Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика философского Просвещения: английская, французская, немецкая.





Философия Просвещения является внутренне неоднородной. К ней причисляются ряд различных идейных течений. Идейные различия в рамках философии Просвещения во многом являются результатом различия условий, воспроизводящих духовную жизнь общества в разных европейских странах. Наиболее значительными культурными феноменами в этом плане являются английское, французское и немецкое Просвещение.

Вместе с тем, несмотря на различие мировоззренческих и социально-политических позиций, можно выделить ряд общих черт, характеризующих специфику философии Просвещения:

антиклерикализм, критика традиционного церковного мировоззрения, провозглашение разума единственным судьей в вопросах познания;

неразрывная связь философских воззрений с достижениями естествознания;

доминирующая ориентация на рассмотрение проблемы человека и общества;

направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности в интересах прогресса и усовершенствования общества. философия европейский просвещение мировоззренческий

Раньше всего философские идеи Просвещения возникают в Англии. Их формирование происходило во многом под влиянием взглядов Дж. Локка. Локк отвергает наличие врожденных идей в человеческом разуме, утверждает идею о том, что источником всякого познания является чувственный опыт, критикует принимаемые на веру стереотипы, которые невозможно объяснить с позиций разума. Вместе с тем Дж. Локк пытается согласовать рациональное познание с догматами христианства. Однако его последователи (Джон Толанд, Энтони Коллинз, Дэвид Гартли и т.д.) выступают с критикой ортодоксальной религии с позиций деизма. Под деизмом понимается учение, признающее Бога только как творца мира, который после этого не вмешивается в его существование. Сотворенный Богом мир существует и развивается в соответствии с собственными законами и принципами. Поэтому провозглашается несостоятельной вера в различные чудеса, которые противоречат законам природы. В их творчестве находит отражение учение о том, что движение является неизменным атрибутом материи, а также материалистический редукционизм (сведение духовно-психических процессов к материальным). Вместе с тем большинство английских просветителей не порывает полностью с христианством, пытается согласовать его с деизмом. В середине 18 в. идеи деизма получили широкое обоснование во взглядах Дэвида Юма. Агностицизм и скептицизм Д. Юма (опираясь на тезис Д. Локка о том, что единственным источником познания выступает чувственный опыт, он вместе с тем указывает на то, что установить связь между комплексом чувственным ощущений и реальной действительностью невозможно, поэтому достоверное познание мира невозможно) - конечный пункт в развитии английской новоевропейской традиции эмпиризма.





Социально-политические воззрения: рецепция идеи «общественного договора» Дж. Локка, прагматизм. Специфика условий в Англии - отсутствие сильных препятствий на пути капиталистической индустриализации. Социально-политический критицизм достаточно умеренный.

Французское Просвещение

Философия французского Просвещения — это культ научного рационального мышления, свободы мысли и политического выбора. Отдельный человек, индивид, гражданин — вот критерий истины и нет иных авторитетов, кроме авторитета Разума. Эта философия была подготовлена прежде всего французским рационализмом Декарта, английским эмпиризмом Локка, а также непосредственно антирелигиозными работами П. Гассенди и П. Бейля (1647—1706). Именно по образцу его «Критического словаря религии и метафизики» создается позже «Энциклопедия» (1751 — 1780). Что во многом определило и различие между отдельными представителями Просвещения: выделяют деистическое, атеистическое и утопическое направления в философии Просвещения.



Здесь следует отметить и иную реакцию на рационализм, как, например, в учении гениального математика Блеза Паскаля (1623-1662), проделавшего эволюцию от увлечения картезианством к философии сердца, согласно которой разум имеет дело лишь с конечным. Познание, основанное на разуме — «геометрический ум», а основанное на сердце — «утонченный». Первые принципы, такие как пространство, время и др., сначала подтверждаются сердцем, а лишь потом доказываются разумом. Сердце решает и самый главный вопрос — вопрос веры — для человека, несчастное положение которого Паскаль описывает в «Мыслях» следующим образом: «человек — всего лишь тростник, но — мыслящий тростник».

На появление политически ангажированных мыслителей оказали влияние и социально-экономическая ситуация во Франции в середине XVIII века, и проект, вокруг которого непосредственно сплотились талантливые мыслители — это проект «Энциклопедии». Им руководил в качестве автора и издателя Дени Дидро (1713-1784) и участвовали такие выдающиеся французские философы, как Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778), Жан Лерон Д'Аламбер (1717-1783), Поль Анри Гольбах (1723-1789), изложивший материалистические воззрения в своей «Системе природы», и другие.

Самым влиятельным считается Вольтер. Основываясь на идеях Локка, он выступает с критикой отвлеченной и догматической метафизики, но особенно религии под известным лозунгом «Раздавите гадину! ». Ей Вольтер противопоставляет просветительский идеал религии разума, согласно которой Бытие Бога принимается, исходя из тварности мира, как его исходный порядок. Поэтому чаще всего позиция Вольтера интерпретируется как деистическая.

Главной заслугой просветителей до сих пор считается развитие идей естественного права и общественного договора в концепцию разделения властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную (Монтескье), гражданских прав (Вольтер), обязанностей государства перед народом (Руссо) и права народа на свержение государственной власти.

Шарль де Монтескье (1689-1755)

Шарль де Монтескье (1689-1755) в работе «О духе законов» развивает локковскую теорию естественного права и выделяет дух законов — то единое, что воздействует на людей, — и природные факторы (территория, климат), а также традиции в хозяйствовании, религия, нравы и т. д. Свобода — то, что одновременно призвано ограничивать власть, и именно ее должно гарантировать государство.

Восстановление свободы — главная цель и Жан Жака Руссо (1712-1778). Исходное естественное равенство с разделением труда и частной собственностью превращается в свою противоположность. Разум притупляет естественное стремление к свободе и естественную любовь к себе. Чтобы их восстановить следует, по его мнению, вернуться к идее общественного договора, понятой как высшая воля, которая гарантирует свободу и равенство (в том числе имущественное) каждому и дает права целому — суверенности народа. Должны быть соответствующие законодательные инстанции, изъявляющие общую волю. В пользу общества как целого каждому следует отказаться от своей естественной свободы, воспринять сердцем простые идеалы труда и равных прав и обязанностей. К этому каждого ребенка должна приучить новая система естественного воспитания, которую Руссо изложил в знаменитой книге «Эмиль, или О воспитании». В данном произведении Руссо решительно высказывается в пользу самостоятельного, сердечного и непосредственного постижения мира. Идея договора должна поддерживаться соответствующей государственной религией, а сам договор должен быть святым для каждого гражданина.

Идеи просветителей во многом подготовили Великую Французскую буржуазную революцию.

Немецкое Просвещение

Немецкому Просвещению в целом принадлежит большая заслуга в подготовке проблематики и языка немецкой классической философии, в подведении итога большого и важного первого периода философии Нового времени. Философия все более адекватно артикулирует свои претензии на всеобщее и необходимое знание, целью которого должно стать «всеобщее благоденствие ».

Христиан Вольф (1679-1754)

Христиан Вольф (1679-1754) формулирует основную задачу философии как задачу рассмотрения «возможности вещей». Таким образом, проблема метода научного познания выступает как аспект онтологической системы, в основу которой положены лейбницианские принципы достаточного основания и исключенного противоречия. Совершенство — критерий природы, человеческих поступков и жизни общества в целом.

Идеи Готхольда Эфраима Лессинга (1729-1781) стали основанием для новой рациональной философии истории. Только разум, с точки зрения Лессинга, и построенное на нем воспитание может помочь правильно воспринимать и истолковывать жизнь, заменить первый «букварь» — Библию, научить веротерпимости.

Основные идеи гуманистической философии истории и культуры, прежде всего идеи прогресса, изложил позже Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) в своей работе «Идеи к философии истории человечества». Считается, что, несмотря на достаточно осторожные высказывания, Гердер во многом предвосхищает эволюционистские идеи: естественный процесс постоянного развития к высшему закономерно открывает историю человечества и в этой цепи —· «человек — вершина организации на нашей Земле». «В противоположность спиритуалистам», он думает, что «духа, который бы действовал без материи и вне ее, мы не знаем». В противовес географическому детерминизму Монтескье, Гердер считает определяющей внутреннюю генетическую силу, которая непонятна, но проявляется в сплачивающей народ культуре. Именно культура — язык, искусство, религия — отличает собственно человеческую историю, является одновременно показателем и определяющим фактором развития общества как единого организма. И в этом смысле «человек рожден для общества» — известный афоризм Гердера, повлиявший, как считают, прежде всего на Гегеля. И главное — правильное управление, которое воспитает гуманность.

В целом идеи философии Нового времени — значительного для науки и философии исторического периода XVII и XVIII веков — можно, используя выражение Канта, характеризовать как выход человечества из состояния незрелости, ответственность за которую несет оно само.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.