Появление «русской» идеи.
Основные категории курса.
Политическое сознание – самая общая категория для обозначения духовных явлений политики, отражает идеалы, нормы и воззрения.
Сознание по структуре разделяется на уровни:
• Верхний – рациональные, логически не противоречивые теоретические абстракции.
• Обыденное сознание (эмпирическое) – интуиция, чувства, импульсы.
По содержанию:
Отражает внешнеинституциональные компоненты политической сферы.
Характер институтов зависит от сознания, идей и взглядов на политику.
Политика генетически зависит от политического сознания.
Мировоззрение:
Это целостное видение мира, общий взгляд на мир политики. Это некая система этических и эстетических ценностей. Мировоззрение не тождественно теории. Так, в одной философской теории могут содержаться элементы нескольких мировоззрений. При этом мировоззрение не обязательно выступает в форме концепций.
Разновидностью мировоззрения является утопия. Это тоже целостный взгляд на мир. Назначение утопии – стимуляции дальнейшего развития, определенное видение будущего. Утопия обозначает в сознании конфликт между идеалом и действительностью.
Мировоззрение по своей природе социально. Мировоззрение – взгляд на мир, человека и общество в целом. Мировоззрение вызывает к жизни идеологии (взгляды по различным вопросам отдельных групп).
Политическая идеология – это форма политического сознания.
Политическая идеология – это доктрина, оправдывающая притязания на власть одной группы, добивающейся подчинения общественного мнения.
Политическая доктрина – это идеологическая конструкция, представляющая систематизированные и непротиворечивые подборы ориентиров относительно политики.
Политическая история – есть процесс зарождения, развития и упадка политических доктрин. Идеологические течения опираются на идеи политической философии. Либерализм, консерватизм, коммунизм, и фашизм – самые известные.
Ментальный образ – характерен для политического сознания. Индивид воспринимает реальность и преобразует восприятие в образ. Преобразование связано с процессом абстрагирования, а так же памятью и фантазией.
Образ субъективен, а мышление избирательно.
Политическая идеология всегда пытается стать мировоззрением общим. Идеология всегда навязывает нам представление о реальности смысла. Она же задаёт рамки восприятия. Но при этом идеология всегда искажает реальность.
Политическая философия античности.
1. Натурализм - Бытие природы и человека мыслилось единым. По этому природа являлась моделью для построения политических схем.
2. Связь политики и этики. Лучший гражданин – это моральный человек, а правитель – мудрец.
3. Телеологизм. Государство имеет цель – благо для человечества.
Средневековье.
Политическое сознание не отделимо от христианского сознания.
Было 2 представления о мире:
a) Универсализм – единство человеческого народа перед богом.
b) Дуализм: духовное вечное, и земное – временное.
Возрождение (17 век): вместо бога творца возрождение поставило человека-творца.
Просвещение (18 век): 17-18 век – это эпоха рациональности.
Разум мыслился как сила, способная совершить позитивные социальные преобразования.
Особенности политического сознания древнерусского человека.
Древняя Русь, 10-13 век, Киевский период.
Мировоззрение определялось осознанием единства восточнославянской культуры.
Государство не было государством в его современном понимании, но политическое сознание было целостным, т.к. государство находилось во владении одного княжеского рода (ментальное единство).
Для него было характерен универсализм – стремление понять мир в его единстве. Бытовало представление, что в мире всё связанно. Поэтому суть летописей заключалась в том, что бы вписать историю Руси в мировую историю.
Стиль древнерусских памятников политической мысли определяется как монументальный историзм (прошлое в сознании доминировало над настоящим). Для объяснения настоящего искали аналогии в прошлом, т.е. предки были важнее потомков.
В настоящем волновали только крупные события, касающиеся интересов всей Руси - мелкие события никого не интересовали. Произведения древнерусской литературы церемониальны (хвалятся бог, Князь, Русь). Сильное авторское начало отсутствует, что характерно для коллективного разума. В целом древнерусская литература была учительской (воспитывала гражданственность и стремилась исправить недостатки общества).
Особенности политического сознания древнерусского человека характерны для Средневековья в целом.
В первую очередь это символизм - он использовался для толкования событий.
Средневековое сознание делило универсум на две составляющие:
1 мир – нижний (опытный). Этот мир – бытовое знание.
2 мир – верхний (горний). Этот мир – мир божественных понятий.
Нижний мир зависел от горнего и являлся его символом.
Считалось, что человек в своём личном опыте имеет дело лишь с символами. А значения символов заключены в священном писании. Именно к нему обращался человек, что бы найти аналогию и объяснить реальные события.
Вещи – символы носят отпечаток творца. Даже человек создан по образу и подобию Бога => 2 мира взаимосвязаны, они ментально сближаются. Духовное перетекает в материальное в виде символов. Появляются люди символы – Владимир Святой.
Высший мир – идеал.
Людской мир – лежит во зле. => Лучшая земная реальность достижима при отречении от внешнего мира.
Земная жизнь делилась на:
1)Настоящая жизнь (лишь в монастыре)
2)Обычная обыденная жизнь.
Данная идеология формирует идеал монарха.
Земная иерархия:
Вверху – монарх.
Ниже – церковные иерархии (патриарх и митрополит).
Ещё ниже – прочие служители церкви.
Близость монарха к богу делала его заступником.
Т.е. для представлений средневекового человека о мире и об обществе был характерен иерархизм, который опять таки тесно был связан с символами. Равенства не было – все строилось на господстве и подчинении. И подобный порядок был естественным, т.к земная и небесная иерархия были тесно взаимосвязаны. В этой связи монарх выступает божьим посланником на земле и посредником между Богом и народом.
Появление «русской» идеи.
Формирование русского государства началось с формирования идеи и самосознания. Появляется ментальная мыслительная реакция на культуры, отличные от «нашей». Т.е. происходит отделение «своих» от «чужих».
В политическом сознании общества всегда существовала оппозиция МЫ и ОНИ. Данная позиция необходима для того, что четко очертить границы своего мира. Группа МЫ формирует у индивида чувство товарищества, в то время как группа ОНИ – это группа к которой я не хочу относиться.
Перед нами выстраивается определенная концепция, которая структурирует сознание и моделирует межгрупповое поведение. Данное разделение оставалось целостным, т.е. одна сторона не могла существовать без другой. Хотя обе стороны находятся в постоянном конфликте, который придает чувство реальности этому разделению.
Здесь речь идет не о каких-то абстракциях, а о живых образах. Цель этого деления на своих-чужих есть самоидентификация. В этом нуждается каждый: потребность в безопасности заставляет индивида искать своих, самоидентифицироваться.
Таким образом, русский народ начинает искать своих. Древнерусское общество основано на органической солидарности. Здесь в основе общества лежит семья, которая тоже обладает определенной иерархией. Цель такой группы – защита и дружба. Любой конфликт в обществе есть нарушение правил – вражда внутри семьи недопустима.
Для Руси ОНИ – были византийцы. По той причине, что они отказались канонизировать Владимира Святого.
Зарождение русской идеи происходит в 40-е года XI века. Отталкиваясь от идеи осознания единства Руси, утверждается идея равенства всех народов перед Богом. Следовательно, русичи – христиане равны всем остальным народам. Но здесь еще нет претензий на самобытность.
Идея равенства народов базируется на равенстве политическом.
- единство Руси в пространстве и сфере власти. («Повесть временных лет»)
- единство во времени и идея преемственности христианского мира. («Слово…» Иллариона)
- утверждается святость как высший нравственный идеал политического поведения («Повесть о Борисе и Глебе»)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|