Сделай Сам Свою Работу на 5

Первый разряд красоты это «мертвые формы». Сюда относится все то, что сделано человеком из различного материала, например дворцы, статуи, сюда же относится человеческое тело как материальный феномен.





2. Второй разряд красоты -- это «формы, которые созидают формы, такие, у которых, стало быть, есть разумность, действие и творение...

3. Третий порядок красоты... созидает не только те формы, что мы зовем простыми формами, но созидает и сами формосозидающие формы. Мы ведь сами замечательные архитекторы материи и можем безжизненным телам придавать форму и придавать им образ нашими руками...»

Шефтсбери далее доказывает, что сама по себе красота носит глубоко нравственный характер, что нравственное совершенствование человека осуществляется через созерцание красоты мира и красоты искусства. Правда, моральное чувство, т. е. интуитивная способность различать добро и зло, как и внутреннее чувство, дающее возможность отличать красоту от уродства, согласно Шефтсбери, присуще человеку от рождения. Но это только в виде задатков, в виде предрасположения. Внутреннее чувство нуждается в дальнейшем развитии, совершенствовании. Красоту мира, красоту добродетельных поступков, красоту нравственных отношений человек способен постичь, если сам он добрый, если его способности развиты соразмерно. Гармония мира постигается лишь гармонично развитой личностью.



Влияние Шефтсбери объясняется тем комплексом нравственно-эстетических идей, которые он развивал. Это идеи свободы, свободомыслия, высокого нравственного пафоса, мысли о гармоничном и всестороннем развитии человека, о великом нравственном значении искусства и благотворном влиянии на человека красоты.

 

Культура французского Просвещения

 

Культура французского Просвещения явилась прологом первой буржуазной революции (1789) в стране. Известно, что вторая половина XVIII в. характеризуется разложением феодально-абсолютистских порядков и ростом экономической и политической мощи третьего сословия. После смерти Людовика XIV (1715), и в особенности в период царствования Людовика XV (1723—1744), феодальные отношения во Франции стали тормозом исторического прогресса. Начался процесс распада феодально-абсолютистской культуры, которая в XVII в. сыграла определенную положительную роль, но в XVIII в. превратилась в явно упадочную.

Подобную же эволюцию претерпела эстетика классицизма — она стала тормозом дальнейшего развития искусства и литературы, которые теперь отказываются от значительных тем и начинают обслуживать салоны высшего света. Совершенно другой характер носит искусство третьего сословия, которое получило название Просвещения.



Основными идеями французского Просвещения были: вера в вечный прогресс, культ разума и науки, беспощадная критика старого режима, церкви, религии и абсолютистского государства, требование свободы личности.

Франция XVIII в. выделила ряд замечательных мыслителей и писателей, составлявших лагерь просветителей. Сюда относятся: Вольтер, Шарль Баттё, Кондильяк, Дени Дидро, Жан Жак Руссо и др.


Вольтер

 

Основоположником просветительского движения во Франции был Вольтер (1694–1778), сформировавший девиз: “Разум и наука!” Всю жизнь он посвятил борьбе с феодально-абсолютистскими порядками, скатолической церковью и средневековой схоластикой. В этой борьбе он широко пользовался средствами искусства. Драмы, философские романы и стихи были для него оружием.

Творчество Вольтера относится к первому периоду Просвещения. Его мировоззрение еще не отличается тем радикализмом, который свойствен просветителям более позднего времени. Его политическим идеалом является “просвещенная монархия”, он деист и масон, а вовсе не атеист, как иногда думают. Признавая существование Бога в виде сверхъестественной силы, которая создала мир и теперь стоит в стороне от него, Вольтер тем самым как бы старается подчеркнуть отличие своего миросозерцания от вульгарного материализма. Все это отразилось и на его эстетических взглядах. В своих трагедиях Вольтер пропагандирует идеи Просвещения: веротерпимость, свободолюбие, толерантность, человечность. Однако все эти элементы просветительской идеологии он воплощает в классицистской форме. Для него Корнель и Расин – непререкаемые авторитеты, как и незыблемы каноны классицизма.



Этот крупнейший просветитель не мог преодолеть старых эстетических канонов (именно поэтому он не оценил Шекспира, упрекая его в отсутствии вкуса и незнании элементарных правил). При этом в своих философских повестях и романах он идет по пути типичного просветительского реализма. Правда, в эстетической теории эта сторона творчества Вольтера не нашла своего отражения.

Эстетика Вольтера в основном исследует проблемы искусства. Свои взгляды на важнейшие проблемы художественной культуры он высказал в многочисленных предисловиях к своим драмам, в критических статьях, письмах. Им написан также ряд философско-эстетических статей в “Философском словаре”. Поскольку в своих общефилософских и политических статьях он стремится к конкретности, высмеивает отвлеченные метафизические рассуждения, в некоторых его эстетических работах чувствуется релятивистская позиция. Так, в статье “Прекрасное” он отказывается давать определение этому понятию. Для негра прекрасное – черная кожа, приплюснутый нос; для черта – пара рогов и хвост… Это понятно, считает Вольтер. Но вот если спросить философа, что такое прекрасное, он начнет городить невообразимую чепуху. Иронический тон Вольтера направлен против схоластических “рассуждательств” по поводу абстрактных понятий. В других эстетических статьях он оставляет иронически скептический подход и сам дает определения абстрактным понятиям. Например, в статье “Вкус” Вольтер определяет данное понятие как “чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах”, а в искусстве “есть истинные красоты” и “хороший вкус, который их различает”1 .

 

Извращенный вкус, по Вольтеру, проявляется довольноопределенно: это все то, что противно просвещенному уму, например, предпочтение претенциозного и жеманного простому и естественному. Главными причинами дурного вкуса Вольтер считает отсутствие общественной жизни, церковь, недостатки ума и неразвитость некоторых видов искусств. Вкус, по его мнению, определяется различными социальными мотивами. Поэтому современный ему мир Вольтер называет лишенным хорошего вкуса. Путь к воспитанию вкуса – в просвещении и преобразовании жизни всех народов.

Воспитание хорошего вкуса для Вольтера – лишь часть более широкой проблемы – воспитательного значения искусства. Искусство – средство воспитания в людях добродетели. Он возлагает особенно большие надежды на театр, который не только воспитывает, но и объединяет людей, делает их общительными.

Вольтер оказал огромное влияние не только на французскую, но и на немецкую и русскую эстетическую мысль.

 

Дени Дидро

 

Наиболее ярко противоречия эстетики Просвещения выявились у самого глубокомысленного и талантливого ее представителя Дени Дидро (1713—1784). Дидро — это человек действия, борец, неугомонный искатель, человек величайшего революционного пафоса. Разносторонне образованный, обладающий тонким эстетическим вкусом и четкой политической программой, философ-материалист, соединяющий в своем лице величие мыслителя и гений художника, смог достичь таких глубин проникновения в философско-эстетнческую проблематику своего времени, каких не смог достичь ни один мыслитель Франции XVIII в. И хотя Дидро исходит из идей английского Просвещения, он в то же время остается глубоко оригинальным мыслителем. Согласно Дидро, искусство должно быть носителем высоких социальных функций.

Всякое ли искусство способно выполнить те задачи, которые ставятся просветителями? Нет, не всякое. Эти задачи может решить лишь то искусство, которое отличается высокой идейностью. «Каждое произведение ваяния или живописи, говорит Дидро, должно выражать собою какое-либо великое правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо».

 

Прообразами такого искусства Дидро считаетживопись Шардена и Греза. Шарден, сын столяра, писал картины на темы из жизни третьего сословия, изображая семейный быт, домашний уют, детские сценки. Грез, сын кровельщика, писал сентиментальные картины, где прославлял буржуазные добродетели, противопоставляя их испорченности аристократического общества. Восхваляя Шардена и Греза, Дидро тем самым стремится сделать искусство демократичным, отстаивает право на изображение в искусстве жизни простых людей, с их печалями и радостями. Жизнь простого человека не лишена поэзии и очарования. Кроме того, Дидро видит в простых людях действительных носителей моральных и эстетических ценностей. Классицизм отводил место третьему сословию только в комическом жанре. Народ как «неразумное» начало с точки зрения канонов классицизма оставался за пределами «изящного». Дидро полемизирует с последователями классицизма, защищая права и интересы третьего сословия.

Требование высокой идейности у Дидро, таким образом, органически сочетается с требованием демократизации искусства, ибо источником нравственного здоровья и этического пафоса, по его мнению, является как раз третье сословие. Искусство только тогда обретает надлежащее нравственное содержание, когда оно обратится за тематикой и сюжетами к жизни народа. Именно такое искусство способно стать путеводителем жизни, средством и орудием нравственно-политического воспитания общества.

Высокая идейность искусства предполагает и его правдивость. Дидро критикует не только фальшь содержания аристократической живописи, но и неправдивость ее формы. В аристократическом искусстве Дидро видит искажение самой сущности художественной деятельности.

Идеалистической эстетике Дидро противопоставляет свою концепцию. В качестве исходного пункта своей эстетики материалист выставляет следующее положение: «То, что чаще всего встречается в натуре, послужило первым образцом для искусства». Согласно Дидро, природа — первая модель искусства. Гармоничность самой прекрасной картины представляет слабое подражание гармоничности природы. Умение и старание любого художника проникнуты стремлением скрыть эту разницу. По глубокому убеждению Дидро, природа выше искусства. Художник никогда не создаст такое произведение, которое по богатству гармонии, волшебству тонов, многообразию отношений превосходило бы природу, ибо копия никогда не способна полностью воспроизвести оригинал.

Говоря о природе как первой модели искусства, Дидро в понятие натуры вкладывал более широкое содержание, чем это может показаться на первый взгляд. Для него природа - это вся действительность, а не только совокупность естественных вещей и' явлений. Сюда он включал и общественную среду. Действительно, когда философ призывает изучать природу, то речь идет не только о растениях и животных, минералах и т. п. Как это явствует из 4-й главы «Опыта о живописи», Дидро требует, главным образом, изучения человека во всех его сложных этнических, социально-бытовых, профессиональных и других связях и опосредствованиях. Человеческий характер, согласно Дидро, обусловлен возрастом, полом, профессией, общественным строем, общественным положением, степенью развития цивилизации и т. д. Все эти факторы действуют не только на духовные качества человека, но и на физические. Художник должен тщательно изучать их, чтобы наиболее правдиво воссоздать образ человека.

Искусство Дидро рассматривает как деятельность, сходную с научным познанием. Принципиальной разницы между наукой и искусством, по Дидро, не существует: «Красота в искусстве, — пишет он, - имеет то же основание, что истина в философии. Что такое истина? Соответствие наших суждений созданиям природы. Что такое подражательная красота? Соответствие образа предмету».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.