Сделай Сам Свою Работу на 5

Философские проблемы инновационной деятельности.





Рассмотренные ранее сущность, содержание феномена «творчество» и его место в жизни людей показало, что творчество как процесс возникает, функционирует и развивается лишь в труде, в деятельности. Конечно, любой живой человек может наслаждаться «игрой ума», но для творческого человека важно, чтобы результаты его деятельности нашли признание у других людей, в научном сообществе, и, в конечном счете, получили общественное призна- ние. В таком случае нам важно и необходимо раскрыть процессы реализации творческих идей на практике, что осуществляется в процессе инновационной деятельности.

В современных условиях ускорения научно-технического прогресса внедрение новшеств играет первостепенную роль в социальном и экономическом развитии. А в условиях глобализации хозяйственной деятельности вопрос может стоять только так: побеждает в экономической гонке только тот, кто опережает конкурента в процессе внедрения в производство новшеств.

Эта проблема имеет различные экономические, технологические, правовые, политические и иные аспекты. Однако мы рассмотрим наиболее общие вопросы инновационной деятельности и инновационных процессов.



Как свидетельствует исторический опыт, существование человеческого общества с точки зрения введения нового в общественную жизнь постоянно проходило в единстве и противоречивом сочетании двух тенденций: стабильности и изменчивости. Развитие общества всегда было связано с созданием различных новшеств /изменчивость/ и периодом их использования до возникновения других новшеств /стабильность/.

В ходе исторического развития общества соотношение между указанными тенденциями менялось в сторону ускорения развития за счет сокращения периодов стабильности между новшествами. Придавая огромное значение созданию новшеств, французский социолог Габриэль Тард совершенно обоснованно подчеркивал, что именно изобретения, сделанные творческими людьми в различных областях, и распространение этих изобретений создали язык, хозяйство, правительство, религию и т.д., то есть по существу создали современную цивилизацию. Таким образом, изобретения, которые рассматривались Тардом не в узком /только применительно к технике/, а в широком социальном смысле как новые практические средства /новшества/ для удовлетворения разнообразных человеческих потребностей, являются базой разнообразных инновационных процессов. Их постоянное существование обусловлено непрерывными изменениями и возникновением новых общественных потребностей под воздействием развития человека, социальных общностей, ремесла, науки, техники, всего общества в целом.



Понятие «инновация» распространяется не только на новую технику и технологии. Оно включает также новые услуги, способ производства новых продуктов и услуг, а также новшества не только в производстве, но и в других сферах – социальной, научно-исследовательской, организационной, финансо- вой, политической, учебной и т.д., то есть к любым усовершенствованиям, которые обеспечивают экономический или социальный эффект /экономию затрат труда, улучшение условий труда и быта, развитие коммуникаций, возникновение новых и исчезновение отживших профессий и др./. Следовательно, инновация (нововведение) – это внедренное новшество, которое обеспечивает качественный рост эффективности способов и результатов во всех сферах деятельности людей. Примеров инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими качествами как качественным повышением эффективности производственных или социальных систем. Следовательно, инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое повышает эффективность действующей системы.



Поскольку инновации могут реализовываться во всех сферах жизнедеятельности людей и социума, то важным является проблема их классификации, которая может осуществляется по разным основаниям. В зависимости от предметного содержания новшества, которое лежит в основе инновации, выделяют два класса инноваций: технические (продуктивные, технологические) и социальные (экономические, организационные, политические, культурные, педагогические и др.). По уровню новизны и характеру осуществляемых изменений в вещественной и социальной среде различают радикальные и совершенствующие инновации.

Примеры радикальных нововведений: замена водяного колеса паровой машиной, создание автоматизированного ткацкого станка, появление железных дорог, замена железа сталью, применение электричества, возникновение атомной энергетики, компьютеризация, создание искусственных волокон (синтетических тканей, искусственной кожи), использование в управлении концепции «человеческих отношений».

Примеры совершенствующих нововведений: модификация паровых двигателей, паровозов, изменение отдельных деталей машин, новые поколения компьютеров, новые виды шерсти, тканей, кожи, новые элементы систем управления трудовыми коллективами. По источнику возникновения инновации подразделяются на рациональные; иррациональные; эмоционально-образные. По социальному воздействиюинновации различаются на конструктивные (способствующие социальному прогрессу) и деструктивные, наносящие вред человеку и обществу (например, создание оружия массового уничтожения – ядерного, химического, бактериологиче- ского и т.п.)

Более подробно с классификацией нововведений можно ознакомиться в журнале «Инновации», 2004 №7 с. 77-79, а также в учебнике «Основы инновационного менеджмента. Теория и практика/ под ред. А.К. Казанцева – М.:Экономика», 2004. С.28.

Потребность в широком создании и использовании технических новшеств возникла вместе с возникновением капитализма и фабрично-заводского производства. Потребность в социальных новшествах, связанных с внедрением новых форм организации труда и управления производством, появилась значительно позднее – в конце XIX-начале XX вв., особенно после победы социализма в СССР. Последнее повлияло на гуманизацию капиталистического общества на базе формирования социально ориентированной экономки. Ярким примером этого является выработанная президентом США Ф. Рузвельтом стратегия выхода страны из системного кризиса в 30-е года ХХ века и послевоенное развитие Германии (ФРГ) в 50-70е года ХХ столетия.

Новшества сами по себе не появляются. Процесс создания, реализации и использования новшеств, преобразования новых видов и способов человеческой жизнедеятельности в социально-культурные нормы и образцы, обеспечивающие их институционное оформление, интеграцию и закрепление в культуре (материальной и духовной) общества – называется инновационным процессом. Содержанием инновационного процесса является перевод нововведений из сферы непосредственного опыта (формирующегося в рамках научно-исследовательской, производственной, бытовой и др. видах деятельности) в сферу опыта общественно-исторического. Формамиинновационного процесса выступают прагматизация (перевод продуктов духовной деятельности в нормы практической деятельности), идеализация (наука, эмпирически возникающие новшества превращает их в формы теоретического знания) и трансляция, т.е. перевод нововведений в систему культурных норм и образцов, подлежащих воспроизводству в процессе их освоения новыми поколениями людей. Последнее особенно важно в формирующемся в мире «обществе знания», в котором возрастает роль таких общественных институтов как образование, средства массовой информации и коммуникации и др. Они то и обеспечивают динамику культуры, ускоренное обращение нового опыта в различных сферах общественного развития.

Инновационный процесс всегда сопровождается изменениями в социальной и вещественной среде, сопряженной с данным новшеством. Инновационный процесс объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление, социальную сферу. Он в той или иной мере (в зависимости от степени радикальности нововведения) затрагивает весь комплекс экономических (производство, обмен, распределение, потребление), социальных, политических и духовных отношений в общественных системах.

Так, например, появление автомобиля новой марки (новшество) включает появление новых идей его устройства или оформления, конструирование, изготовление, транспортировку, продажу (распределение), использование конечными потребителями. Это сопровождается определенными изменениями в среде, в которой протекает жизненный цикл данного новшества. Появляются группы изготовителей и пользователей новой марки машины, группы нового сервисного обслуживания. В случае особой престижности новой марки машины владение ей свидетельствует о высоком социальном статусе пользователей. Могут появиться лоббисты этой новинки в органах власти и средствах массовой информации, криминальные группы, которые специализируются на хищении, транспортировке и реализации именно машин этой марки. В зависимости от степени влияния на природную среду происходят изменения в экологической ситуации и т.д.

Каковы же характерные особенности инновационных процессов? Отметим некоторые из них:

Комплексность.Инновационные процессы в большинстве случаев являются многокомпонентными системами и включают наряду с техническими и социальные новшества, элементы различной степени новизны. Комплексный характер носит и их эффективность, влияние на окружающую и вещественную среды.

Неопределенность.Эта особенность проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, неопределенность при получении научно-технического результата. Во-вторых, риском финансирования, что обусловлено как неопределенностью результата, так и временным разрывом (зачастую весьма значительным) между затратами на научные и конструкторские разработки и их положительным результатом. В-третьих, неопределенностью спроса на конкретное новшество и возможностью его реализации. Так, по данным

А. Крутика и В. Кулибановой (См.: Регион: Политика. Экономика. Социология. 2001 №4 с. 30-33), в крупных корпорациях лишь 5% новшеств являются коммерчески успешными, причем 80% провалов обнаруживается уже после их вывода на рынок. Неопределенность в реализации новшеств обычно заставляет инновационные фирмы проводить активную упреждающую политику, маркетинговые исследования по их рекламе и «пробивке» на рынок.

Неотъемлемое свойство инновационного процесса – его противоречивость. Она обусловлена столкновением интересов различных социальных общностей, которые попадают в сферу данного инновационного процесса. Наибольшее значение имеют противоречия между общностями, которые связаны с традиционной (стереотипной) деятельностью и общностями – субъектом инновационной деятельности (инноваторами); общностями, которые являются сторонниками радикальных или совершенствующих нововведений; общностями, которые используют положительный технический, экономический, социальный и др. эффект от реализации данного новшества, и общностями, которые, наоборот, претерпевают от него технические, экономические, социальные и др. потери, ущерб, вплоть до своего разрушения и исчезновения. Так, при проектировании и строительстве нового типа химического объекта (например, химического волокна) могут возникать и реально возникают противоречия между разными группами ученных и конструкторов, одни из которых выступают за данный проект, а другие считают, что надо идти по пути совершенствования существующих типов. При достаточно развитой гласности появляются противоречия между реализаторами нового проекта и населением, живущим в зоне потенциальной опасности от него, сторонниками и противниками нового проекта в органах власти, средствах массовой информации, различных общественных организаций (экологических, женских, политических и др.).

Относительность новизны.Действительно, новизна, как правило, относительна. Не зря есть поговорка: «новое это хорошо забытое старое». Диалектика учит, что на новом витке развития новое как бы повторяет старое, но на более высоком качественном уровне. Новое всегда содержит в себе элементы старого. Например, возникновение самолета явилось следствием изучения полета птиц и т.п.

Исторически сложилось в России так, что, начиная с момента образования Российской Академии наук в 1725 году (хотя Петр I издал указ о её «учреждении» в январе 1724 года), российская наука всегда носила государственный характер. Такой её статус закрепил и новый закон РФ № 253-Ф3 о реформировании РАН от 27 сентября 2013 г. А поскольку наука является «душой» инноваций, то у нас всегда есть необходимость государственной поддержки инноваций.Как важная составная часть социально-экономической политики страны государственная поддержка инновационных процессов осуществляется во всех развитых странах. Эта роль проявляется в обеспечении развития науки и техники, создании необходимых правовых, экономических, организационных условий для развития инновационной деятельности. Основными направлениями государственной поддержки являются:

̶ содействие развитию науки и техники, подготовке научных и технических кадров;

̶ создание программ, ориентированных на повышение инновационной активности в сфере производства и других отраслях; формирование государственных заказов на научно-технические разработки в базовых и наукоемких отраслях (аэрокосмические, атомные, военные, др. разработки);

̶ введение инструментов государственного регулирования (налоги, субсидии, государственная экспертиза), которые оказывают активное воздействие на эффективность инновационных решений. Важность данного направления господдержки можно подтвердить таким фактом. Только в 2010 году российские предприятия получили налоговых льгот на внедрение инноваций и модернизацию производства на сумму в 144 миллиарда рублей. Благодаря этой льготе предприятия обновили основные средства на сумму в 1,46 триллиона рублей. По льготе, позволяющей уменьшить налогооблагаемую прибыль при расходах на НИОКР, компании-инноваторы сэкономили 480 млн. рублей. К сожалению, сэкономленные деньги чаще идут на бонусы топ-менеджерам, а не на эффективное вложение бюджетных средств.

̶ посредничество во взаимодействии академической, вузовской и прикладной науки; это служит стимулом для их кооперации в инновационных областях; В ХХI веке это направление широко развивается. Так в России функционируют 24 наукограда, созданы технопарки к функциям которых относятся: консалтинг, привлечение инвестиций, представление производственных площадок малым инновационным фирмам (в Санкт-Петербурге создано около 10 технопарков при вузах), создаются фабричные лаборатории, чаще при вузах, для реализации различных инновационных идей, создано около 30 центров молодежного творчества инновационно-технологические центры, сетевые центры коллективного использования научным оборудованием и др.

̶ совершенствование конкурентной системы отбора инновационных проектов и программ. Особо это относится к деятельности Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского фонда технологического развития (РФТР), Сколково и РОСНАНО.

̶ организация системы правовой охраны интеллектуальной, про- мышленной собственности (законодательная база, функционирование Патентного ведомства, подготовка кадров в области правовой охраны и коммерческой реализации интеллектуальной собственности). Современную законодательную базу в деле реализации прав на объекты собственности (в том числе интеллектуальной, дизайна, товарных знаков и т.п.) составляет:

̶ статья 44 Конституции Российской Федерации;

̶ статья 138 Гражданского кодекса Российской Федерации;

̶ глава 7 Кодекса РФ об административных правонарушений (Административным правонарушений в области охраны собственности);

̶ закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»;

̶ Патентный закон Российской Федерации;

̶ закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест нахождения товаров»;

̶ закон РФ «Об отходах производства и потребления, ответственность производителя за утилизацию отходов»

̶ статьи 146-147 Уголовного кодекса РФ и другие (более подробно можно ознакомится в компьютерной программ « Консультант Плюс»: Версия Проф. ON-LINE, где представлены законодательные акты, зарегестриро- ванные в Минюсте РФ).

Центральной проблемой разработки социально-экономической стратегии России на период до 2020 года стала проблема перехода государственной политики от стимулирования новаций к реальному росту экономики на их основе.

В последнее время в России происходит осознание значимости кластерного подхода в стратегии инновационного развития страны. Кластер – это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и, что самое главное, усиливающих свои конкурентные преимущества.

В настоящее время в различных регионах страны развивается автомобильные, фармацевтические, информационных технологий, судостроительные, рыбодобычи и рыбопереработки, сельскохозяйственные, туристические и иные кластеры. Однако в России этот процесс только начинается. В августе 2012 года правительством РФ утверждён перечень 25 территориальных инновационных кластеров. Хотя в других развитых странах кластеризация экономики стала повседневной нормой. Так, например, в Китае на 2012 год насчитывалось 88 зон развития высоких и новейших технологий государственного значения. Стоимостной объем их продукции составил 264,8 миллиарда долларов (Правда. 2012, №92).

Одним из сдерживающих факторов развития инновационной экономики является слабое развитие венчурного капитала и венчурных инвестиций. Пока основные инвестиции в инновационную экономику осуществляет государство, частные венчурные фонды очень слабо представлены на российском рынке. Поэтому в России количество предприятий, получающих государственную помощь на внедрение новых разработок не достигало и одного процента, тогда как, например, в Австрии этот показатель составляет 10%, в Италии 14%, в Нидерландах – 13%, в Германии 9%. В тоже время Россия богата инновационными разработками. Но как отметил Лауреат Нобелевской премии Жорж Алферов: «Самая главная проблема – это даже не низкое финансирование, а то, что наши практические результаты не востребованы в своей стране ни экономикой, ни обществом. Поэтому единственное, что может возродить Россию, ̶ это возрождение промышленности высоких технологий»

(См.: Санкт-Петербургские ведомости.2010, 8 сентября, с.3).
Инновационный процесс не существует сам по себе. Он всегда овещест- вляется в инновационной деятельности, которая имеет свои внутренние и вне- шние предпосылки, представленные на рис. 1, опубликованном в учебном по-собии Хотяшевой О.М. « Инновационный менеджмент» (СПб: Питер, 2005. С. 24).

Предпосылки инноваций

 

Внутренние   Внешние
Внутрифирменная проблема   Изменения во внешней предпринима- тельской среде

 

Положительные   Негативные   Прямого воздействия   Косвенного воздействия
Новые идеи в области НИОКР; Рост потенциального спроса; Возможность дополнительных инноваций; Появление конкурентных преимуществ; Открытие новых рынков сбыта и т.д.   Снижение прибыльности; Снижение доли рынка; Снижение эффективности; Рост текучести кадров; Рост кредиторской задолженности; Падение курса акций; Снижение качества продукции и т.д.   Потребители; Конкуренты; Поставщики; Гос. органы и общественные организации; Контактные аудитории   Научно-техническая среда; Экономическая среда; Политическая среда; Социальная среда; Демографическая среда; Экология

 

Рис. 1. Предпосылки инновационной деятельности

Инновационная деятельность – это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих

мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования для расширения и обновления номенклатуры и

улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг и т.п.). Она направлена на достижение новых результатов, средств и способов их получения. Это происходит в процессе борьбы с носителями существующих традиционных взглядов и стереотипов деятельности, преодолением сопротивления социальной среды. Утверждение технических и социальных новшеств, особенно радикальных, как свидетельствует практика, происходит не самопроизвольно, а только в результате целенаправленной, упорной инновационной деятельности инноваторов. Инноваторам – разработчикам новой техники (ученым и инженерам), новых идей, товаров и услуг, организаторам инновационной деятельности – приходится учитывать отмеченные выше особенности инновационных процессов, а также религиозные, политические, психологические, экономические, социальные, национальные, духовные факторы, препятствующие конкретным нововведениям.

Направление инновационной деятельности задают её цели:

̶ эффективность производства;

̶ повышение качества продукции;

̶ экономия всех видов (материалов, энергии, средств труда, человече-ских ресурсов, пространства, времени, информации и др.);

̶ получение прибыли;

̶ повышение эффективности управления;

̶ изменение содержания и условий труда и быта;

̶ охрана окружающей среды;

̶ эффективность информационных систем;

̶ социальные (воздействие на социальные общности, сохранение здо- ровья, обогащение досуга и др.)

̶ реализация направлений политики в том числе научно-технической, социальной и инновационной;

̶ повышение эффективности образования, науки, обогащение культур-ной деятельности.

Как правило, конкретная инновационная деятельность может иметь не одну, а несколько целей, а также иметь различные результаты и последствия (как положительные, так и отрицательные) в различных областях и в связи с различием интересов отдельных социальных общностей, общественных институтов, всего общества.

Отметим этапы инновационной деятельности по производству новых товаров и услуг. Её начало – это фундаментальные научные исследования, направленные на получение новых фундаментальных научных знаний о природе, человеке и обществе. Далее следуют поисковые исследования;их задача – открытие новых принципов создания машин, механизмов, приборов, технологий, новых свойств материалов, их соединений, смесей, методов анализа и синтеза. Далее следуют научно-исследовательские работы прикладного характера (НИР), происходит решение конкретных технических проблем, получение конкретных технических результатов.

Научные работы находят завершение вопытно-конструкторских работах (ОКР). На этой стадии создаются образцы новой техники, которые после испытаний поступают в промышленное производство. Произведенные техника, товары и услуги реализуется с учетом рыночных механизмов спроса, рекламы, цен, возможностей разных групп потребителей.

Внедрение новой техники включает не только её производство, но и реализацию (продажу, распределение), а также и её обслуживание для поддержания в работоспособном состоянии в течение нормативного срока. На заключительном этапе инновационной деятельности производится утилизация отходов от данного новшества.

В современной литературе встречаются утверждения, отождествляющие этапы инновационной деятельности жизненным циклом продукта. В процессе реализации новых товаров и услуг важно учитывать стадии рыночного жизненного цикла продукта, поскольку каждый продукт живет на рынке определенное время. Рано или поздно он вытесняется другим, более совершенным (новшеством). Жизненный (рыночный) цикл продукта – это время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. Жизненный цикл описывается изменением объема продаж и прибыли по времени и состоит из следующих стадий: начало продаж(внедрение на рынок), рост продаж, зрелость(рост объема продаж замедляется и даже начинает падать, усиливается конкуренция на рынке, возможно снижение цен, прибыль стабилизируется или снижается; здесь необходима модернизация продукта или рыночных сегментов, насыщение и спад. Говоря о жизненном цикле продукта, необходимо всегда помнить, что товары и услуги продаются на рынке только тогда, когда у людей общества есть в них потребность и средства для приобретения. Пока есть в чем-то потребность (например, в транспорте, в поддержании здоровья, образовании, пище, одежде, жилище, досуге и т.п.), то жизненный цикл такого продукта никогда не перейдет в стадию упадка, поскольку такой продукт будет все время модернизироваться (или радикально, или с целью совершенствования). Если же производитель не будет внедрять новшества, то он, в конечном итоге, вынужден будет уйти с данного рынка.

Особое значение инновационная деятельность приобретает в период экономических и иных кризисов, поскольку в это время дефицит новаций компенсируется обильным появлением лженоваций на основе расцвета лже-, псевдо- и квазинауки. Именно в период современного экономического кризиса пышным цветом расцветает вестернизация национальных культур, идеологизация и придание новой формы общественным и традиционным идеям и технологиям, внедряется агрессивная система рекламы в СМИ, обостряется борьба национально-государственных идеалов и индивидуально-эгоистических и групповых (корпоративных) интересов, инноваторов и консерваторов (традиционалистов, государственников и рыночников). Примером могут служить попытки А.Чубайса приватизировать возглавляемую им государственную научно-производственную компанию «Роснано» или планы премьера правительства РФ Д. Медведева прива- тизировать ведущие российские госкорпорации и т.п.).

Кроме этого, отечественные предприятия в связи со вступлением России во всемирную торговую организацию (ВТО) столкнулись с жесточайшей конкуренцией с производителями товаров и услуг инновационно продвинутых стран Запада и Востока. На конкурентоспособность российских производителей оказывают серьезное давление и процессы глобализации. Последние приводят к изменениям в производственной сфере. Сейчас основной мировой тренд – это индивидуализация товаров и услуг. А это, в свою очередь, приводит к выходу на первый план производителей – малых фирм.

К началу ХХI века в России действовало около 800 тыс. малых фирм. Из них около 40 тыс. были заявлены как инновационные. А согласно мнению аналитиков, для такой страны, как Россия необходимо иметь не менее 1млн. малых фирм, причем 10% из них должны быть инновационными. К сожалению, в России лишь 6 из 1000 россиян рискуют заняться предпринимательством. На Западе аналогичный показатель в 5-10 раз выше. Кроме этого в Российской Федерации защитой интересов малого и среднего бизнеса государство практически не занимается. Защищает их интересы общественная организация «Опора России», которая имеет своё представительство в 79 регионах Российской Федерации. А например, в западной Европе систематически принимаются государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса. Так, в настоящее время, в Европейском Союзе действует программа развития малых предприятий ̶ «Горизонт-2020». В пользу малых предприятий можно привести примеры Китая и США. Так, на долю малых фирм в США приходится около 4% общих расходов промышленности на НИОКР и 40% всех выдержавших реальное испытание рынком нововведений. Из всех предприятий страны 97% ̶ небольшие организации с числом занятых менее 20 человек. Однако именно здесь создается 43% всего валового национального продукта. Однако, в связи со взятым ошибочным курсом руководства РФ во главе с Б.Н. Ельциным на построение олигархического капитализма, малый бизнес практически не развивался, а внедрение инноваций практически прекратилось.

Главными причинами появления неблагоприятных тенденций в развитии инновационной деятельности в России явилось одновременное действие комплекса макроэкономических факторов:

̶ Общий спад экономики и промышленного производства, вызванный потерей управляемости, стихийной либерализацией цен и инфляцией, подорвавших финансовую базу предприятий;

̶ Резкое снижение возможностей государственной поддержки сферы исследований и разработок;

̶ Отрыв финансового рынка инвестиционных потоков от реального сектора экономики, разрушение воспроизводственных контуров промышленных предприятий;

̶ Отказ государства от монополии на средства производства и осуществление широкомасштабной приватизации его промышленной собственности, сопровождавшиеся почти полным сокращением государственного участия в капитальных вложениях предприятий;

̶ Низкая конкурентоспособность отечественных предприятий, оказавшихся вытесненными с внутреннего рынка высокотехнологичной продукции и услуг и т.д.

̶ Низкое состояние развития экономической науки, которую «просчитывают», по словам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьмина, « авторы псевдодиссертаций» (в 2008 году ВШЭ провела анализ 44 работ, утвержденных ВАК в качестве докторских диссертаций по специальности «Математические методы анализа экономики». Только 4 из них содержали какую бы то ни было научную новизну. См: Санкт- Петербургские ведомости. 2013, 3 октября, с.6.)

Своевременного и адекватного возмещения финансово-ресурсной базы для инновационной деятельности за счет собственных источников предприятия или заемных средств не произошло в силу того, что высокая активность в высокозатратной инновационной сфере может быть обеспечена только при условии доминирующей роли государства и его финансовой поддержке. Сейчас же она пока носит символический характер.

Именно малые предприятия более приспособлены к нововведениям, которые, зачастую, являются единственным способом выживания фирм. Тем более, что в условиях глобализации проявилась общая особенность производства – частная схема выпускаемой продукции не столько за счет внедрения радикальных, сколько за счет адаптивных (улучшающих) инноваций. Например, сотовый смартфон остается основным средством сотовой связи, за счет улучшения его отдельных потребительских качеств, проведение агрессивных рекламных и других акций, формируется повышенный спрос на данный товар. А это в свою очередь изменяет классическую формулу рыночных отношений: спрос рождает предложение,напредложение рождает спрос.

Инновационно продвинутые фирмы на рынке перехватывают инициативу и искусственно создают спрос, когда товара еще нет: он находится только на первом этапе инновационной деятельности, а реклама уже формирует спрос потребителя. А это, в условиях господства «вещной (потребительской) психологии» в сознании людей, сделать достаточно просто. Тем более, что активная маркетинговая политика определяет спрос с учетом знания интересов потребителей различных социальных групп.

Изменение классической формулы рыночных отношений изменяет всю сферу и международных отношений в мире. Если ХХ век был веком гонки вооружений – выживал тот, кто лучше был вооружен, то в ХХI веке основой выживания становится – гонка инноваций. Последняя по своим последствиям амбивалентна (внутренне противоречива).

С одной стороны, инновации служат прогрессу (особенно техническому) человечества, а, с другой ̶ обвальный рост товаров и услуг, как отмечал ещё Тоффлер, приводит к неоправданной растрате природных ресурсов и энергии, а также к экологической катастрофе, что связано с необходимостью утилизации огромного количества отходов. Инновационная гонка в мире, с одной стороны, развивает творческие способности людей, а, с другой ̶ оказывает на них огромное психологическое давление: покупай, приобретай, потребляй и т.п., что в конечном итоге за счет господства в жизни людей «вещной (потребительской) психологии» тормозит развитие «тварных» (творческих) способностей людей. Способна ли Россия устоять и даже выиграть эту гонку инноваций? С одной стороны, у России большой инновационный потенциал, в стране имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, а с другой ̶ сегодня в России крайне слаба ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах хозяйственной деятельности.

Что же необходимо, чтобы Россия сохранила статус мировой экономической державы? Видимо, необходимо не только реализовывать потенциал, который еще не растрачен, но и создать, как это отмечают специалисты (Григорьев А.Д, Зимин Д.А. и др.), собственную инновационную инфраструктуру, как основу инновационной экономики. Почему же инновационная инфраструктура является основой развития страны? Прежде всего, потому, что инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния её населения. Кроме этого, опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной. Для этого она должна обладать набором таких свойств, которые способствуют в полной мере реализации инжиниринговых технологий по созданию и реализации инноваций в масштабах регионов и страны в целом. Упомянутая совокупность, видимо, должна содержать набор следующих свойств:

̶ распределенность по всем регионам в виде инновационно-технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности «под ключ»;

̶ универсальность, которая позволяет конкурентоспособно обеспечить реализацию инновационного проекта «под ключ» в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики;

̶ профессионализм, который базируется на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;

̶ конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат. Развитие инновационного проекта должно сопровождаться непрерывным анализом конечных результатов. Наличие достоверной обратной информации по достигаемым конечным результатам позволяет выработать конструктивные приоритеты непосредственно в процессе развития инновационной деятельности и тем самым обеспечить замкнутую систему управления инновациями по схеме: инновации – инвестиции – мониторинг конечных результатов – инвестиции и т.п.;

̶ высокий уровень научно-технического потенциала;

̶ кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями ин- новационных проектов и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;

̶ финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала);

̶ высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;

̶ гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфра- структуры к изменения требований рынка и внешней конъюнктуры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.