Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия Платона: ее методологическое значение для теории государства.





Платон выделял два вида бытия:

1. Бытие вещей – это бытие конечное, случайное, бренное. Каждая вещь бренна, конечна и несовершенна, она лишь до известной степени производит себе соответствующий эйдос лишь до известной степени. Все реальные явления обладают лишь определенной ступенью совершенства. Ни одна вещь, явление не могут воспроизвести в себе полностью эйдос своего класса.

2. Бытие эйдосов (идей) – это бытие вечное, неизменное, необходимое. Эйдосы находятся в Гиперурании, они расположены иерархично: на высших ступенях находятся благо, прекрасное, справедливость; на нижних – домашняя утварь, мелкие зверушки.

Ни одна вещь не может полностью воплотить в себе эйдос своего класса, она воплощает его в себе только частично. Поэтому все явления вещи обладают разной степенью совершенства, но никогда не могут быть абсолютно совершенны.

Методологическое значение для теории государства: ни одна утопия не состоятельна, потому что, согласно теории эйдосов, идеального государства быть не может. Философская ирония Платона: свой проект такого государства назвал «утопия» - место, которого нет.



У Платона познание – это припоминание душой человека того, что она видела в гиперурании.

Душа обращается между миром земным и Гиперуранией.

Лучше всех припоминает эйдосы душа философа, поэтому самым лучшим правителем является философ.

Философия Аристотеля: ее методологическое значение в современной юриспруденции.

Аристотель – ученик Платона – критиковал его за то, что в его философии идеи могут существовать отдельно от вещей. С точки зрения Аристотеля каждая вещь, явление – это результат соединения бесформенной материи и бесплотного (идеального) эйдоса/формы.

У каждой вещи по Аристотелю 4 причины:

1. Материя (для обозначения материи Аристотель использовал слово «гиле» из обыденного языка, что означало дерево для обработки, из этого термина Аристотель сделал философскую категорию);

2. Форма (форма – это термин латинского происхождения, у Аристотеля на самом деле – «эйдос», что означает сущность, т.е. «чтойность»; в переводах Аристотеля можно считать синонимичными следующие термины: форма = эйдос = сущность = «чтойность» = бытие), по Аристотелю форма определяет сущность, «чтойность» вещи;



3. Цель (кому-то эта вещь чем-то послужила, стала необходимой);

4. Движение (работа).

Такая онтологическая модель может послужить в качестве формальной схемы для анализа проблемы соотношения прав суррогатной матери и генетических родителей – доноров: суррогатная мать «отвечает» за гиле, а генетические родители – это поставщики индивидуального, неповторимого эйдоса ребенка. На основании аристотелевской онтологической модели можно методологично подойти к этой проблеме и, исходя из признания равенства прав контрагентов договора о суррогатном материнстве, в каждом конкретном судебном разбирательстве отдавать приоритеты интересам ребенка, принимая во внимание прежде всего то, в какую семью он попадет в результате одностороннего расторжения договора. С этой точки зрения законодатель должен подумать о том, чтобы сделать эту норму диспозитивной, а не императивной.

С точки зрения Аристотеля понятие – это другой вид бытия, т.е. он считал, что вещь, явление могут существовать не только в предметной, но и в понятийной форме (более того, при отсутствии соответствующего понятия вещь, явление не обладают «чтойностью», не имеют сущности).

Аристотелевская концепция может быть применена при исследовании проблем государства: Аристотель считал, что сущность неделима, «от неё нельзя отнять ни кусочка», а от отдельного предмета – можно. Возьмём сущность государства. Любое государство, каким бы ослабленным оно ни было, не может подвергаться незаконным нападениям, вторжениям, т.к. по сути оно суверенно.



Структура философского знания (по различным основаниям).

Философское знание существует в виде совершенно определенных философских учений, школ, направлений.

Философское знание никогда не утрачивает своей актуальности, не ветшает с годами, т.е. не устаревает. Из всех наук таким свойством обладают только математика и философия (самая точная наука математика основана на аксиомах, которые являются результатом творческого мышления математика и которые нельзя доказать эмпирическим путем). Не устаревает, не ветшает только рефлексивная философия, исследующая основания разума на уровне всеобщего.

Структура философского знания может быть выделена по разным основаниям:

I. По проблемным областям:

1. Онтология – философское учение о бытии. В каждом философском учении есть онтологическая часть. В истории философии онтологическая проблематика многообразно эволюционировала: от древних «наивных» представлений о бытии до развитых философских систем как материалистического, так и идеалистического характера.

В идеалистической философской традиции понятие «бытие», как видах субъективного идеализма, приобретает совершенно новый смысл: в экзистенциализме и в феноменологии под бытием понимается поток сознания человека, его внутренние переживания.

2. Гносеология – философское учение о познании, его основаниях, возможностях, границах (кроме признания неограниченных познавательных возможностей человека и общества выделяются агностицизм – отрицание возможностей познания, скептицизм – недоверие к познавательным возможностям человека). Гносеология пережила многообразную эволюцию: от античных моделей противоположности между доксой (мнением, случайным знанием) и эпистемой (знанием понятийным, сущностным) – до развитых гносеологических концепций нового времени.

3. Аксиология – философское учение о ценностях. Ценности – это знания о предмете через призму его функции, полезности.

II. По предметным областям: Философия, История философии, Философия права, этика, эстетика и др.

III. По социокультурным и историческим основаниям: античная философия, философия Нового времени, средневековая философия, философия Возрождения, восточная и западная философия, немецкая классическая философия, русская философия и др.

IV. По философским школам, направлениям: материализм и идеализм, позитивизм и др.

 

V. По типам философствования (в зависимости от того, что в центре философской картины мира): натурцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, космоцентризм и др.

Материализм и его виды.

Основным вопросом философии является соотношение материи и сознания, бытия и мышления. Фундаментальными философскими традициями являются материализм и идеализм (особо следует отметить дуализм, в котором признается равноправное существование материальной и духовной субстанций).

Материализм – это философское направление, в котором первичным считается материя, а вторичным сознание, воля, дух.

Виды материализма:

1. Наивный материализм античной философии (см. выше)

2. Механистический материализм, построенный на ньютоновских физических представлениях, все явления, включая человека, рассматриваются как механизмы, т.е. с точки зрения механики.

3. Вульгарный материализм – мысль тоже материальна

4. Диалектический материализм – высшая форма материализма (Маркс, Энгельс). Материя как диалектически развивающаяся. Материя рассматривается в ее диалектическом развитии от простого к сложному, от низших форм движения материи к высшим. Ф. Энгельс выделял такие формы движения, как механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Идеализм и его виды.

Идеализм – это философское направление, в котором первичными считаются сознание, воля, дух, а вещественное, материальное – вторичным. Виды идеализма:

1. Объективный идеализм - это философские учения, в которых первично надличностное сознание, воля, дух, абсолютная идея (такова, например, философская система Гегеля).

2. Субъективный идеализм – первично индивидуальное сознание, ощущения, воля и т.д. (Д. Юм, Дж. Беркли).

Для идеализма характерно представление о возможности существования идеального без материального носителя. Например, эйдосы в Гиперурании (Платон) или абсолютная идея (Гегель).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.