Классический период древнегреческой философии.
¨ Период расцвета античной философии. Происходит построение глобальных философских систем, включающих анализ природы, человека и общества.
¨ Основные представители:
¨ Софисты (Протагор, Гиппий, Горгий)
Классики:
¨ Сократ
¨ Платон
¨ Аристотель
Софисты:
Древнегреческие учителя ведения дискуссии, спора.
Основные идеи:
¨ Учение о принципиальной непознаваемости мира: «Ничего не существует», «Если что-то и существует, то его нельзя познать», «Если это и можно познать, то нельзя передать и объяснить другому» (Протагор);
¨ Учение об относительности истины: «Человек есть мера всех вещей, (Протагор);
¨ Идея о том, что основанием всех форм культуры (религия, мораль, право, государство) является условное соглашение между людьми.
Классики:
1.)Сократ :
Первый, кто пришел от изучения мира и природы к познанию человека.
¨ Разработал диалектический метод. Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины. Через задания вопроса своим ученикам в общем смысле, он задавал и задавал вопросы далее пока не находили ответ на конкретную задачу через поиск ее в общем смысле.
¨ Маевтика – (повевальное искусство). Его мать была поветухой, и на этом примере он показал, как рождается человек при помощи поветухи, так и он помогал людям рождению мысли, хотя сам не считал себя «сосудом полным мысли», он считал себя пустым, в отличие от тех, кому он помогал рождать мысли.
- «Человек может все познать, только нужно размышлять».
Платон:
¨ Учение об идеях: Совокупность идей образуют мир идей. Идеи вечные и неизменные, образуют иерархическую лестницу. На ее вершине находится идея Блага, самая общая идея.
¨ В результате соприкосновения материи с идеями возникают вещи. Вещи – несовершенные копии идей, кажущееся бытие.
Учение о познании:
Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей.
Осуществляется в два этапа.
¨ При восприятие вещей ( подобий идей) – формируется только мнение.
¨ При помощи диалектики, беседы – душа человека припоминает виденное ранее в мире идей.
Учение о человеке:
Человек – единство души и тела.
Душа – идея человека.
Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей:
разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира)
воля (ориентация на достижение поставленных целей)
чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей).
Учение о государстве:
¨ Идеальное государство- это общество, состоящее из трех сословий:
- правители (функция управления);
- воины (функция обороны);
- производители (функция производительного труда).
Формы идеального государства:
¨ Монархия
¨ Аристократия
¨ Полития - умеренная демократия
Аристотель:
Подлинной реальностью обладают единичные вещи.
Единичное бытие вещи есть сочетание формы и материи.
Материя – то, из чего состоит вещь (возможность формы).
Форма – то, что придает вещи качественную определенность (действительность материи).
Учение о познании:
Выделяются чувственное восприятие и интеллектуальное знание.
¨ Чувственное восприятие является основой познания. Оно дает знание о единичных вещах.
¨ Интеллектуальное знание, основанное на разуме, постигает всеобщего и необходимого. Оно – основание мудрости.
Учение о человеке:
¨ Человек – единство души и тела. Душа и тело неразрывно связаны друг с другом; отдельное существование души невозможно.
Социально-политическое учение:
¨ Государство – объединение родов и поселений для достижения счастливой жизни под властью единого права.
¨ Полноправными гражданами государства являются только те, кто обладает собственностью и участвует в управлении.
Правильные формы: Неправильные формы:
монархия тирания
аристократия олигархия
полития демократия
10. Становление и основные проблемы средневековой философии периода патристики.
Формируется:
I – XIV вв. н.э.
Главный фактор возникновения и развития –Христианство.
Христианство:
1 в. н.э. - движение протеста против господствующих социальных институтов и доминирующей культуры общества.
4 в.н.э. - господствующая религия Римской империи, а затем в большинстве европейских государств Средневековья. Формирование единой христианской догматики и культа.
Источники средневековой философии:
Священные тексты (Священное Писание и Священное Предание)
Идеи античной философии
Философия – служанка богословия
Максимы средневековой философии:
1) Теоцентризм -понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог как центр мироздания, активное и творящее его начало.
2) Креационизм – принцип, в соответствии с кот., Бог сотворил все на земле.
Провиденциализм – принцип, по оторому все в мире предопределено Богом.
4) Ревеляционизм– принцип, в соответствии с которым источником всех знаний являются Священные писания, в кот. Изображены Божественные откровения.
Патристика (2-8 вв.):
Термин «pater» - «отец».
«Отцами церкви» - именуются знаменитые богословы и организаторы христианской церкви.
Вселенские соборы (4-8 вв.) - разработана система религиозной догматики, фундаментальный источник патристики.
Философское основание - неоплатонизм.
Патристика внесла огромный вклад в формирование позднеантичное и средневековой этики и эстетики.
Основные представители патристики:
Августин Аврелий
Северин Боэций
Основные проблемы Патристики:
Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира
Бог - высшее бытие, где пребывают все вечные и неизменные идеи.
Идеи – содержатся в божественном разуме.
Творение мира - из ничего, на основе идей.
Бог есть безусловное благо и красота.
Теодицея – идея оправдания Бога перед лицом мирового зла. Зло – недостаток добра, т.е., небытие, ничто. Оно не является творением Бога.
Проблема специфики познания
«Верю, чтобы понимать»
«Вера вопрошает, разум обнаруживает»
Вера - высший авторитет, путь к знанию.
Проблема человека и его сущности
Человек – особое творение Бога.
Человек = тело + душу + свободную волю.
В результате грехопадения - осужден на гибель.
Собственными усилиями добиться спасения человек не может. Бог дарует спасение.
Важнейшей моральной добродетелью и целью человеческой жизни провозглашается любовь к Богу.
Проблема сущности общества и исторического процесса
Линейное понимание развития человеческого общества:
o История - стрела.
История имеет свое начало - сотворение мира и свой конец – Страшный Суд.
o История человечества – борьба двух градов.
Град Земной – совокупность грешников, руководимых собственными эгоистическими инстинктами.
Град Божий – это совокупность людей, живущих согласно божественным заповедям.
Философские проблемы периода схоластики.
Формируется в (9-14 вв.)
Главной задачей является толкование авторитетных философских текстов.
1) ранняя схоластика: Ансельм Кентерберийский.
2) классическая схоластика: Фома Аквинский, Пьер Абеляр.
3) критическая схоластика: Иоанн Скотт,
Основные философские проблемы схоластики:
Проблема соотношения веры и разума
3 основных подхода:
1) «Вера выше разума» (Ансельм Кентерберийский);
2) Принцип гармонии веры и разума (Фома Аквинский).
Вера и разум - созданные Богом способности познания.
Направлены на постижение - Бога и созданного им мира.
Они дополняют друг друга .
3) Принцип двойственной истины (Уильям Оккам).
Вера и разум – самостоятельные и равноправные.
Вера - постижение Бога ; разум – познание материального мира.
Проблема происхождения универсалий (общих понятий)
3 основных подхода:
1)Реализм
Общие понятия – особые, самостоятельные сущности, обладающие реальностью. (Ансельм Кентерберийский).
2)Номинализм
Общие понятия - не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей и являются всего лишь именами, возникшими в человеческой речи для обозначения единичных вещей. Подлинно существующими являются единичные вещи (Иоанн Росцелин).
Концептуализм
Общие понятия не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей.
Они обладают двояким существованием: в самих вещах как указание на совокупность общих свойств для предметов некоторого класса, и в разуме познающего субъекта как отражение этих общих свойств (Пьер Абеляр).
Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира
1) Иррационализм:
Сущность Бога недоступна для человеческого разума. Не возможно объяснить соотношение Бога и мира. (Дунс Скотт, Уильям Оккам).
2) Рационализм:
Сущность Бога составляет разум.
Человек наделен разумом, он способен частично познать сущность Бога и его отношение к миру и рационально доказать существование Бога (Фома Аквинский)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|