Сделай Сам Свою Работу на 5

Объем педагогической нагрузки





Санкт-Петербург

 

 

Авторский коллектив:

Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина, Н.В. Григорян, Н.А. Житина, Т.А. Овечкина, С.А. Ускова, Н.Н. Яковлева


Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года; зарегистрирован в Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785. Таким образом, ФГОС может быть введен в практику работы образовательного учреждения (ОУ) с 1 января 2010 года.

Государственный стандарт второго поколения задает ориентиры развития всей системы образования, в том числе и начального:

· Стандарт ориентирован на новые результаты образования.

· Стандарт обозначает ценность системно-деятельностного подхода к обучению.

· Стандарт предлагает рассматривать требования к образованию как совокупность трех систем требований: Требования к структуре основных образовательных программ общего образования; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования.



· Стандарт реально обеспечивает условия для воспитания учащихся.

Новый подход предлагает рассматривать стандарты как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования. Тем самым стандарт закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования. В свою очередь, это с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом, стандарт как общественный договор означает баланс взаимных обязательств и требований.

Все основные положения ФГОС должны быть отражены в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Предлагаемое методическое пособие адресовано различным субъектам образовательного процесса: руководителям и специалистам в области начального образования, временным творческим коллективам, занимающимся проектированием программы введения нового стандарта начального общего образования, учителям.



В пособии содержатся методические рекомендации к созданию основной образовательной программы образовательного учреждения в целом и по разделам, представленным в ФГОС, глава 3, пункт 16.

Основная образовательная программа (ООП) начального общего образования состоит из нижеперечисленных разделов, к которым в основной части пособия даются рекомендации по разработке:

I. Пояснительная записка.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

III. Учебный план начального общего образования.

IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

V. Программы отдельных учебных предметов, курсов;

VI. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

VIII. Программа коррекционной работы.

IX. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

I. Пояснительная записка

 

Одним из разделов основной образовательной программы образовательного учреждения, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, является пояснительная записка.

Цель пояснительной записки представить и описать концептуальные основы и особенности образовательной программы вашего образовательного учреждения.



В пояснительной записке описываются цели, задачи, структура, содержание, условия реализации, основные методы, средства и формы работы с детьми, планируемые результаты и другие компоненты образовательной программы.

В разработке пояснительной записки участвуют администрация ОУ, органы самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающие государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Пояснительная записка должна включать описание типа и вида данного образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса.

В пояснительной записке необходимо представить следующие компоненты образовательной программы образовательного учреждении (последовательность, количество и содержание компонентов может варьироваться):

1. Описание типа и вида образовательного учреждения, в котором будет реализовываться данная образовательная программа.

2. Цели и задачи, реализуемые в образовательной программе образовательного учреждения.

3. Структуру и содержание (основные аспекты) образовательной программы ОУ. Необходимо описать концепцию и содержание линий учебно-методических комплектов (комплекта), используемых в данной программе, и обосновать выбор этих/этого УМК.

4. Условия реализации образовательной программы в соответствии со спецификой и особенностями данного образовательного учреждения, соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и т. д.

5. Адресность образовательных программ (характеристика учащихся, которым адресована программа: контингент учащихся, возраст, состояние здоровья).

6. Кадровый состав, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

7. Требования к комплектованию классов.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

9. Особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Например, в пояснительную записку можно включить текст следующего содержания.

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

· с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

· освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

· принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

· формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

· изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

10. Стратегические характеристики основной образовательной программы. При описании учесть разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д. (описать разнообразные технологии, формы и методы с учетом личностно-ориентированного образования), связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего дошкольного возраста

11. В пояснительной записке необходимо представить планируемые результаты по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Необходимо описать личностные, метапредметные и предметные результаты.

12. Включение в образовательный процесс образовательной программы системно-деятельностного подхода.

13. Указать наличие программ и аннотацию к ним (при их наличии) формирования универсальных учебных действий, программ отдельных учебных предметов, программу духовно-нравственного развития, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программу коррекционной работы (в зависимости от типа, вида образовательного учреждения).

14. Описать социокультурные особенности и потребности города. Как используется в образовательном процессе образовательного учреждения музейное и историческое пространство ОУ, района, города…

15. Представить внеурочную деятельность. Описать формы внеурочной деятельности используемые в ОУ. Это могут быть экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

16. Содержание, технологии, специфику работы с одаренными детьми, которые планируется проводить в ОУ. Например, система клубов, секции, студии и кружки, организация общественно-полезной деятельности, в том числе социальные практики, с использованием возможностей ОУ дополнительного образования детей.

17. Представить специфику работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел целесообразно разрабатывать с участием родителей и тьютора, который будет сопровождать этих детей.

18. Организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.

19. Участие обучающихся и их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

20. Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

21. Использование самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников.

22. Устав и другие документы, регламентирующие осуществление образовательного процесса в этом учреждении, права и обязанности в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

 

II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования. Стандарт устанавливает требования не только к предметным результатам, но и к личностным и метапредметным результатам обучающихся, освоившим основную образовательную программу.

В требованиях стандарта отражены основные результаты начального общего образования. К ним относятся сформированность:

· предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

· основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

· системы ценностей, толерантности, патриотизма;

· индивидуального прогресса личностного развития – эмоциональной, познавательной саморегуляции.

При этом стоит отметить, что количественной и качественной оценке подлежат только метапредметные и предметные результаты, личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдения, получением информации от семьи.

Достижение предметных результатов на базовом уровне в любой школе – это аксиома, не нуждающаяся в обоснованиях и доказательствах. Такой результат достижений школьника в условиях общеобразовательной школы оценивается «удовлетворительно» и дает основания для перевода учащегося на следующую ступень школьного образования, но не позволяет констатировать достижения им планируемых результатов по ФГОС.

При разработке своей образовательной программы «Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования» каждое ОУ вправе взять на себя более высокий уровень планируемых результатов. Важно отразить это в общественном договоре (в пункте «Выявленные и согласованные социально-образовательные требования сторон (школы, семьи и государства) в области образования детей»). В общественном договоре обе стороны берут на себя ответственность за результаты образования ребенка. Государство берет на себя ответственность разработать общие подходы к оценке достигнутых результатов в образовании младших школьников, критерии и методический инструментарий для проверки и интерпретации полученных данных. С ними можно познакомиться в пособиях, выпущенных в серии «Стандарты второго поколения». В пособиях представлены задания итогового контроля, определяющие зону актуального развития ученика («Ученик научится») и зону ближайшего развития ученика («Ученик получит возможность научиться»). В программе предусмотрены задания повышенного уровня сложности, предназначенные для более способных учащихся, а также задания, ориентированные на совместную деятельность (групповую работу) под руководством учителя. Выполнение ряда таких заданий дает возможность ученику освоить разнообразные способы действий в новых ситуациях, получить при контроле оценку выше, чем «удовлетворительно». В новом стандарте начального общего образования кроме привычных требований к знаниям и умениям выпускника начальной школы по предметам выделен новый результат «Выпускник получит возможность научиться».

В психологии компетентность (Г.А. Цукерман) рассматривают как способность, позволяющую человеку самостоятельно выбирать, изобретать средства и способы достижения собственных целей. Образовательный процесс позволяет обучать младших школьников использованию знаний в нестандартных, неожиданных ситуациях.

Так, учитель может и должен научить ребенка в начальной школе осуществлять практические способы действий и приемы мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение) и познакомить со средствами работы с информацией (знаки, понятия, тексты). Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Для этого педагогу необходимо проектировать образовательный процесс так, чтобы ученики:

· получали опыт выхода за пределы выученного;

· переживали такой опыт как ценность;

· стремились самостоятельно расширять границы своих знаний и умений;

· проявляли инициативу в новых ситуациях;

· действовали САМОСТОЯТЕЛЬНО и в случаях ошибки находили способы корректировки собственных действий и т. д. (работа в парах, группах).

В таком обучении основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям самостоятельно найти способ решения той или иной проблемы, а не в натаскивании на примере 1–2 готовых способов.

В федеральных государственных образовательных стандартах выделены личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные планируемые результаты в условиях современного общества предполагают адаптацию (в широком смысле этого слова) к изменениям окружающей среды. Для учащихся начальных классов – это:

· формирование положительной «Я»-концепции, опыта самопознания и личностной самооценки;

· формирование основ гражданской идентичности;

· начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;

· адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения);

· выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.

Личностные результаты проявляются в сформированности универсальных учебных действий: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей.

Среди планируемых личностных результатов выделяют группу результатов, связанную с формированием регулятивных учебных действий. Самоопределение, самопознание, самореализация обеспечивают способность обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Овладение новым для первоклассника видом деятельности – учебной деятельностью – включает в себя осмысленное целеполагание (понять, принять, самому ставить цель); планирование (действий, объема работы, темпа ее выполнения), осуществление задуманного плана, самоконтроль (коррекцию), самооценку.

Поскольку возраст 7–12 лет является сензитивным для развития мышления детей, то познавательные – логические – универсальные учебные действия в большей степени, чем ранее или в последующие годы, должны стать предметом овладения младшим школьником. Целостное восприятие образов, свойственное ребенку-дошкольнику, анализируется, выделяются свойства, существенные признаки, осуществляется сравнение, классификация (по выбранному признаку, свойству), на основе синтеза, обобщения предпринимаются попытки дать определения. В начальной школе закладываются умения в самостоятельном поиске необходимой информации. В качестве источников в первую очередь рассматриваются варианты проявления умственной самостоятельности (постарайся додуматься сам) и познавательной активности в общении (спроси у учителя или …). По мере овладения письменной речью учащиеся все чаще обращаются к книгам (словарям, энциклопедиям, справочникам, научно-популярной литературе). На уроках происходит формирование так называемых информационных умений, позволяющих ученику ориентироваться в учебном или художественном тексте. В одной отдельно взятой книге ученик выделяет титульный лист, автора, название, определяет содержание по иллюстрациям, оглавление. Эти умения, далее развиваются в информационно-компьютерных технологиях.

Коммуникативные умения, заложенные в дошкольном детстве (на основе бытового устного общения), дополняются в школе опытом делового (учебного) сотрудничества. Школьники продолжают осваивать культуру общения (слушать речь учителя, адресованную всему классу, слушать товарища, не перебивать высказывания других людей, задавать вопросы на понимание и уточнение). Принципиальным новообразованием в коммуникативных умениях является овладение письменной речью (способностью читать и писать). Смысл этого умения заключается не столько в выполнении программных требований по русскому языку и литературному чтению, сколько в пробуждении мотивации к передаче информации в знаковой форме (схемы, таблицы, рисунки, нотная запись, иностранный язык с его алфавитом).

Способом оценки достигаемых личностных и метапредметных результатов становится уровень притязаний ученика в выполнении предметных заданий различных уровней сложности и успешность выполнения заданий повышенного уровня сложности (рис. 1).

Рис. 1. Планируемые результаты обучения по ФОГС

Образовательное учреждение (на основании ст. 14, п. 5, и ст. 32, п. 5, 16, 23, и закона «Об образовании») самостоятельно в выборе используемых учебников и пособий, применяемых методик и образовательных технологий, разработке рабочих программ по предмету, осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом. Родители должны быть в рамках данного раздела ознакомлены с обоснованиями намеченных школой рубежей и обязательствами школы.

На подготовительном этапе к написанию образовательной программы ОУ с целью провести анализ результативности имеющихся достижений учащихся в соответствии с планируемыми результатами нового стандарта, школьному методическому объединению следует:

· изучить предлагаемые в пособиях подходы к оценке планируемых результатов, содержание итоговых работ по предметам;

· изучить примерные образовательные программы;

· соотнести предлагаемые выпускникам-четвероклассникам данного ОУ работы в ходе текущего контроля с уровнем сложности тестовых заданий итогового контроля по новому стандарту;

· поручить творческим группам разработать (найти и предложить) материалы для текущего контроля по 1-му (2-му, 3-му) году обучения по заданному алгоритму на основе примерных образовательных программ по предметам в УМК, по которым работает образовательное учреждение;

· провести пробные диагностические работы подобного вида (двухуровневые по сложности) для определения «зоны актуального развития» в достижениях параллели;

· проанализировать результивность проведенной апробации для внесения коррективов в системе работы учителя.

В разделе «Планируемые результаты» в своей образовательной программе следует определить имеющийся образовательный потенциала ОУ для достижения результатов повышенного уровня:

1. Обосновать выбор УМК, сделать анализ профессиональной компетентности педагогических кадров, выделить наиболее эффективные образовательные технологии, владение методиками составления тестовых заданий повышенного уровня на основе имеющегося в УМК учебного материала.

2. Предложить варианты стартовой педагогической диагностики, текущего контроля по основным темам, текст итоговой работы (данный раздел будет пополняться год от года по мере подготовки и реализации нового ФГОС начального образования).

3. Прописать систему внутренного контроля результативности обучения (в урочной и внеурочной деятельности учащихся) и внешней независимой экспертизы (участие в конкурсах, олимпиадах).

4. В качестве приложения можно использовать ссылки или распечатки из пособия «Оценка достижений планируемых результатов» (вариант комплексной работы на межпредметной основе, примеры заданий по проверке некоторых предметных умений на базовом и повышенном уровне).

III. Учебный план начального общего образования

Нормативным основанием для формирования учебного плана на 2010–2011 учебный год является Приказ МОиН № 393 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Базисный учебный план (БУП), соответствующий требованиям нового ФГОС, опубликован в контексте Примерной основной образовательной программы, которая не является нормативным документом, и потому БУП не является нормативным основанием для его прямого использования. Учебный план образовательного учреждения будет строиться в соответствии с нормативным документом – ФГОС начального общего образования, который определяет норматив – количество учебных занятий на одного обучающегося за четыре года. Учебный план образовательного учреждения должен обеспечить постепенное введение в действие и реализацию требований стандарта. При этом следует учесть, что вторые-четвертые классы в 2010/2011 учебном году продолжают работу в соответствии с ранее составленным Базисным учебным планом. (См. Приказ МО РФ от 09.03.2004 № 312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ», распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1729-р от 24.12.2007 «О формировании учебных планов образовательных учреждений на 2008/2009 и на 2009/10 учебные годы».)

Учебный план образовательного учреждения определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения), распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и предметам. Именно он является основой расстановки кадров и тарификации педагогических работников.

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов в зависимости от особенностей состава обучающихся в различных классах. В «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа» (с. 86) предлагаются три варианта базисных учебных планов начального общего образования: для обучения на русском языке; для обучения на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России; для обучения на родном (нерусском) языке (если в субъекте РФ установлено официальное двуязычие). В условиях Санкт-Петербурга исходным является первый из предложенных вариант учебного плана.

Учебный план образовательного учреждения должен включать:

· перечень учебных предметов;

· недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;

· учитывать максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся. Для первых классов – направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Для 2–4-х классов это региональный и школьный компоненты.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план образовательного учреждения может предусматривать время на:

· увеличение количества учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов в рамках предельно допустимой СанПиН нагрузкой на обучающихся;

· введение учебных курсов, обеспечивающих внеучебные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

(Так, за счет возможного увеличения нагрузки в условиях 6-дневной учебной недели или же при 35-минутных уроках на протяжении всех лет обучения в начальной школе по пятидневной учебной неделе, в учебное расписание могут быть добавлены часы на имеющиеся в обязательном перечне предметы или на дополнительные курсы, например: информатику в ОУ лицейской направленности, на иностранный язык – в ОУ с углубленным изучением иностранного языка, риторику – в начальных классах гимназий и т.д.) Также эти дополнительные часы в части, формируемой участниками образовательного процесса, могут быть направлены на освоение курсов «История и культура Санкт-Петербурга», «Я и мой мир» (этико-правовое образование младших школьников), «Экономика» или каких-либо других курсов, удовлетворяющих потребности семьи, самих обучающихся и вписывающихся в направленность основной образовательной программы образовательного учреждения.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности (например, проектной деятельности в урочной и внеурочной работе) в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования также определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, научно-познавательное, общественно полезная и проектная практика). Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении, реализующем стандарт нового поколения. Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Внеурочная деятельность осуществляется на основании годового плана воспитательной работы образовательного учреждения и планов классных руководителей (с учетом времени на подготовку, осуществление и рефлексию запланированных мероприятий (социальная работа и проектная деятельность). В качестве методического пособия, позволяющего учителям грамотно в соответствии с новыми целями выстроить систему воспитательной работы в воспитательском классе, можно рекомендовать пособие из серии «Стандарты второго поколения»: Д.В. Григорьева Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

Работа предметных факультативов, кружков, клубов не может планироваться и осуществляться только для учащихся конкретного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности нарушает ее основной принцип – добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. В таком контексте особо значима деятельность методического объединения и администрации школы по распределению и согласованию дополнительной педагогической нагрузки на учителей начальных классов. «Руководствуясь нормативным документом «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», образовательное учреждение отводит на внеурочную деятельность до 1350 часов за 4 года. А будет ли это 10 часов в неделю, или в одну неделю 12 часов, а в другую – 3 часа, или же для одного ученика будет 2 часа, а для другого 8 часов – это уже предмет образовательной программы школы». (Материалы Всероссийского семинара-совещания руководителей органов управления. Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». Выпуск № 3, март 2010, с. 6). В зависимости от направленности образовательного учреждения, готовности педагогов начальной школы, личных потребностей детей и возможности учителей начальных классов школа может предложить учащимся (независимо от класса) получить дополнительное образование «своими силами», за счет потенциала своих педагогов: в кружках «Умелые руки» (выжигание, бисероплетение и т. д.), клубах по интересам (краеведовов и филателистов до кинологов), на факультативах (от шахмат и экономики до курса «Я–исследователь»), в проектной деятельности. Спектр возможностей ограничивается запросами самих обучающихся и возможностями их удовлетворения педагогами. Детские познавательные потребности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ним заниматься неурочной деятельностью. Составленный план внеурочной работы должен предоставить детям максимально широкий спектр видов деятельности для их свободного выбора. «Включение в основную образовательную программу внеурочной деятельности не означает, что включена дополнительная образовательная программа. Это необязательно. В школе формируется единая образовательная программа, которая может учитывать и кооперацию с учреждениями дополнительного образования. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. В этом случае могут использоваться разные технологии, в том числе и технология «Портфолио», но оценочным процедурам это не подлежит». (Материалы Всероссийского семинара-совещания руководителей органов управления. Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». Выпуск № 3, март 2010, с.7).

В качестве исходных для реализации программ внеурочной работы в форме систематических игровых занятий, театрализации и других активных видов деятельности детей могут быть взяты за основу программы и курсы, апробированные и опубликованные в методических материалах, пособиях. К наиболее известным курсам можно отнести программы формирования эмоциональной грамотности и эмоционально-волевой регуляции «Все цвета, кроме черного» (Безруких М.М. и др. М.: Вентана-Граф, 2007), «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (С.В. Крюкова, Н.П. Слободянник. М.: Генезис, 2005), «Уроки общения» (Слободянник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004), развивающие курсы С. Гин «Мир логики», «Мир фантазии», «Мир воображения», «Мир человека» (М.: Вита-Пресс, 2001; 2006) начальные курсы по экономике в системе Л.В. Занкова и Эльконина – Давыдова («Дом в Обычном переулке», «Белка и компания»), курс А.И.Савенкова «Я – исследователь» (Самара: Издательский дом «Федоров», Учебная литература), А. Гин – автор пособий по ТРИЗ в начальной школе (Задачки-сказки кота Потряскина. М.: Вита-Пресс, 2002) и пр.

Основные валеологические требования к осуществлению внеурочной деятельности – форма проведения занятий отличная от урока, соблюдение динамической паузы (40–50 минут) между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе.

В структуре основной программы могут быть самостоятельные подпрограммы, составленные по тому же алгоритму, что и программы в ФГОС: цели и задачи, ожидаемые результаты, ресурсное обеспечение, содержание работы, план мероприятий, сроки и формы контроля. Самостоятельно составленные педагогами программы дополнительного образования должны быть составлены, утверждены решением педагогического совета ОУ и лицензированы.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (художественно-эстетическое и спортивно-оздоровительное направления: музыкальные и спортивные кружки, секции, театральная, танцевальная студия). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. В этом случае, помимо традиционной классно-урочной технологии организации учебно-воспитательного процесса, могут быть организованы после уроков занятия с группами детей. Например, с группами детей одного возраста в параллели классов или с разновозрастными группами из разных параллелей на внеурочных занятиях (факультативы, клубы, кружки, секции, студии). Индивидуальные формы работы с обучающимися могут быть представлены как в урочном технологическом цикле, когда индивидуальный подход выделяется как целевая установка урока, так и во внеурочной, когда ученик пользуется своим правом получить консультативную помощь педагога или психолога. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Учебный план образовательного учреждения разрабатывается на основе: нормативно-правовых документов федерального уровня:

· Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32).

· Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ).

· СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.

· Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.