Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава I ПОНЯТИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 3 глава





Глава II ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. В предыдущей главе было раскрыто содержание понятия имущественных отношений и дана их общая характеристика. Эта характеристика в самых общих чертах касается и имуще­ственных отношений социалистического общества. Но для того, чтобы выполнить задачу, поставленную в начале настоящей ра­боты,— определить круг имущественных отношений, регулируе­мых советским гражданским правом, следует более детально остановиться на характеристике имущественных отношений, су­ществующих в СССР и являющихся необходимым звеном в формировании и развитии базиса советского социалистического общества. Развитие же социалистического способа производ­ства и, следовательно, производственных отношений при социа­лизме осуществляется на основе познания и использования экономических законов, действующих в социалистическом об­ществе.

2. СССР вступил в период развернутого строительства ком­мунистического общества. Решения XX, XXI и XXII съездов КПСС намечают пути и средства решения поставленной Ком­мунистической партией задачи—догнать и перегнать передо­вые капиталистические страны в производстве продукции на душу населения, поднять благосостояние советского народа, со­здать материально-техническую базу коммунизма и условия для перехода в будущем от распределения по труду к распре­делению по потребностям. Но для этого необходимо использо­вать все те экономические закономерности и рычаги, находя­щиеся в распоряжении социалистического государства, строя­щего в плановом порядке свое хозяйство, которые присущи :первой фазе коммунистического общества и государственному руководству этим обществом.



Главной экономической задачей партии и советского наро­да, указывается в Программе КПСС, является создание в тече­ние двух десятилетий материально-технической базы коммуниз­ма. Успешное решение этой задачи будет одновременно озна­чать соответствующее изменение производственных отношений в стране. Советское общество вплотную подойдет к осуществле­нию принципа распределения по потребностям, произойдёт по­степенный переход к единой общенародной собственности. В СССР будет в основном построено коммунистическое обще­ство.



Создание материально-технической базы коммунизма требу­ет постоянного совершенствования планирования и оперативно­го хозяйственного руководства. Планирование и руководства должны быть направлены на достижение в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах. Это — не­преложный закон хозяйственного строительства.

Развитие демократических основ управления народным хо­зяйством предполагает расширение оперативной самостоятель­ности и инициативы предприятий на основе государственных плановых заданий. В Программе КПСС подчеркнуто, что опе­ративная самостоятельность и инициатива предприятий должны быть расширены для того, чтобы они могли мобилизовать внут­ренние резервы, более эффективно использовать капитальные вложения и закрепляемые за ними производственные фонды и. финансовые средства.

Важное значение в достижении наибольших результатов при наименьших затратах имеет материальное и моральное стимулирование высоких показателей производства. Роль мо­ральных стимулов возрастает по мере продвижения к комму­низму, но на данном этапе партия исходит из ленинского поло­жения о том, что строительство коммунизма должно опираться на принцип материальной заинтересованности. Речь идет не только о принципе распределения по труду между работниками, но и о материальной заинтересованности в результатах произ­водства коллективов, предприятий, колхозов и т. д., о том, чтобы они были заинтересованы в получении более высоких пла­новых заданий и в их выполнении.



Демократический централизм в управлении народным хозяй­ством опирается на экономические законы, и прежде всего на закон планомерного развития. На первой фазе коммунизма со­храняются товарно-денежные отношения и связанные с ними категории — себестоимость, цена, хозяйственный расчет, рента­бельность, кредит и т. д. В Программе партии обращается внимание на необходимость полностью использовать товарно-

денежные отношения в коммунистическом строительстве в соот­ветствии с новым содержанием, присущим им в период социа­лизма. Это новое содержание определяется прежде всего социа­листической собственностью на средства производства, плано­вым характером народного хозяйства, его развитием в целях удовлетворения растущих материальных ;и культурных потреб­ностей .народа. Товарно-денежные отношения сохранятся вплоть до завершения первой фазы коммунистического общества, они экономически изживут себя и отомрут лишь с переходом к еди­ной общенародной коммунистической форме собственности и к коммунистической системе распределения.

Большое значение имеют указания январского (1961 г.) Пленума ЦК КПСС о перестройке системы материально-тех­нического снабжения колхозов и заготовок сельскохозяйствен­ной .продукции и постановление мартовского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС о перестройке управления сельским хозяйством. Образование в соответствии с этими решениями Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника», переход к договорным фор­мам (через куплю-продажу) снабжения колхозов сельскохозяй­ственными машинами, материалами, удобрениями и т. д., рав­но как и развитие договоров контрактации продуктов сельского хозяйства с установлением имущественной ответственности сто­рон, повышение закупочных цен, внедрение хозяйственного рас­чета в деятельность колхозов, меры по обеспечению принципа материальной заинтересованности колхозников и колхозов, ра­ботников совхозов и самих совхозов в результатах производ­ства— -все это свидетельствует о расширении использования товарно-денежных форм и закона стоимости в сельском хозяй­стве. Н. С. Хрущев еще в 1958 году отметил: «Историческое .значение решений партии по вопросам реорганизации МТС, о новом порядке заготовок и единых ценах в том и состоит, что они знаменуют начало нового этапа в экономических взаи­моотношениях между государством и колхозами. Принцип сво­бодной продажи продуктов будет распространен на все отрасли хозяйства»[56].

Мероприятия, осуществленные в 1958—1962 гг. в сельском хозяйстве, ставят задачу расширить в колхозах действие общих закономерностей социалистической экономики в целях их пол­ного использования. Путь развития колхозов—не натурализа­ция хозяйственных связей, складывающихся внутри колхозов и •в их взаимоотношениях с государственными и иными социалистическими организациями, а, наоборот, интенсивное развитие денежных и товарно-денежных отношений. Тем самым колхоз­ное производство экономически будет все более включаться в производство общенародное. А это повлечет за собой подготов­ку условий для дальнейшего сближения форм социалистической собственности.

3. Закономерность сохранения и использования товарно-де­нежных отношений в социалистическом обществе является з настоящее время общепризнанной в советской экономической науке. Стоимость и хозрасчет обусловлены экономическим стро­ем социалистического общества — его уровнем производитель­ных сил и производственных отношений. Эти категории (стои­мость и хозрасчет) не могут быть произвольно отменены, но они сознательно используются для перехода к такой систе­ме коммунистических отношений, когда, исчерпав себя, они «отомрут».

При социализме непосредственно общественный характер труда еще не получил своего полного развития. «Пока не за­вершится постепенный процесс перерастания социализма в ком­мунизм, сохранится важная особенность труда — объективная необходимость его стимулировать материально посредством ис-. пользования товарно-денежных отношений»[57].

Все виды товарного обращения в СССР — между предприя­тиями и иными хозяйственными организациями в государствен­ном секторе, между колхозами и иными кооперативными орга­низациями, между государственной промышленностью и социа­листическим сельским хозяйством, между социалистическими организациями и гражданами — входят в советский экономиче­ский оборот.

4. Важнейшим методом планового ведения социалистическо­го хозяйства и вместе с тем объективной экономической необ­ходимостью является хозяйственный расчет в деятельности го­сударственных предприятий. В советской экономической науке хозрасчет в настоящее время рассматривается как особая эко­номическая категория. Поэтому его нельзя определять лишь как метод управления хозяйством [58].

Хозяйственный расчет строится на использовании в произ­водстве и в сфере обращения закона стоимости, подчиненного закону планомерного развития. Хозрасчет означает соизмерение в денежной форме планируемых затрат и достигнутых резуль­татов в производственной и иной хозяйственной деятельности, возмещение затрат за счет доходов и обеспечение планируемых наколлений, т. е. рентабельность в деятельности предприятия. Осуществление хозрасчета стимулирует экономию рабочего вре­мени и, следовательно, повышение производительности труда, материальную заинтересованность предприятия и его работни­ков в результатах труда. Поэтому хозрасчет связан и с зако­ном распределения по труду.

Хозрасчет предопределяет имущественную обособленность предприятия, закрепление за ним во владение, пользование и распоряжение в рамках, указанных в законе, определенной части государственного имущества (основных и оборотных средств). Решениями ноябрьского (1952 г.) Пленума ЦК КПСС предусмотрено расширение прав социалистических предприятий и издание Закона о социалистическом предприятии. Государст­венное предприятие выступает в экономическом обороте как са­мостоятельный субъект имущественных прав и обязанностей, как юридическое лицо.

Это, в частности, означает, что понятие имущественных от­ношений в социалистическом обществе, как уже было сказано, видоизменяется, расширяется. Основоположники марксизма, говоря об имущественных отношениях, имели в виду примени­тельно к антагонистическим формациям отношения между соб­ственниками средств производства и лишенными этих средств непосредственными производителями, а также отношения меж­ду собственниками. Использование закона стоимости и товарно-денежных отношений внутри единого фонда государственной собственности показало, что имущественные отношения возника­ют и развиваются не только между различными собственниками, но и между хозяйствующими субъектами, представляющими еди­ного собственника—социалистическое государство.

Подводя итог, следует сделать вывод о расширении сферы имущественных отношений в СССР, основанном на более широ­ком, чем это было раньше, использовании товарно-денежных отношений, закола стоимости и закона распределения по труду в социалистической экономике.

5. Мы уже отмечали, что имущественные отношения при социализме включают в себя не только товарно-денежные отно­шения и отношения, основанные на вознаграждении по труду. Имущественными являются также отношения земельные, не свя­занные с товарно-денежной формой, отношения финансовые, которым чужда товарная форма движения. Дифференциация имущественных отношений имеет как практическое, так и тео­ретическое значение для правильного разграничения отраслей .советского права.

Для выявления специфики отдельных видов имущественных отношений в СССР необходимо иметь в виду следующее.

Плановое руководство экономикой, опирающееся на обще­ственную собственность на орудия и средства производства, предполагает различное использование экономических законо­мерностей, основанное на учете различия объективных факторов и условий социалистического способа производства, их роли и удельного веса в общественном хозяйстве. С этим связано и различие в степени и формах организационной деятельности государства, его организующего воздействия на экономические процессы, а, следовательно, и на формирование того или иного вида социалистических имущественных отношений. Там, где имеются объективные предпосылки для использования матери­альной заинтересованности, товарно-денежных отношений, хоз­расчета и т. д., нет необходимости в определении всех показа­телей и условий деятельности предприятий в централизованном порядке. На сцену выступают экономические рычаги, связанные с большим использованием закона стоимости ,и закона распре­деления по труду. Там же, где применение материальных сти­мулов и хозрасчета ограничено: а) в силу особенностей объек­тов социалистической собственности, к которым прилагается труд производителей, или б) в силу ограниченности ресурсов, вынуждающей государство осуществлять жесткое централизо­ванное их распределение, усиливается централизованная опера­тивная деятельность государственных органов и сокращается сфера самостоятельности предприятий и иных хозяйственных организаций.

Первое из названных двух обстоятельств выступает постоян­но действующим фактором. Земля, воды, леса, недра не явля­ются таварами, не имеют денежной оценки, они составляют исключительную собственность государства, и потому порядок их использования определяется прежде всего соответствующи­ми органами государства. Но некоторый, хотя и отдаленный, учет закона стоимости проявляется в отношениях по использо­ванию земли в связи с существованием в СССР дифференци­альной ренты.

Данное обстоятельство действует и в отношении государст­венных предприятий с их оборудованием, государственных зда­ний, сооружений и иных основных фондов — объектов государ­ственной собственности. Эти объекты государственной собствен­ности, так же как земля, воды, леса, недра, находятся вне то­варного оборота и не могут продаваться государственным орга­низациям. Но здесь есть и различия: государственные пред­приятия, здания и сооружения имеют денежную оценку; следовательно, в имущественных отношениях, возникающих между государственными социалистическими организациями в связи с передачей таких объектов по распоряжению планово-регули-рующих органов от одной организации другой, учитывается за­кон стоимости, но не в товарной форме.

Второе из указанных обстоятельств имеет преходящий характер. В период первых пятилеток, во время Великой Оте­чественной войны и в восстановительный послевоенный период приходилось прибегать глазным образом к централизованному распределению как предметов материально-технического снаб­жения, так и товаров широкого потребления. В настоящее вре­мя все большее значение приобретают товарно-денежные рыча­ги, принцип материальной заинтересованности, демократические начала в управлении производством. Все это связано с развити­ем инициативы, расширением оперативной и имущественной са­мостоятельности социалистических предприятий.

6. Хозяйственная политика выражается в организационной и организующей деятельности социалистического государства. Организационная проблема в условиях единства политического и хозяйственного руководства, осуществляемого социалистичес­ким государством, приобретает огромное значение. В. И. Ленин еще в 1918 гощу указывал, что важнейшей задачей пролетариа­та и руководимого им крестьянства во всякой социалистической революции «является положительная или созидательная работа налажения чрезвычайно сложной и тонкой сети новых органи­зационных отношений, охватывающих планомерное производ­ство и распределение продуктов, необходимых для существова­ния десятков миллионов людей»[59].

Государство, осуществляя хозяйственно-организаторскую функцию через систему органов государственной власти и го­сударственного управления, прежде всего создает и обеспечи­вает предпосылки и условия для нормальной хозяйственной деятельности государственных и кооперативных предприятий, колхозов, организует трудовую энергию народа, распределение народного дохода и т. д. Планирование и оперативное руковод­ство хозяйственным процессом — важнейшая составная часть организационной деятельности государства.

На этой основе возникают конкретные организационные от­ношения между вышестоящими и нижестоящими органами го­сударственного управления, а также между ними и оператив­ными хозяйственными организациями и предприятиями, веду­щими непосредственную хозяйственную деятельность в сфере производства, распределения и обмена. На этой стадии своего развития организационные отношения не являются имуществен­ными, выступая лишь предпосылкой их возникновения. Плано-во-регулирующий орган, наделяя государственное предприятие основными и оборотными фондами, распоряжается государст­венным имуществом, но не от своего .имени, а от имени госу­дарства, и потому имущественные отношения возникают здесь не между этим органом и предприятием, а между государством в целом и предприятием.

Органы государственного управления, осуществляющие пла­новое распоряжение государственным имуществом, сами не являются хозяйственными организациями. Поэтому их права на такое имущество отличны от прав на имущество, имеющих­ся у предприятий и иных оперативных хозяйственных органи­заций.

Предприятия и организации владеют, пользуются и распоря­жаются переданным им планово-регулирующими органами имуществом; оно выделено из единого государственного фонда собственности и закреплено за ними. Имущество, закреплен­ное за государственной оперативной хозяйственной единицей,— это ее имущество, хотя его собственником остается госу­дарство.

У планово-регули.рующего государственного органа нет иму­щественных прав па те объекты государственной собственности, на которые распространяется его организационная деятель­ность, ибо он не занимается непосредственной хозяйственной деятельностью, ничего не производит, не продает, не покупает. Такие объекты либо уже распределены между оперативными хозяйственными звеньями, либо оставлены в заведовании ука­занного органа в качестве маневренного резерва — для будуще­го распределения. Поэтому нельзя говорить об имущественной обособленности государственных планово-регулирующих орга­нов, можно иметь в виду лишь разграничение компетенции этих органов в сфере хозяйственно-организаторской деятельности. Как субъекты имущественных отношений такие органы распо­лагают лишь либо средствами, отпускаемыми им из государ­ственного бюджета, либо средствами, образуемыми от начисле­ний на себестоимость продукции или иных результатов хозяй­ственной деятельности подчиненных им предприятий. Эти сред­ства необходимы для оплаты труда работников указанных орга­нов и иных расходов, вытекающих из выполнения возложенных на них функций. Они, разумеется, имеют также необходимые помещения, мебель, транспорт и т. п. Этим имуществом орган хозяйственного управления владеет на общих основаниях, это его имущество, но не с таком имуществе сейчас идет речь.

Управление имуществом, осуществляемое предприятием,- . имеет иной характер, чем управление или, точнее, заведование' государственными имущественными фондами со стороны мини­стерства, его главного управления, совнархоза, его управлений. и отделов. В первом случае управление имуществом заключает­ся в пользовании, владении и распоряжении им в пределах,, установленных законом, во втором случае — налицо админи­стративное управление, организационная деятельность, в ре­зультате которой возникают и видоизменяются имущественные отношения между государством в целом и государственными оперативно-хозяйственными организациями, т. е. между целым и его частью, а также имущественные отношения между частя­ми целого.

В Основы гражданского законодательства Союза ССР и со­юзных республик включено разработанное в советской юриди­ческой науке (главным образом в трудах академика А. В. Вене­диктова)[60] положение о праве оперативного управления госу­дарственным имуществом, закрепленным за государственным» организациями, и содержание этого права: государственные организации осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и-распоряжения имуществом (ст. 21).

Тем самым, во-первых, закон отграничил право оперативного-управления государственным имуществом от права собственно­сти государства на это имущество. «Государство,— сказано в-законе,— является единым собственником всего государствен­ного имущества». Во-вторых, право оперативного управления как гражданское правомочие, носителем которого выступает государственная организация (юридическое лицо), отграничено от права административного управления, осуществляемого пла-ново-регулирующими государственными органами.

Различие названных прав отражает различие самих регулируемых нормами права общественных отношений, а именно: имущественных отношений и тесно связанных, но не сливающихся с ними организаци­онных отношений в области управления. Имущественные отношения тоже направляют определенным образом поведение-людей и других хозяйствующих субъектов по поводу средств производства и результатов труда. Но это иные общественные-отношения, чем те, которые складываются в процессе деятель­ности органов государственного управления.

Имущественные отношения в социалистическом обществе складываются между различными собственниками или иными хозяйствующими субъектами, не являющимися собственниками

государственными предприятиями и другими оперативными хозяйственными организациями), как участниками процесса производства (а, следовательно, и производительного потребле­ния средств производства), распределения, обмена материаль­ных благ. Для граждан решающее значение имеет пользование «вещами, предназначенными для удовлетворения их потреб­ностей.

Акты хозяйственного управления, предписывающие то или иное направление в использований государственного имущества,

определяющие его движение, передачу от одного оперативного звена другому и т. д., являются актами властной деятельности государства-собственника, устанавливающего на основе исполь­зуемых им экономических закономерностей условия и порядок

непосредственной оперативной хозяйственной деятельности этих звеньев На основе таких актов создаются организационные от­ношения между органом управления и хозяйственной органи­зацией (предприятием) и своеобразные имущественные отно­шения между государством в целом и его предприятиями. Эти отношения, в частности, проявляются в том, что государство не

отвечает по имущественным обязательствам своего предприя­тия, равно как и оно не отвечает за долги государства; в том,

что доходы государственных предприятий лишь частично (через

отчисления от прибылей, налог с оборота и пр.) отражаются в . государственном бюджете и т. д.

7. Мы не отрицаем того, что у органа хозяйственного управ­ления (совнархоза, его управления, главка министерства и т. д.) имеются права по распоряжению определенными частями госу­дарственного имущества. Но природа этих прав глубоко отлич­на от природы прав государственного предприятия или иной, государственной оперативной хозяйственной организации, являющейся непосредственным участником процесса производ­ства, распределения и обмена[61].

Производственные отношения между людьми складываются з процессе материального производства. В силу действующих при социализме экономических законов эти отношения высту­пают также в форме отношений между государственными пред­приятиями как самостоятельными имущественно обособленны­ми субъектами. Волевые экономические (имущественные) от­ношения между предприятиями — необходимое звено (элемент) формирования социалистических производственных отношений..

В конечном счете на формирование социалистических про­изводственных отношений направлены и действия, определяю­щие порядок использования объектов государственной собствен­ности, т. е. действия планово-регулирующих органов. Но это акты, совершающиеся в сфере надстроечных отношений, хотя они и необходимы для формирования и совершенствования со­циалистического базиса, между тем как волевые имуществен­ные акты государственных предприятий и кооперативных хозяйственных организаций, как организованных коллективов-трудящихся во главе с их руководителями, имманентны базис­ным отношениям, развиваются внутри производственных отно­шений как их необходимый элемент и форма существования.

Различия между организационными и имущественными отношениями проистекают из того, что процессу непосредствен­ного расширенного социалистического производства и тем са­мым процессу непосредственной хозяйственной деятельности. предшествует деятельность по организации этого процесса. Это — неотъемлемый признак планового хозяйства.

Организационная деятельность может быть различная — по руководству хозяйством, по руководству социально-культурным строительством. То, что она направлена на имущественные цели, на то, чтобы создать необходимые условия, обеспечиваю­щие хозяйственную деятельность, с которой связаны в период социализма имущественные отношения между ее непосредст­венными участниками, не означает, что организационные отно­шения, возникающие между регулирующими органами, стано­вятся имущественными отношениями. Имущественное отноше­ние, в свою очередь, может быть направлено на культурные цели, на удовлетворение неимущественного интереса (покупка гражданином телевизора, книги, билета в театр), и все же оно остается имущественным, ибо его участники относятся к вещам или оказываемым им услугам, имеющим имущественный харак­тер, как к своим и поэтому выступают в качестве имуществен­но-обособленных субъектов.

Организационные отношения — иной, чем имущественные, вид общественных отношений. Централизованное руководство

хозяйством, организационная деятельность по координации дей­ствий его частей, по развитию кооперации труда, разитию тех­ники и т. д., ка<к известно, будет осуществляться и в коммуни­стическом обществе, когда государство и право отомрут. Но при коммунизме, после того как отомрет товарно-денежная форма и исчерпает себя принцип распределения по труду, усту­пив место принципу коммунистического распределения, пред­приятия и иные звенья коммунистического хозяйства, а также члены общества перестанут быть имущественно-обособленными субъектами. Во всяком случае внутри коммунистического хо­зяйства имущественные отношения трансформируются в иной вид хозяйственных связей. Это, вероятно, будут связи, основан­ные на строгом учете трудовых затрат каждого звена комму­нистического хозяйства, но они не будут имущественными отно­шениями.

 

Глава III ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ СОВЕТСКИМ ГРАЖДАНСКИМ ПРАВОМ

1. Можно считать прочным завоеванием советской юридиче­ской науки то выработанное ею в результате различных дис­куссий и обсуждений положение, что в основе системы совет­ского права лежит дифференциация регулируемых им общест­венных отношений на различные качественно-определенные виды.

Из этого вытекает, что система права не конструируется, а познается, что о<на объективно существует, ибо выражает и закрепляет объективно существующие различные, хотя, разу­меется, и тесно связанные между собой виды общественных от­ношений.

В последние годы юридическая наука, в связи с проводимой в настоящее время работой по совершенствованию советского законодательства, уделяет все большее внимание вопросам .системы советского права.

Шагом вперед в разработке этой сложной проблемы, имею­щей большое теоретическое и практическое значение, является вышедшая в 1961 году книга С. С. Алексеева «Общие теорети­ческие проблемы системы советского права». В ней как бы под­ведены итоги многолетней дискуссии о системе советского права.

С. С. Алексеев исходит из правильного положения, что пред­мет правового регулирования является единым и единствен­ным материальным (внеправовым) классификационным крите­рием распределения норм советского права по отдельным от­раслям1.

1 См. С. С. Алексеев, Общие теоретические проблемы системы совет-хкого права, Госю.риздат, 1961, стр. 10.

Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, осуществляющиеся через определенное поведение людей; это — такие отношения, которые могут быть объектом правового воздействия и объективно требуют юридиче­ской регламентации; каждый определенный вид общественных отношений регулируется одной, 'Соответствующей ему отраслью права. Отсюда — единство предмета и метода правового регу­лирования[62]. Прав Л. С. Явич, который вслед за Ю. К. Толстым утверждает, что метод правового регулирования выступает' в качестве «лакмусовой бумажки», достаточно четко выявляющей круг общественных отношений, составляющих предмет дайной отрасли права[63].

Следует согласиться с С. С. Алексеевым в том, что метод правового (регулирования есть внутренне связанная, органиче­ски единая и цельная совокупность главных юридических осо­бенностей, характеризующих данную отрасль права и соответ­ствующих специфическим особенностям предмета — данного вида общественных отношений[64]. Но и в этой совокупности надо выделить основное, решающее звено, подчиняющее себе отдель­ные звенья, придающее им ту специфику, которая отражает самое существо регулируемых данной отраслью права отноше­ний. Метод правового регулирования — это правовые способы и приемы формирования поведения отдельных людей и коллек­тивных образований (учреждений, предприятий, организаций) и, значит, закрепления за ними прав и обязанностей по отноше­нию к государству в целом, его властным органам и друг к другу.

Следовательно, метод определяется прежде всего характе­ром содержания (поведения субъектов) общественных отноше­ний, регулируемых правом.

2. Вместе с тем необходимо учитывать и относительную самостоятельность метода правового регулирования, составляю­щую, на наш взгляд, основную часть проблемы относительной самостоятельности права, которой советская литература по общей теории права уделяла и уделяет значительное вни­мание.

Эта проблема тесно связана с вопросом об активной роли метода в регулировании общественных отношений, а также с вопросом о возможности распространения метода, свойственно­го данному предмету, на отношения, родственные с ним и по­тому в силу присущей праву закономерности, которую можно назвать законом «экономии юридических форм», не требующие самостоятельного метода регулирования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.