства и результаты деятельности людей. Это понятие отвечает на вопрос, что определяет деятельность людей.

Рассматриваемые понятия надо использовать конкретно. Если взять общество в целом, то субъективным фактором будет деятельность людей с их сознанием, волей, а объективным фактором - материальные условия их жизни. В данном случае общественное сознание входит в субъективный фактор. Но по отношению к отдельной личности, взятой в качестве субъективного фактора, общественное сознание вместе с общественным бытием и политическим строем общества должны войти в объективные условия.

Объективные условия не сводятся к материальным факторам. Одни из их компонентов выступают как материальные факторы, другие - как идеальные, а третьи - как идеологические отношения. Все они в совокупности раскрывают содержание категории "объективные условия". Так же неправомерно ограничивать субъективный фактор сознанием: при анализе субъективного фактора всегда следует исходить из реальных субъектов и их деятельности, принимать во внимание организационно-практические действия этих субъектов, социальных групп, слоев общества.

Объективный и субъективный факторы - необходимые стороны исторического процесса, находящиеся в тесном взаимодействии. Объективные факторы определяют направление и результаты деятельности субъективного фактора. Субъективный же фактор обычно реализует назревшие потребности объективного развития общества.

 


52.

 

Утопия – это социальный проект совершенного и гармоничного будущего (как вариант - прошлого или даже настоящего, но в ином, как правило, неизвестном пространстве), резко отличающийся от наличной реальности и противопоставленный ей.

Буквальный смысл термина утопия – место, которого нет. Именно так Томас Мор назвал свою вымышленную страну. Другое истолкование этого термина производит его от греческого “ев” – совершенный, лучший и “топос” – место, т.е. совершенное место, страна совершенства.

Одни видят в утопии извечную, никогда не достижимую мечту человечества о “золотом веке”, другие, напротив, истолковывают ее в качестве реального принципа, который осуществляется с каждым шагом духовного и практического развития человечества. Некоторые видят в ней донаучную форму мышления, нечто среднее между религией и наукой, другие, наоборот, связывают ее с развитием современного научного знания. Одни утверждают, что утопия – мертва, что она полностью изжита развитием социума, другие же говорят о широком распространении и даже возрождении утопического сознания.

Один из самых знаменитых утопистов-социалистов Европы XIX в. Шарль Фурье так ответил на вопрос, что такое утопия: ”Это греза о благом без указания на средства его достижения”

Истинная практика, практика, в которой существование отвечает сущности, с необходимостью превращается в социальную норму для других, менее развитых, не столь перспективных и созидательных форм практики.

Выходит, у практики нет особого, устойчивого иммунитета против утопии, во всяком случае он часто не срабатывает. Чем дальше и больше практика развивается, тем более податливой к манипулированию, более предрасположенной к реализации различных, в том числе и определенно утопических проектов, она становится. Поэтому не удивительно, что многие исследователи, и не только они, озабочены этой тенденцией практики - нарастанием в ней открытости, плюрализма и, как следствие, всеядности, неразборчивости относительно смысла и целей, готовности найти место, открыть дорогу всему и вся.

Однако ситуация в целом не столь мрачна и безнадежна. И с реализацией утопий не все так просто и однозначно, как некоторым кажется. От светлого будущего или будущего "светлого прошлого" (например, "золотого века") мы все так же далеки, как и создатели первых утопий. Есть определенное движение вперед, заметен прогресс, но никто еще не жил и не живет в совершенном обществе. Впрочем реально существуют "более совершенные" ("более справедливые") общества, хотя и не совсем ясно, чего же в таких обществах больше: то ли приближения к образцу, то ли удаления от худшего варианта.

Показательна "государственная" утопия Платона. Как известно, ее прообразом была Спарта, чьими порядками, укладом жизни, общественными добродетелями вряд ли можно восторгаться. Символично, что пострадал от своей утопии и Платон - его продали в рабство. (К счастью, из рабства тогда еще выкупали.) Недейственными оказались также утопические проекты ограниченного масштаба, такие, скажем, как коммунистические опыты Оуэна, фаланги Фурье, колонии икарийцев Кабе, другие коммунистические движения.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.