Сделай Сам Свою Работу на 5

Закон отрицания отрицания





Закон единства и борьбы противоположности

Здесь несколько понятий: противоположность, противоречие.

Противоположности – это стороны (предметов, явлений, процессов), которые одновременно предполагают, обуславливают и отрицают друг друга.

Дверь и окно – не противоположности. А вот плюс и минус в математики – противоположности. Наш организм – единство ассимиляции и диссимиляции. Производство и потребление – оба процесса – развитие экономики. На рынке противоположность: продавец – подороже продать, покупатель – подешевле купить. Интересен восточный базар. Противоположности пронизывают все.

Противоречие – отношение между противоположностями. Что гласит закон?

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник всякого развития. Он свидетельствует, что в основе всякого развития лежит борьба противоположных сторон, свойств, тенденций. Обнаружение этих противоречий и поиск способов их разрешения составляет основу познавательной и практической деятельности людей .Единство противоположностей условно, временно, релятивно(относительно). Борьба противоположностей абсолютна. Степень обострения противоречий различна. Порой она может представлять собой тождество, но абсолютного тождества не бывает, это идеал. Наибольшее тождество – однояйцовые близнецы.



Вторая стадия – различие. Противоречия друг другу не мешают, борьба между ними не очень сильна, не мешают существования друг друга.

Третья стадия – конфликт – ситуация обострения противоречий, когда единство противоположностей становится невозможным и наступает их разрешение. Разрешение противоречий может идти разными путями. Может быть стихийное разрешение, а может быть сознательное, связанное с понижением уровнем противостояния. Природа сама регулирует соотношение зайцев и волков. А в обществе? Есть большинство богатых людей и малое количество богатейших. Стихийное разрешение – революция, бунт. Всякое единство относительно, условно, а борьба абсолютна, принимает более яркие или же менее заметные способы разрешения противоречия. Закон единства и борьбы противоположности гласит, что процесс развития представляет собой разрешение объективно существующих противоречий естественным или целенаправленным путем.



 

Закон перехода количества в качество

Отвечает на вопрос как, в каких формах происходит развитие. Здесь следующие ключевые понятия: качество, количество, скачок, мера.

Качество – понятие выражает совокупность наиболее существенных свойств предметов и явлений, придающих им определенность.

Гегель так определял качество – «тождественность вещи самой себе». При этом следует отличать потребительский смысл понятия «качество» и философский. В бытовом смысле – это степень совершенства того или иного предмета. В философском смысле – наличие существенных свойств, что отличает данный предмет от других.

Количество – понятие, выражающее число свойств, компонентов, темпов развития. Количество всегда выражается числом, цифрой.

Мера – границы существования предмета, в пределах которых происходящие в них количественные изменения не вызывают изменения их качества.

Скачок – форма, способ перехода из одного качественного состояния предмета в другой. Как происходит развитие с точки зрения этого закона?

Развитие – процесс постепенного накопления количественных изменений в явлениях, в результате которых с преодолением границ меры предмет или процесс переходит в иное качественное состояние. Эти скачки качественных изменений имеют место везде: в природе, обществе, нашем с вами мышлении. Скачки бывают с взрывом, быстрые. Пример: ядерная бомба, революция. Качественные могут происходить и медленно, постепенно (мобильники вытесняют обычную телефонную связь). С другой стороны, каких-то 15-20 лет – это ничто для истории. И это не всегда плохо, например педагогика – один из самых консервативных процессов.



Закон перехода количества в качество и обратно раскрывает проблему в каких формах происходит процесс развития кот включает и эволюционный процесс. Второй способ – когда постепенно накапливается качество новое и постепенно становится доминирующим. В качестве примера изменение характера телефонизации. Подобным образом происходят изменения в экономическом развитии. Мы говорим, что общество информатизируется, компьютеризируется. И общество переходит к тому состоянию, что наибольшей ценностью становятся не физические ресурсы, а информация. И таким образом эти процессы постепенно все сферы общественной жизни охватывают.

Если брать по поколениям, то наша среда наиболее продвинутая – стало быть, за нами и будущее.

 

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания. Так он был назван Гегелем. Отвечает на вопрос о направленности процесса развития. Он гласит, что развитие представляет собою процесс отрицания одной ступенью другой, с сохранением всего положительного прогрессивного, что было достигнуто ранее. В природе это выражается в виде закона о наследственности и изменчивости. Порой это свойство отличает живую природу от неживой. Для более точного понимания содержания закона обратимся к исходным категориям. Первая их них отрицание. Существует два толкования этой категории: метафизическое и диалектическое. С Первой точки зрения процесс отрицания сводится к уничтожению отбрасыванию старого в полном объёме. С точки зрения диалектики отрицания включает в себя три момента.

1) Безусловное отбрасывание со всем отжившим.

2) Момент преемственности, сохранения всего положительного как базы основы трамплина для последующего развития

3) Возникновение нового качественно отличного.

 

Реальная жизнь конечно по пути диалектического отрицания идёт, но иногда с точки зрения желания преодолеть, люди стремятся расстаться со старым в полном объёме. После революции Ленин в статье «О пролеткульте» (была посвящена новой организации «Пролетарская культура»). Так вот её деятели считали, что буржуазную культуру нужно было уничтожить полностью и создать на её месте новую пролетарскую культуру. Сожжём Рафаэля – посмотри цитату.

Но события в перестройке 90х мы отголоски тех события находим. Апологии советского. Некоторые товарищи перешли на позиции резкого отрицания того, что было раньше. Эти перевороты чреваты для развития общества. Так вот природа так не поступает. Она умнее человека, она лучше организована.

Гегель принимает термин снятие вместо отрицания. Развитие включает в себя и одно и другое. Энгельс приводит очень интересный пример. Возьмем ячменное зерно. Его можно размолоть, превратить в муку, испечь хлеб или пиво. На этом этапе его существование как зерна прекратится. А можно бросить в землю. Таким образом, оно тоже уничтожится. Но произойдёт процесс не внешнего уничтожения, а самоуничтожения и перерождения. Развитие не прервалось, а продолжилось. Вот это пример диалектического отрицания или самоотрицания.

Возникает вопрос. А почему два отрицания? Может быть лучше понять позволит некоторая схема.

Рис1. Цикличность объективно присуща и природе и обществу. На обществе удобно наблюдать на фоне моды. Что-то выходит из моды, что-то вновь становится модным.

Гегель эти циклы называл тезис, антитезис, синтез. Развитие есть противоречивый процесс (Рис. 2).

А если мы их совместим, то получим рис. 3. И вообще это спиралька будет, которую будет распирать. Потому что обогащаться будет.

Процесс развития представляет собой цепь последовательных отрицаний, в результате которого наследуется всё положительное, создаётся новое, что имеет характер общей устойчивой тенденции и в целом выражает направленность развития в природе, обществе, мышлении. А если этот закон применить к гибели какой-нибудь популяции, то спираль вниз направлена.

Каково методологическое значение закона? Гегель всё под эту форму подгонял. Это огрублённая форма. Закон в целом тенденцию выражает. Самое главное методологическое значение – расставаясь с чем-то прошлым нельзя его характеризовать как какое-то зло, с которым нужно проститься. Нужно видеть положительные зёрна, которые нужно видеть там. Не следует идти по пути пустого отрицания.

Категории диалектики

Категории представляют собой как бы продолжение законов диалектики, которые характеризуют разные формы и отношения в процессе развития. Их порой называют малыми законами диалектики. Существует система философских категорий, однако она до конца не завершена. Первым попытался сделать Аристотель. Вторым Кант. Третий Шептулин Последний написал книгу «Категории диалектики как система». Тем не менее система категорий до сих пор не создана. Почему? Потому что они пополняются, развиваются. Содержания их переосмысливаются. Несколько общих черт, характеризующих их.

1) Все категории объективны в том смысле, что они отражают реальные связи и отношения.

2) Категории выражают противоречивость процесса развития. И это находит отражение в их парности. Общее и единичное, причина и следствие, сущность и явление, форма и содержание, необходимость и случайность, сложность и действительность.

3) Система категорий развивается, и некоторые понятия, родившиеся не в лоне философского знания, приобретают философский характер. Примером этого могут служить категории вероятность, информация и ряд других, которые утратили своё узкое назначение.

Ленин назвал категории ступеньками постижения человеком объективной реальности. Категории объективны по своему содержанию, но субъективны по форме выражения. Как это понимать? Что значит ступеньки? Ещё древний человек замечал. Связь не просто одних явлений с другими, а определённая последовательность. С неизбежной повторяемостью за одним событием следовало другое. Изменение за изменением. Так вот человек постепенно, наблюдая за ними, выработал абстрактные понятие – причина и следствие. Кант говорил, что категории придуманы человеком. Но тогда получалось, что причины и следствия в самой природе нет, а они есть только потому, что человек их придумал. Но ведь это не так. Именно замечая реальную объективную причинно-следственную связь. А вот почему они являются ступеньками постижения объективной реальности? С другой стороны, когда человек знает, что в обществе существует причинно-следственная связь, он философски вооружен этим знанием, он анализирует явления. Он начинает осмысливать то или иное события не только с точки зрения его самого. Чтобы понять его глубже, он должен понять его причину и какие следствия его породят. Мы используем это знание как инструмент познания.

 

Общее и Единичное

Общее – это понятие, выражающее и отражающее совпадающие стороны, свойства предметов, явлений окружающей (объективной) действительности.

Единичное – это понятие, характеризующее уникальность отличит черты явлений и предметов окружающей действительности. Посредством категории общего, мы связываем, казалось бы, различные стороны предметов и явлений. С помощь понятий общего мы производим классификацию каких-нибудь видов и т.д.

Диалектика общего и единичного заключатся в следующем. Общее входит в каждый единичный предмет в виде сходных сторон, свойств и отношений, совпадающих с другими. Оно характеризует единство и взаимосвязь предметов.

Помимо понятия единичного применяют понятие отдельного. В смысловом характере это одно и то же. Но когда мы говорим о категории отдельного, мы стремимся подчеркнуть индивидуальность, противоположность общего и единичного.

Причина и следствие

Причиной мы называем явление, которое при необходимых условиях с неизбежностью порождает другое явление, которое называется следствием.

Причинно-следственная связь носит универсальный характер, проявляется везде и повсюду, хотя и имеет различные формы и выражения. Нет явлений, не имеющих свою причину, но есть явления причины которых не вскрыты, не понятны, не исследованы. Между причиной и следствием существует определённая диалектическая связь, которая выражается в следующем.

1) Каждая причина может вызывать не одно, а целый ряд следствий, причём противоположенных даже по своему состоянию и явлению. Самый простой пример – халатность охранников. Может массу проблем. Пожар, ограбление, и т.д. С другой стороны одно и то же следствие может быть результатом действия разных причин. Произошёл пожар, а там и проблемы с проводкой и газовый баллон травящий.

2) Причины бывают объективные и субъективные. Последнее зависит от людей.

3) Причину нельзя путать с условиями. Условия – обстоятельства, создающие благоприятные обстоятельства обеспечивающие причинно-следственную связь

4) Следует отличать причину от повода. Повод – это внешне обстоятельство, которое может ускорить или замедлить наступление причинно-следственной связи.

Детерминизм – совокупность причин и условий. В латыни есть слово для выражения причин. Кауза. В науке существовало очень долго движение индетерминизма. Это философское течение, отрицающее причинность каких-либо событий. Или ищущие эти причины за пределами объективного мира. По существу рассматривать в качестве причины божественное создание это за пределами объективного мира.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.