Сделай Сам Свою Работу на 5

Территориальное размещение предприятий отрасли





Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….….….3

1. Название отрасли, ее состав, объем отраслевого продукта………………...........4

2. Отраслевая дифференциация продукта, виды и качество продукции..…..……..5

3. Внешнеэкономическая деятельность отрасли ……….….………..…....................8

4. Количество предприятий в отрасли, их удельный вес в выпуске продукции......9

5. Лучшие предприятия отрасли, их название и размещение…………….……..…11

6. Территориальное размещение предприятий отрасли………………………...….15

7. Наличие предприятий отрасли в Алтайском крае, их расположение…..………16

8. Цены и темпы роста отрасли ...……………………………………………...…….17

9. Предварительная оценка эффективности деятельности предприятия, выбранного в качестве места прохождения учебной практики………………………………….18

Заключение….……………………………………………………………...................21

Список использованной литературы……………………...………………………..23


Введение

Продовольственный вопрос в нашей стране остается одним из важнейших. Сегодня в питании населения страны наблюдается снижение потребления мясных и молочных продуктов, у значительной части граждан скуден рацион. По уровню питания в мире Россия отстает от развитых стран.



Рынок молока и молочных продуктов является одним из пяти стратегических рынков продовольствия. Особую значимость в современных условиях имеет исследование закономерностей развития рынка молочной продукции, так как молоко является обязательным и незаменимым продуктом питания человека, особенно в детском возрасте.

Молоко - это продукт, который вырабатывается ежедневно и хранится всего несколько дней. А это значительно сокращает время на его переработку и превращение в более стабильную форму с большим сроком хранения. При этом прослеживался связь между ведением хозяйства на ферме и качеством вырабатываемой молочной продукции. Поэтому в рамках рынка молочной отрасли требуется более четкое и многостороннее законодательство, отражающее требование к качеству молока и молочных продуктов.

Видовая структура молочного рынка связывается с различными потребительскими свойствами молочных продуктов. В разрезе видовых характеристик рынок молока и молочных продуктов целесообразно рассматривать как совокупность рынков молока пастеризованного, рынка кефира, рынка сметаны, рынка творога, рынка масла, мороженого и т.д.



Отраслевая структура рынка представляет собой совокупность отраслей, вовлеченных в процесс оборота молока и молокопродуктов. Краеугольным камнем этой системы является отрасль молочной промышленности.

В настоящее время молочная промышленность страны представляет собой одну из стратегических отраслей экономики, которая призвана обеспечить население России необходимыми по количеству и качеству молочными продуктами питания.


 

1. Название отрасли, ее состав, объем отраслевого продукта

 

Молочная промышленность — отрасль пищевой промышленности, объединяющая предприятия по выработке из молока различных молочных продуктов. В состав промышленности входят предприятия по производству животного масла, цельномолочной продукции, молочных консервов, сухого молока, сыра, брынзы, мороженого, казеина и другой молочной продукции.

Основным сырьевым рынком при производстве молочных продуктов является коровье молоко.

В январе-сентябре 2010г. в России, по расчетам Росстата, произведено молока - 25,5 млн. тонн.

Таблица 1

 

Производство и объемы реализации молока

 

МОЛОКО Сентябрь 2010г., млн.тонн В % к Январь- сентябрь 2010г. в % к январю- сентябрю 2009г. Справочно  
сентябрю 2009г. августу 2010г. сентябрь 2009г. в % к январь- сентябрь 2009г. в % к январю- сентябрю 2008г.  
сентябрю 2008г. августу 2009г.  
ПРОИЗВОДСТВО 2,8 96,6 88,4 98,5 101,7 87,7 100,2  
ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ 1,1 97,5 92,4 100,1 104,7 89,7 100,7  
                 
                 
                                 

 



Надои молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях в январе-сентябре 2010г. составили 3574 килограмма против 3467 килограммов в январе-сентябре 2009г. Рост производства молока имел место в сельхозорганизациях 36 субъектов Российской Федерации, на долю которых приходилось 45,5% общего объема их производства. В январе-сентябре 2010г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросла продажа сельхозорганизациями молока. За этот период реализовано 10,3 млн. тонн молока.

 

 

2. Отраслевая дифференциация продукта, виды и качество продукции

 

Значительная доля российского молока предназначена для переработки и производства молочной продукции. Структура распределения молока в России в основных сегментах рынка выглядит следующим образом:

· Молоко, используемое в животноводстве – 30%;

· Переработка молока и производство молочной продукции – 40%;

· Производство молочных полуфабрикатов, включая сухое молоко и масло – 25%;

· Производство мороженого и детского питания – 5%;

Диаграмма 1

Источник: Федеральная Служба Государственной Статистики [7]

 

По данным Министерства сельского хозяйства и Росстата среди основных групп молочной продукции наиболее значительная доля рынка приходится на цельное молоко, кисломолочные продукты, йогурты, сметану, творог и сливки. Доля цельного молока на рынке составляет около 84% в количественном выражении. Следующими по значимости для потребления видами молочной продукции являются сыр, занимаемая доля рынка около 8%, затем масло с долей рынка 5%. При этом важно отметить, что за последние пять лет потребление сыра в России возросло в три раза. На фоне роста всего объема молочного рынка и значительного прироста сырного сегмента, потребление масла и цельного молока растет намного медленнее, рост составляет примерно 6-8% в год.

 

Диаграмма 2

 

Источник: Федеральная Служба Государственной Статистики [8]

В сегменте цельномолочной продукции, увеличение наблюдается в натуральном выражении на 8% в год, наибольшую долю занимает стерилизованное и пастеризованное молоко, оно занимает долю 60% от всего рынка молочной продукции. Затем идут кисломолочные продукты, включая йогурты, этот сегмент рынка составляет более 25%, сметана 7%, творог 5%.

Диаграмма 3

Источник: Федеральная Служба Государственной Статистики [8]

 

В сегменте цельномолочной продукции наиболее динамично развивается потребление кисломолочных продуктов, которое ежегодно увеличивается на 9%, в результате данный сегмент рынка в объеме цельномолочных продуктов показывает стабильный показатель роста.

В сегменте кисломолочных продуктов лидерами являются йогурты, потребление которых растет ежегодно в среднем на 30-40%.

Рынок молочных продуктов можно разделить также на следующие сегменты:

ü Традиционная продукция (молоко стерилизованное, пастеризованное; сметана; сливки стерилизованные, пастеризованные; сливочное масло; творог; кефир; кисломолочные продуты (ряженка, простокваша, варенец).

ü Продукция сегментов «вкус», «польза», «польза-вкус» (йогурты; обогащенная биопродукция (биокефиры, биойогурты и т.п.); десерты; творог зерненный).

Диаграмма 4

Источник: рейтинговое агентство «Топ Экспресс»

 

Из диаграммы видно, что сегмент «традиция» постепенно сокращается», а сегмент «вкус» и «польза вкус» растут. Уменьшение сегмента «польза» объяснятся тем, что во многие продукты этого сегмента, помимо витаминов и бифидобактерий, стали добавлять вкусовые наполнители.

В последнее время особенно заметным становится рост сегмента «польза-вкус». Крупные производители выпускают все больше новинок для этого сегмента, дополняют уже имеющиеся линейки новыми вкусами, прежде всего это питьевые йогурты, сокосодержащие напитки и напитки на основе сыворотки.

Большее предпочтение потребители отдают «сложным» двойным вкусам (это подтверждается и появлением на рынке новинок крупных производителей исключительно «сложных» вкусов, и замещением ими «моно» вкусов). Особой популярностью начинают пользоваться вкусы «вкус-польза» (клубника-боярышник или клубника-алоэ, например, т.е. первая составляющая наполнителя – вкус, вторая – что-то полезное), в основном они используются для сокосодержащих напитков.

 

3. Внешнеэкономическая деятельность отрасли

 

Молочная промышленность России по сравнению с другими отраслями пищевой промышленности в наименьшей мере зависит от импорта.

По итогам 2008 года импорт молочной продукции превысил 7 миллионов тонн. Таким образом, в целом самообеспеченность внутреннего рынка молочной продукции составляет 78 %, что является неплохим показателем по сравнению с некоторыми другими продовольственными рынками.

По данным компании «Молочный альянс» в Россию импортируется 15% всех молочных продуктов. Важными статьями импорта являются сгущенное молоко и сливки (3%), натуральное молоко (3,8%) и сливочное масло (39%). Из Новой Зеландии (40%), Финляндии (17%) и Украины (11%) ввозится значительное количество сливочного масла, поэтому немногие российские предприятия специализируются сегодня на его производстве.

Отечественные производители с успехом освоили выпуск широкого ассортимента продукции, при этом потребители отдают предпочтение национальным продуктам. Так, кисломолочных продуктов отечественные предприятия всегда производили больше, чем ввозили из-за рубежа и по объему и по ассортименту. Исходя из этого, импорт не представляет угрозы для развития молочной промышленности.

В структуре российского экспорта в натуральном выражении большую долю занимает молодой сыр и творог (53%). Плавленые сыры составляют 41% всего российского сыра, предназначенного для потребителей в других странах. На прочие сыры приходится около 6% совокупного объема экспорта отечественного сыра.

В 2009 году объем российского экспорта сыра сократился на 9%. По оценкам экспертов в 2010 году из России было вывезено 19 тыс. тонн сыра, что на 11% меньше, чем в предыдущем году. Таким образом, сохранилась наметившаяся в 2009 году тенденция к сокращению отечественного предложения этого вида российской молочной продукции на внешнем рынке.

[8]

 

4. Количество предприятий в отрасли, их удельный вес в выпуске продукции

 

Сегодня в России работает около 2 тыс. производителей молочной продукции. Из них действительно крупными можно назвать только три компании:

1. «Вимм-Билль-Данн»,

2. «Юнимилк»,

3. «Данон».

Бесспорным лидером российского молочного рынка в последние годы является компания «Вимм-Билль-Данн» - ее доля в прошлом году, согласно исследованию AC Нильсон в 9 крупных городах, составила 38% в денежном выражении. "Вимм-Билль-Данн" опережает своих конкурентов не только на общероссийском уровне, но и в большинстве регионов.

На рынке обогащенных молочных продуктов основным из игроков является компания «Данон».

На рынках традиционных молочных продуктов основными конкурентами являются российские производители, такие как «Юнимилк», а также более мелкие компании, работающие на региональном уровне.

На рынке йогуртов и десертов, а также в некоторой степени на рынке детских молочных продуктов конкурируют зарубежные фирмы, «Данон», «Кампина» и «Эрман», указанные фирмы продолжают осуществлять инвестиции в свою хозяйственную деятельность в России.

На долю шести компаний: «Вимм-Билль-Данн», «Данон», «Кампина», «Пармалат МК», «Эрманн», «Юнимилк» приходится более 60% продукции соответствующего рынка молока и цельномолочной продукции.

Оставшиеся 40% рынка делятся между более чем 1900 молокозаводами, ассортимент продукции которых достаточно широк (от молока до сыров или кефира). Поэтому монополизация и консолидация отрасли молочной промышленности в России даже теоретически невозможна. Благодаря такой сегментации, рыночная структура отрасли является высоко конкурентной в плане формирования цен на молоко и молочную продукцию.

 

 

Диаграмма 5

Источник: рейтинговое агентство «Топ Экспресс» [2]

 

Крупные производители молочных продуктов сосредоточены, главным образом, в Центральном и Приволжском федеральных округах. На их долю приходится порядка 54% всей производимой молочной продукции.

Как показывает практика последних лет, региональные компании уходят «под крыло» крупных молокопроизводителей. Правда, многие мелкие игроки займут свои ниши: их основная функция будет заключаться в сборе сырого молока, в том числе и у населения.

 

5. Лучшие предприятия в отрасли, их название и размещение

 

1.«Вимм Билль Данн»

Самой крупной на рынке молока является группа «Вимм Билль Данн», по некоторым оценкам занимаемая компанией доля составляет 34%. С момента основания в 1992 году «Вимм Билль Данн» занимает ведущее положение на российском рынке продуктов питания и молока. Более 74% выручки компании составляют доходы от продажи молочных продуктов.

У группы есть ряд преимуществ по сравнению с другими российскими производителями. К этим преимуществам относятся: имеющиеся большие недозагруженные производственные мощности, это дает потенциал для роста без дополнительных капиталовложений, более высокое качество выпускаемых продуктов, высокая степень инноваций, имеются возможности по разработке новых продуктов и профессиональный маркетинг.

Другими важными конкурентными преимуществами «Вимм Билль Данн», которые позволят ей, по мнению специалистов, удерживать ведущие позиции на российском рынке молока, молочных продуктов и соков, являются: сильные и диверсифицированные товарные бренды («Домик в деревне», «Нео», «33 коровы», «Чудо», «Весёлый молочник», Bio-Max, Imunele, «Ламбер»), стабильный доступ к источникам сырья, акцент на разработку новых продуктов, современная производственная база и технологии, также у компании существуют возможности по привлечению внешнего финансирования.

Компания «Вимм-Билль-Данн» создала единую производственную сеть в регионах России и странах СНГ, став общенациональным российским производителем. Сейчас в группу компаний «Вимм-Билль-Данн» входит 37 производственных предприятий в России, на Украине и в Центральной Азии.

Стратегия «Вимм-Билль-Данн» – производить молочные продукты в том регионе, где они потребляются. Программа развития компании предполагает увеличение числа именно региональных предприятий

6. «Данон»

Эксперты считают, что одним из основных конкурентов на рынке молока является французская «Данон». Самая активная из зарубежных производителей молока, компания проводит агрессивную рекламную политику.

Основные направления деятельности компании — молочные продукты, детское питание и минеральная вода. Ассортимент компании насчитывает более 200 наименований продуктов питания. На данный момент большая часть продукции, продаваемой в России - а это около 150 000 тонн кисломолочной продукции в год - производится на российских предприятиях. «Данон» владеет молочным комбинатом в Поволжье, где делается натуральный йогурт, йогурт с фруктовыми добавками и кефир, кроме этого компания имеет молочный комбинат в Московской области.

Такие торговые марки как «Данон Йогурт», «Активиа», «Даниссимо», «Растишка», «Утренний», кефир «Классический» завоевали доверие и любовь российского потребителя.

По проведенным маркетинговым исследованиям в городах России в 2008 году доля компании «Данон» в сегменте рынка йогуртов и молочных десертов составила 12,3%, а ее общая доля на российском рынке молочной продукции – 7,2% в количественном выражении.

7. «Юнимилк»

«Юнимилк» — российская продовольственная компания, представляет собой группу компаний, занимающихся переработкой молока. На текущий момент производственная база компании включает в себя 32 предприятия в России и на Украине.

«Юнимилк» является одним из крупнейших игроков молочного рынка, занимая второе место после группы «Вимм-Билль-Данн» по продажам в натуральном выражении. В денежном выражении занимает 14% рынка, по данным АС Нильсон.

Основные торговые марки компании: «Био Баланс», «Село луговое», «Простоквашино», «Летний День», «Лиассон», «Актуаль» и «Тёма».

По результату маркетинговых исследования доля «Юнимилк» в сегменте традиционных молочных продуктов составила 15%, в сегменте рынка йогуртов и молочных десертов 8%, а общая доля компании на российском рынке молочной продукции равна примерно 15% в количественном выражении. В 2008 г. объем продаж превысил 1,286 млн. тонн на сумму 40 млрд. рублей.

Основная задача «Юнимилк» - построение крупнейшей молочной компании, объединяющей региональные предприятия по переработке молока, которая станет лидером рынка молочных продуктов России, Украины и Казахстана.

Стратегия компании нацелена на долгосрочный рост бизнеса, развитие инновационных технологий в производстве, расширение и укрепление партнерской сети, удовлетворение самых высоких требований потребителей к молочной продукции.

4. «Эрман»

«Эрман», немецкая компания – производитель йогуртов, которые изготавливаются на комбинате, расположенном в Московской области. Фирменные бренды «Эрман»: «Эрмигурт», «Йогуртович», «Фруктович» и «Услада» были специально разработаны с расчетом на российского потребителя.

Доля рынка, занимаемая «Эрман», в продажах йогуртов и молочных десертов составляет в количественном выражении 3,1%.

8. «Кампина»

Голландская компания «Кампина» - международный производитель и поставщик молочных продуктов. На российском рынке компания известна своей торговой маркой йогуртов Fruttis, Био, “Сливочное лакомство”, десертом “De Lux”. Основные производственные мощности компании расположены в Голландии, Германии, Польше и России.

С 1998 года компания выпускает стерилизованное молоко на молочном заводе в подмосковном Ступино. В 2000 году там же компания открыла завод по производству йогуртов.

Ежегодный оборот достигает 3,5 миллиардов евро. Годовое потребление молока в 2008 году составило 1,7 млрд литров. Общая доля компании на российском рынке молочной продукции равна примерно 2,3% в количественном выражении.

«Кампина» сохраняет и приумножает ценные свойства молока, чтобы сделать их естественным источником энергии каждого человека. Этот основополагающий принцип лежит в основе стратегических приоритетов компании.

9. «Пармалат»

«Пармалат» — итальянская корпорация по производству молочных и других пищевых продуктов. Компания насчитывает около 140 заводов по всему миру, в том числе и в России. Собственные производственные мощности компании «Пармалат» в России включают в себя завод по производству молока ООО «Ураллат» в Екатеринбурге и ОАО «Белгородский молочный комбинат» в Белгороде.

Основные направления производства в России — это молоко и молочные продукты, фруктовые соки и напитки.

На Российском рынке продукция «Пармалат» представлена такими всемирно известными марками молока и молочных продуктов как «Parmalat» «Белый город»

«Пармалат» является мировым лидером в производстве молока длительного срока хранения UHT, которое сохраняет все вкусовые и питательные свойства этого продукта.

Мировой товарооборот за 2008 год составил около 5,2 млрд. евро. Общая доля компании на российском рынке молочной продукции составляет примерно 2,1% в количественном выражении.

10. Молочный комбинат Воронежский (ЗАО «Молвест»)

Российская компания, производящая широкий ассортимент, который насчитывает около 200 наименований молочной продукции в различных типах упаковки: молоко пастеризованное и стерилизованное, кисломолочная продукция, йогурты питьевые, мягкие творога, сыры и другая продукция.

ЗАО «Молвест» поставляет свою продукцию в более чем 30 регионов РФ. Среди них Центральное Черноземье и Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Саратов и Краснодарский край.

Главной торговой маркой ЗАО «Молвест» является ТМ «Вкуснотеево», которой удалось стать брендом национального уровня.

Значительные инвестиции осуществляются в разработку и продвижение других торговых марок комбината: «Фруате», «Ералаш», «Иван Поддубный», «Сан Круи», «Волжские просторы», «Кубанский Хуторок».

Доля ЗАО «Молвест» в сегменте рынка традиционных молочных продуктов равна 4,1%, а общая доля компании на российском рынке молочной продукции - 3,7%.

На сегодняшний день компании — производители предлагают потребителям продукцию всех ценовых категорий.

Например: продукция под брендом “Услада” компании “Эрманн” относится к нижнеценовому сегменту, к среднему – “Эрмигурт” и “Эрмик”, верхнеценовой сегмент представлен продукцией под маркой “Экстра”.

Для нижнеценового сегмента компания “Юнимилк” производит йогурты под маркой “Летний День”. Йогурты “Простоквашино” предлагаются по более высокой цене, так как они содержат натуральные фрукты и изготовлены по особой рецептуре.

Торговая марка “Актуаль” — это предложение для премиального сегмента. Особым успехом пользуются йогурты “Био-Баланс” в бутылке, т.к. это натуральные, нежирные, обогащенные лактокультурами и бифидобактериями кисломолочные продукты для тех, кто регулярно заботится о своем здоровье и здоровье своей семьи.

[9]

Территориальное размещение предприятий отрасли

Крупнейшие молочные заводы России расположены в Московской, Кировской, Ленинградской, Свердловской, Воронежской, Нижегородской областях, Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае. [5]

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.