Сделай Сам Свою Работу на 5

Категория «материя» в философии. Онтологические и гносеологические представления и материи





В любой форме материализма категория «материя» является исходной в изложении понимания мира. Содержит в себе две основных идеи: субстанциальности (онтологический) и объективности (гносеологический).

В истории философии понятие материи связывалось, как правило, с идеей субстанции (бескачественная основа сущего).

Этап связан с поисками чувственно-конкретной основы всех веществ (вода, огонь).

Этап – попытка подняться от чувственного к абстрактному (атомы, апейрон).

Этап – вещественно – субстратное представление о материи в Новое время. Материя – это все то, что воздействует на наши органы чувств. Отождествление материальности с набором известных науке физических свойств Развитие науки показало ограниченный характер существующей физической картины мира. Наука проникла вглубь материи и открыла ее новые свойства.

Начался пересмотр целого ряда понятий, выработанных прежней физикой, которая исходила из метафизического отождествления материи с определенным представлением о ее строении. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин пишет о том, что материя исчезает – это означает, что исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. Ленин дает гносеологическое определение материи, которое выражает единственное свойство – идею объективности. «Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».



Этап – философско-гносеологическое представление о материи, которое не приписывает материи каких-либо конкретных физических свойств, оно объединяет то, что присуще всем явлениям – их объективность.

Этап – субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое пытается рассматривать материю как систему множества атрибутов (истоки у Спинозы). Лосев: «Последовательный материалист должен понять материю личностно, с точки зрения категории личности».

Философское понятие движения

Движение есть любое изменение, коренной способ существования материи. Противоположность движения – покой, как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей – движение в равновесии. Движение вечно, покой временен, такова формула их связи. Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи:



Механическое движение – перемещение тел в пространстве по определённой траектории или «смена мест», по определению Гегеля (падение камня). Физическое движение включает такие явления, как теплота, свет, электричество, магнетизм, гравитация. Тут нет четкой траектории движения, иногда оно носит даже хаотический характер (броуновское движение молекул газа). Химическое движение – сложное взаимодействие атомов, что в результате реакций порождает новые вещества. В рамках химических процессов зародились явления жизни на планете. Биологическое движение – это существование и развитие живых организмов. Носителем является белок. Социальное движение – движение в рамках общественной жизни. Носителем выступает человек – существо деятельное, мыслящее.

Исходные положения диалектической концепции движения были сформулированы в античности Гераклитом, согласно которому материальная субстанция, оставаясь тождественной сама себе, есть в то же время форма пребывания изменения. Движение в применении к материи – это изменение вообще. Этой категорией охватываются все типы изменчивости, начиная от перемещения объекта в пространстве и кончая процессами биологической и социальной эволюции.

Движение – коренной способ бытия материи, выражение ее внутренней активности, то есть самодвижения. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно существует. Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическая, физическая (притяжение, отталкивание, электричество), химическая, биологическая и социальная. Основные принципы классификации:



--развитие от простого к сложному,

-принцип связи с материальным носителем,

--принцип генетической и структурной связи между формами,

--принцип качественной специфики каждой формы,

--принцип связи каждой формы с группой наук.

Энгельс предсказал, что по мере приближения классических наук к завершению исследования «своей» формы движения материи, наиважнейшие открытия будут сделаны на стыках наук (биохимия, кибернетика, квантовая механика). Сама классификация в некоторых пунктах устарела, но принципы нет.

Пространственно-временные характеристики действительности

Пространство - совокупность отношений, выражающих координацию объектов, взаиморасположение, относительную величину. Пространство трёхмерно, изотропно, однородно. Время - совокупность отношений, выражающее координацию явлений, их последовательность и длительность. Время одномерно, однородно, необратимо.

Социальное пространство и социальное время – это вся всемирная история человека как арена его практической деятельности и его результатов. Социальное время устремлено в будущее, становится более динамичным. Время – большая ценность для человека: «Спеши жить, поскольку часы идут, дни бегут, а годы летят».

В науке сложились две концепции в понимании пространства и времени:

Субстанциональная: пространство и время самостоятельны, существующие наряду с материей, как её пустые вместилища. Пространство - чистая протяжённость; Время - чистая длительность (Демокрит, Ньютон);

Рельявистская: пространство и время - формы существования материальных объектов. Пространство выражает существование объектов; время - последовательность состояний.

В истории философии существовали различные концепции пространства и времени, которые можно свести к двум: субстанциальная (Декарт, Ньютон, классическая физика), согласно которой они понимаются как нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Реляционная (Аристотель, Лейбниц), согласно которой пространство и время – формы существования материальных объектов. Пространство выражает структурность и протяженность материальных объектов, порядок их существования, а время – длительность материальных процессов, последовательность их смены друг другом.

Свойства времени: одномерность и однонаправленность (от прошлого к будущему); необратимость (необратимость изменений); бесконечность (как вечность бытия изменяющейся природы, ее неуничтожимость).

Свойства пространства: трехмерность (широта, высота, длина) – система координат, изотропность, безграничность и бесконечность, однородность.

Возникновение, структура и сущность сознания

Сущность сознания, его генезис и свойства

В истории философии сознание трактовалось по разному: крупнейшие представители идеализма от Лейбница до Гегеля полагали, что реальная действительность всецело зависит от сознания, рассматриваемого ими в качестве активной деятельности «духа». Решая психофизическую проблему, о взаимодействии мысли и тела, Декарт рассматривал сознание как деятельность «мыслящей субстанции», существующей независимо ни от тела, ни от мира, которые представляют собой «протяженную субстанцию». Спиноза считал эти мышление и протяжение формами проявления единой субстанции – бога.

Специфика содержания сознания состоит в том, что его содержание не является содержанием его самого как реальности. Содержанием сознания является отраженная им объективная реальность. Эта специфика содержания сознания вызвала необходимость особой формы его существования, которой является система идеальных образов, абстрактных понятий, категорий. Оно проявляет себя в характере и структуре нашей деятельности, в процессе превращения идеального в материальное, создания человеком нового предметного мира. Таким образом, сознание – это продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение материальный действительности, регулятор целенаправленной деятельности человека, сложный информационный процесс Сознание – результат длительного развития природы и общества.

Возникновение сознания возможно: с изготовлением орудий труда, которое предполагает, что человек должен осознавать не прямую, а опосредованную связь между своими действиями и явлениями внешнего мира; с возникновением и использованием языка. В отличие от «языка» животных, который характеризуется ситуативностью, язык человека представляет собой оперирование знаками. Слово-знак есть символ, а символ есть смысловое отражение действительности; при наличии общества. Сознание имеет общественную природу: индивидуальное сознание развивается лишь при наличии коллектива, складывается в той мере, в какой человек вступает в отношения к окружающему миру и к другим людям. Самосознание формируется под решающим воздействием общественной среды, является результатом реальных взаимоотношений человека с себе подобными, возникает в процессе совместной деятельности и общения. 4. в условиях активного воздействия на природу. Сознание представляет собой творческую силу в отличие от психической деятельности животных.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.