Термины и категории политической власти в московский период.
Термины и категории политической власти существовали для того, чтобы обосновать легитимность этой власти. Понятие «легитимность» - по сути психологическое. Власть легитимна – если мы воспринимаем её именно так. Восприятие власти формируется самой властью.
Официальные идеологии конструируют систему идей, объясняющих идею власти. В процессе идеологического творчества большую роль играет название. Таким образом создаётся власть номинации. Такие номинации, как президент, царь или вождь выражают разные власти.
Терминология и понятия были заимствованы из Византийских источников.
Это были монархические понятия, и они стали формировать политическое начало. Проповедником монархического начала выступало духовенство. Это можно объяснить особенностями мировоззрения в самой монашеской среде. Церковное управление даже в период раздробленности оставалось централизованным. Церковь имела главу – митрополита. Монастырь своим устройством напоминал монархический режим, и был основан на подчинении главе и уставу. Потому в монастыре было особое мировоззрение. Взгляды на мир, как на громадный монастырь.
Наименование русского государства 15-17 веков различно – «Русь», «Русия», «Великая Русия», «Русская земля», «Русское (или Московское) царство».
Понятия «царство» и «царение» были взяты с книги пророка Даниила.
Заимствованные понятия раскрывали свойства политической власти:
1) Единовластие или полноту власти
2) Независимость или суверенитет власти
3) Державность (великодержавность)
4) Религиозное освещение власти (царь милостью божьей)
«Царь» - ранее применялся к татарскому Хану, верховному правителю Руси. Стал титулом великого князя Московского по мере освобождения Руси от орды.
Статус «Царя» - самодержавный, который отличается внешним блеском и великолепием.
Термином государь впервые назвали Новгородские послы. В ответе Иван III обозначил, что он понимает под государем самодержавие. Самодержавие – означало ту полноту власти, которая соединяется с властью царя и государя.
Изначально государь – это хозяин. В I – ой половине правления Ивана IV Сильвестр написал Домострой. В домострое политическая сфера смоделирована из эталона, каковым является семья или хозяйство. Причём номинация «государь» одинаково применятся как к государственному, так и к семейному владыке. В целом автор рисует идеал сильной единодержавной власти в форме самодержавного правления. При этом автором разграничиваются права и обязанности государя.
Государь обязан и наказывать и поощрять. И главное – он обязан всех учить. За неисполнение этой функции государя может наказать Бог, и это единственный предел власти.
По домострою смысл государения – властвование и управление хозяйством. Государство было неотделимо от государя. Период боярского правления в смуту называли безгосударством. Постепенно границы государства расширялись. Но государство не просто территория, но и власть. Именем «государь» обозначались властные отношения.
Таким образом, государство включает всё, чем владеет государь. Государство – это сама власть государя и его правления, а так же владение государя. А именно – подвластная земля и люди её населяющие. Причем государство подразумевают владения не столько конкретного монарха, сколько царского рода.
Государство, таким образом, передаётся по наследству. Важно было происхождение царского корня. И важна непрерывность царского наследования.
Легитимность власти рассматривалась в связи с принципом родства.
После пресечения династии Рюриковичей – государство исчезло. Поэтому далее при венчании Романовых Рюриковичи были объявлены их родственниками – иначе не было бы легитимности.
Идея политического наследства и русские династические легенды.
Политическая мысль 14-15 веков отталкивалась от идеи древнерусского наследства.
Это наследство понималось как идея преемственности – Киев, Владимир, Москва.
В результате московская государственность осмысливалась как наследование: во-первых – вотчин Рюриковичей, во-вторых - общерусской власти.
Идейное и символическое обоснование преемственности Москвы как политического центра происходит за счет собирания христианских святынь, реликвий, даже киевский митрополит переезжает в Москву.
Киев мыслиться как политический прообраз Москвы. (образ Владимира Красное солнышко – киевский князь, как и Московский – собирает земли).
Идея наследия – ставиться в центр идеологических изысканий. Т.е. речь идет о легитимности – символическом оформлении Москвы.
Для образования центральной власти требовался прообраз из истории (это должно было стать залогом легитимности). Политическая мысль Московского царства выработала 3 типа соединения русской истории с мировой.
1 тип– генеалогический
2 тип – хронологический
3 тип - пророческий (о конце света)
Таким образом, символические генеалогии Московских князей служили одним из основных направлений идеологического обоснования власти.
Сначала родовая линия выводилась от Мономаха => московские князья наследуют титул великого князя от Киева через Владимир.
Русская мысль отталкивалась от Византийского источника – «сказание о Вавилонском царстве». В этом сказании проводилась идея наследия инсигнии (знаки высшей власти) Византией.
Первым мировым царством был Вавилон. Обладателем инсигний был царь Новохудоносор – гонитель еврейского народа.
Полагалось, что через эти инсигнии к Византии преемственно перешли свойства власти и права империи от Вавилона. Т.е. власть понимается, как некое мистическое качество, которое могло сообщаться через предметы. И такими предметами являются инсигнии - акт передачи инсигнии и означал передачу верховной власти.
Русская политическая мысль адаптировала данную мысль.
Царские инсигнии должен был получить Киевский князь. В результате создаётся легенда о Мономаховом Венце. Она вошла в Сказание о князьях владимирских.
«Легенда о мономаховском венце» повествует о походе Киевского князя Владимира на Царь-град. При осаде столицы император Константин Мономах решил откупиться от князя дарами:
1) Порфира – пурпурная мантия
2) Скипетр
3) Бармы – оплечье
4) Шапка (Мономаха)
С этого времени Владимир был наречен Мономахом, а с этими дарами венчаются на царство сначала князья владимирские, а затем и цари московские.
Смысл легенды в том, что устанавливается преемственность Москвы от Киева.
Историческая достоверность – Мономаху тогда было всего 2 года.
Но это ничего не меняет в значении легенды.
Таким образом, в Московское царство импортируется посредством инсигний государственность из не критикуемых политических центров.
Так обосновывалось царское венчание Грозного.
Теория царя-божества.
Теократическая теория актуализировалась на рубеже 14-15 веков. Преподобный Кирилл Белозерский учил: «Источник верховной власти в Боге. Власть есть бремя ответственности перед Божьим судом». Политический порядок рассматривался таким образом, что правда Князя – высшая Божья правда. Т.е. князь не может быть не праведным изначально.
Теория Царя - Божества была сформулирована на рубеже 15-16 веков просветителем Иосифом Волоцким. Изучив монастырские уставы, он сформулировал свое видение управления.
Основной принцип - безусловное подчинение воле руководителя.
Основные положения концепции Волоцкого:
1. Идея провиденциализма – все предопределено и предусмотрено Богом, это и есть основной двигатель истории, прогресса и др.
2. Человек по своей природе греховен, а значит, необходим посредник между слабым человеком и Богом.
Этот посредник – государство, средство спасения.
Иосиф не разграничивает функции церковной и государственной власти. Это тотальная идеология, которая не терпит оппозиции (она подобна еретикам).
Основа государственной жизни – религия. Значит царь – это богоизбранный властелин. Сущность общественного блага – чистота веры. А первая из обязанностей царя – забота о православии.
Краткие выводы: государственная теория, моделирующая Московскую монархию. Она направлена на укрепление самодержавия, и формирует определенную модель поведения и мироустройства. Бог > Царь > Народ.
Одним из последователей Волоцкого – Иосифляне – был митрополит Макарий. Для формирования порядка и единой модели мышления, он начал унифицирование и установление реестра праздников. Его труды называются «Великие четьи минеи» - жития святых в календарном порядке их празднования.
Так появляется единый сонм русских святых, устанавливается политическая коммуникация между центром и окраинами.
Макарий считал, что Царская власть от Бога и для Бога, это орудие в руках Его. Поэтому царь должен повиноваться церкви.
Автор произведения «Послание на русское государство» не известен. Основная идея: государство и церковь сливаются воедино, царь становится первосвященником. Идея цезаропопизма – высшая степень теократической монархии.
Иван Грозный стремился воплотить в жизнь политические взгляды Иосифлян.
- власть от Бога
- мир можно разделить на две политические сфер: царь – высшая, и холоп - низшая.
- принцип самодержавия
- тотальная этическая система
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|