Сделай Сам Свою Работу на 5

Платежные пластиковые карты





Электронные деньги — это деньги на электронных банковских счетах

Функции денег — это концентрированное выражение их роли в хозяйстве.

Деньги располагают таким разнообразным набором свойств, что возникает необходимость их классифицировать, выделив целый ряд функций. Каждая из функций денег описывает более или менее однородный круг экономических операций, выполняемых с помощью этой функции. При этом следует иметь в виду, что деньги — это не сумма функций, и выполняя какую-либо одну функцию, они сохраняют свое единство и содержат в себе все остальные функции.

Функции денег находятся в постоянной динамике: некоторые возникли раньше, некоторые позже; отдельные функции сильно изменили свое содержание и даже утратили заметное значение.

Возникновение функций денег в процессе их эволюции можно представить следующим образом:

§ I этап. Деньги как мера стоимости. Исторически первая функция денег. В качестве меры стоимости деньги являются унифицированным измерителем стоимостей всех товаров.

§ II этап. Деньги как покупательное средство. Деньги как покупательное средство представляют собой средство обращения.



§ III этап. Деньги как средство платежа. В функции денег как средства платежа возникает временной лаг (несовпадение во времени) между продажей товара и получением денег за него. В этих условиях объективно создаются условия для такого экономического явления, как кредит.

§ IV этап. Деньги как средство распределения. В распределительной функции денег есть только их движение от их владельца к получателю. В этой функции состоит объективная экономическая предпосылка для возникновения государственных финансов.

§ V этап. Деньги как средство накопления и сбережения. Процесс сбережений и накоплений — необходимый элемент современной экономики.

§ VI этап. Деньги как мера обмена одной валюты на другую. В функции мировых денег деньги способствуют валютному обмену, созданию платежного баланса, образованию валютного курса.

В качестве меры стоимости деньги выделялись из мира товаров для выполнения роли всеобщего эквивалента. Будучи мерой стоимости, деньги выступают как универсальный измеритель стоимостей всех других товаров. В деньгах находят выражение товары, услуги, производственные затраты, индивидуальные и общие потребности, объем производства на уровне предприятий и всего национального хозяйства; богатство, доходы, долги — все имеет денежную оценку. Современные деньги имеют свойство соизмерения не только в статике, но и в динамике.



Покупательное средство — также одна из исторически первых функций денег. В этой функции деньги обслуживают процесс купли-продажи. Эту функцию называют средством обращения, поскольку деньги в этом случае обслуживают непрерывный процесс оборота товаров, услуг, ценных бумаг и т. д. Данная функция связана с процессом купли-продажи, т. е. с превращением товара в деньги.

В ходе реализации товаров может возникнуть разрыв во времени между передачей товара покупателю и получением денег от него. Продавец в этом случае представляет покупателю так называемую отсрочку платежа или кредит. Когда деньги все же поступают продавцу, то они выполняют функцию средства платежа. Деньги в этом случае гасят образовавшийся долг, обслуживают не только кредит, но и выплату заработной платы, а также все другие виды авансовых платежей.

Распределительная функция денег, исторически возникнув после появления таких функций, как средство обращения и средство платежа, состоит в том, что один независимый экономический субъект передает другому определенную сумму денег, не требуя взамен никакого эквивалентного возмещения. Именно на этой денежной функции базируется госбюджет, распределение прибыли предприятий, социально-экономические системы современных государств



В функции сбережений и накоплений деньги используются не для обращения, а для создания самостоятельной формы богатства. От этого зависит весь инвестиционный процесс, т. е. экономический рост; развитие банковской системы, фондового рынка, страховых, пенсионных и прочих финансовых фондов.

Деньги всегда обслуживали не только национальную экономику, но и мирохозяйственные связи. Роль валютной функции денег постоянно возрастает, особенно в условиях глобализации мировой экономики и финансов. Создаются коллективные валюты, например, евро.

60.Международные отношения и торговая политика.

Если на политическом макроуровне конкретное государство обладает всей полнотой власти, то в системе международных отношений (и это главная особенность) отсутствует единый центр власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полиерархии, что порождает элементы стихийности в мирном политическом пространстве. Однако стихийные процессы следует рассматривать в данном случае как объективный фактор.

Международные отношения подразделяются на следующие основные виды: политические, военно-стратегические, экономические, научно-технические, культурные, социальные. Как видим, они совпадают с основными отраслями внутригосударственной деятельности.

От видов следует отличать типы международных отношений. Перечислим основные:

а) двухсторонние – многосторонние;

б) равноправные – неравноправные;

в) противостояние – сотрудничество.

К важнейшим факторам, влияющим на международные отношения, причисляют: географические, демографические, экономические, военные, научно-технические, идеологические, культурно-цивилизационные, факторы общественного мнения, международного права, а также роли личности.

Говоря об институализации международных политических отношений, следует иметь в виду, прежде всего, создание международных организаций. Их число возрастает в пропорции. Если в начале XX в. существовало 20 межправительственных и около 200 неправительственных организаций, то к концу века их стало соответственно 300 и более 2500.

К сфере деятельности международных организаций в современных условиях относят, по сути, все глобальные проблемы: предотвращение войн и защиту природной среды, проблему народонаселения и природных ресурсов, проблему преодоления разрыва между экономически развитыми и отсталыми странами и т.д.

Международные организации создаются на основе международного договора или специальных соглашений, где определены их цели, полномочия и функции. Они имеют постоянные органы управления и наделены определенной компетенцией и функциями и действуют строго в рамках международного права.

Международное право – важнейший институт международных отношений. Оно являет собой целую систему договорных, юридически закрепленных норм и принципов, которые регулируют отношения между государствами и другими участниками (субъектами международных отношений).

Как субъекты международных отношений организации могут вступать в международные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени государств, входящих в них.

Примеры международных организаций даны в учебной литературе в следующей градации:

– региональные организации (например, Европейское Экономическое Сообщество – ЕЭС, Лига Арабских государств, Международный валютный фонд и т.д.);

– организации в области определенных отраслей мирового хозяйства (Международное Энергетическое Агентство, Международное Агентство по Атомной Энергии – МАГАТЭ, Организация стран–экспортеров нефти и т.д.);

– политико-экономические организации (Организация Африканского единства);

– профессиональные организации (Международная Ассоциация политических наук, Международная Организация Криминальной Полиции – ИНТЕРПОЛ) и т.д.;

– демографические организации (Всемирная ассоциация Молодежи);

– организации в области культуры и спорта (Международный Олимпийский Комитет – МОК);

– военные организации (Организация Северо-Атлантического договора – НАТО);

– организации в поддержку мира и солидарности (Всемирный Совет Мира);

– профсоюзные организации (Всемирная Конфедерация Труда);

– международный Красный Крест;

– религиозные организации;

– экологические организации и т.д.

Безусловно, наиболее значительная роль в развитии и стабилизации международных отношений принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН). За десятилетия своего существования она превратилась в неотъемлемую часть международной структуры и достигла полной универсальности. Универсальность ее состоит в том, что она интегрирует в себя представительства международного сообщества и решает практически все вопросы современного мироздания и человеческого рода.

Устав ООН – многосторонний договор, если хотите, квинтэссенция международного права, позволяет обеспечить защиту интересов каждой из сторон и одновременно равновесие в мире.

В настоящее время в мире нет организации, равной ООН по силе влияния и авторитета. Кроме того, сложился целый ряд ее подструктур, уже давно выступающих в системе международных отношений и как части ООН, и как самостоятельные субъекты. Например: МОТ (Международная организация труда), ЮНЕСКО (организация, занимающаяся вопросами образования науки и культуры), МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергии и т.д.).

Международные отношения принято рассматривать во взаимосвязи с понятием внешней политики (согласно общепринятой трактовке, это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих право выступать от имени общества, выражая его интересы).

Основная цель внешней политики – обеспечение национальной безопасности, в чем реализуется и ее охранительная функция. Помимо этого, основными целями внешней политики являются:

– усиление экономического и политического потенциала государства (экономическая функция);

– создание положительного имиджа государства в мировом пространстве (информационно-представительская функция);

– сохранение равновесия в системе политических связей (регулирующая функция).

К средствам внешней политики традиционно относятся:

– политические (дипломатические) – осуществляются в виде переговоров, визитов и т.д.;

– экономические – использование экономических ресурсов (например, создание для какой-либо страны режима наибольшего благоприятствования в торговле, представление инвестиций или, напротив, наложение эмбарго и т.д.). Нередко это делается для осуществления политических целей;

– военные (с использованием средств как прямого, так и косвенного воздействия). К таковым относятся: войны, интервенция, испытание нового оружия и т.д.;

– пропагандистские – использование средств массовой информации, другой печатной продукции, дипломатической работы, народной дипломатии и т.д. для укрепления политического имиджа государства.

Систему международных отношений следует рассматривать и характеризовать как действующую в конкретно-исторических условиях.

Основные направления внешней политики Республики Беларусь базируются на осуществлении общегосударственных интересов и корректируются с учетом реалий времени. Основными принципами являются: многовекторность, добрососедство, нейтралитет, соблюдение международных норм и права.

К числу основных приоритетов можно отнести следующие:

– создание Союзного государства с Россией. Целями Союзного государства являются: обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление их дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни; завершение формирования таможенного союза и создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики; неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права; проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны; формирование единой правовой системы демократического государства; проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью; укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств).

– мобилизация международной поддержки в решении Чернобыльской проблемы;

– укрепление взаимосвязей в рамках СНГ;

– обеспечение экономической безопасности;

– развитие сотрудничества с международными организациями.

Международная политика Республики Беларусь закрепляет за нашей страной имидж суверенного, цивилизованного, дружественно настроенного к мировому сообществу государства и укрепляет ее авторитет на международной арене.

61.Платежный баланс: определение, структура и функции.

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС — таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, а в противоположном случае — пассивным. Частью платежного баланса являются баланс по текущим операциям (в том числе торговый баланс, который включает сальдо экспорта и импорта товаров, баланс "невидимых" текущих операций, состоящий из чистого экспорта услуг, доходов от инвестиций, переводов) и баланс движения капитала (отражающий отток из страны и приток капитала в страну). Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение. Термин «платёжный баланс» впервые использовал Джеймс Денем-Стюарт в своей работе «Исследования о принципах политической экономики» (1767 г.) (Inquiry into the Principles of Political Economy). Стюарт определяет платёжный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из:

§ Расходов граждан за рубежом.

§ Платежей по долгам, основной суммы долга и процентов иностранцам.

§ Предоставления денежных займов другим странам.

Таким образом, первоначально платёжный баланс отражал только совершённые платежи, а не все внешнеэкономические операции с материальными, финансовыми и интеллектуальными активами (внешнеэкономические операции — это операции между резидентами и нерезидентами).

В то же время надо отметить, что концептуальные основы, логика и структура построения современного платёжного баланса базируются на предыдущих представлениях о предназначении платёжного баланса.

При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счёта, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счёт, они отражаются со знаком «плюс». Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком «минус». В платёжном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями.

СТРУКТУРА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

Существуют различные методики составления платёжных балансов. В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация статей платёжного баланса, предложенная Международным валютным фондо.

В основе данной методики лежит отражение объективной реальности — необходимости выделения двух больших разделов платёжного баланса. Связано это прежде всего с тем, что каждая сделка имеет две стороны — торговую и финансовую, которые с точки зрения учёта стоимости являются, по сути дела, зеркальным отражением друг друга.

Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном балансе со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «−»). Суммирование двух учётных записей должно давать ноль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.

При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «−»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).

Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: счёт текущих операций (current account bal­ance) и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами (capital and financial account). МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс.

Хотя на практике используются различные схемы представления платёжного баланса, составляемого по методике МВФ, в основном и главном они совпадают.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.