Сделай Сам Свою Работу на 5

Мэри К. Грир. Карл Юнг о Старших Арканах





В качестве обновления к предыдущему посту «Карл Юнг и Таро», я только получила документ из библиотеки Института Юнга в Нью Йорке. В нём содержатся краткие заметки Ханни Биндер, сделанные по описаниям Юнга, когда он говорил с ней о картах Таро. Заметки были на немецком. Друг Ханни сделал буквальный перевод на английский и напечатал его на больших карточках. Далее приведено вербальное описание Старших Арканов, данное Юнгом. Основано оно на Марсельском Таро, которое, как считал Юнг, в наибольшей степени соответствует тому, что он обнаружил в алхимических текстах. Я исправила наиболее очевидные ошибки перевода, но свела поправки к минимуму. Мои собственные комментарии в скобках ().

Если вы знакомы с основными концепциями, представленными Юнгом, вы увидите, что некоторые из них возникают в явной или скрытой форме: Самость, Тень, экстравертность, интравертность, инфляция и т.д. Отмечаю также его интерес к предметам в левой и правой руке персонажа, как показателям мужских/активных и женских/пассивных (я предпочитаю – «восприимчивых») энергий. Это лишь упрощённые заметки, очевидно, что они должны были стать отправной точкой для дальнейшего исследования.



Маг


В правой руке Маг держит золотой шар, в левой – палку (жезл). Шляпа в виде восьмёрки (знак бесконечности). Предметы в руках означают соответственно: в правой – активность, в левой – пассивность. Знак силы, стабильности, себя. Перед ним выложены все символы.

Жрица


Сидящая Жрица. На ней вуаль. На коленях – книга. Книга открыта. Она связана с луной. Оккультная мудрость. Пассивная, предвечная женщина.

Императрица


Императрица с крыльями. В правой руке – орёл, в левой – скипетр. На ней корона с 12 камнями. Орёл – символ души и жизни. Женская активность. Плодородие, богиня.

Император


Император сидит в профиль. В правой руке держит скипетр. На нём шлем с 12 камнями. Ноги скрещены. Воля, сила, реальность, обязанность, ум.

 

Иерофант


Иерофант опирается на трехсекционный крест. По бокам две колонны: справа – закон, слева – свобода. Перед ним преклонили колена два человека: один в красном, другой в чёрном. Воля, религия, судьба, Самость, центр.



 

Любовники


Юноша стоит на перекрёстке двух дорог. На женщине справа – золотой венец. Женщина слева увенчана виноградной лозой. Красота, перекрёсток, путь внутрь или вовне.

 

Колесница


Победитель в короне. У него треугольный (?) В руке – скипетр. Стрела и оружие в руке (в правой?). Активный путь навстречу судьбе. У него есть цель, достижение победы. Активность, экстравертность, инфляция.

 

Справедливость


Сидящая коронованная женщина. В правой руке – меч, в левой – весы. Компенсация между природой и силой человека. Справедливость, компенсация. Конфликт с законом.

 

Отшельник


Старик идёт, опираясь на посох. Мудрость символизируется лампой. Плащ обеспечивает защиту. Ум, любовь, интровертность. Мудрость.

Колесо Фортуны


Сфинкс держит меч. Колесо символизирует бесконечность. Палец – знак команды. Человек – центр (пересечение?) колеса фортуны. Удача/невезение.

 

Сила


Девушка раскрывает пасть льва. На шляпе девушки – знак жизненности. Свобода, сила.

 

Повешенный


Руки мужчины связаны за спиной. Глаза открыты. Права нога пересекает левую. Справа и слева – стволы деревьев. Разворот (переворот?), бессилие, жертва, испытание, доказательство. Лицо в небо.

Смерть


Скелет в поле, усеянном пальцами и головами. Смерть и воскрешение. Эго не должно править, править должна Самость. Новая точка зрение, освобождение, конец.

 

Умеренность


Девушка льёт воду из одного сосуда в другой. Солнце даёт жидкости жизни течь из золотого в серебряный кубок. Движение, осознанность, естественный рост.



 

Дьявол


Правая рука Дьявола поднята к небу, левая – указывает на землю. Перед ним два человека. Он держит факел – знак чёрной магии. Судьба, Тень, эмоция.

 

Башня


Горящая башня. Больница, тюрьма, удар молнии. Жертва.

 

17. Звезда

Обнажённая женщина льёт воду из двух кубков. Вокруд девушки – 7 звёзд. Самость сияет, звёзды судьбы, ночь, сны. Надежда. Самость рождается в звёздах. Союз с вечным.

 

Луна


Собака и волк посреди поля. Из воды выходит рак. Ночь. Дверь к бессознательному открыта. Рак собирается выйти на сушу. Свет скрыт.

 

Солнце


Две обнажённые девочки. Солнце сияет над детьми. Золотые капли падают на землю. Самость управляет ситуацией. Осознанность. Озарение.

 

Страшный Суд


Ангел с огненными крыльями, разверзшаяся могила. Рождение Самости. Вдохновение, освобождение.

 

Мир


Обнажённая женщина со скрещенными ногами. По четырём углам ангел, лев, бык и орёл. Завершение, окончание. В мире, но не от мира.

 

Дурак


Человек, не смотрящий под ноги. Начало и конец. У Дурака нет дома в этом мире, его дом – небеса. Мечтатель, мистическая сторона.

 

Мужские карты:

Жезлы = Либидо (сексуальное желание)

Мечи = Сила духа

 

Женские карты:

Пентакли = материальность
Кубки = чувства

Солодилова Е. Н. Юнг и Таро.

Монолог лирического героя.

 

«Лирический герой – та часть личности автора, на которую
возлагается ответственность за написание данного текста».

И. Юганов «Телеги и гномы», - М., 1994. – С. 69.

Я люблю узнавать себя в мире, как в зеркале, – наблюдая за людьми, читая книги, слушая истории о чьи-то судьбах и мыслях. И каждый раз, поймав это новое отражение, я переживаю почти мистический трепет от чудесно возникшей близости. Юнг – еще одно мое узнавание. Поэтому и отношение к нему возвышенное. И как религиозный фанатик находит во всем подтверждения избранному учению, так я встречаю во всем архетипы. Эта игра – поиск совпадений – забавляет меня. Так же и карты Таро.

Первая часть работы полностью составлена из цитат К.Г. Юнга и Л. Хьелл, Д. Зиглер. Вторая часть – авторская, результат моего поиска, моей игры. Я чувствую себя Танцующем Богом среди зеркал.

Часть 1. Воззрения К.Г Юнга.

«Созерцание полезных ископаемых в недрах собственного
сознания – занятие приятное и необременительное.
Их извлечение – тяжелый и неблагодарный труд: инсайты и сны,
так же как и золото, имеют преимущественно условную ценность».

И. Юганов «Телеги и гномы» М.,1994. – С.5.

Структура личности

Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного [Jung, 1931 / 1969].

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта [Jung, 1921 / 1973]. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как привило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным [Jung, 1936 / 1969]. «Итак, мой тезис гласит, - говорил он. – в отличии от природы сознательной психики, существует какая-то вторая психическая система, по характеру своему коллективная, не личностная, - и это наряду с нашим сознанием, которое со своей стороны по природе сплошь личностно, и которое мы только и считаем за психику (сведущую в чем-либо), даже когда присовокупляем в качестве довеска личное бессознательное». Юнг считал, что «коллективное бессознательное есть часть психики, которую можно отделить от личного бессознательного только негативно, как нечто, что не обязано своим существованием личному опыту и поэтому не является личным приобретением. (…) Содержания коллективного бессознательного никогда не были в сознании и никогда, таким образом, не были приобретены индивидуально, но обязаны своим бытием исключительно унаследованию.» Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» [Campbell, 1971]. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

 

Архетипы.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») [Jung, 1968]. «Понятие архетипа, составляющее необходимый коррелят к идее коллективного бессознательного, указывает на то, что в психике существуют в наличности определенные формы, которые распространены вездесущно и повсюду. Мифологическое исследование называет их мотивом, в психологии примитивов они соответствуют понятию «represntations collectives», введенному Леви Брюлем, в области сравнительного религоведения они были определены Юбером и Моссом как «категория имагинации». Адольф Бастиан уже давным-давно охарактеризовал их как «элементарные мысли» или «прамысли». Из этих отсылок, конечно же, ясно следует, - говорит Юнг, – что мое представление об архетипе – дословно, о некой пресуществующей форме – не является исключительно моим понятием, но признано и известно так же в других областях науки.» Упоминая воззрения Фрейда и Адлера, Юнг отмечал, что инстинкты «составляют совершенно точную аналогию архетипам, и настолько точную, что имеются все основания предположить: архетипы суть бессознательные отображения самих инстинктов, они представляют собой модель и образец инстинктивного поведения».

Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть (табл.).

 

Таблица. Примеры архетипов, описанных Юнгом

Архетип Определение Символы
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хусейн
Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала
Мудрец Персонификация жизненной мудрости и зрелости Пророк
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир Солнечное око

 

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. «Существует столь же много архетипов, – говорил Юнг, – сколько и типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отпечатало этот опыт в психической конституции, но не в форме образов, которые были бы заполнены каким-то содержанием, но чуть ли не в виде форм без содержания, которые представляют только лишь возможность определенного типа воззрений и поступков. Если в жизни нечто случится, что соответствует архетипу, то он активизируется, и наступает неодолимое понуждение, которое, наподобие инстинктивной рефлексии, берет верх вопреки рассудку и воле или же вызывает конфликт, который разрастается до чего-то патологического, т.е. невроза.(…)В той мере, в какой невроз является сугубо приватным делом, т.е. если его корни лежат только лишь в личных причинах, архетип не играет вообще никакой роли. Когда же невроз становится вопросом всеобщей неприспособленности или какого-нибудь иного ущербного состояния, которое вызывает достаточно большое число индивидуальных неврозов, мы должны допустить присутствие архетипа. Т.к. неврозы, если они имеются у большинства людей, суть не только приватные обстоятельства, но уже социальные явления, то тут мы должны допустить наличие архетипов: архетип переживается в том виде, который соответствует ситуации и в результате – в действие вступают именно те взрывные, а потому и столь опасные силы влечения, которые скрыты в архетипе, часто это приносит непредвиденные плоды. Да, нет такого зла, которому бы человек не предался всей душой, находясь под властью архетипа».

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности «Я». Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента. Другим обширным источником он считал активную имагинацию («серия фантазий, которая является явью в результате намеренной концентрации»), бредовые идеи душевнобольных, фантазии в состоянии транса. Юнг говорил, что «такого материала может быть получено сколько хочешь, однако он ничего не стоит, если не удается раскопать и разыскать убедительные исторические параллели (…), необходимо знать функциональное значение индивидуального символа и затем догадаться, принадлежит ли мифологический символ, кажущийся параллельным, к обстоятельствам того же рода и имеет ли вследствие этого то же самое функциональное значение.»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.