Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие философии. Предмет философии и его историческая динамика.





Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

Возникает в 7-6 в. до н.э.

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.

Структура мировоззрения:

-Мироощущение (эмоциональное переживание себя в мире)

-Мировосприятие (формирование познавательных образов)

-Миропонимание (установка на оценку и объяснение чего-либо в мире).

Виды мировоззрения:

По носителю:

А) индивидуальное

Б) общественное

В зависимости от качества знаний:

А) обыденное ( складывается стихийно в повседневной жизни, знания несистемные, неупорядочены)

Б) теоретическое (знания приобретаются в результате определенного обучения, информация упорядоченная, системна).

Основные функции мировоззрения:

Основная функция мировоззрения – ориентационная (помогает человеку выбрать и сформировать основные жизненные программы).

1. познавательная

2. Систематизирующая (сводит воедино всю информацию)

3. Эвристическая (стремление к новому)

4. аксиологическая (вырабатывает ценностные ориентиры личности)



5. праксеологическая (выявление осн. целей, средств чел. деят. )

 

 

Исторические типы мировоззрения

1. Мифологическое

2. Религиозное

3. Философское

Мифологическому типу характерно:

- Образная картина мира, сочетание реальности и фантазии

- Представление о родственной связи человека и природы, одушевление ее.

- Восприятие мифа как реальности, не нуждалось в проверке и обосновании

- Анимизм -вера в существование сверхъестественных сил.

Данный тип возникает во времена первобытного строя и раннеклассового общества.

Религиозное мировоззрение:

- Вера в существование сверхъестественных сил

-деление мира на реальный и сверхъестественный

- Объяснение существования мира и человека действиями Бога

- Бог- центральная фигура религиозной веры

Способ освоения действительности через его раздвоение на небесное и земное, сверхъестественное и посюстороннее.

Философское мировоззрение:

- Ориентация на свободный интеллектуальный поиск и рациональное доказательство своих выводов

- язык философии – это язык понятий



- Многовариативность подходов к решению проблем.

Здесь, в отличие от других типов различаются природный и социальный мир, человеческий способ действия и действия сил природы.

 

Понятие философии. Предмет философии и его историческая динамика.

Философия возникает в VI веке до н.э. в Индии, Китае, Греции.

Философия– это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его место в этом мире.

Пифагор называл свое занятие (философия – любовь к мудрости), т.к. первооснову нужно искать не в мудрости, а к любви, в т.ч. и к мудрости, и эта любовь не к самому себе, а к тому что мы хотим понять, узнать, о неком «сосуде» знаний.

Объект философии – мир как единое целое.

Предмет философии – законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях знания и действительности.

Предмет претерпевает значительные изменения в процессе исторического развития философии и культуры.

Предмет:

Древняя философия – космоцентризм (человек – часть космоса, он сам микрокосм)

Средневековая философия – теоцентризм (причина всего сущего – Бог)

Философия эпохи Возрождения – гуманистический антропоцентризм (человек – центр вселенной)

Новоевропейская философия – наукацентризм

Постклассическая философия – эклектична(соединение разнородных идей, взглядов, игнорирование логических связей и обоснований).

 

4.Структура и функции философии.

Основные разделы философии:

1. Онтология –учение о бытии, о фундаментальных принципах существования природы, человека, общества.

Повопросу что первичнее философы делятся на идеалистов(мировой разум) и материалистов(материи и атомы).



2. Гносеология –изучает границы, законы и пути осущ. познавательной деятельности человека.

По вопросу возможно ли познание мира делятся философы на оптимистов и пессимистов(скептики и агностики).

3. Философская антропология –изучает сущность человека, формы его существования в мире (учение о человеке). Сократ считал бесполезным изучение природы.

4. Социальная философия – изучает закономерности развития общества. После , когда обострились социальные противоречия выделилась такая наука как социология.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – формирует ориентиры, которые обеспечивают сознательное поведение человека в мире и помогают осмыслить свое место в нем и жизненное предназначение. Роль философии возрастает именно в переломные моменты общества, когда меняются мировоззренческие установки и общество обращается к философии как мировоззренческой опоре.

2. Критическая– Критика заложена в самом философском отношении к миру. философия критически анализирует знание для того, чтобы выделить более высшие понятия и соответственно отсеять более обыденное.

3. Гносеологическая– изучает сущность познания и его границы, решает проблему отношения знания и реальности.

4. Методологическая- философия разрабатывает и рекомендует науке фундаментальные принципы, формы и средства познавательной деятельности, на основе которых конкретные науки создают свои собственные дисциплинарные методы исследования.

5. Интегративная- философия объединяет все отдельные области знаний в целостную систему.

6. Аксиологическая– оценивает вещи и различные явления окружающего мира. Роль возрастает в переломные моменты истории. Оценка проводится с точки зрения идеологических, этических, религиозных, моральных и др. ценностей.

 

5. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Становление и основные школы древнеиндийской философии.

§ Сословно-кастовый строй

Касты (варны):

- Брахманы– жрецы

- Кшатрии – военная аристократия

- Вайшьи – ремесленники, крестьяне, торговцы

- Шудры– слуги, зависимые люди.

Выделяют 3 периода в древнеиндийской философии :

-Ведический(1-я пол. 1 тыс. до.н.э.)

-Эпический(2-я пол. 1 тыс. до.н.э.)

-Классический(с 1 тыс. н.э.)

В ведический период были созданы тексты Вед, в кот. Излагались мифологическое мировоззрение родового общества. Заключительным этапом эволюции Вед считают Упанишады – переход от мифологии к философии в древнеиндийском обществе.

В эпоху перехода от родового к раннеклассовому обществу произошло формирование различных школ древнеинд. философии.

-Ортодоксальные (подтверждали авторитет Вед)

1. Миманса – главные категории – дхарма(нравственный долг) и мокша (состояние святости). Ставит вопрос как следовать дхарме на пути к мокше и пытается дать на него ответ.

2. Веданта – непосредственно опиралась на веды. Веды – священный источник. Мир – это школа жизни для каждого человека, необходимо следовать наставлениям гуру. Человек должен только становиться лучше в жизни .

3. Ньяя – развивала теорию силлогизмов и дедуктивного умозаключения.

4. Йога – (сосредоточение) религиозная вера рассматривается как важнейший элемент теоретической мысли и практик. Цель теории и практики йоги – достижение единства с Богом.

5. Вайшешика – При объяснении действительности для нее определяющее значение имела категория особенности субстанций, атомов, душ. Цель – достижение избавления от страданий через истинное познание

-Неортодоксальные (отрицали авторитет Вед)

1. Чарвака-локаята- говорила, что мир материален, мы ощущаем его черз органы чувств, а вера недоказуема. С санскр. переводится как «глотать», «жевать». Т.е. некоторые сторонники считают, что Веды нужно «проглотить» не вникая в их содержание. Другое значение – не признает существование другого мира о котором говорят Веды.

2. Джайнизм – название получила от одного из «школы мудрецов» по прозвищу Победитель – Джина. Содержание философии джайнизма – этика, учение об избавлении страстей, победе над ними. Человек должен быть развит духовно. Действует принцип ахимса.

3. Буддизм – последователи называют его «Дхарма» (учение, закон). Будда Шакьямуни после долгих лет исследований пришел к выводу, что причиной страданий людей являются их собственные действия, и страдания можно прекратить только практикой самоограничений.

Буддизм делится на Хинаяну (малую колесницу) и Махаяну (большую колесницу).

Собрание книг о буддизме – Типитака.

4 благородные истины:

1) Жизнь есть страдание

2) Причина страдания –желания

3) Прекратить страдание возможно

4) Путь прекращения страданий – Благородный срединный Восьмеричный Путь.

· постижение истин буддизма

· Правильная решимость( изменить жизнь)

· Правильная речь( без лжи, клеветы, грубости)

· . Правильное поведение.

· 5 заповедей:

Не причиняй зла живому ( ахимса)

Не лжесвидетельствуй и не клевещи

Не укради

Не прелюбодействуй

Не употребляй опьяняющих напитков

· Правильный образ жизни(воздержание от нечестных источников дохода).

· Правильное усилие(самоконтроль, борьба с соблазнами)

· Правильное направление мысли

( избавление от страстей, успокоение сознания)

4 вида Вед:

-ригведа, яджерведа, самаведа, адхарведа

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.