Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятия: «онтология», «гносеология», «аксиология» (дать развернутые характеристики).





Онтология – философское учение о бытии. Выделяется материализм и идеализм, дуализм.

Гносеология – философское учение о познании, его основаниях, возможностях, границах (кроме признания неограниченных познавательных возможностей человека и общества выделяются агностицизм – отрицание возможностей познания, скептицизм – недоверие к познавательным возможностям человека).

Аксиология – философское учение о ценностях (можно привести определение ценностей).

Проблема человеческого бытия: хайдеггер о человеческом бытии (основные идеи и их мировоззренческое значение).

В философии выделяется особая область – философская антропология – это философские учения о человеке. В ней выделяется несколько направлений: экзистенциализм, фрейдизм (Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Вильгельм Рейх, Альфред Адлер).

Экзистенциализм. В этом направлении понятие бытие означает только человеческое бытие. А человеческое бытие в свою очередь трактуется как поток сознания, переживаний.

Хайдеггер (20е гг. 20 века) о человеческом бытии:

1. Создал фундаментальную онтологию, в которой основными составляющими являются человеческие чувства, переживания: «забота», «страх», «вина», «совесть» - все это стало философскими категориями в учении Хайдеггера. Эти составляющие фундаментальной онтологии Хайдеггер называл экзистенциалами человеческого бытия, т.е. элементами фундаментальной онтологии. Категория «забота», например: забота создала человека, потому что человеческое бытие – это существовать с другими, существовать для других, заботиться о них. В категории «страх» Хайдеггер выделяет следующие его виды: событийный (существует конкретная ситуационная причина страха) страх и онтологический страх (он не имеет конкретных ситуационных причин, Хайдеггер объясняет его «несокрытостью бытия», т.е. внезапным постижением одиночества и незащищенности в мире).



Хайдеггер называл человеческое бытие понимающим бытием.

Хайдеггер использовал понятие «экзистенциалы», но отрицал свою принадлежность к направлению «экзистенциализм», которое сформировалось во время Второй мировой войны во Франции, во французском сопротивлении фашизму. (Вообще впервые этот термин ввел во второй половине 19 века Сёрен Кьеркегор (датский ученый), он предложил термин «экзистенциальная диалектика» – это диалектика человеческих чувств и переживаний).



Хайдеггер и его последователи использовали идеи Платона и Аристотеля: у Платона они взяли идею эйдоса как сущности, но только Хайдеггер понимал человеческую сущность надличностно, абсолютизированно, а Сартр понимал человеческую сущность как индивидуальный человеческий проект – эйдос. По этому поводу они спорили: с точки зрения Хайдеггера, человеческое существование предопределяется человеческой сущностью, которая есть изначально, и в процессе индивидуального существования человек должен эту сущность реализовать в той или иной степени, т.е. попытаться максимально достичь своей самости (у Хайдеггера сущность предшествует существованию). По-другому – у экзистенциалиста Сартра: существование предшествует сущности, она формируется в процессе человеческой жизни.

Хайдеггер считал, что человек должен строить, жить, мыслить. Это единственное его оправдание и спасение от страха одиночества и смерти.

В истории экзистенциализма к числу его родоначальников относятся такие русские мыслители как: Достоевский, Бердяев. У Бердяева антроподицея – это оправдание человека. В этой работе он пишет: твори, иначе погибнешь.

Проблема человеческого бытия: сартр о человеческом бытии (основные идеи и их мировоззренческое значение).

Экзистенциализм Сартра сложился в 40е гг. 20 века во время 2 мировой войны во Франции. В качестве методологической основы – фундаментальная онтология Хайдеггера. Исходная проблематика:



1. Надо ли бороться со злом, если оно изначально сильнее тебя. Да, надо бороться.

2. Проблема личной ответственности: «Если ты идешь на войну, то это твоя война».

3. Проблема выбора. Человек выбирает себя в мире, свободен в этом выборе.

В экзистенциализме два крыла: одно атеистическое – Сартр, Камю, другое – религиозное.

Сартр: бога нет, поэтому человек ответствен за все, что делает, не на кого свалить свою вину, не на кого переложить свои заботы, не к кому апеллировать. «Если ты идёшь на войну, то это твоя война», Есть один суд – это суд совести, ответственность говорит голосом совести. Развивая идеи стоицизма, экзистенциалисты доказывают, что человек свободен в своём выборе. Сартр: «Выбрать себя в этом мире».

Сущность человека неопределима, т.к. она ни к чему не сводима, человек не может быть определен даже через продукты своей деятельности. Все это «инакость». Самое главное сущностное свойство человека – это то, что это свободное самоопределяющееся существо. Он делает всегда свободный выбор, даже в ситуации принуждения. Человек несет на себе всю тяжесть мира. Только от него зависит мир, в котором он живет (вообще-то это мысль Готлиба Фихте, немецкого мыслителя).

Несмотря на то, что Сартр отрицает существование бога, это понятие присутствует в его работах. Через понятие «бог» Сартр определяет сущность человека. Отрицая бога, Сартр тем не менее говорит, что человек должен действовать так, как будто ему надлежит собой заменить недостающего Бога (здесь Сартр подражает Ницше: за 11 лет до своей смерти Ницше попал в больницу и оттуда написал записку своему записку, где сказал, что: «Господин учитель, надеюсь, вы понимаете, что для меня гораздо интереснее быть простым профессором, нежели богом, но я не мог столь далеко зайти в своем эгоизме, чтобы ради этого отказаться от сотворения мира).

Можно считать своеобразным определением сущности человека слова Сартра:

«Человек – это только стремление стать богом» (а у Ницше сверхчеловек – это переход от человека к богу. Кстати, у Владимира Соловьева идея об устремленности человека к Богу оригинально, творчески развита и называется «теургический процесс». В своей статье «Сверхчеловек» В. Соловьев пишет: «Ницше опять не повезло, его полюбили в России»).

Ницше – родоначальник философской школы «философия жизни». Ввел философскую категорию «жизнь». Экзистенциализм во многом творчески развивает идеи «философии жизни». Жизнь, человек могут быть познаны только через интуицию, а не рационально – основная мысль. Самая главная ценность – это жизнь. В трагические переломные эпохи ради сохранения самой жизни как высшей ценности, надо вырвать из сердца устаревшие ценности, идеалы и создать новые жизнеутверждающие ценности. Сверхчеловек – это спаситель.  

 

 


Особенностью экзистенциалистского направления, и в частности Сартра, является отрицание всех объяснительных идолов эпохи, критика обуржуазившегося общества, для которого характерна монополизация всех сфер человеческой жизни, включая духовную.

Проблема человеческого бытия: а. камю о человеческом бытии (основные идеи и их мировоззренческое значение).

Альбер Камю. Философия бунта, абсурда. Считал, что человек живет в абсурдном мире («Миф о Сизифе»).

Камю: «Абсурд – это то, в чем разум обнаруживает свои пределы».

Камю относил фашизм к абсурдным явлениям, описывая его бесчеловечность как одно из наиболее ужасных проявлений «удела человеческого».

Камю делает вывод о том, что: «Человек должен утверждать справедливость, борясь с извечной несправедливостью, создавать счастье в знак протеста против разлитого во всей вселенной несчастья». Камю обосновывает идею метафизической солидарности рода людского.

Камю разработал концепцию бунта, дал классификацию бунта. «Бунтарь отвергает свой удел, предопределенный внешними историческими обстоятельствами (несправедливость, смерть проявляют себя через историю)». В конечном счете, бунт – это способ противостоять жестоким довлеющим обстоятельствам. «В недрах бунта дремлет смирение» - воспроизводит мысль Шопенгауэра о том, что в процессе всей жизни человек достигает такого состояния, в котором ему все равно: смотреть на закат из темницы или из чертогов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.