|
Мэри К. Грир. Карл Юнг о Старших Арканах
В качестве обновления к предыдущему посту «Карл Юнг и Таро», я только получила документ из библиотеки Института Юнга в Нью Йорке. В нём содержатся краткие заметки Ханни Биндер, сделанные по описаниям Юнга, когда он говорил с ней о картах Таро. Заметки были на немецком. Друг Ханни сделал буквальный перевод на английский и напечатал его на больших карточках. Далее приведено вербальное описание Старших Арканов, данное Юнгом. Основано оно на Марсельском Таро, которое, как считал Юнг, в наибольшей степени соответствует тому, что он обнаружил в алхимических текстах. Я исправила наиболее очевидные ошибки перевода, но свела поправки к минимуму. Мои собственные комментарии в скобках ().
Если вы знакомы с основными концепциями, представленными Юнгом, вы увидите, что некоторые из них возникают в явной или скрытой форме: Самость, Тень, экстравертность, интравертность, инфляция и т.д. Отмечаю также его интерес к предметам в левой и правой руке персонажа, как показателям мужских/активных и женских/пассивных (я предпочитаю – «восприимчивых») энергий. Это лишь упрощённые заметки, очевидно, что они должны были стать отправной точкой для дальнейшего исследования.
Маг
В правой руке Маг держит золотой шар, в левой – палку (жезл). Шляпа в виде восьмёрки (знак бесконечности). Предметы в руках означают соответственно: в правой – активность, в левой – пассивность. Знак силы, стабильности, себя. Перед ним выложены все символы.
Жрица
Сидящая Жрица. На ней вуаль. На коленях – книга. Книга открыта. Она связана с луной. Оккультная мудрость. Пассивная, предвечная женщина.
Императрица
Императрица с крыльями. В правой руке – орёл, в левой – скипетр. На ней корона с 12 камнями. Орёл – символ души и жизни. Женская активность. Плодородие, богиня.
Император
Император сидит в профиль. В правой руке держит скипетр. На нём шлем с 12 камнями. Ноги скрещены. Воля, сила, реальность, обязанность, ум.
Иерофант
Иерофант опирается на трехсекционный крест. По бокам две колонны: справа – закон, слева – свобода. Перед ним преклонили колена два человека: один в красном, другой в чёрном. Воля, религия, судьба, Самость, центр.
Любовники
Юноша стоит на перекрёстке двух дорог. На женщине справа – золотой венец. Женщина слева увенчана виноградной лозой. Красота, перекрёсток, путь внутрь или вовне.
Колесница
Победитель в короне. У него треугольный (?) В руке – скипетр. Стрела и оружие в руке (в правой?). Активный путь навстречу судьбе. У него есть цель, достижение победы. Активность, экстравертность, инфляция.
Справедливость
Сидящая коронованная женщина. В правой руке – меч, в левой – весы. Компенсация между природой и силой человека. Справедливость, компенсация. Конфликт с законом.
Отшельник
Старик идёт, опираясь на посох. Мудрость символизируется лампой. Плащ обеспечивает защиту. Ум, любовь, интровертность. Мудрость.
Колесо Фортуны
Сфинкс держит меч. Колесо символизирует бесконечность. Палец – знак команды. Человек – центр (пересечение?) колеса фортуны. Удача/невезение.
Сила
Девушка раскрывает пасть льва. На шляпе девушки – знак жизненности. Свобода, сила.
Повешенный
Руки мужчины связаны за спиной. Глаза открыты. Права нога пересекает левую. Справа и слева – стволы деревьев. Разворот (переворот?), бессилие, жертва, испытание, доказательство. Лицо в небо.
Смерть
Скелет в поле, усеянном пальцами и головами. Смерть и воскрешение. Эго не должно править, править должна Самость. Новая точка зрение, освобождение, конец.
Умеренность
Девушка льёт воду из одного сосуда в другой. Солнце даёт жидкости жизни течь из золотого в серебряный кубок. Движение, осознанность, естественный рост.
Дьявол
Правая рука Дьявола поднята к небу, левая – указывает на землю. Перед ним два человека. Он держит факел – знак чёрной магии. Судьба, Тень, эмоция.
Башня
Горящая башня. Больница, тюрьма, удар молнии. Жертва.
17. Звезда
Обнажённая женщина льёт воду из двух кубков. Вокруд девушки – 7 звёзд. Самость сияет, звёзды судьбы, ночь, сны. Надежда. Самость рождается в звёздах. Союз с вечным.
Луна
Собака и волк посреди поля. Из воды выходит рак. Ночь. Дверь к бессознательному открыта. Рак собирается выйти на сушу. Свет скрыт.
Солнце
Две обнажённые девочки. Солнце сияет над детьми. Золотые капли падают на землю. Самость управляет ситуацией. Осознанность. Озарение.
Страшный Суд
Ангел с огненными крыльями, разверзшаяся могила. Рождение Самости. Вдохновение, освобождение.
Мир
Обнажённая женщина со скрещенными ногами. По четырём углам ангел, лев, бык и орёл. Завершение, окончание. В мире, но не от мира.
Дурак
Человек, не смотрящий под ноги. Начало и конец. У Дурака нет дома в этом мире, его дом – небеса. Мечтатель, мистическая сторона.
Мужские карты:
Жезлы = Либидо (сексуальное желание)
Мечи = Сила духа
Женские карты:
Пентакли = материальность Кубки = чувства
Солодилова Е. Н. Юнг и Таро.
Монолог лирического героя.
«Лирический герой – та часть личности автора, на которую возлагается ответственность за написание данного текста».
И. Юганов «Телеги и гномы», - М., 1994. – С. 69.
Я люблю узнавать себя в мире, как в зеркале, – наблюдая за людьми, читая книги, слушая истории о чьи-то судьбах и мыслях. И каждый раз, поймав это новое отражение, я переживаю почти мистический трепет от чудесно возникшей близости. Юнг – еще одно мое узнавание. Поэтому и отношение к нему возвышенное. И как религиозный фанатик находит во всем подтверждения избранному учению, так я встречаю во всем архетипы. Эта игра – поиск совпадений – забавляет меня. Так же и карты Таро.
Первая часть работы полностью составлена из цитат К.Г. Юнга и Л. Хьелл, Д. Зиглер. Вторая часть – авторская, результат моего поиска, моей игры. Я чувствую себя Танцующем Богом среди зеркал.
Часть 1. Воззрения К.Г Юнга.
«Созерцание полезных ископаемых в недрах собственного сознания – занятие приятное и необременительное. Их извлечение – тяжелый и неблагодарный труд: инсайты и сны, так же как и золото, имеют преимущественно условную ценность».
И. Юганов «Телеги и гномы» М.,1994. – С.5.
Структура личности
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного [Jung, 1931 / 1969].
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта [Jung, 1921 / 1973]. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как привило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.
И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным [Jung, 1936 / 1969]. «Итак, мой тезис гласит, - говорил он. – в отличии от природы сознательной психики, существует какая-то вторая психическая система, по характеру своему коллективная, не личностная, - и это наряду с нашим сознанием, которое со своей стороны по природе сплошь личностно, и которое мы только и считаем за психику (сведущую в чем-либо), даже когда присовокупляем в качестве довеска личное бессознательное». Юнг считал, что «коллективное бессознательное есть часть психики, которую можно отделить от личного бессознательного только негативно, как нечто, что не обязано своим существованием личному опыту и поэтому не является личным приобретением. (…) Содержания коллективного бессознательного никогда не были в сознании и никогда, таким образом, не были приобретены индивидуально, но обязаны своим бытием исключительно унаследованию.» Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» [Campbell, 1971]. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.
Архетипы.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») [Jung, 1968]. «Понятие архетипа, составляющее необходимый коррелят к идее коллективного бессознательного, указывает на то, что в психике существуют в наличности определенные формы, которые распространены вездесущно и повсюду. Мифологическое исследование называет их мотивом, в психологии примитивов они соответствуют понятию «represntations collectives», введенному Леви Брюлем, в области сравнительного религоведения они были определены Юбером и Моссом как «категория имагинации». Адольф Бастиан уже давным-давно охарактеризовал их как «элементарные мысли» или «прамысли». Из этих отсылок, конечно же, ясно следует, - говорит Юнг, – что мое представление об архетипе – дословно, о некой пресуществующей форме – не является исключительно моим понятием, но признано и известно так же в других областях науки.» Упоминая воззрения Фрейда и Адлера, Юнг отмечал, что инстинкты «составляют совершенно точную аналогию архетипам, и настолько точную, что имеются все основания предположить: архетипы суть бессознательные отображения самих инстинктов, они представляют собой модель и образец инстинктивного поведения».
Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть (табл.).
Таблица. Примеры архетипов, описанных Юнгом
Архетип
| Определение
| Символы
| Анима
| Бессознательная женская сторона личности мужчины
| Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
| Анимус
| Бессознательная мужская сторона личности женщины
| Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
| Персона
| Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте
| Маска
| Тень
| Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании
| Сатана, Гитлер, Хусейн
| Самость
| Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности
| Мандала
| Мудрец
| Персонификация жизненной мудрости и зрелости
| Пророк
| Бог
| Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир
| Солнечное око
|
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. «Существует столь же много архетипов, – говорил Юнг, – сколько и типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отпечатало этот опыт в психической конституции, но не в форме образов, которые были бы заполнены каким-то содержанием, но чуть ли не в виде форм без содержания, которые представляют только лишь возможность определенного типа воззрений и поступков. Если в жизни нечто случится, что соответствует архетипу, то он активизируется, и наступает неодолимое понуждение, которое, наподобие инстинктивной рефлексии, берет верх вопреки рассудку и воле или же вызывает конфликт, который разрастается до чего-то патологического, т.е. невроза.(…)В той мере, в какой невроз является сугубо приватным делом, т.е. если его корни лежат только лишь в личных причинах, архетип не играет вообще никакой роли. Когда же невроз становится вопросом всеобщей неприспособленности или какого-нибудь иного ущербного состояния, которое вызывает достаточно большое число индивидуальных неврозов, мы должны допустить присутствие архетипа. Т.к. неврозы, если они имеются у большинства людей, суть не только приватные обстоятельства, но уже социальные явления, то тут мы должны допустить наличие архетипов: архетип переживается в том виде, который соответствует ситуации и в результате – в действие вступают именно те взрывные, а потому и столь опасные силы влечения, которые скрыты в архетипе, часто это приносит непредвиденные плоды. Да, нет такого зла, которому бы человек не предался всей душой, находясь под властью архетипа».
Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности «Я». Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента. Другим обширным источником он считал активную имагинацию («серия фантазий, которая является явью в результате намеренной концентрации»), бредовые идеи душевнобольных, фантазии в состоянии транса. Юнг говорил, что «такого материала может быть получено сколько хочешь, однако он ничего не стоит, если не удается раскопать и разыскать убедительные исторические параллели (…), необходимо знать функциональное значение индивидуального символа и затем догадаться, принадлежит ли мифологический символ, кажущийся параллельным, к обстоятельствам того же рода и имеет ли вследствие этого то же самое функциональное значение.»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|