Сделай Сам Свою Работу на 5

Зарождение отечественного следственного аппарата





Зарождение предварительного расследования. В Швеции XVIII в. таковые органы отсутствовали Уг. дела поступали напрямую в суды. Связано с необходимостью скорейшего рассмо­трения дел, инициированных фискальскими органами против высокопоставленных должностных лиц. Эффективное отправление правосудия осложняло: служебный статус подсудимых и структурная неотделенность тогдашних судебных органов от органов управления.

Компетенция:

-еще до суда изобличить виновного (либо установить непричастность к делу невиновного),

-сформировать доказательственную базу, достаточную для проведения «безволокитного» судебного раз­бирательства.

Первый органом предварительного рассле­дования была канцелярия под руководством гвардии майора М. И. Волконского. Майорские следственные канцелярии-временные органы, подчинены непосредственно монарху и осуществлявшие п.с. по фиксиро­ванному кругу дел, инициированных г.о. ф.с. с 1640-х гг. Б.Д. учреждались временные комиссии для исключительно досудебного раз­бирательства резонансных уголовных дел. Но они расследовали г.о. единич­ные дела по государственным преступлениям.



После канцелярии Волк-го, в 1714—1715 гг. возникли еще 3 следующие канцелярии — ве­дения В. В. Долгорукова, И. Н. Плещеева и И. С. Чебышова. Осуществляли предварительное следствие по фиксированному кругу дел. Подобные канцелярии стали именоваться майорскими. Нет еще целостной системы и нормативной основы деятельности.

В России 1717—1725 гг. 4 органов: «майорских» следственных канцелярий, следственной канцелярии генерал-прокуратуры, Розыскной конторы Вышнего суда, а также Камер-коллегии и ее тер­риториальных подразделений (камерирских контор).

9 декабря 1717 г. было образовано сразу шесть «май­орских» следственных канцелярий — во главе с М. Я. Вол­ковым, П. М. Голицыным, И. И. Дмитриевым-Мамоновым, С. А. Салтыковым, Г. Д. Юсуповым а также Г. И. Кошелевым и Ф. Д. Вороновым (последняя была реорганизована из уже существовавшей с 1716 г. канцелярии под руководством тех же лиц). Основание было оформлено набором отдельных актов, адресованных руководителям канцелярий. Обязал Пра­вительствующий Сенат: обеспечить органы расследования канцелярским персоналом и помеще­ниями, оказывать им всемерное содействие.



Сенат издал указ с пред­писанием центр. и мест. органам власти исполнять требования созданных канцелярий.

Следств.канцелярии 1713—1715 гг. под единоличным руководством. Канцеля­рии, учрежденные 9 декабря 1717 г., получили коллегиальное устройство по образцу военного суда: При презусе-3 или 4 асессора,младших участника производства расследования. Но отсутствовали аудиторы,зато имелась стации-я канцелярия. Канцелярии новых органов расследования состояли из 10—14 служа­щих, временно откомандированных из различных центральных и местных органов власти. Состав следствен­ных присутствий «майорских» канцелярий Петр I комплектовал почти исключительно из строевых офицеров гвардии.

Нормативная основа - Наказ «майорским» следственным канцеляриям от 9 дека­бря 1717 г.

Впервые предусматривалось состав­ление такого процессуального документа-приговор. Выстраивать обвинительное заключение надлежало по «пунктам» — эпи­зодам обвинения.

Оговорен за­прет «майорской» канцелярии заниматься отправлением пра­восудия. За­конодатель отделил п.с. от судебного, т.е. произошло вычленение стадии предварительного расследования в отечественном уголовном судопроизводстве.

Впервые регулировался порядок применения пыток в отношении обвиняемых из числа государственных гражданских служащих (детализировался — в от­ношении строевых и отставных военнослужащих). Майорская канцелярия самостоятель­но назначала пытку гр. служащим в должности до вице-губернатора, а военнослужащим — в звании до млад­шего офицера. Применение пытки в отно­шении младших офицеров д.б. санкционировать­ся военным судом,а в от­ношении старших и высших офицеров и должностных лиц гр. администрации от вице-губернатора и выше- самим монархом. Допросы высших должностных лиц произ­водить в помещениях Правительствующего Сената.



Майорская канцелярия по заявлениям о преступлениях, совершенных против ин­тересов службы, могла осуществлять лишь доследственную проверку, полномасштаб­ное расследование лишь по указанию монарха и после окончания производства по де­лам, исходно порученным канцелярии. Законодатель предписал «майорской» канцелярии руко­водствоваться нормами военно-уголовного законодательства.

В Наказе от 9 декабря 1717 г. не упомянут ни один орган власти, управомоченный давать «майорской» канцелярии какие-либо указания. Определялась ответственность руководителей канце­лярии за совершенные при осуществлении расследования преступления против интересов службы. За это презусам и асессорам грозила единственная санкция — смертная казнь.

Наказом руководствовались не только «майорские» канцелярии, которым он был изначаль­но адресован, но и следственная канцелярия генерал-прокуратуры и Розыскная контора Вышнего суда. Вполне в соответствии с положениями Наказа, означенные канце­лярии и Розыскная контора не занимались отправлением правосудия, составляли обвинительные заключения, приме­няли пытки к высокопоставленным подследственным лишь с санкции монарха.

Расследованные майорскими канцеля­риями дела поступали на судебное рассмотрение либо в Сенат, либо в военные суды, либо в особое военно-судебное присутствие, состоявшее из глав и асессоров самих этих кан­целярий. Следственная канцелярия генерал-прокуратуры ни одного дела передать в суд не успела из-за кратковремен­ности существования. Розыскная контора Вышнего суда на­правляла расследованные дела, естественно, в Вышний суд.

На означенную эффективность негативно влияли два обстоятельства:

- сохранение почти всеми руководителями и всеми асессорами «майор­ских» канцелярий параллельных служебных обязанностей

-нередкие реорганизации следственных канцелярий, сопровождавшиеся передачей дел от одного со­става следователей другому.

Век м.с.к. недо­лог. 9 декабря 1723 г. так и не завершившие произ­водством многие дела «майорские» канцелярии подлежали упразднению.

22 января 1724 г. ликвидация м.с.к.

Возникновение следственной канцелярии генерал-прокуратуры было связано с разбирательством дела по обвинению руководителя террит-го органа ф.с. С возрастанием объема рабо­ты по этому делу встал вопрос о создании в генерал-прокуратуре временного структурного подразделе­ния специализировавшиеся на следственной дея­тельности. В июле 1722 г. организована следственная канцелярия генерал-прокуратуры, генерал-прокурор П. И. Ягужинский и прокурор Военной коллегии Е. И. Паш­ков. Продолжала заниматься «делом фискалов. В 1723 г. сл. канцелярия генерал-прокуратуры преобразована в розыскную контору Вышнего суда. Ликвидация Розыскной конторы произошла, по всей вероят­ности, в 1726 г. в связи с упразднением Вышнего суда.

Придание следств.полномочий Камер-коллегии и камерирским конторам.

( сенатский указ от 30 апреля 1722 г. ) Следование по делам о хищении казны, совершенном с участием должностных лиц городского самоуправления. В какой судебный орган надлежало передавать рассле­дованные Камер-коллегией дела не оговаривалось (скорее всего магистратские суды).

Наделены следств.полномочиями территор. органы Камер-коллегии — камерирских контор по инициативе самой коллегии. По окон­чании расследования дела надлежало направлять в ревизион-коллегию.

М.с.к., следств. канцелярия генерал-прокуратуры и розыскная контора Вышнего суда —специализированны на осуществлении следственной деятельности. Единственной доп. функ­цией майорских канцелярий была функ­ция ответственного хранения имущества, конфискованного по расследованным им делам. Перечислен­ные следств. канцелярии и Розыскная контора – временны, т.к. создавались для расследова­ния строго фиксированного круга дел.

Отличие с.к. и Розыскной контора от комиссий конца XVI—XVII вв., учреждавшихся Б.Д.

- получали в производство не единич­ные дела, а подборки дел.

– м.с.к. сложились с 1717 г. в целостную систему, скрепленную созданием в 1718 г. особого военно-судебного присутствия, состоявшего из глав и асес­соров этих канцелярий.

Но никаких законодательных предположений о стадии п.р., об органах расследования не было внесено в судоустройственный и в уголовно-процессуальный разделы проекта Уложения Российского го­сударства 1723—1726 гг.

зарождение след­ственного аппарата России (круг гос. органов и должностных лиц, осуществляющих расследование преступлений») во время судеб.реформы.

4 модели организации следственного аппарата: 1) вневедомственный следственный аппарат (или вневедомственная модель); 2) следственный ап­парат в структуре административных органов (администра­тивная модель); 3) следственный аппарат в структуре орга­нов прокуратуры (прокурорская модель); 4) следственный аппарат при судах (судебная модель). При прове­

дении судебной реформ реализованы на практике все модели.

- подчиненные напрямую верховной власти «майорские» следственные кан­целярии воплощение вневедомственной модели

- следственная канцелярия генерал-прокуратуры — прокурорской модели.

-розыскная контора Вышнего суда явила собой - судеб­ная модель

-наделение следств. полномочиями Камер-коллегии и камерирских контор - административная модель.

Осуществленное в ходе судебной реформы Петра I вычленение (фрагментарное и кратковременное) стадии п.р.-начало пере­хода от инквизиционного вида уголовного процесса розыск­ного типа к следственному.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.