Сделай Сам Свою Работу на 5

Платон – объективный идеализм. Теория идей





Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.

1.Проблемы устройства мира, бытия, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.

2.Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы.

3.Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей.

4.Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности

5.Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

Основные функции философии

1. Мировоззренческая-связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрений- системе общих представлений о мире и человеке.

2. Познавательная-связана с познанием мира и человека.



3. Методологическая-связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.

4. Логическая-связана с осмыслением и формированием общих законов рационального мышления.

5. Ценностная-связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества.

6. Гуманистическая-связана с обоснованием значимости человеческой личности, ее достоинств ,прав и свобод.

7. Эстетическая-изучение законов красоты и ее восприятие человеческим сознанием.

8. Практическая-выработка смысла, целей, правил принципов.

9. Культурно - транслирующая- обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений культуры человечества.

 

Космоцентрический характер древнегреческой флософии. Этапы развития античной философии.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:

1.от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до н.э. - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики.



2.приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н.э. - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.

3.конец IV - II вв. до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы.

4.I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период. Далее речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии. Произведения досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более поздних античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды. Такие цитаты имеются, например, в работе Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», а также трудах Платона, Плутарха, Секста Эмпирика, Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению точность некоторых цитат.

 

Первый этап, который часто называют досократовским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Мировоззрение, опирающееся на признание исходной роли космоса, получила название космоцентризм . Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. На первом этапе развития греческой мысли понятия реальности, бытия и мышления не редко отождествляются. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями - с другой.



Проблемы человека в философии Сократа . «Познай самого себя»

Сократ (469-399). Из Афин не выезжал. Был гоплитом (тяжеловооруженным воином). Был в совете во время 30-ти тиранов. Потом ушел и вел вольный образ жизни. Письменность обрекает не на мысль, а на собирание фактов. Философию переводит на изучение человека. «Познай самого себя» .Чем меньше человеку нужно, тем он ближе к богам. «Сократ умнее других, т.к. знает, что ничего не знает.» Знает все лишь Бог .Философия – искусство умирать. Истина и нравственность существуют объективно, независимо от человека .Познавать объективную истину невозможно через природу. Самопознание. Если истина существует, то существуют и законы мышления.. Если бы люди знали истину, они стали бы творить только добро. Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания – природных, людских и божественных явлений и отношений – в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком».

Философски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и подлежащего критерию человеческого поведения. Тем самым он вдохнул новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя».

 

Платон – объективный идеализм. Теория идей

Истина существует. Люди могут друг с другом спорить, есть математика, значит есть истина.

Истина существует объективно, принадлежит другому миру – и в человеке, и вне его.

Каждый предмет имеет нематериальную сущность – идею.

Идея – умопостигаемая сущность предмета. Предмет познаваем, т.к. идея вне нас.

Души до рождения обитали в мире идей и видели их, потом забыли.

Материя без идеи – небытие. Идея – причина существования предмета, цель развития, идеал.

Мир идей – божественный.

Бытие чувственной вещи – не знание, а мнение.

Взял у Сократа:

1. Знание должно быть выражено в понятиях

2. Познание вещей возможно, когда они причастны чему-нибудь одному

3. У всех людей одна способность познания истины

«Федон». Все телесное из частей, подвержено изменению, идея вечна, неизменна, истинна.

Идеи с материей – множественность вещей. Идея бытия дает существование остальным, причастна идее блага. Идея блага превосходит бытие и истину.

Миф о пещере с узниками, прикованными к стене и видящими тени.

«Парменид». «Есть ли идея стихий?», «Есть ли идея грязи и сора?» - «Нет». «Идея великого должна быть причастна идее великости и далее в бесконечность».

«Софист» «Заблуждение – знание о небытии». «Все в мире причастно 5 идеям: бытия, покоя, движения, тождественного и иного»

В конце концов все причастно идее блага… зло в мире, потому что человек не знает идею добра, направляет познавательные способности на мир мнимый, мир вещей.

Но проблема зла Платона не в человеке, а в мире, в теле – корень многих ересей.

Платон вводит в мир идей. Всё разумное в человеке — душа. Её отличительный признак — мышление. До того, как попасть в тело, душа находилась в мире идей, где есть только идеи об объектах. При переходе в тело душа всё забывает, а потом начинает вспоминать, по мере встречи объектов на своём пути.

 

Философский идеализм говорит о том, что сознание есть не только у человека, а вернее, человеческое сознание - это маленькая часть мирового Сознания. Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Для объективного идеалиста в основе всех явлений лежат сущности, бестелесные по своей природе, но существующие объективно, независимо от субъекта. Поскольку они бестелесны, учение это - идеализм. Поскольку они существуют объективно, это объективный идеализм. Познание мира, представляет собой бесконечное Сознание. Особенность объективного идеализма Платона в том, что он стремится «понимать идеальный мир максимально реально»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.