Сделай Сам Свою Работу на 5

Онтологическая проблематика в античной философии.





В античной Греции первоначально возникли учения о первоосновах всего сущего (из чего все произошло, из чего все состоит). (Фалес Милетский – все из воды; Анаксимен – все из воздуха). Таким образом, самые первые онтологии сводили бытие, материю к конкретным видам вещества. В дальнейшем онтологии приобрели более абстрактный характер (гомеомерии Анаксагора, апейрон Анаксимандра, атомы Демокрита).

В конце 5 и 4-3 вв. создаются развернутые систематичные философские онтологии:

- Парменид считал, что бытие доступно только понятийному мышлению.

- Платон выделял два вида бытия: бытие вещей – это бытие конечное, случайное, подвижное, бытие идей (эйдосов) – это бытие вечное, неизменное, безграничное, бесконечное.

- Аристотель считал, что каждая вещь есть результат соединения бесформенной материи и бесплотной идеальной формы (эйдоса).

9. Диалектика (основные понятия). суть диалектического метода.

Одним из наиболее известных методов, используемых во всех отраслях знания, является диалектика (диалектика: буквально - «диалог»). Основоположник диалектического метода – Сократ. Он обосновал следующие методы ведения диалога:



· Майевтика (буквально «родовспоможение», в данном случае речь идет о родовспоможении мысли) – это метод поиска истины в диалоге с помощью наводящих вопросов.

· Ирония – это метод ведения диалога, состоящий в доведении до абсурда мысли собеседника при видимом с ним согласии.

Ранняя форма диалектики – «наивная» диалектика: в античной философии отношения диалога переносились на природные и социальные процессы, поэтому они рассматривались через обнаружение противоположностей (например, такие «диалектические пары»: притяжение и отталкивание, живое и мертвое, большое и малое и т.д.). В дальнейшем диалектика приобретает более методологичный характер: элейская школа диалектики исследовала противоречия в мышлении (например, апории Зенона – «стрела», «Ахиллес и черепаха»).

Диалектика – это метод мышления, основанный на выявлении противоположностей/противоречий в исследуемом объекте, процессе.

Противоположности – это стороны процессов, явлений, которые отрицают друг друга, но при этом друг друга дополняют, взаимно обусловливают, составляя единое целое.



Противоречия – это взаимоотношение противоположностей. Особо выделяются «движущие» противоречия, их особенность в том, что они являются внутренней причиной саморазвития того или иного процесса, т.е. с точки зрения диалектики, источник любого развития находится внутри самого процесса.

Поэтому в диалектике развитие – это саморазвитие.

Эволюция диалектики:

У истоков диалектики – Гераклит и Сократ.

В новое время в конце 18 – первая треть 19 немецкий философ Гегель создал системное диалектическое учение: «Наука логики», он создал не формальную, а диалектическую логику (мысль в движении). Диалектика Гегеля носит объективный идеалистический характер.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс, начиная с 40 годов 19 века, используют Гегелевский диалектический метод для создания диалектико-материалистического учения об обществе.

Во второй половине 19 века возникает и получает дальнейшее развитие в 20 веке субъективная диалектика. У ее истоков стоит диалектика чувств, переживаний, описанная С. Кьеркегором в книгах «Страх и трепет», «Наслаждение и долг» и др.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ. (для самостоятельного изучения)

  1. Закон «единства и борьбы противоположностей»

Объясняет источник саморазвития всех процессов. С точки зрения диалектики источник развития всегда внутри процесса, а не вне его, поэтому развитие – это всегда саморазвитие.

Противоположности – это такие стороны процесса (явления), которые взаимно отрицают друг друга, но при этом они взаимно обусловлены (то есть друг без друга не существуют), дополняют друг друга, составляют единое целое.



  1. Закон перехода количественных изменений в качественные

Объясняет механизм развития.

Гегель определял качество как определенность предмета, тождественную с его бытием, а количество как определенность предмета, безразличную к его бытию.

Количественные изменения, накапливаясь, могут вызывать качественные изменения. Переход из одного качественного стояния в другое называется «скачок». Существуют разные формы скачка:

1)Отрезок с размытыми концами. Например, жизнь и смерть;

2)Экстремум. Например, сальтационная эволюция (это эволюция, которая в масштабах эволюционного процесса выглядит как резкий переход). Графически экстремум выглядит так:

Переход количественных изменений в качественные происходит в результате нарушения «меры». Мера как философское понятие – это тот предел, до которого количественные изменения не вызывают изменений качественных.

  1. Закон «отрицания отрицания»

Объясняет траекторию развития.

3 аспекта этого закона:

1)Поступательность развития – от старого качества к новому, старое отрицается новым;

2)Преемственность развития – сохранение моментов старого в новом состоянии, то есть отрицание первого отрицания. Другими словами новое неизбежно, но должны быть силы для отрицания отрицания;

3)Возвращение в процессе развития к прежним состояниям, но на новом качественном уровне.

 

КАТЕГОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ. (для самостоятельного изучения)

Категории материалистической диалектики носят парный характер. В этих диалектических категориальных парах выражаются противоположности.

  1. Общее, особенное, единичное.

Единичное существует только в той связи, которая ведет к общему (единичное определяется в понятии о нем, а понятие – это всегда абстракция, то есть результат обобщения).

Единичное понятийно определяется через общее, а индивидуализируется через особенное.

Особенное существует в единичном, но само по себе, как признак, определяется через общее.

  1. Форма и содержание.

Существует две традиции в определении понятия «форма»:

1)Аристотелевская: форма – это сущность;

2)Диалектико-материалистическая: форма – это внешнее выражение содержания. Содержание определяет форму, оно активно, но форма тоже влияет на содержание, будучи относительно пассивной.

Современное понятие: форма – это внешняя граница содержания, а также способ выделения видов в рамках рода.

  1. Сущность и явление.

Это диалектические категории гносеологии. В материалистической диалектике сущность и явление рассматриваются с двух позиций:

1)Как процесс познания: познание развивается от явления к сущности (В.И. Ленин считал, что сущность раскрывается в познании многослойно – от явления к сущности 1-го порядка, а от нее – к сущности 2-го порядка и т.д.). С точки зрения диалектики, познание – это процесс. Истина открывается в этом процессе поэтапно, согласно законам диалектики, причем никогда полностью и окончательно (то есть абсолютной истины нет);

2)Сущность определяет явление, но никогда не существует вне явления (В.И. Ленин: «Сущностью является явление – существенно»).

Явление и сущность диалектически взаимосвязаны.

Сущность обладает достоинством всеобщности, а явление – единично (принцип стоицизма: «в частной воле есть момент всеобщего, принцип римского права – частная воля защищается правом постольку, поскольку в ней есть право всеобщее»).

  1. Причина и следствие.

1 часть

Причинно-следственные связи имеют универсальный характер и отражаются в человеческом мышлении как на уровне единичных явлений, так и на уровне всеобщего (во всех областях человеческой деятельности, познания).

Так, в юриспруденции существует развитая система теорий причинно-следственных отношений в уголовном праве.

Причинно-следственные отношения необходимо отличать от функциональных взаимосвязей. Главное отличие заключается в том, что причинно-следственные связи имеют генетический характер (причина порождает следствие), а в функциональных взаимосвязях нет отношения генезиса.

Причина – это совокупность явлений, результатом взаимодействия которых является некоторая совокупность явлений – следствий.

Индетерминизм – это теории, полностью или частично отрицающие причинно-следственные связи.

Основные виды (типы) детерминизма:

1)Жесткий Лаплассовский детерминизм: причинно-следственные связи имеют линейный характер, поэтому для каждого случая, в принципе, можно четко проследить в обратном порядке цепь событий и установить одну исходную причину;

2)Теория вероятностей. Ее основной принцип – принцип относительности, в соответствии с которым причинно-следственные связи носят не линейный, а статистический характер.

3)Издревле существует особый вид (тип) детерминизма – фатализм. Он особенно характерен для обыденного сознания (чаще всего с религиозной окраской). Однако знание научных концепций детерминизма предохраняет человека от опрометчивых типов поведения. Например, фаталист уверен в том, что все события в его жизни предопределены заранее, поэтому ведет себя крайне неосторожно, бравирую, объясняя свое поведение тем, что чему быть – того не миновать. Однако совершенно очевидно, что знание хотя бы азов теории вероятности нацеливает человека на расчет последствий своих действий с учетом факторов повышения вероятности наступления нежелательных событий.

Закономерности (законы) подразделяются на динамические и статические. В динамических закономерностях имеет место линейный тип причинно-следственных связей, в статистических закономерностях – нелинейный тип. В нем причинно-следственные связи протекают по термодинамическому типу или на основе информационно-кибернетического взаимодействия (то есть вероятностных).

2 часть

Причинно-следственные связи описываются следующими понятиями:

1)Полная причина – это совокупность явлений, сыгравших роль факторов в наступлении последствий;

2)Главная причина – это явление (действие) непосредственно вызывающее наступление данных последствий (остальные факторы, входящие в полную причину могли быть другими);

3)Повод – это событие, которое всего лишь спровоцировало действие главной причины и наступление последствий (в юриспруденции очень важно не путать повод и причину, подменять одно другим).

  1. Возможность и действительность.

Возможность – это особая сторона реальности (или ее картины в сознании), которая носит характер предпосылки будущих событий. Причем наступление этих событий зависит от типа закономерности (динамическая или статическая).

Виды возможностей (две диалектические пары возможностей):

1)Абстрактная (это возможность, не выходящая за пределы известных закономерностей, но это возможность чрезвычайно малой степени вероятности)

2)Конкретная (это возможность, вероятность которой достаточно велика в конкретной ситуации)

3)Формальная (это возможность наступления события, выходящего за рамки известных закономерностей)

4)Реальная (это возможность наступления событий, соответствующих известным закономерностям)

Виды возможностей могут переходить одна в другую, то есть абстрактная возможность может стать конкретной, а формальная – реальной.

  1. Необходимость и случайность.

Категория необходимости характеризует объективные, закономерные причинно-следственные связи – на уровне всеобщего. Категорию «необходимость» нельзя путать с категорией «неизбежность» (неизбежность не характеризует закономерность, она характеризует случай).

Необходимость никогда не существует сама по себе. Она всегда проявляется в конкретных явлениях, у которых всегда есть случайные по отношению к этой необходимости характеристики. Таким образом, случайность есть форма проявления необходимости, а также ее дополнение. Случайность, тем не менее, имеет степень вероятности наступления.

Необходимость – это всегда закономерность. Вообще любое событие случайно, если с необходимостью не вытекает из закономерностей того процесса, в которое оно вмешалось.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.