Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия Спинозы и Лейбница





Учение Декарта развил нидерландский философ Бенедикт Спиноза, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма – философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа. Он утверждает, что «в природе нет ничего кроме субстанции и ее проявления», т.е. он утверждает существование только одной субстанции, которая для своего существования ни в чем другом, кроме себя, не нуждается. Следовательно, существует одна субстанция, которая и есть причиной самой себя. Понятие «причина самой себя»– является важнейшим понятием метафизики Спинозы. Субстанция – вечна, поскольку «вечность – самое существование», и она бесконечная в пространстве. Рассмотрев учение Спинозы о единой субстанции и особенности пантеизма Спинозы, можно сделать следующие выводы:

· Существует только одна субстанция, которая есть Бог.

· Субстанция, или Бог, является причиной самой себя.

· Субстанция выражает и проявляет свою сущность в бесконечном множестве форм и образов, или атрибутов, из которых мы знаем только два – мышление и протяжение. Всякий атрибут представляется сам через себя.



· Субстанция – абсолютно бесконечная неделимая.

· Бог, или субстанция, имманентная причина, а не действующая извне. · Бог, или субстанция, имманентная причина, а не действующая извне.

· Вытекающее из необходимости божественной природы бесконечное множество атрибутов и модусов, образует мир, т.е. можно сказать, что субстанция, атрибуты и модусы составляют одно целое.

· Бог является также природой порождающей, а мир – природой порожденной.

Бог Спинозы – это библейский Бог, на котором философ с юности сосредоточил свое внимание, но втиснутый в схемы метафизики и определенных картезианских гипотез, неличностный Бог с волей и разумом. Спиноза считает, что воспринимать Бога как личность означало бы сделать его антропоморфным.

Г. Лейбниц. Высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера. Мир, считал он, состоит из мельчайших элементов, или монад, - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Следовательно, к понятию субстанции Спинозы прибавляется понятие деятельной силы, т. е. аристотелевский принцип самодвижения сущего (энтимехия). Однако Лейбниц изъял из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Согласно Лейбницу, Бог возвышается над телесным миром, являясь его «виновником и господином». Единство и согласованность монад есть результат Богом «предустановленной гармонии». Он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел.



Философская система Лейбница – объективный идеализм состоит их двух разделов – теории монад и теории познания.

Британская философия 18 в. Дж. Беркли и Д. Юм

Одним из ее идеологов был Джорж Беркли. Его философские сочинения рассматриваются отечественными историками философии как реакция на демократические учения предшествующего времени. Он видел в атеизме большую опасность для умов. Будучи священнослужителем, он выступил против материализма. Беркли раскрывает свою философскую систему субъективного идеализма. Своеобразие философии Д. Беркли заключается в том, что он стремился защитить религию от материализма. Соглашаясь с тем, что человек постигает мир с помощью ощущений и нашего мировоззрения. По Беркли, существуют лишь ощущения, а материя не существует. Причиной идей, формирующихся на основе ощущений, по его мнению, является Бог.

Давид Юм - английский философ как бы подытожил эволюцию британской философии от тяготеющего к материализму эмпиризма к субъективному идеализму Беркли. В отличие от Беркли — воинствующего поборника идеализма и религии, Юм — скептик. Как и Беркли, Юм исходит из того, что источник познания — в ощущениях или впечатлениях субъекта. Однако Юм считал неприемлемым мнение Беркли о том, что источником ощущений является всемогущее существо или божество. Он утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий.



Философия Просвящения

XVII—XVIII вв. Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Просвещение достигло высшего расцвета во Франции, хотя и получило распространение во всех странах Европы. Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма, но и формулировали новые.

Во Франции Просвещение приняло форму материалиэма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума. Последний призван освободить народ от предрассудков. Мировоззренческая установка Просвещения — «имей мужество пользоваться собственным умом». Разум — основа деятельности, помогает установить связь между различными событиями и фактами. Основным свойством человеческого разума является готовность и способность искать истину.

Основная идея просветителей состоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно — бессмысленно, а в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом.

20. Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта.

Кант ввел воображение в теорию познания. Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.

Трансцендентальный идеализм И. Канта. «Критика чистого разума».

Под критикой Кант понимал исследование границ, до которых простирается способность разума и исследование других форм познания, которые обусловливают возможность достоверной науки. Основная задача – обосновать возможность научного знания. Всякое знание начинается с опыта, но опыт ограничен, поэтому истинные суждения мы не можем образовать на одной эмпирической основе. Ведь эмпирическое знание единично, а значит случайно. Критерием истины является ее всеобщий и необходимый характер. Источником всеобщности и необходимости достоверного знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту априорные формы сознания (содержание знания поступает из опыта). Философия Канта называется «трансцендентальный идеализм», потому что ее предметом являются априорные формы познания, конструирование нашей познавательной способностью условий опыта.

Трансцендентное лежит за пределами познания и не зависит от познающего субъекта. Научное знание не всемогуще: есть область, где разум не сможет дать нам точного ответа. «Вещь в себе» оказывается чем-то сверхчувственным, трансцендентным, непознаваемым.

Этичная философия И. Канта и его социальные идеи

Основные положения этики И. Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос «Что я должен делать?» Важнейшая задача философии – воспитание человека в духе гуманизма.

Кант говорит о чистой нравственности, которая опирается на должное и необходимое – это прежде всего законы для самого себя, они находятся во внутреннем человеческом побуждении, это единственный источник морали. Внутренний закон Кант называет «категорическим императивом», т. е. безусловным повелением, который гласит:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.