Сделай Сам Свою Работу на 5

Что, как и для кого производить?





По экономической теории

 

1.Экономика: понятие, содержание, методы, функции.

 

Экономика(от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος — правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») — хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребности людей и общества путем создания необходимых жизненных благ.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.

Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом.



Экономика выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую.
Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами.
Практическая (прагматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом. Здесь имеется в виду разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической политики государства и т.д.
Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретической основы конкретных отраслевых наук. В системе экономических наук она выступает фундаментальной методологической наукой. В систему экономических наук входят историко-экономические (экономическая история, история экономических учений); специальные, или функциональные (прогнозирование развития экономики, экономическая статистика, экономика труда, бухгалтерский учет и анализ, финансы, кредит и денежное обращение); отраслевые (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли, экономика строительства и т.д.).



2. Этапы развития экономики в древнем мире и средние века.

Систематизация экономической мысли началась в эпоху ста­новления первых государств. Истоки экономической науки со­держатся в трудах мыслителей Древнего мира и, прежде всего, стран Древнего Востока. Выразителями экономической мысли этого времени были философы, отдельные правители рабовла­дельческих государств. Опираясь на категории морали, нравст­венности и этики, они стремились сохранить приоритет нату­рального хозяйства, идеализировали рабовладельческое общест­во, осуждали крупные торгово-ростовщические операции, якобы нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер об­мена товаров.

Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. Наиболее известными являют­ся кодекс законов Вавилонии, принятый царем Хаммурапи, пра­вившим в 1792—1750 гг. до н. э., древнеиндийскийтрактат «Артхашастра», который составлялся примерно в IV в. до н. э. — 111 в. н. э. Законы царя Хаммурапи являются важным источни­ком информации о социально-экономическом развитии Вавило­на. Эти законы были высечены на черном базальтовом столбе, заполненном текстом с обеих сторон и обнаруженном в начале XX в. Свод законов вавилонского царя уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами и развитию част­ной собственности, предусматривал создание таких условий, в которых «сильный не притеснял бы слабого». «Артхашастра» бук­вально переводится как «наука о пользе, о практической жизни» и рассматривает различные вопросы управления государством. Древнеиндийский трактат посвящен государственному, политическому и хозяйственному устройству общества древней Индии. В трактате говорится, что государственное богатство является ре­зультатом труда всего народа, поэтому расходоваться оно должно на общегосударственные нужды. Значительный вклад в становле­ние экономической мысли сделал древнекитайский мыслитель Конфуций (ок. 551—479 до н. э.), который провел различия между умственным и физическим трудом, призывал государей управ­лять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, высоконравственного поведения.



Благодаря мыслителям Древней Греции достаточно отры­вочные и наивные экономические мировоззрения система­тизируются и приобретают научный облик. Первыми учены­ми-экономистами по праву могут считаться выдающиеся грече­ские философы — Ксенофонт (ок. 430—355 до н. э.) ввел в научный оборот понятие «экономика». Он впер­вые выделил различные отрасли экономической деятельности (сельское хозяйство, ремесло, торговлю), Платон (427—348 до н. э.) который про­поведовал ограничение частной собственности, создал учение о разделении труда и занятости отдельными профессиями, высту­пал против использования денег для накопления богатства и ростовщичества. Платон внес свой вклад в развитие экономиче­ской науки созданием теории идеального государства., Аристотель (384—322 до н. э.) . Все виды хозяйства и все виды деятельности Аристотель относит либо к естественной сфере — экономике (земледелие, ре­месло, мелкая торговля), либо к неестественной — хроматистике (крупные торговые сделки, ростовщичество).

В эпоху Средневековья (феодального хозяйства) экономиче­ская мысль приобрела ярко выраженный богословский характер. Мыслители этого времени посредством религиозно-этических норм оправдывали сословный характер структуры общества, эко­номическое могущество светских и церковных феодалов. Ибн Хальдун (1332—1406) — арабский историк, философ, государст­венный деятель. Он автор одной из самых значительных концеп­ций экономической мысли Средневековья в восточных странах — «социальной физики». В своих работах Ибн Хальдун настаивал на борьбе с расточительностью и жадностью, отмечал богоугодность торговли, порицал крупные ростовщические операции. В отличие от мыслителей Древнего мира полагал, что деньги являются важ­нейшим элементом хозяйственной жизни и их роль должны иг­рать монеты из созданных богом металлов — золота и серебра. Ибн Хальдун защищал незыблемость сословной дифференциа­ции; подчеркивал, что имущественное и социальное равенство невозможно, так как Аллах дал преимущества одним людям перед другими; успешное развитие всех отраслей способствует росту благосостояния как государства, так и каждого гражданина.

 

 

3. Развитие экономики, направления и школы в современном мире.

Особенности «классического» институционализма. Во-первых, институционалисты весьма расширительно трактуют предмет экономики. По их мнению, экономическая наука не должна заниматься чисто экономическими отношениями. Это слишком узко, нередко приводит к голым абстракциям. Важно учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: правовых, социальных, психологических, политических. Правила государственного управления представляют не меньший, а возможно и больший интерес, нежели механизм рыночных цен.

Во-вторых, следует изучать не столько функционирование, сколько развитие, трансформацию капиталистического общества. Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы. Проблема безработицы становится, прежде всего, проблемой структурной несбалансированности, и здесь все больше проявляется взаимосвязь экономики и политики.

По мнению Дж. Гэлбрейта, рынок отнюдь не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Саморегулирующийся рынок становится своеобразной машиной для поддержания и обогащения крупных предприятий. Их партнером выступает государство. Опираясь на его мощь, монополизированные отрасли производят свою продукцию в огромном избытке и навязывают ее потребителю. Основа власти крупных корпораций — техника, а не законы рынка. Определяющую роль теперь играет не потребитель, а производитель, техноструктура.

В-третьих, надо отказаться от анализа экономических отношений с позиций так называемого экономического человека. Нужны не разрозненные действия отдельных членов общества, а их организация. Против диктата предпринимателей необходимы совместные, скоординированные действия, которые призваны организовать и проводить профсоюзы и государственные органы. Государству надлежит взять под свою опеку экологию, образование, медицину.

4.Основные категории и понятия: потребность, ресурсы и эффективность

Потребность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.

Различают потребности

§ по сферам деятельности

§ по объекту потребностей

§ по значимости

§ выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Экономическая эффективность — результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы и является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики.

На микроэкономическом уровне — это отношение произведённого продукта (объём продаж компании) к затратам (труд, сырьё, капитал) минус единица.

На макроэкономическом уровне, экономическая эффективность равна отношению произведённого продукта (ВВП) к затратам (труд, капитал, земля) минус единица. Можно отдельно оценивать эффективность капитала, эффективность труда и эффективность земли (недр).

5.Понятие «экономические отношения», общественные и частные блага.

Экономические отношения— объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, в особенности —продуктов труда.

Обычно каждый экономический агент постоянно и одновременно вступает во множество экономических отношений. Об устойчивых экономических отношениях можно говорить тогда, когда экономические агенты вступают в них периодически.

В добровольные экономические отношения обычно вступают исходя из мотивов выгоды. Такие отношения могут закрепляться договорами.

Все блага делятся на частные и общественные в зависимости от особенностей их потребления. Потребление частного блага одними лицом делает невозможным его потребление другими лицами, не заплатившими за него. Это свойство частного блага называется высокой исключаемостью из потребления.
Напротив, чистое общественное благо обладает двумя свойствами:
- Потребление такого блага одним лицом не уменьшает его полезности для другого лица (свойство неизбирательности в потреблении). Это означает, что предельные издержки получения данного блага еще одним человеком равны нулю. Например, если в городе, защищенном системой ПВО, появляется еще один житель, затраты на оборону не меняются;
- Невозможно помешать потреблению блага лицом, не заплатившим за него (свойство неисключаемости из потребления). Так, та же система ПВО не может защитить добросовестного налогоплательщика, не защищая бомжа, в жизни не платившего никаких налогов.
На деле не всякое общественное благо обладает всеми свойствами чистого общественного блага. В качестве примера можно привести кабельное телевидение. Оно отличается высокой степенью неизбирательности в потреблении, поскольку подключение еще одного зрителя не уменьшает полезности программы для всех остальных. Но для него свойственна исключаемость из потребления: нельзя смотреть программы, не заплатив за них.

6.Экономический выбор. Кривая производственных возможностей.

Что, как и для кого производить?

Любая страна, развивая производство, вынуждена ставить перед собой три фундаментальных вопроса:

1. что из благ производить,

2. как их производить

3. для кого это делать?

В условиях рыночной экономики производитель ставит перед собой цель получения максимально возможного дохода, отбирая для производства наиболее подходящие для этой цели материальные блага. Это ответ на первый вопрос: что производить?

Определившись с кругом выпускаемых товаров, фирмы в рыночной экономике выбирают те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты на производство. Таким образом, рынок дает ответ на второй фундаментальный вопрос экономики: как производить товары и услуги?

Население, обладая денежным доходом, который также является ограниченным потребительским ресурсом, сравнивая цены разных товаров и примеривая их к собственным возможностям, выбирает, что и по какой цене покупать. Следовательно, в рыночной экономике товар производится для потребителя.

Закон редкости

В рыночной экономике ресурсы не просто ограничены – они редки, т. е. их не хватает на всех, и поэтому люди вынуждены конкурировать за право их использовать.

В хозяйственной практике постоянно воспроизводится зависимость между ограниченностью, редкостью ресурсов и необходимостью для людей делать выбор: что производить, а от чего отказаться. Поэтому в экономике действует закон редкости. Его сущность заключается в невозможности удов – летворить безгранично растущие потребности, что вынуждает людей делать выбор в очередности и степени их удовлетворения, а также заставляет их при этом рационально использовать ресурсы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.