Античная эстетика (Греция, Рим)
Предмет эстетики как науки.
Что такое мир? Еще в античности задавались такие вопросы.
Чем характеризуется мир?
Мир - это всеобъемлющий порядок. Прекрасное не мыслимо без гармонии.
Гармония-все мироздание в целом. Важна душа человека.
Культура это нечто более всеобъемлющее чем эстетика. Культура включает в себя не только эстетические аспекты. Культура это то, что нам досталось от наших предков.
-материальная
-духовная
Искусство оперирует тем, чего нет ни в науке, ни в морали. Искусство оперирует художественным образом.
Культура это здание которое можно долго обходить и рассматривать, а эстетика это взгляд того или иного человека на какие то процессы в искусстве. Если убрать человечество то эстетика умрет, а культура останется. Некому будет рассказать, что красиво а что нет.
1750г Баумгатен дал определение эстетике:
Эстетика - это чувственные пути познания мира искусства. Т.е. познание чувствами.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Бытие: производственные силы и производственные отношения
| |
Другие определения:
Эстетика - форма общественного сознания, научная дисциплина.
Наука об эстетическом освоении мира (при этом изучается не только эстетическое связанное с прекрасным но и с безобразное).
Это наука о художественной культуре общества, в которой центральным элементом является искусство. Философия искусства. Она обобщает все виды искусства.
Проблемы эстетики:
· прекрасное (прекрасное/безобразное)
· проблема социальной обусловленности
· проблема соотношения формы и содержания (картина-содержание (пейзаж, портрет), форма- принадлежность к форме искусства) обостряется в 20 веке
· проблема мифотворчества (Взгляд: мало сюжетов. Но можно брать у античности и перестраивать)
· соотношение правды века и правды факта (есть объективное событие, но я писатель и у меня разные мировоззрения. Один и тот же факт каждый по своему)
· художественная критика (люди подходят не научно)
· возникновение информационного поля и проблема тиражирования.
· проблема дизайна (как обустроить свою жизнь)
· проблемы культуры нашего времени
Искусство как основа. Ядро художественной культуры.
Эстетика обращается ко всей действительности, но главное – искусство.
Меценат – министр культуры. (потом - благотворитель)
ФУНКЦИИ ИСКУССТВА:
1. воспитательная
2. познавательная
3. поднимает культуру чувств и культуру воображения
4. коммуникативная
5. компенсаторная (компенсация нас за отсутствие в какой то период времени)
Воронка Шерингтона – есть ухо, там воронка и туда все вливается
Шиллер и Кант – игровая теория возникновения искусства.
Жизнь так серьезна, но есть такие люди, которые могут уйти в игру и играть в нее. Мы все находимся в игре. Важнейшей формой в искусстве является то, что он оперирует такими понятиями как художественный образ. Для понимания художественного образа важна диалектика двух категорий: сущность и явление.
Диалектика 2 категорий: (философские)
Сущность (что из себя представляет)
Явление (мы, 3 курс, это то что является)
Сущность- это то, что лежит за пределами непосредственных восприятий, это основное в предмете. Сущность обнаруживается в массе явлений.
Явление - это внешнее проявление сущности. Сущность скрыта, а явление лежит на поверхности. Но явление не существует без сущности.
Сущность является, а явление существенно.
В жизни первично - явление, а в искусстве - сущность. Здесь сущность обнаруживает себя через свою внешнюю форму. Каждый Художник пытается показать сущность. Если сущность не обнажена, то получается бессмыслица.
Концепции искусства (взгляд философов):
1. Искусство - это форма творчества.
2. Искусство - это выражение подсознательного
3. Это мифотворчество ("не надо сочинять, берите старое и переделывайте", Искусство не имеет своего развития.)
4. Развлекательное
5. Искусство есть видение
КЛАСИФИКАЦИЯ ИСКУССТВ:
-выразительное раньше, сейчас устарело
-изобразительное
-пространственное (картина)
-время (кино)
-пространственно-временное (театр)
Античная эстетика (Греция, Рим)
(См. временную шкалу в тетр.)
Греция, рабовладельческое общество
Античность начинается с X века д.н.э. Взлет античной классической культуры в VI-V веках. Перикловские Афины – классическая Греция, время расцвета. Симметрия, нет диссонансов
Расцвет Греции пришелся на время правления Александра Македонского.
А потом, с IV века д.н.э. – эпоха Эллинизма.
Разница между классикой и эллинизмом. В эллинизме – эмоциональность. Изменилось общественное сознание из за завоеваний. Появляются переживания
Для начала поэты: Гомер, Анаксимен, Анаксимандр – философы.
Школа Пифагора VI-V века д.н.э. Пифагорейцы
Они заложили основу научной эстетики. До них существовала мифология.
Число лежит в основе мира.
Считтается, что Пифагор был одним из "Просвященных", т.е. ему были открыты тайны мироздания.
С ним связаны:
Создание теории музыки, музыкальной эстетике, теории эстетического воспитания.
Его ученики Гаппас и Архид заложили основу музыкальной акустики и именно они открыли зависимости между высотой и длинной звучащей струны.
Определили числовые отношения между звуками и назвали музыкальным интервалом. (квинта, кванта, октава)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|