Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальный конфликт: понятие, виды.





Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, интересов. Цель конфликта заключается в реализации собственного интереса за счет интересов других. Исходной точкой конфликта является социальная напряженность, в основе которой лежит чувство социальной неудовлетворенности, ощущение ущемления своих интересов. Потенциальной стороне конфликта кажется, что она имеет меньше, чем заслуживает, что она способна на большее, чем ей позволяют. Следует отметить, что социальный конфликт - это всегда столкновение общественных, групповых, а не индивидуальных интересов.

Понимая социальный конфликт как столкновение групповых интересов, можно сделать вывод о том, что каждая сфера общественной жизни порождает свои специфические виды социальных конфликтов. Это, например, политические, экономические, культурные, демографические и другие виды конфликтов.

Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Он может возникать как между государствами, так и между политическими партиями.

Экономический конфликт - это конфликт между любыми по численности субъектами по поводу уровня заработной платы, уровня цен, по поводу доступа к реальным материальным благам.



Этнический конфликт - это конфликт между народами по поводу территориальных претензий, по поводу места конкретной этнической группы в обществе.

Профессиональный конфликт – это конфликт между профессиями или отраслями по поводу экономических или социальных ценностей.

Стадии развития социального конфликта.

Анализ социального конфликта позволяет выделить в его течении четыре стадии: предконфликтную, конфликтную, стадию разрешения конфликта и послеконфликтную.

В предконфликтной стадии выделяются две фазы. Первая - скрытая (латентная) фаза развития конфликта. Она характеризуется формированием конфликтной ситуации, т.е. накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов. На этой фазе конфликт как таковой не проявляется, ощущается лишь напряженность в отношениях. Противоборствующие группировки находятся в состоянии конфронтации, т.е. потенциального, скрытого конфликта.



Вторая фаза начинается с инцидента или повода, каким может стать любое внешнее событие. Оно приводит в движение конфликтующие стороны. Причем повод отличается от причины и предмета конфликта. Если предмет конфликта лежит в противоречивости интересов и социальной неудовлетворенности, то поводом может стать любое незначительное происшествие.

Первая фаза конфликтного поведения характеризуется формированием установки на борьбу, психологической готовности к ней. Конфликт интересов приобретает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют. Нарастают агрессивность, враждебность, происходит формирование «образа врага». Конфликтные действия обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.

На второй фазе конфликтного поведения ситуация может развиваться либо в сторону усиления конфликта, либо стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. На этой фазе происходит «переоценка ценностей»: конфликтная ситуация начинает оцениваться более трезво, реально, возможно изменение представлений сторон друг о друге и о себе. Это становится фактором выбора стратегии и тактики дальнейшего поведения.

Социологический опрос: понятие, виды, методика проведения.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос, позволяющий в течение короткого времени собрать необходимую, качественную, разнообразную информацию на большой территории. Опрос - это метод сбора данных, при котором социолог непосредственно либо опосредованно обращается с вопросами к определенной совокупности людей (респондентам). Метод опроса используется в ряде случаев: 1) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации либо когда такие источники вообще отсутствуют; 2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения; 3) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.; 4) в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.



По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются опросы письменные (анкетирование) и устные (интервью), которые осуществляются по месту жительства, по месту работы, в целевых аудиториях. Опрос может быть очным (личным) и заочным (обращение с анкетой через газету, телевидение, по почте, телефону), а также групповым и индивидуальным.

Социометрия как метод измерения межличностных отношений.

Огромное число задач, стоящих перед социологией, связано с изучением процессов, происходящих в малых группах. Для анализа внутригрупповых (межличностных) отношений в малых группах применяется такой метод, как социометрия. Эта методика была предложена в 30-х годах ХХ века Дж. Морено. В этом исследовании используется специфический тип опроса, который более всего близок к психологическому тестированию (часто его называют социометрический тест). Опрашиваемым предлагается ответить, кого из членов группы они хотели бы видеть своими партнерами в той или иной ситуации, а кого, напротив, отвергают. Затем по специальным методикам анализируют количество положительных и отрицательных выборов для каждого члена группы в различных ситуациях. С помощью социометрической процедуры можно, во-первых, выявить степень сплоченности - разобщенности в группе; во-вторых, определить позиции каждого члена группы с точки зрения симпатии-антипатии, выявив при этом «лидера» и «аутсайдера»; и, наконец, выявить внутри группы отдельное сплочение, подгруппы с их неформальным лидером.

Специфика социометрического опроса заключается в том, что его проведение не может проводиться анонимно, т.е. социометрические анкеты носят именной характер, а значит, исследование затрагивает жизненно важные интересы каждого из членов группы. Поэтому данная методика требует соблюдения ряда этических требований, в том числе неразглашение результатов исследования членам группы, участие в исследовании всех потенциальных респондентов.

Социология массовых коммуникаций: понятие, время формирования, предмет.

Социология массовых коммуникаций – это специальная отрасль социологии, изучающая закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию.

Исследования социологии массовых коммуникаций традиционно разделяются, исходя из структуры процесса массовой коммуникации, на исследования проблем коммуникатора, аудитории, содержания и восприятия массовой информации или проблем изучения функционирования отдельных средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино, реклама) либо всей системы массовой информации в целом. Целью исследования социологии массовых коммуникаций является, с одной стороны, изучение социальной обусловленности их функционирования, с другой – изучение социальных последствий этого функционирования.

Считается, что начало социологии массовых коммуникаций было положено М. Вебером, который еще в 1910г. обосновал необходимость социологии прессы, очертил круг ее проблем: ориентация прессы на различные группы, вклад ее в формирование человека, социальные требования к журналисту, методы анализа прессы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.