Сделай Сам Свою Работу на 5

Русская Правда: источники, состав, история составления.





Зарождение отечественной государственности.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью. Большинство историков сходятся на том, что возникновение государства следует относить к 9 веку:

Выдвигают 2 теории происхождения государства: Норманскую и антинорманскую.

1. Норманская теория заключается в том, что русское государство у восточных славян образовалось под влиянием и руководством выходцев из скандинавских стран (призвание варягов на Русь). Важнейшим аргументом норманской теории является сочинение Константина Багрянородного «Об управлении империей» (949 г.), где приводятся названия днепровских порогов на двух языках: росском (большенсвто из них имеют скандинавское происхождение) и славянском, и толкование названий на греческом (Готлиб Зигфрид Байер, Герард Фридрих Миллер).

2. Антинорманская теория говорила обратно, что государство возникло до прихода варягов на Русь (Василий Татищев, Михаил Ломоносов).

Признаки государства:

1. Возникновение круга лиц, занимающихся профессионально-управленческой деятельностью и отделившихся от остальных.



2. Наличие внутреннего административно-территориального деления.

3. Возникновение налоговой системы.

 

Образование древнерусского государства.

Факторы, повлиявшие на создание государства: Влияние шведов (варягов):
1. Образование крупные объединений славянских племен (Куяба, Славия, Артания) 1. Нет следов сколько-нибудь заметного влияния шведов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру.
2. Распространение земледелия с использованием орудия труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую (отношения сменяются на территориальные, политические и военные связи), рост числа городов, возникновение княжеской дружины. 2. Археологами не обнаружено данных о колонизации Руси шведами.
3. За счет военных походов происходит расслоение общества 3.Факт призвания варягов говорит о происхождении княжеской династии (факт колонизации не подтвержден)

По мере разделения труда и возрастания его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда, т.к. в сельской общине начинается процесс соц. расслоения и выделяется богатая верхушка. Но как такового рабовладельческого общества на территории восточных славян не сложилось. По мнению некоторых этому способствовали природные условия ВЕ. Рабский труд в природных условиях ВЕ при том уровне развития орудий производства не оку­пил бы себя. Но когда уровень производительных сил достиг у славян такой ступени, что эксплуатация человека человеком стала экономически воз­можной, возникли классы, вступил в действие дру­гой фактор. Теперь орудия производства стали настолько со­вершенны, что уже не допускали применения рабского труда, эксплуатации человека, совершенно не заинтересованного в сво­ем труде. Таким образом, сначала рабовладение было еще не­возможно, потом оно стало уже невозможным.



Возникновения классового общества способствовали и многочисленные войны. В связи с ними возрастала зависимость крестьян общинников от князей и их дружин, обеспечивавших охрану общин от внешних врагов.

К 8 веку было образовано 14 племенных союзов. Во главе стояли князь и его дружина. Формой общественных отношений выступала военная демократия. К её признакам относятся:

- участие всех членов союза в решение важных дел.

- особая роль Народного собрания как высшего органа власти.

- всеобщее вооружение населения.

Господствующий класс складывался из старой родоплеменной аристократии – вожди, жрецы, старейшины.

Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в более крупные союзы союзов ( По Юшкову это гос-ва) – 8в.:



Куяба – южная группа племён (Киев)

Славия – северная группа (Новгород)

Артания- юго-восточная группа (Рязань)

Зарождения государства:

Олег (879-912) – первый реально существовавший князь, объединивший север и юг, перенесший резиденцию в Киев (882 – два политических центра Киевский и Новгородский объединились под властью Киева).

Ольга (912-945) – реформа налогообложения (середина X века), возникновение фиксированных налогов (урок – размер дани), мест для сбора налогов (погост – точка сбора налогов, налоговый округ). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»). Фактически Ольга основатель государства.

(Как я поняла Серов за то, что государство образовалось, когда Ольга пришла к власти и провела реформы: налоговую и административно-территориальную)

В 988 году князь Владимир, внук Ольги крестил Русь. Христианизация происходила несколько веков: она длилась с 9 по 14 век. Большое распространение многоженства. С христианством на Русь приходит письменность, которая дает возможность фиксировать правовые нормы. С письменностью складывается единая система законодательства, развиваются основы государственности.

Из Византии на Русь приходят правовые кодексы, памятники, церковные обряды, правовое наследие. К концу X века окончательно складывается русское государство.

 

 

Билет №2

Зарождение отечественного суда

Понятие суда многогранно. Оно может восприниматься как судебная деятельность или суд - конкретно судебные функции.

Пока не существует государства, не существует суд, может существовать только "псевдо" суд.

С возникновением государства возникает суд, как одна из его основных функций.

Различают еще два понятия, относящиеся к суду - судоустройство и судопроизводство.

Судоустройство - это организация судебной системы.

Судопроизводство - организация или принципы судебного процесса. Совокупность процедур, применяющихся при рассмотрении дела.

Правосудие в России осуществляется только судом , т. е. государством. Субъектом судебной деятельности является государство.

Первый этап.

X-XVIII начало

Для этого периода характерно структурное и функциональное единство административных и судебных органов. Но судебные полномочия так же есть и у русской православной церкви.

Внутри государственного аппарата отсутствует обособление судебной системы. Одни и те же органы осуществляют как и административную , так и судебную деятельность.

Второй этап

первая четверть XVIII - середина XIX

От судебной реформы Петра Превого до судебной реформы Александра Второго.

Структурное и функциональное отделение судебных органов от административных, зарождение судов общей юрисдикции. Частичное формирование судебной системы, как обособленной системы государственного аппарата. Начало формирования независимости суда.

Третий этап

1864 - 1917

Окончательное отделение судебных органов от административных. Появление судебной системы как полностью обособленной системы государственного аппарата. Дальнейшее укрепление независимости суда. Начало формирования судебной ветви власти.

Четвертый этап

Советский период

Сохранение обособленности суда. Укрепление судебной системы в государственном аппарате.

Из-за тоталитарного характера политико-правового режима полностью подавлена независимость суда.

Пятый этап

1991 - по наши дни

Суды развиваются на новом уровне. Становление ветви судебной власти. Полная независимость судов.

Для развития суда требуются судебные реформы.

Судебная реформа - это совокупность системно взаимосвязанных изменений в области судоустройства и судопроизводства нормативно закрепленных на общенациональный орган и осуществляемых в исторически огрангиченный период.

судебные реформы на протяжении всего периода существования России:

1. Судебная реформа Петрп Первого ( 1717 - 1723)

2. Судебная реформа Екатерины Второй (1775)

3. Судебная реформа Александра Второго (!864)

4. Судебная реформа 1922 года

5. Судебная реформа 1956, 1964 годов

6. судебная реформа 1990 - начало 2000 года

Разновидности судов:

1. по объему подведомственности

общей юрисдикции (появились в Конституции РФ 1993 года), в Советский период – «общие суды»

+специализированные суды (спец.суды – особые суды)

специализированные арбитражные

Общая юрисдикция – весь объем дел, за исключением круга дел, изъятых из под их ведения законом.

Специализированные – которые рассматривают круг дел, ограниченный законом( по кругу дел или по кругу лиц)

Вплоть до нач 18 века – суды общей юрисдикции отсутствовали.

-первая попытка – судебная реформа Петра I ( конец 1710 – нач 1720) - ненадолго

-возрождена в ходе судебной реформы 1864 года.

Разновидности пересмотра судебных решений.

-апелляция (наиболее древний вид) дело рассматривается заново по существу и в полном объеме.

-кассация (возникает в 1864, развивается в Советский период) пересматривает решения с точки зрения законности и обоснованности приговора.

-в порядке надзора

- ревизионно-решающий порядок( с конца 15 в – до сер 20 в) в уголовном процессе приговор поступает на обязательное утверждение

кассацию – можно опровергнуть, подтвердить, смягчить, добровольное обжалование.

Зарождение суда.

Возникает с возникновением государства. Судебная система соответствовала государственному устройству.Рано возникает четко очерченная сфера церковной юрисдикции. Древнейший акт – Устав Владимира о десятине(конец 10 – нач 11в – 11 статей), ( регулирование отношений между церковью и государством). Первый средневековый законодательный акт с делением на статьи – Судебник 1550 года. Первый законодательный напечатанный акт - Уложение 1649 года.

Устав Владимира о десятине:

-брачно-семейные отношения

-противоцерковные преступления (еретичество, языческие пережитки)

круг лиц;

-церковные люди – духовенство и члены их семей(церковный сан), технические служащие церкви, лица находящиеся под опекой и социальной защитой церкви.В Древней Руси до 14 века Византийское законодательство имело прямое действие, применялось напрямую в судах.Номоканон – свод постановлений Вселенских соборов. Кормчая книга. (5-7 века)

12 век – появление Устава князя Ярослава о церковных судах.

Наиболее широкий объем в России церковная юрисдикция имела в 11-15 века, а далее стала сокращаться( обособления церковных судов не было). Остатки церк юрисд сохр до революции 1917 года.

 

 

Русская Правда: источники, состав, история составления.

Источники: источниками кодификации были нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести и круговой поруке. Законодатель по-разному оценивает эти обычаи: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление (дикая вира налагалась на всю общину) Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и иногда связываются с именами князей, принимавших их (Ярослава, его сыновей, Владимира Мономаха). Определенное влияние на эту кодификацию оказало византийское каноническое право. ( Принято считать, что источниками являются Византийское законодательство и обычное право восточных славян)

Состав и время возникновения.

Под Русской Правдой понимают три разновременно возникших, но тесно связанных между собой памятника (их иногда называют редакциями Русской Правды).

- Краткая редакция (краткая правда). Существует 2 списка. Всего 41 статья, где с 1-17 – Правда Ярослава(1016г), а с18-41 – Правда Ярославичей (1072). Краткая редакция Русской Правды была открыта В. Н. Татищевым в 1738 году и издана впервые А. Шлецером. Юшков: Правда Ярославичей вводит для охраны жизни администр.княжеского домена новы нормы права – при-вилегии.

- Пространная редакция. Создана при участии Владимира Мономаха в 12 веке. Дошла до нас в 94 списках и содержит 121 статью. Читается в составе сборников юридического содержания. Пространную редакцию ввел в науку В. В. Крестинин, опуб-ликовав ее в 1788 году. Юшков видит два разновременных памятника, объединенных писцами, — Суд Ярослава Владимиро-вича и Устав Владимира Мономаха.

-Сокращённая редакция. Дошла в 2 списках и содержит 50 статей. Была составлена в 15 веке и являла собой переработку Пространной редакции, не имела практического применения и была создана для удовлетворения частных потребностей бояр и местных князей. Сокращенная редакция впервые была осмыслена как особая обработка Правды и издана Н.В.Калачовым (1846

Все эти памятники в рукописной традиции встречаются не самостоятельно, а в составе сборников (обычно летописного или юридического характера). Поэтому ученые исследуют Русскую Правду не изолированно, а в тесной связи с теми источниками, которые ее сопровождают в рукописных сборниках. Это позволяет лучше понять не только время возникновения Русской Правды (во всех ее видах), но и причины ее создания, а также взаимоотношение с другими памятниками права, распространенными на Руси.

Место возникновения

Местом возникновения Краткой Правды некоторые исследователи (Б. Д. Греков, С. В. Юшков и др.) считают Киев, другие (М. Н. Тихомиров) - Великий Новгород. Доказательства М. Н. Тихомирова в пользу новгородского происхождения Русской Правды подверглись серьезной критике. К сожалению, доказательств в пользу киевского происхождения Краткой Правды, кроме общих соображений о значении Киева, как центра древней Руси в XI - XII вв., не было приведено вовсе.

Происхождение

нам известно множество (более 110) разных списков Правды, различающихся количеством, порядком и даже текстом статей. Именно по этой причине среди ученых не существует единства мнений по вопросу происхождения этого документа.

Одни полагают, что это был кодекс, составленный Ярославом, дополненный его сыновьями, затем Мономахом I, и служивший руководством для княжеских судей, то есть подлинный памятник законодателя.

Другие приходят к выводу, что это лишь приватный юридический сборник, составленный каким-то древнерусским законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей. Так, Ключевский В. О. полагает, что Русская Правда «это - церковный судебник по недуховным делам лиц духовного ведомства. Русская Правда - свод постановлений об уголовных преступлениях и гражданских правонарушениях в том объеме, в каком нужен был такой свод церковному судье для суда по недуховным делам церковных людей»

Воспользуемся разбором Русской Правды Ключевским для того, чтобы проверить и оценить оба этих взгляда. Ученый указывает на следующие особенности:

1. Текст некоторых статей есть не подлинный текст закона, а рассказ повествователя о том, как он был составлен. Например, ст.2 Пространной Правды: «После Ярослава собрались сыновья его Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их и отменили месть за убийство, а установили денежный выкуп, всё же прочее, как судил Ярослав, как уставили и его сыновья».

2. Русская Правда склонна умалчивать об особенностях современного ей права там, где они идут вразрез с юридическими понятиями древнерусского духовенства. Так, в Правде мы не найдем информации о судебном поединке, «поле». Однако из других источников известно, что оно практиковалось на Руси как до, так и после нее. Византийский писатель Х в. Лев Диакон в рассказе о болгарском походе Святослава говорит, что русские в его время имели обыкновение решать взаимные распри "кровью и убийством". Арабский писатель Ибн-Даста рисует нам картину судебного поединка на Руси в первой половине Х в. По его словам, если кто на Руси имеет дело против другого, то зовёт его на суд к князю, пред которым и препираются обе стороны. Дело решается приговором князя. Если же обе стороны недовольны этим приговором, окончательное решение предоставляется оружию: чей меч острее, тот и берёт верх. При борьбе присутствуют родичи обеих сторон, вооружённые. Кто одолеет в бою, тот и выигрывает дело. Русская Правда игнорирует «поле», как языческий остаток, против которого на протяжении веков (почти до конца XVI в.) восставала церковь.

3. Большую часть списков Пространной Правды находили в Кормчих, древнерусских сводах церковных законов, иногда в сборниках канонического содержания, носящих название Мерила праведного, среди дополнительных статей к своду церковных законов, одной из которых, по Ключевскому, она и являлась.

4. Некоторые постановления Русской Правды как будто составлены при содействии церковно-византийских. Например, смысл статьи о ночном воровстве из Моисеевых законов (Библии) таков: если ночью захватят татя на месте преступления и убьют, не считать это за убийство: если же его убьют по восходе солнца, то убийца виновен, должен сам подвергнуться смертной казни. В нашей Правде читается такая статья о ночной татьбе: "Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить, как собаку: если же продержат пойманного вора до рассвета, то должны вести его на княжий двор, в суд: если же вор окажется убитым, а сторонние люди видели его уже связанным, то платить за убийство пеню в 12 гривен". Чувствуется внутренняя связь этой статьи с приведённым местом Моисеева закона, но видно также, что это постановление обрусело в Правде и приняло своеобразные туземные формы выражения. Другой пример. Статья в Законе Судном (из Эклоги или Прохирона) о рабе, совершившем кражу на стороне, не у своего господина: если господин такого раба-вора захочет удержать его за собою, обязан вознаградить потерпевшего, в противном случае должен отдать его в полное владение потерпевшему. В нашей Правде есть статья, по которой господин холопа, обокравшего кого-либо, должен выкупать вора, платить все причинённые им убытки и пени или же выдать его потерпевшему; но в нашей статье к этому прибавлено постановление, как поступать с семьей холопа-вора и со свободными людьми, участвовавшими в краже. Итак, составитель Русской Правды, ничего не заимствуя дословно из памятников церковного и византийского права, руководился этими памятниками. Они указывали ему случаи, требовавшие определения, ставили законодательные вопросы, ответов на которые он искал в туземном праве.

Совокупность всех этих наблюдений приводит Ключевского к тому, что текст Русской Правды сложился в сфере не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, нуждами и целями которой и руководился составитель Правды в своей работе. Церковный суд по духовным делам над всеми христианами производился на основании Номоканона, принесённого из Византии, и церковных уставов, изданных первыми христианскими князьями Руси. Церковный суд по нецерковным уголовным и гражданским делам, простиравшийся только на церковных людей, должен был производиться по местному праву и вызывал потребность в письменном своде местных законов, каким и явилась, по Ключевскому, Русская Правда.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.