Онтологическая проблематика в античной философии.
В античной Греции первоначально возникли учения о первоосновах всего сущего (из чего все произошло, из чего все состоит). (Фалес Милетский – все из воды; Анаксимен – все из воздуха). Таким образом, самые первые онтологии сводили бытие, материю к конкретным видам вещества. В дальнейшем онтологии приобрели более абстрактный характер (гомеомерии Анаксагора, апейрон Анаксимандра, атомы Демокрита).
В конце 5 и 4-3 вв. создаются развернутые систематичные философские онтологии:
- Парменид считал, что бытие доступно только понятийному мышлению.
- Платон выделял два вида бытия: бытие вещей – это бытие конечное, случайное, подвижное, бытие идей (эйдосов) – это бытие вечное, неизменное, безграничное, бесконечное.
- Аристотель считал, что каждая вещь есть результат соединения бесформенной материи и бесплотной идеальной формы (эйдоса).
9. Диалектика (основные понятия). суть диалектического метода.
Одним из наиболее известных методов, используемых во всех отраслях знания, является диалектика (диалектика: буквально - «диалог»). Основоположник диалектического метода – Сократ. Он обосновал следующие методы ведения диалога:
· Майевтика (буквально «родовспоможение», в данном случае речь идет о родовспоможении мысли) – это метод поиска истины в диалоге с помощью наводящих вопросов.
· Ирония – это метод ведения диалога, состоящий в доведении до абсурда мысли собеседника при видимом с ним согласии.
Ранняя форма диалектики – «наивная» диалектика: в античной философии отношения диалога переносились на природные и социальные процессы, поэтому они рассматривались через обнаружение противоположностей (например, такие «диалектические пары»: притяжение и отталкивание, живое и мертвое, большое и малое и т.д.). В дальнейшем диалектика приобретает более методологичный характер: элейская школа диалектики исследовала противоречия в мышлении (например, апории Зенона – «стрела», «Ахиллес и черепаха»).
Диалектика – это метод мышления, основанный на выявлении противоположностей/противоречий в исследуемом объекте, процессе.
Противоположности – это стороны процессов, явлений, которые отрицают друг друга, но при этом друг друга дополняют, взаимно обусловливают, составляя единое целое.
Противоречия – это взаимоотношение противоположностей. Особо выделяются «движущие» противоречия, их особенность в том, что они являются внутренней причиной саморазвития того или иного процесса, т.е. с точки зрения диалектики, источник любого развития находится внутри самого процесса.
Поэтому в диалектике развитие – это саморазвитие.
Эволюция диалектики:
У истоков диалектики – Гераклит и Сократ.
В новое время в конце 18 – первая треть 19 немецкий философ Гегель создал системное диалектическое учение: «Наука логики», он создал не формальную, а диалектическую логику (мысль в движении). Диалектика Гегеля носит объективный идеалистический характер.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс, начиная с 40 годов 19 века, используют Гегелевский диалектический метод для создания диалектико-материалистического учения об обществе.
Во второй половине 19 века возникает и получает дальнейшее развитие в 20 веке субъективная диалектика. У ее истоков стоит диалектика чувств, переживаний, описанная С. Кьеркегором в книгах «Страх и трепет», «Наслаждение и долг» и др.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ. (для самостоятельного изучения)
- Закон «единства и борьбы противоположностей»
Объясняет источник саморазвития всех процессов. С точки зрения диалектики источник развития всегда внутри процесса, а не вне его, поэтому развитие – это всегда саморазвитие.
Противоположности – это такие стороны процесса (явления), которые взаимно отрицают друг друга, но при этом они взаимно обусловлены (то есть друг без друга не существуют), дополняют друг друга, составляют единое целое.
- Закон перехода количественных изменений в качественные
Объясняет механизм развития.
Гегель определял качество как определенность предмета, тождественную с его бытием, а количество как определенность предмета, безразличную к его бытию.
Количественные изменения, накапливаясь, могут вызывать качественные изменения. Переход из одного качественного стояния в другое называется «скачок». Существуют разные формы скачка:
1)Отрезок с размытыми концами. Например, жизнь и смерть;
2)Экстремум. Например, сальтационная эволюция (это эволюция, которая в масштабах эволюционного процесса выглядит как резкий переход). Графически экстремум выглядит так:
Переход количественных изменений в качественные происходит в результате нарушения «меры». Мера как философское понятие – это тот предел, до которого количественные изменения не вызывают изменений качественных.
- Закон «отрицания отрицания»
Объясняет траекторию развития.
3 аспекта этого закона:
1)Поступательность развития – от старого качества к новому, старое отрицается новым;
2)Преемственность развития – сохранение моментов старого в новом состоянии, то есть отрицание первого отрицания. Другими словами новое неизбежно, но должны быть силы для отрицания отрицания;
3)Возвращение в процессе развития к прежним состояниям, но на новом качественном уровне.
КАТЕГОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ. (для самостоятельного изучения)
Категории материалистической диалектики носят парный характер. В этих диалектических категориальных парах выражаются противоположности.
- Общее, особенное, единичное.
Единичное существует только в той связи, которая ведет к общему (единичное определяется в понятии о нем, а понятие – это всегда абстракция, то есть результат обобщения).
Единичное понятийно определяется через общее, а индивидуализируется через особенное.
Особенное существует в единичном, но само по себе, как признак, определяется через общее.
- Форма и содержание.
Существует две традиции в определении понятия «форма»:
1)Аристотелевская: форма – это сущность;
2)Диалектико-материалистическая: форма – это внешнее выражение содержания. Содержание определяет форму, оно активно, но форма тоже влияет на содержание, будучи относительно пассивной.
Современное понятие: форма – это внешняя граница содержания, а также способ выделения видов в рамках рода.
- Сущность и явление.
Это диалектические категории гносеологии. В материалистической диалектике сущность и явление рассматриваются с двух позиций:
1)Как процесс познания: познание развивается от явления к сущности (В.И. Ленин считал, что сущность раскрывается в познании многослойно – от явления к сущности 1-го порядка, а от нее – к сущности 2-го порядка и т.д.). С точки зрения диалектики, познание – это процесс. Истина открывается в этом процессе поэтапно, согласно законам диалектики, причем никогда полностью и окончательно (то есть абсолютной истины нет);
2)Сущность определяет явление, но никогда не существует вне явления (В.И. Ленин: «Сущностью является явление – существенно»).
Явление и сущность диалектически взаимосвязаны.
Сущность обладает достоинством всеобщности, а явление – единично (принцип стоицизма: «в частной воле есть момент всеобщего, принцип римского права – частная воля защищается правом постольку, поскольку в ней есть право всеобщее»).
- Причина и следствие.
1 часть
Причинно-следственные связи имеют универсальный характер и отражаются в человеческом мышлении как на уровне единичных явлений, так и на уровне всеобщего (во всех областях человеческой деятельности, познания).
Так, в юриспруденции существует развитая система теорий причинно-следственных отношений в уголовном праве.
Причинно-следственные отношения необходимо отличать от функциональных взаимосвязей. Главное отличие заключается в том, что причинно-следственные связи имеют генетический характер (причина порождает следствие), а в функциональных взаимосвязях нет отношения генезиса.
Причина – это совокупность явлений, результатом взаимодействия которых является некоторая совокупность явлений – следствий.
Индетерминизм – это теории, полностью или частично отрицающие причинно-следственные связи.
Основные виды (типы) детерминизма:
1)Жесткий Лаплассовский детерминизм: причинно-следственные связи имеют линейный характер, поэтому для каждого случая, в принципе, можно четко проследить в обратном порядке цепь событий и установить одну исходную причину;
2)Теория вероятностей. Ее основной принцип – принцип относительности, в соответствии с которым причинно-следственные связи носят не линейный, а статистический характер.
3)Издревле существует особый вид (тип) детерминизма – фатализм. Он особенно характерен для обыденного сознания (чаще всего с религиозной окраской). Однако знание научных концепций детерминизма предохраняет человека от опрометчивых типов поведения. Например, фаталист уверен в том, что все события в его жизни предопределены заранее, поэтому ведет себя крайне неосторожно, бравирую, объясняя свое поведение тем, что чему быть – того не миновать. Однако совершенно очевидно, что знание хотя бы азов теории вероятности нацеливает человека на расчет последствий своих действий с учетом факторов повышения вероятности наступления нежелательных событий.
Закономерности (законы) подразделяются на динамические и статические. В динамических закономерностях имеет место линейный тип причинно-следственных связей, в статистических закономерностях – нелинейный тип. В нем причинно-следственные связи протекают по термодинамическому типу или на основе информационно-кибернетического взаимодействия (то есть вероятностных).
2 часть
Причинно-следственные связи описываются следующими понятиями:
1)Полная причина – это совокупность явлений, сыгравших роль факторов в наступлении последствий;
2)Главная причина – это явление (действие) непосредственно вызывающее наступление данных последствий (остальные факторы, входящие в полную причину могли быть другими);
3)Повод – это событие, которое всего лишь спровоцировало действие главной причины и наступление последствий (в юриспруденции очень важно не путать повод и причину, подменять одно другим).
- Возможность и действительность.
Возможность – это особая сторона реальности (или ее картины в сознании), которая носит характер предпосылки будущих событий. Причем наступление этих событий зависит от типа закономерности (динамическая или статическая).
Виды возможностей (две диалектические пары возможностей):
1)Абстрактная (это возможность, не выходящая за пределы известных закономерностей, но это возможность чрезвычайно малой степени вероятности)
2)Конкретная (это возможность, вероятность которой достаточно велика в конкретной ситуации)
3)Формальная (это возможность наступления события, выходящего за рамки известных закономерностей)
4)Реальная (это возможность наступления событий, соответствующих известным закономерностям)
Виды возможностей могут переходить одна в другую, то есть абстрактная возможность может стать конкретной, а формальная – реальной.
- Необходимость и случайность.
Категория необходимости характеризует объективные, закономерные причинно-следственные связи – на уровне всеобщего. Категорию «необходимость» нельзя путать с категорией «неизбежность» (неизбежность не характеризует закономерность, она характеризует случай).
Необходимость никогда не существует сама по себе. Она всегда проявляется в конкретных явлениях, у которых всегда есть случайные по отношению к этой необходимости характеристики. Таким образом, случайность есть форма проявления необходимости, а также ее дополнение. Случайность, тем не менее, имеет степень вероятности наступления.
Необходимость – это всегда закономерность. Вообще любое событие случайно, если с необходимостью не вытекает из закономерностей того процесса, в которое оно вмешалось.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|