Сделай Сам Свою Работу на 5

Термины и категории политической власти в московский период.





Термины и категории политической власти существовали для того, чтобы обосновать легитимность этой власти. Понятие «легитимность» - по сути психологическое. Власть легитимна – если мы воспринимаем её именно так. Восприятие власти формируется самой властью.

Официальные идеологии конструируют систему идей, объясняющих идею власти. В процессе идеологического творчества большую роль играет название. Таким образом создаётся власть номинации. Такие номинации, как президент, царь или вождь выражают разные власти.

Терминология и понятия были заимствованы из Византийских источников.

Это были монархические понятия, и они стали формировать политическое начало. Проповедником монархического начала выступало духовенство. Это можно объяснить особенностями мировоззрения в самой монашеской среде. Церковное управление даже в период раздробленности оставалось централизованным. Церковь имела главу – митрополита. Монастырь своим устройством напоминал монархический режим, и был основан на подчинении главе и уставу. Потому в монастыре было особое мировоззрение. Взгляды на мир, как на громадный монастырь.



Наименование русского государства 15-17 веков различно – «Русь», «Русия», «Великая Русия», «Русская земля», «Русское (или Московское) царство».

Понятия «царство» и «царение» были взяты с книги пророка Даниила.

Заимствованные понятия раскрывали свойства политической власти:

1) Единовластие или полноту власти

2) Независимость или суверенитет власти

3) Державность (великодержавность)

4) Религиозное освещение власти (царь милостью божьей)

«Царь» - ранее применялся к татарскому Хану, верховному правителю Руси. Стал титулом великого князя Московского по мере освобождения Руси от орды.

Статус «Царя» - самодержавный, который отличается внешним блеском и великолепием.

Термином государь впервые назвали Новгородские послы. В ответе Иван III обозначил, что он понимает под государем самодержавие. Самодержавие – означало ту полноту власти, которая соединяется с властью царя и государя.

Изначально государь – это хозяин. В I – ой половине правления Ивана IV Сильвестр написал Домострой. В домострое политическая сфера смоделирована из эталона, каковым является семья или хозяйство. Причём номинация «государь» одинаково применятся как к государственному, так и к семейному владыке. В целом автор рисует идеал сильной единодержавной власти в форме самодержавного правления. При этом автором разграничиваются права и обязанности государя.



Государь обязан и наказывать и поощрять. И главное – он обязан всех учить. За неисполнение этой функции государя может наказать Бог, и это единственный предел власти.

По домострою смысл государения – властвование и управление хозяйством. Государство было неотделимо от государя. Период боярского правления в смуту называли безгосударством. Постепенно границы государства расширялись. Но государство не просто территория, но и власть. Именем «государь» обозначались властные отношения.

Таким образом, государство включает всё, чем владеет государь. Государство – это сама власть государя и его правления, а так же владение государя. А именно – подвластная земля и люди её населяющие. Причем государство подразумевают владения не столько конкретного монарха, сколько царского рода.

Государство, таким образом, передаётся по наследству. Важно было происхождение царского корня. И важна непрерывность царского наследования.

Легитимность власти рассматривалась в связи с принципом родства.

После пресечения династии Рюриковичей – государство исчезло. Поэтому далее при венчании Романовых Рюриковичи были объявлены их родственниками – иначе не было бы легитимности.

Идея политического наследства и русские династические легенды.



Политическая мысль 14-15 веков отталкивалась от идеи древнерусского наследства.

Это наследство понималось как идея преемственности – Киев, Владимир, Москва.

В результате московская государственность осмысливалась как наследование: во-первых – вотчин Рюриковичей, во-вторых - общерусской власти.

Идейное и символическое обоснование преемственности Москвы как политического центра происходит за счет собирания христианских святынь, реликвий, даже киевский митрополит переезжает в Москву.

Киев мыслиться как политический прообраз Москвы. (образ Владимира Красное солнышко – киевский князь, как и Московский – собирает земли).

Идея наследия – ставиться в центр идеологических изысканий. Т.е. речь идет о легитимности – символическом оформлении Москвы.

Для образования центральной власти требовался прообраз из истории (это должно было стать залогом легитимности). Политическая мысль Московского царства выработала 3 типа соединения русской истории с мировой.

1 тип– генеалогический

2 тип – хронологический

3 тип - пророческий (о конце света)

Таким образом, символические генеалогии Московских князей служили одним из основных направлений идеологического обоснования власти.

Сначала родовая линия выводилась от Мономаха => московские князья наследуют титул великого князя от Киева через Владимир.

Русская мысль отталкивалась от Византийского источника – «сказание о Вавилонском царстве». В этом сказании проводилась идея наследия инсигнии (знаки высшей власти) Византией.

Первым мировым царством был Вавилон. Обладателем инсигний был царь Новохудоносор – гонитель еврейского народа.

Полагалось, что через эти инсигнии к Византии преемственно перешли свойства власти и права империи от Вавилона. Т.е. власть понимается, как некое мистическое качество, которое могло сообщаться через предметы. И такими предметами являются инсигнии - акт передачи инсигнии и означал передачу верховной власти.

Русская политическая мысль адаптировала данную мысль.

Царские инсигнии должен был получить Киевский князь. В результате создаётся легенда о Мономаховом Венце. Она вошла в Сказание о князьях владимирских.

«Легенда о мономаховском венце» повествует о походе Киевского князя Владимира на Царь-град. При осаде столицы император Константин Мономах решил откупиться от князя дарами:

1) Порфира – пурпурная мантия

2) Скипетр

3) Бармы – оплечье

4) Шапка (Мономаха)

С этого времени Владимир был наречен Мономахом, а с этими дарами венчаются на царство сначала князья владимирские, а затем и цари московские.

Смысл легенды в том, что устанавливается преемственность Москвы от Киева.

Историческая достоверность – Мономаху тогда было всего 2 года.

Но это ничего не меняет в значении легенды.

Таким образом, в Московское царство импортируется посредством инсигний государственность из не критикуемых политических центров.

Так обосновывалось царское венчание Грозного.

Теория царя-божества.

Теократическая теория актуализировалась на рубеже 14-15 веков. Преподобный Кирилл Белозерский учил: «Источник верховной власти в Боге. Власть есть бремя ответственности перед Божьим судом». Политический порядок рассматривался таким образом, что правда Князя – высшая Божья правда. Т.е. князь не может быть не праведным изначально.

Теория Царя - Божества была сформулирована на рубеже 15-16 веков просветителем Иосифом Волоцким. Изучив монастырские уставы, он сформулировал свое видение управления.

Основной принцип - безусловное подчинение воле руководителя.

Основные положения концепции Волоцкого:

1. Идея провиденциализма – все предопределено и предусмотрено Богом, это и есть основной двигатель истории, прогресса и др.

2. Человек по своей природе греховен, а значит, необходим посредник между слабым человеком и Богом.

Этот посредник – государство, средство спасения.

Иосиф не разграничивает функции церковной и государственной власти. Это тотальная идеология, которая не терпит оппозиции (она подобна еретикам).

Основа государственной жизни – религия. Значит царь – это богоизбранный властелин. Сущность общественного блага – чистота веры. А первая из обязанностей царя – забота о православии.

Краткие выводы: государственная теория, моделирующая Московскую монархию. Она направлена на укрепление самодержавия, и формирует определенную модель поведения и мироустройства. Бог > Царь > Народ.

Одним из последователей Волоцкого – Иосифляне – был митрополит Макарий. Для формирования порядка и единой модели мышления, он начал унифицирование и установление реестра праздников. Его труды называются «Великие четьи минеи» - жития святых в календарном порядке их празднования.

Так появляется единый сонм русских святых, устанавливается политическая коммуникация между центром и окраинами.

Макарий считал, что Царская власть от Бога и для Бога, это орудие в руках Его. Поэтому царь должен повиноваться церкви.

Автор произведения «Послание на русское государство» не известен. Основная идея: государство и церковь сливаются воедино, царь становится первосвященником. Идея цезаропопизма – высшая степень теократической монархии.

Иван Грозный стремился воплотить в жизнь политические взгляды Иосифлян.

- власть от Бога

- мир можно разделить на две политические сфер: царь – высшая, и холоп - низшая.

- принцип самодержавия

- тотальная этическая система

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.