Сознание как философская категория. Сознание и познание.
Созна́ние— состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.
Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.
Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя .
Познание— процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)
Философское учение о материи. Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени.
17-18в — период становления и развития материализма. Мат-зм принимает бытие как физическую реальность, противостоящую челу. Бытие отожествляется с природой. Материя — первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания. Материя - это прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.
Материя – это Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств.
С философских позиций самоочевидно, что раз пространство и время суть формы бытия материи, то форма не может не быть связанной со своим содержанием. Равно как и разные формы (пространство и время) одного содержания (материи) обязательно должны иметь точки соприкосновения.
В естествознании же вплоть до начала XX в. превалировала концепция абсолютного (математически истинного) пространства и времени, рассматривавшихся, как внешние условия бытия материи. Основные идеи этой концепции в классическом виде были сформулированы еще И. Ньютоном. Абсолютность пространства и времени в этом случае понимается как их самодостаточность или полнейшая независимость от чего бы то ни было. Время в этой концепции рассматривалось как бес-конечный, равномерный, «равнодушный» ко всему поток длительности. А пространство — как некая бесконечная пустая протяженность, пассивное «вместилище» всех материальных тел. И что бы в этом мире ни происходило, какие бы ни случались в нашей Вселенной катаклизмы, пространство и время от этого никак не изменятся. И, сохраняя все свои свойства, продолжат играть роль абсолютной системы отсчета для любых возможных событий.
Категория, законы и принципы диалектики.
Диалектика – теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
· законы диалектики;
· категории;
· принципы.
Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.
Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью.
Выделяются три базовых закона диалектики:
· Закон единства и борьбы противоположностей. Он заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).
· Закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество – определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Но качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры – к коренной трансформации сущности предмета.
· Закон отрицания отрицания. Он заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Основные принципы диалектики:
· принцип всеобщей связи (Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.)
· принцип системности (означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно.)
· принцип причинности (Причина порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными)
· принцип историзма (подразумевает два аспекта: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.)
Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.
Познание как предмет философского анализа
Познание - сложный, противоречивый процесс.
Противоречивость познания в том, что оно переводит материальное в — идеальное. Цель познания – знания
В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Рациональное познание —способ отражения действительности посредством мышления.
Интуиция –способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Так же существует научное, обыденное и художественное познание; познание природы и познание общества.
Формы чувственного познания:
Ощущение -отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств (отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и сами по себе не дают цельной картины объекта познания.)
Восприятия - целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека.
Представление - воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения.
Формы рационального познания:
Понятие – Форма мысли, отражающая предмет.
Суждение – Форма мысли, в которой что-то утверждается или отрицается о предмете, его с-вах, отношениях с другими предметами.
Умозаключение- логическая операция, в результате которой из одной или нескольких посылок выводится заключение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|