Сделай Сам Свою Работу на 5

После классики как он пришел в их странах стали происходить в настроениях людей. Развивается индивидуализм. Потом Рим завоевал Грецию, после этого средневековое благочестие.





Одной из важнейших особенностей эстетики эпохи Возрождения является самая тесная связь с художественной практикой. Это не абстрактно-философская эстетика, а эстетика предметная, ставящая своей целью решение конкретных вопросов искусства.

Человек как личность не только в Италии, он себя ощущает космополитом. Данте: "Мое отечество везде, в целом мире." Почему становятся космополитами? Начинают видеть, что в Италии очень много плохого.

Говорят о Благородстве. "Благородство определяется не принадлежностью к знаменитому роду, а благородным человек себя делает сам благими делами. Достоинство человека заслуживается в течение всей жизни."

"Счастье зависит не от фортуны, а от человека самого."

"Печальная судьба удел человеческой глупости, а невежество - величайший порок."

Наука получила развитие в трудах Да Винчи, Кеплера, Галилея. Все деятели были многосторонними лисностями и никогда не занимались какой-то одной отраслью. Интерес был обращен в основном к художникам.

Новое в области науки:

· оптика

· анатомия

· пропорции

Леонардо ДА ВИНЧИ

Леонардо обращался к теории. Усиливается интерес к тому как научным подходам, строение тела, анатомия, пропорции.



"Прекрасное – это не идея, это то что мы можем увидеть и почувствовать."

· Придавал большое значение теории (практика не может строится без теории)

· Красота может быть в увядающем состоянии и в самом прекрасном, ее просто надо подстеречь (прим.)

· Прекрасное - это то, что можно воспринять чувствами. Вся красота - высшее, воплощается в искусстве.

· "Картина живописца будет малосовершенной, если он в качестве вдохновителя выберет картины других художников..." Учиться нужно у природы, у того, что и так совершенно.

· Познавательная роль искусства. Через живопись мы можешь познавать мир, т.к. живописец запечатлевает все, что в этом мире происходит.

 

Технические приемы искусства, которые разрабатывал Леонардо Да Винчи:

1. Линейная и воздушная перспектива

2. Светотень

3. Локальный и тональный колорит

4. Математика

5. Анатомия

6. Натура

 

Эстетический идеал – ищут совершенного человека. Личность, которая воплощает в себе идеал.



Один из идеалов – Сикстинская Мадонна. Гений чистой красоты.

Возрождается право изображать телесность.

Освобождение от оков догматизма проявлялось так же в появлении науки - статистика. Индивидуальность перерастает в идеализм.

Гуманизм > либерализм > нигилизм>падение Империи

Во Флоренции Византийские сокровища. (Византия -когда распался Древний Рим то западная часть древнего Рима была завоевана, а восточная часть отделилась. Первый император- Константин, и назвал страну Константинополь)

Стихи, сонеты. Петрарка – сонэты.

Сформировалось чувства индивидуализма.


 

 

Потом наступает кризис эпохи Возрождения

был связан с ослаблением политической и экономической жизни Италии (15 век был открыта Америка и путь в Индию. Италия становиться предметов вожделения Франции и Испании, начинаются войны. Католическая церковь активизируется. Кризис гуманизма) Сожжение Джордано Бруно.

Кризис нашел свое отражение в творчестве Шекспира и Сервантес а

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАНЬЕРИЗМ

От духовного изображения человека мы переходим к красиво выписанным фигурам.

Маньеризм-манерность. Это стиль эпохи, обозначающий отсутствие взаимосвязи и гармонии между всем духовным и телесным, природным и человеческим , что идет в противовес Ренессансу.

Отстраненные лица, эротические фигуры.

Ломаццо и Цукари. Часто изображали безобразное.

Маньеризм – отталкивается от ренессансного гуманизма, но в центре изысканно одетый элегантный человек в мире беззаботной и вычурной красоты.



Представители:

Живописцы: Бронзино, Понтормо, Пармеджанино.

Архитекторы: Вазари, Буантоленти

Скульптор: БенвинутоЧеллвини

Одни из этих людей уходят в религиозно мистические изображения, а другие в эротическую сексуальную сферу, но очень холодно, но техника блестящая. Маньеризм повлиял на возникновения Барокко.

БОРРОКО

 

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. (противоречивое высказываение, нам говорили что Борокко - эпоха чувственности, эмоциональности, см. ниже)

В истории эстетики стилевые направления, сменяющие одно другое, отличающиеся противоположными ориентациями, т.е. в истории искусства и эстетики наблюдается действие закона антитезы. Если искусство античности было ориентировано на разум, то искусство и эстетика средневековья – на эмоционально – мистическую сферу; если искусство Возрождения во многом воскрешало традиции античности и руководствовалось рассудочными поисками прекрасного, то пришедшее ему на смену барокко было во многом противоположно нормам Возрождения. Классицизм и Просвещение были противоположны барокко и ориентировались на рассудок и разум. Романтизм полностью полагался на чувство.
Рассматривая стилевые направления ХVIIв. (барокко, классицизм, рококо), можно убедиться как в их глубинной связи с Возрождением, так и с противоположностью этой эпохе.

Барокко – это дух трагедии, противоречия, стремление отдалиться от земли, искусство сомнений и неудовлетворенных чаяний, борьба аскетизма с чувственностью, экстаз, даже истерика.
Термин «барокко» означает силлогизм, и жемчужину необычной (странной) формы. Под барокко подразумевалось нечто вычурное, даже уродливое. Это название было в насмешку дано эстетами XVIII в. искусству XVI и XVIIв.в. Оно было унаследовано и художественной критикой XIXв. Считалось упадком красоты и хорошего вкуса.

 

Просвещение (включает в себя Классицизм и Сентиментализм)

Просвещение – необходимая ступень в культурном и эстетическом развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к прекрасному всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха Просвещение сформулировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии духовной культуры в Европе. Она многими нитями была связана с Возрождением и унаследовала от деятелей Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие.

 

Просветители достаточно отчетливо осознают, что существуют противоречия между частными и общественными интересами, личными устремлениями и долгом, личностью и обществом. Разрешить эти противоречия просветители надеялись в значительной степени благодаря эстетическому воспитанию. Отсюда у них возникло убеждение, что эстетическое начало способно смягчить врожденный эгоизм людей, превратить человека в «гражданина». С точки зрения воспитания нового человека, «гражданина» просветители раскрывают основные эстетические понятия: прекрасное, возвышенное, гармония, грация, вкус; в том же духе рассматриваются проблемы сущности и общественной функции искусства, художественного конфликта и характера, правды в искусстве.

Эстетические теории Просвещения тесно связаны с традициями Возрождения, а на раннем этапе и классицизма.

 

Эстетика Просвещения в Англии

 

В XVII—XVIII вв. Англия была не только передовой капиталистической экономически развитой страной, но также центром развития буржуазной философии, литературы и культуры. Англия, как известно, явилась родиной материализма нового времени, здесь же зародились основные идеи эстетики Просвещения.

Во Франции и Германии XVIII в. буржуазная революция была еще впереди. В Англии же революция к концу этого периода - пройденный этап, поэтому перед английскими просветителями не стояла проблема подготовки революции, как это было во Франции. В связи с этим они были более умеренны, более консервативны, скорее склонны к компромиссу, чем к радикальным действиям. Если принять во внимание, что английский буржуа добился признания прежде всего на путях экономической деятельности, то станет ясно, почему английские просветители очень реалистичны и трезвы в оценке имущественных отношений и вообще мало склонны к политическому идеализму. Не случайно также Англия стала родиной политической экономии.

Черты умеренности, склонности к компромиссу, реалистичности в оценке материального фактора, свойственных английскому Просвещению, наложили резкий отпечаток на английскую эстетику того времени и английскую литературу. В Англии в конце XVIII в., раньше, чем в других странах, появился реалистический роман. Раньше, именно здесь зародилось литературное направление - сентиментализм.


Посылы эстетики:

1. Основная особенность эстетики английского Просвещения состоит в том, что она исходит из реального человека, из буржуазного человека его времени.

2. Второй особенностью английской эстетической мысли эпохи Просвещения является ее антипуританская направленность. Известно, что пуританское движение (сторонники строгого образа жизни, строгих нравов) отрицательно относились к искусству, в особенности к театру. По мнению пуритан, театр отвлекает от молитвы, способствует разорению людей и нарушению дисциплины и т. д. Английские теоретики искусства стремятся преодолеть примитивный аскетизм пуритан.

3. Наконец, третья особенность этой эстетики заключается в рассмотрении искусства как путеводителя к подлинной нравственности. Проблема взаимоотношения искусства и нравственности одна из центральных для английской эстетики XVIII в.

 

Джон Локк

(1632-1704) - англ. философ, выступивший с критикой теории врожденных идей. В теории познания стоял на позициях компромиссного сенсуализма. Отрицая существование врожденных моральных понятий и принципов, он в то же время полагал, что без религии нет нравственности, считал евангелие «превосходным трактатом морали». Стремление к счастью Локк рассматривал как естественное свойство человека. Локк отрицал свободу воли человека с позиций механистического детерминизма (с позиции предопределенности воли Бога). Счастье утверждал он, есть то, что удовлетворяет дух, страдание - то, что его расстраивает. Добродетель состоит в стремлении делать добро, а порок - в стремлении вредить себе и др. Локк не создал законченного этического учения.

Его теория эстетического воспитания такова: идеалом он считает джентльмена, одновременно предприимчивого и с безукоризненными манерами. Он отличается рассудительностью, самообладанием, расчётливостью, бережливостью, стремлением к накоплению богатства. Его охотно принимают в высшем обществе – он превосходно танцует, блестяще фехтует и ездит верхом.

 

"Нет врожденных идей, процесс познания возникает в опыте и на основе опыта."

"Нет ничего в разуме, что не было в наших чувствах."

Общие принципы мировоззрения Локка сводились к следующему. Вечный, бесконечный, премудрый и благой Бог создал ограниченный по пространству и времени мир; мир отражает в себе бесконечные свойства Бога и представляет собой бесконечное разнообразие. В природе отдельных предметов и индивидуумов замечается величайшая постепенность; от самых несовершенных они переходят незаметным образом к наисовершеннейшему существу. Все эти существа находятся в взаимодействии; мир есть стройный космос, в котором каждое существо действует согласно своей природе и имеет свое определенное назначение. Назначение человека — познание и прославление Бога и благодаря этому — блаженство в этом и в ином мире.

 

Давид Юм

Проблема эстетического нашла свое своеобразное истолкование у известного английского философа-агностика Давида Юма (1711 —1776) (агностицизм философское учение, отрицающее познаваемость объективного мира и объективное значение истины).

С точки зрения Юма, красота существует только в воспринимающем сознании, а прекрасное не имеет определенной объективной основы. Это утверждение носит ярко выраженный агностический характер. В трактате «О норме вкуса» Юм пишет: «Прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах; оно существует исключительно в духе, созерцающем их, и дух каждого человека усматривает иную красоту. Один может видеть безобразное даже в том, в чем другой чувствует прекрасное, и каждый должен придерживаться своего чувствования, не навязывая его другим». Поиски подлинно прекрасного или безобразного Юм считает такими же бесплодными, как если бы хотели установить, что доподлинно сладко, а что горько. В зависимости от состояния наших органов чувств одна и та же вещь может казаться то сладкой, то горькой. Пословицу «о вкусах не спорят» Юм возводит в ранг философского положения.

Юм продолжает подчеркивает важность искусства в воспитании нравственных воззрений и чувств. Занятия изящными искусствами, согласно Юму, развивают нашу способность выносить суждения о различных явлениях жизни. Изящные искусства формируют и культивируют наши эмоции. «Ничто так не совершенствует характер, — пишет он, — как изучение прекрасного в поэзии, красноречии, музыке или живописи. Эти искусства придают чувствованиям определенное изящество... они пробуждают нежные, приятные эмоции. Они отвлекают дух от суеты всяческих дел и корыстных устремлений, влекут к размышлениям, располагают к покою и вызывают приятную меланхолию, которая из всех состояний духа больше всего подходит для любви и дружбы».

 

Антони Эшли Купер Шефтсбери

 

В разработке эстетики Просвещения имеют большое значение труды Антони Эшли Купера Шефтсбери (1671 —1713) —выдающегося английского философа и моралиста. Его работы, в которых рассматриваются проблемы этики и эстетики, собраны под общим названием «Характеристика людей, нравов, мнений, времен». Шефтсбери, как мы увидим, отождествляет моральные и эстетические категории. Он начинает с выяснения природы «нравственных чувств».

«Нравственное чувство» рассматривается как свойственное человеку от рождения и определяющее высшие нравственные ценности и этические категории.
Добродетель выступает у Шефтсбери как нечто такое, что доставляет наивысшее наслаждение, наивысшее блаженство, Шефтсбери вводит понятие «энтузиазм» - это состояние одержимости в античном смысле слова, оно может выливаться в различные формы, в том числие и фанатизм. Шефтсбери говорит, что нелегко божественное вдохновение отличить от энтузиазма.

«Ибо вдохновение, - пишет он, - есть действительное ощущение божественного присутствия, а энтузиазм - ложное. Но страсть, которую пробуждает то и другое, — весьма схожа. Ибо когда ум поглощен видением и взор свой обращает или на действительный предмет, или же на простой призрак божества, когда видит некое знамение или думает, что видит, и видит нечто такое, что выше человека, тогда весь ужас его, восторг, смятение, страх, изумление и любая другая страсть безраздельно передаются этому предмету и проявляются по всей своей силе - ему видится нечто обширное, имманентное или, как говорят художники, такое, что за жизнью».

 

Подобное вдохновение Шефтсбери называет божественным энтузиазмом. Им наделены герои, государственные мужи, ораторы, поэты и даже философы. Чтобы это вдохновение получило верную направленность, нужно держаться «благого расположения духа». Идеалом для Шефтсбери является гармонически развитая личность, т. е. личность, сочетающая физическое, нравственное, интеллектуальное развитие. Образец такого человека он заимствует из античной классики. Этот идеал предполагает, по мнению Шефтсбери, единство истины, добра и красоты. В диалоге «Моралисты» (раздел второй) прямо утверждается, что красота и благо одно и то же. Нет истинного эстетического наслаждения, кроме как в добре, нет истинной моральной радости вне прекрасного. Шефтсбери говорит о красоте духа, красоте характеров, красоте чувств, красоте сердца, короче, о внутренней красоте, которая проявляется в чувственно воспринимаемой красоте движений, форм, человеческого поведения, поступков.

К понятию нравственной красоты Шефтсбери подходит путем анализа различных форм прекрасного.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.