Сделай Сам Свою Работу на 5

Анкета для определения школьной мотивации (Н. Г. Лусканова)





Цель: Определение уровня школьной мотивации. Текст анкеты состоит из 10 вопросов. Ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла. Нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл. Ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов. Оценки в два балла отсутствуют, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией. Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подходящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.



Анкета.

  1. Тебе нравится в школе?

a) не очень

b) нравится

c) не нравится

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

a) чаще хочется остаться дома

b) бывает по-разному

c) иду с радостью

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

a) не знаю

b) остался бы дома

c) пошел бы в школу

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

a) не нравится

b) бывает по-разному

c) нравится

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

a) хотел бы

b) не хотел бы

c) не знаю

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

a) не знаю

b) не хотел бы

c) хотел бы

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

a) часто

b) редко

c) не рассказываю

  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

a) точно не знаю

b) хотел бы

c) не хотел бы

  1. У тебя в классе много друзей?

a) мало



b) много

c) нет друзей

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

a) нравятся

b) не очень

c) не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.



Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

 

Приложение 4

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (А. Прихожан)

Цель: выявление уровней познавательной активности, тревожности и гнева, а также мотивации достижения успеха.

Форма проведения методики: групповая.

Инструкция: перед вами утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружочком одну из цифр, расположенных справа от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но, старайтесь, как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.

Бланк методики

Фамилия, имя__________________________Возраст___________Класс___________

Дата проведения ___________________________________

    Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1. Я спокоен
2. Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути
3. Я разъярен
4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе
5. Я напряжен
6. Я испытываю любопытство
7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу
8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки
9. Я раскован
10. Мне интересно
11. Я рассержен
12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе
13. Меня волнуют возможные неудачи
14. Мне кажется, что урок никогда не кончится
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать
16. Я стараюсь все делать правильно
17. Я чувствую себя неудачником
18. Я чувствую себя исследователем
19. Мне хочется что-нибудь сломать
20. Я чувствую, что не справлюсь с заданиями
21. Я взвинчен
22. Я энергичен
23. Я взбешен
24. Я горжусь своими школьными успехами
25. Я чувствую себя совершенно свободно
26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова
27. Я раздражен
28. Я решаю самые трудные задачи
29. Мне не хватает уверенности в себе
30. Мне скучно
31. Мне хочется что-нибудь сломать
32. Я стараюсь не получить двойку
33. Я уравновешен
34. Мне нравится думать, решать
35. Я чувствую себя обманутым
36. Я стремлюсь показать свои способности и ум
37. Я боюсь
38. Я чувствую уныние и тоску
39. Меня многое приводит в ярость
40. Я хочу быть среди лучших

 

Обработка результатов:

Шкалы познавательной активности (ПА), тревожности (Т), гнева (Г), мотивации достижений (МД) состоят из 10 пунктов:

Шкала ПА - №№ 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

Шкала МД - №№ 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Шкала Т - №№ 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

Шкала Г - №№ 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности. Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они показаны в бланке: на бланке – 1234; вес для подсчёта – 1234. Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке: на бланке – 1234; вес для подсчета – 4321.

Такими «обратными» пунктами являются:

· по шкале ПА: 14, 30, 38;

· по шкале Т: 9, 25, 33;

· по шкале Г подобных пунктов нет;

· по шкале МД: 4, 20, 32.

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов. Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле: ПА + МД + (-Т) + (-Г). Суммарный балл может находиться в интервале от -60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

1 уровень – суммарный балл 45 – 60, продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

2 уровень - суммарный балл 29 – 44, продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

3 уровень – суммарный балл 13 – 28, средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

4 уровень – суммарный балл (-2) – 12, сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

5 уровень – суммарный балл (-3) – (-60), резко отрицательное отношение к учению.

 

Приложение 5

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.