Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности мифологического сознания, мышления.





Мифологические формы общественного сознания – самые древние, в них очень значительна, велика подсознательная составляющая (которую фрейдист 20 века Карл Юнг определял как архетипичную).

Архетипы – это бессознательные устойчивые психологические структуры, содержанием которых являются базовые правила человеческого бытия, представленные в символических формах, сформировавшихся на основе древнего родового опыта.

 

 


Мифологическому сознанию, мышлению присущи следующие особенности:

1. По выражению Леви-Стросса мифу присуща «агрессивная двусмысленность»: миф содержит два смысловых уровня:

 

А. Верхний уровень – сознательный – это привлекательный, интересный, авантюристичный, красивый сюжет;

Б. Нижний уровень – бессознательный – в его содержание входят базовые правила человеческого бытия, которые оседают в подсознании (например, миф о нарциссе: чего хочет женщина, того хочет бог).

 

В подсознании оседает то, от чего зависит жизнь человека и рода в целом.

 

2. Миф говорит языком символов (символ – это знак или вещь, представляющее другое явление, замещающее его в тексте мифа). Например, в мифе о Прокрусте представлено правило: «Не суди других по своей мере».



3. В мифе отождествляется естественное и сверхъестественное. Они взаимодействуют, и друг от друга по статусу не отличаются.

4. Персонификация природных и социальных сил. Природные и социальные силы приобретают характер живых существ, людей, животных.

5. Беспроблемность мифологического мышления.

6. Объяснительный принцип мифа – через обращение к сверхъестественному.

Возникновение и становление философии в древней греции.

6-5 вв. до н.э. Древняя Греция.

Философия уходит своими корнями в восточные древние цивилизации (Китай, Индия).

Непосредственным источником европейского типа философствования является античная древнегреческая философия. Рационализмантичной (а позже западной в целом) философии отличает ее от восточной и объясняется особенностями античной полисной цивилизации:

Диалогичный характер полисной цивилизации:

А. рабовладельческий строй обеспечивал большой массив свободного времени гражданам полиса, поэтому в сфере досуга преобладали диалоговые формы, обсуждение мифологических сюжетов, политических проблем. Постепенно в жизни полиса стало укореняться философская проблематика, которую привнесли путешествовавшие на Восток отпрыски богатых царских родов.



Б. диалогичность выражалась в коллегиальных формах управления, т.е. все жители полиса участвовали в принятии решений.

2. Рациональность античной цивилизации:

А. жители полиса были ценны для своего социума не только как физическая сила, но и как интеллектуальная сила, т.к. участвовали в обсуждениях. Особой добродетелью считалось умение гражданина уверенно отстаивать свое мнение, отстаивать свои права в суде. Софисты обучали красноречию за немалые деньги.

Б. даже в античной мифологии – культ разума: боги помогают умным, испытывая их интеллектуальные способности.

3. Постепенно античная мифология уходит в тень и на первый план выходит философский тип общественного сознания, мышления, для него характерны:

А. безграничная вера в человеческий разум

Б. целенаправленный поиск естественных причин всего сущего

В. проблемность философского мышления

Г. демократизация знания, снятие жреческой монополии на положительные (полезные) знания

Д. формируется философский тип мышления – понятийный, теоретический

Е. объяснительные принципы становятся рационалистическими, связанными со ссылками на естественные, не от богов идущие причины

Ж. формирование критичного отношения к постулатам божественного происхождения законов

Уже в 6 веке до н.э. начинают образовываться философские сообщества, которые активно пропагандируют в полисах философскую мудрость. В полисной досуговой, повседневной сфере начинает укореняться именно философская проблематика (на площадях выступают свободные философы, собирается народ, слушают этого философа, рассуждают о философских категориях, решают философские умственные апории, даже на пирах обсуждают философские проблемы). Люди начинают учиться мыслить понятийно, в своих умозаключениях они идут от общего к частному, т.е. возникает культура философского мышления.



В 5-4 вв. до н.э. образуются философские традиции, устойчивые философские школы: сократические школы, стоики, софисты и т.д. И если ранние формы философствования характеризуются сегодня как наивный материализм, наивная диалектика, то с 5-4 вв. уже складываются целостные системные философские учения, на основе которых в Европе будут развиваться в дальнейшем, через века, устойчивые философские традиции.

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (Сократ, Киники, Киренаики)

Аксиологическая (то есть смысложизненная) проблематика в Античности отражает и современные типы этики.

В учении Сократа нашло свое выражение античное мировоззрение: счастливым и свободным можно быть только не нарушая законов миростроя, действуя в соответствии с ними. Законы миростроя доступны только разумному человеку, поэтому только живя по разуму можно жить добродеятельно, то есть достигать (иметь) благо (красоту, здоровье, счастье).

В античном мировоззрении жить по разуму означает жить по природе.

Этика Киников. Концепция:

  1. Для того, чтобы быть свободным и счастливым нужно жить по природе;
  2. Для этого нужно отказаться от всего «лишнего» (избыточного);
  3. Основа: у человека все можно отнять, обладая благами человек боится их потерять, поэтому, заранее отказавшись от них, человек счастлив и свободен.
  4. Девиз: «Не владею ничем, чтобы ничто не владело мной».

Этика Киренаиков. Концепция:

  1. Человек похож на осажденную крепость, его осаждают собственные страсти;
  2. Надо использовать возможности для наслаждения, но нельзя попадать от них в зависимость (то есть я пользуюсь всеми благами, но не попадаю от них в зависимость);
  3. Девиз: «Владею всем, но ничто не владеет мной».

Киники и Киренаики – это сократические школы.

ЭТИКА ЭПИКУРА

Концепция:

  1. Человека делает несчастливым и несвободным страх смерти;
  2. Все аффекты (страсти) разрушительны;
  3. Единственный аффект (страсть), который позволяет противостоять губительному влиянию страстей – это страсть к познанию;
  4. Поэтому смысл жизни заключается в достижении атараксии (невозмутимости, безмятежности духа).
  5. Атараксия достигается путем аскезы (философствование в сообществе единомышленников).

Эпикуризм транслировался в римской, европейской культуре, но в его превратном понимании: наслаждение стало постепенно сводиться к чувственным излишествам.

ЭТИКА СТОИКОВ

Концепция:

  1. Судьба человека предопределена, ее нельзя изменить;
  2. Но человек свободен, так как, несмотря на то, что он не может изменить предопределенный ход событий, он может изменить свое отношение к ним (в этом заключается его свобода). То есть свобода человека внутри;
  3. Смысл жизни – достижение состояния апатии (бесстрастия);
  4. Этика стоиков – это философия человеческого достоинства. Человеку необходимо культивировать в себе добродетели (справедливость, умеренность, мужество, разумность) и изживать пороки (несправедливость, неумеренность, трусость, безрассудство).

Философия стоицизма оказала существенное влияние на европейскую цивилизацию. Многие европейские моральные системы, так или иначе, базировались на стоицизме.

[Мария Антуанетта: «Со мной можно поступить низко, но нельзя унизить»]

Этика стоиков оказала значительное влияние на римское частное право. Идея ценности частной воли нашла свое выражение в его главных принципах – правовая защита частного волеизъявления. Кроме того, стоики исследовали соотношение частного и всеобщего, то есть «в частной воле содержатся моменты всеобщего, и чем их больше, тем успешнее реализация частной воли». В римском частном праве этот принцип реализован так: правовая защита частного волеизъявления зависит от того, в какой мере эта частная воля соответствует праву, то есть правовому всеобщему.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.