Сделай Сам Свою Работу на 5

Классический период древнегреческой философии.





¨ Период расцвета античной философии. Происходит построение глобальных философских систем, включающих анализ природы, человека и общества.

¨ Основные представители:

¨ Софисты (Протагор, Гиппий, Горгий)

Классики:

¨ Сократ

¨ Платон

¨ Аристотель

Софисты:

Древнегреческие учителя ведения дискуссии, спора.

Основные идеи:

¨ Учение о принципиальной непознаваемости мира: «Ничего не существует», «Если что-то и существует, то его нельзя познать», «Если это и можно познать, то нельзя передать и объяснить другому» (Протагор);

¨ Учение об относительности истины: «Человек есть мера всех вещей, (Протагор);

¨ Идея о том, что основанием всех форм культуры (религия, мораль, право, государство) является условное соглашение между людьми.

Классики:

1.)Сократ :

Первый, кто пришел от изучения мира и природы к познанию человека.

¨ Разработал диалектический метод. Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины. Через задания вопроса своим ученикам в общем смысле, он задавал и задавал вопросы далее пока не находили ответ на конкретную задачу через поиск ее в общем смысле.



¨ Маевтика – (повевальное искусство). Его мать была поветухой, и на этом примере он показал, как рождается человек при помощи поветухи, так и он помогал людям рождению мысли, хотя сам не считал себя «сосудом полным мысли», он считал себя пустым, в отличие от тех, кому он помогал рождать мысли.

- «Человек может все познать, только нужно размышлять».

Платон:

¨ Учение об идеях:
Совокупность идей образуют мир идей. Идеи вечные и неизменные, образуют иерархическую лестницу. На ее вершине находится идея Блага, самая общая идея.

¨ В результате соприкосновения материи с идеями возникают вещи. Вещи – несовершенные копии идей, кажущееся бытие.

Учение о познании:

Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей.

Осуществляется в два этапа.

¨ При восприятие вещей ( подобий идей) – формируется только мнение.

¨ При помощи диалектики, беседы – душа человека припоминает виденное ранее в мире идей.

Учение о человеке:

Человек – единство души и тела.

Душа – идея человека.



Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей:

разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира)

воля (ориентация на достижение поставленных целей)

чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей).

Учение о государстве:

 

¨ Идеальное государство- это общество, состоящее из трех сословий:

- правители (функция управления);

- воины (функция обороны);

- производители (функция производительного труда).

Формы идеального государства:

¨ Монархия

¨ Аристократия

¨ Полития - умеренная демократия

Аристотель:

Подлинной реальностью обладают единичные вещи.

Единичное бытие вещи есть сочетание формы и материи.

Материя – то, из чего состоит вещь (возможность формы).

Форма – то, что придает вещи качественную определенность (действительность материи).

Учение о познании:

Выделяются чувственное восприятие и интеллектуальное знание.

¨ Чувственное восприятие является основой познания. Оно дает знание о единичных вещах.

¨ Интеллектуальное знание, основанное на разуме, постигает всеобщего и необходимого. Оно – основание мудрости.

Учение о человеке:

¨ Человек – единство души и тела. Душа и тело неразрывно связаны друг с другом; отдельное существование души невозможно.

Социально-политическое учение:

¨ Государство – объединение родов и поселений для достижения счастливой жизни под властью единого права.

¨ Полноправными гражданами государства являются только те, кто обладает собственностью и участвует в управлении.

Правильные формы: Неправильные формы:



монархия тирания

аристократия олигархия

полития демократия

 

 

10. Становление и основные проблемы средневековой философии периода патристики.

Формируется:

I – XIV вв. н.э.

Главный фактор возникновения и развития –Христианство.

Христианство:

ž 1 в. н.э. - движение протеста против господствующих социальных институтов и доминирующей культуры общества.

ž 4 в.н.э. - господствующая религия Римской империи, а затем в большинстве европейских государств Средневековья. Формирование единой христианской догматики и культа.

Источники средневековой философии:

ž Священные тексты (Священное Писание и Священное Предание)

ž Идеи античной философии

Философия – служанка богословия

Максимы средневековой философии:

1) Теоцентризм -понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог как центр мироздания, активное и творящее его начало.

2) Креационизм – принцип, в соответствии с кот., Бог сотворил все на земле.

Провиденциализм – принцип, по оторому все в мире предопределено Богом.

4) Ревеляционизм– принцип, в соответствии с которым источником всех знаний являются Священные писания, в кот. Изображены Божественные откровения.

 

Патристика (2-8 вв.):

ž Термин «pater» - «отец».

ž «Отцами церкви» - именуются знаменитые богословы и организаторы христианской церкви.

ž Вселенские соборы (4-8 вв.) - разработана система религиозной догматики, фундаментальный источник патристики.

ž Философское основание - неоплатонизм.

Патристика внесла огромный вклад в формирование позднеантичное и средневековой этики и эстетики.

Основные представители патристики:

Августин Аврелий

Северин Боэций

Основные проблемы Патристики:

ž Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира

Бог - высшее бытие, где пребывают все вечные и неизменные идеи.

Идеи – содержатся в божественном разуме.

Творение мира - из ничего, на основе идей.

Бог есть безусловное благо и красота.

Теодицея – идея оправдания Бога перед лицом мирового зла. Зло – недостаток добра, т.е., небытие, ничто. Оно не является творением Бога.

 

ž Проблема специфики познания

«Верю, чтобы понимать»

«Вера вопрошает, разум обнаруживает»

Вера - высший авторитет, путь к знанию.

 

ž Проблема человека и его сущности

Человек – особое творение Бога.

Человек = тело + душу + свободную волю.

В результате грехопадения - осужден на гибель.

Собственными усилиями добиться спасения человек не может. Бог дарует спасение.

Важнейшей моральной добродетелью и целью человеческой жизни провозглашается любовь к Богу.

ž Проблема сущности общества и исторического процесса

Линейное понимание развития человеческого общества:

o История - стрела.

История имеет свое начало - сотворение мира и свой конец – Страшный Суд.

o История человечества – борьба двух градов.

Град Земной – совокупность грешников, руководимых собственными эгоистическими инстинктами.

Град Божий – это совокупность людей, живущих согласно божественным заповедям.

Философские проблемы периода схоластики.

Формируется в (9-14 вв.)

Главной задачей является толкование авторитетных философских текстов.

1) ранняя схоластика: Ансельм Кентерберийский.

2) классическая схоластика: Фома Аквинский, Пьер Абеляр.

3) критическая схоластика: Иоанн Скотт,

Основные философские проблемы схоластики:

ž Проблема соотношения веры и разума

3 основных подхода:

1) «Вера выше разума» (Ансельм Кентерберийский);

2) Принцип гармонии веры и разума (Фома Аквинский).

Вера и разум - созданные Богом способности познания.

Направлены на постижение - Бога и созданного им мира.

Они дополняют друг друга .

3) Принцип двойственной истины (Уильям Оккам).

Вера и разум – самостоятельные и равноправные.

Вера - постижение Бога ; разум – познание материального мира.

 

ž Проблема происхождения универсалий (общих понятий)

3 основных подхода:

1)Реализм

Общие понятия – особые, самостоятельные сущности, обладающие реальностью. (Ансельм Кентерберийский).

2)Номинализм

Общие понятия - не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей и являются всего лишь именами, возникшими в человеческой речи для обозначения единичных вещей. Подлинно существующими являются единичные вещи (Иоанн Росцелин).

Концептуализм

Общие понятия не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей.

Они обладают двояким существованием: в самих вещах как указание на совокупность общих свойств для предметов некоторого класса, и в разуме познающего субъекта как отражение этих общих свойств (Пьер Абеляр).

 

ž Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира

 

1) Иррационализм:

Сущность Бога недоступна для человеческого разума. Не возможно объяснить соотношение Бога и мира. (Дунс Скотт, Уильям Оккам).

2) Рационализм:

Сущность Бога составляет разум.

Человек наделен разумом, он способен частично познать сущность Бога и его отношение к миру и рационально доказать существование Бога (Фома Аквинский)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.