Сделай Сам Свою Работу на 5

Компетентностный подход как методологическое основание модернизации профессионального образования





МОДУЛЬ 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ЛЕКЦИЯ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ, СТРАТЕГИИ И

ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Стратегические ориентиры развития высшего образования в

Контексте Болонского процесса

В мае 1998 г. на праздновании 800-летнего юбилея Сорбонского университета министры образования четырех стран Франции, Италии, Германии и Великобритании подписали «Совместную декларацию о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования». Она начиналась словами: «В Европейском процессе совсем недавно было сделано несколько чрезвычайно важных шагов вперед. При всей их уместности мы не должны забывать, что Европа – это не только евро, банки и экономика; она должна стать также и Европой знаний». Год спустя идеи, сформулированные в этом документе, были развиты в Болонской декларации. 19 июня 1999 г. в Болонье (Италия) министры образования 29

европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего

образования. 20 сентября 2003 г. к Болонскому процессу присоединилась Россия и ряд других стран. Основное содержание принятой Декларации сводится к следующему. Европейский процесс, благодаря исключительным достижениям последних лет, приобрел более конкретный характер, стал полнее отвечать реалиям стран, входящих в ЕС, потребностям их граждан. Открывающиеся в связи с этим перспективы (наряду с углубляющимися отношениями с другими европейскими странами) определяют и новые возможности для развития: в Европе растет понимание того, что необходимо установление более тесных связей между европейскими странами, в частности, в деле развития и укрепления их интеллектуального, культурного, социального, научного и технологического потенциалов. Предложения, рассматриваемые и исполняемые в рамках Болонского процесса, сводятся к шести основным ключевым позициям.



1. Создание единой схемы получения высшего образования. Предлагается ввести фактически два цикла обучения: первый – до получения первой академической степени (бакалавр) и второй – после получения первой

академической степени (магистр). При этом продолжение обучения на первом цикле должно быть не меньше 3-х и не больше 4-х лет. Обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра (через 1-2 года обучения после получения 1-й степени) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения 7-8 лет). Предполагается сделать совместимыми неуниверситетский и университетский секторы высшего образования, а также обеспечить возможность обучения в течение всей жизни на основе применения более гибких учебных программ.



2. Повышение качества высшего образования. Предполагается учреждение аккредитационных агентств, комиссий, центров независимых от

национальных правительств и международных организаций. Оценка качества

будет не на длительности или содержании обучения, а на знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования, включающего программы оффшорного, франчайзингового и дистанционного обучения.

3. Введение единой системы учета трудоемкости учебной работы. Предлагается ввести во всех европейских национальных системах образованияединую систему учета трудоемкости учебной работы в условных зачетныхединицах трудоемкости (крeдитах). За основу предлагается принять ECTS,сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции«обучение в течение всей жизни», как это осуществлено, например, вВеликобритании.

4. Расширение мобильности. На основе выполнения предыдущих пунктов предполагается существенное развитие мобильности учащихся. Для этого, прежде всего, предусмотрено развитие механизмов признания иностранных документов об образовании. Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности преподавательского и административного персонала для взаимного обогащения европейским опытом. В связи с этим европейским странам предлагается изменить трудовое и пенсионное законодательство, а также внести изменения в национальные законодательные акты, касающиеся трудоустройства иностранцев.



5. Обеспечение трудоустройства выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на пользу всей Европы. Все академические степени (в том числе, степень бакалавра) и другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть облегчено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО, Советом Европы и Европейской комиссией.

6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Одной из главных задач, которые должны быть решены в рамках Болонского

процесса, является задача привлечение в Европу большего количества учащихся из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, накопительной системы, легко понимаемых квалификаций и т.п. приведет к повышению интереса европейских и иных граждан к высшему образованию. Эта цель является главной, поскольку конкурентная борьба за весьма прибыльный рынок образовательных услуг в последние годы значительно обострилась, и Европа хочет противостоять агрессивной политике, прежде всего, США и Австралии, в занятии рынков сбыта услуг в сфере образования.

Компетентностный подход как методологическое основание модернизации профессионального образования

Началом компетентностного подхода в образовании можно считать работу Комиссии ЮНЕСКО под руководством бывшего министра образования Франции Эдгара Фора. Еще в 1972 году ею были определены

четыре «столпа образования»:

– учить учиться и пользоваться знаниями, т.е. получать образование в течение всей жизни, углубленно работать в своей узкой области при достаточно широких общих знаниях;

– учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но

шире, научиться в рамках как формального, так и неформального социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в команде;

– учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости (выполняя совместные проекты и учась улаживать конфликты), укрепляя плюрализм, взаимопонимание и мир;

– учиться быть, т. е. в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью.

Образование не должно игнорировать ни одного аспекта человеческого

потенциала: памяти, разума, чувства прекрасного, физических возможностей и навыков общения (Ж.Делор). Поставленные цели предполагают формирование у человека некого набора ключевых (сквозных) компетенций, которые позволяют ему успешно продолжать образование каждый раз, когда в этом возникает необходимость, при столкновении с проблемами, появляющимися в личной и профессиональной жизни. Реализация компетентностного подхода в высшем образовании обусловливается ускоряющимися мировыми процессами глобализации и информатизации. Модернизация образования на компетентностной основе является, по сути, «ответом» системы образования на радикальные изменения, которые происходят в сферах материального и духовного производства, на рынках труда, в профессиональных структурах, области социальных коммуникаций.

Основные изменения и тенденции в социально-производственной сфере, которые актуализируют внедрение компетентностного подхода в систему высшего образования, по мнению В.И. Байденко, Ю.Г. Татура и других исследователей, имеют как внеобразовательный, так и образовательный характер.

К внеобразовательнымизменениям относятся следующие тенденции:

– изменения во всех профессиях, появление новых специальностей и квалификаций, что связано с интеллектуализацией машин и производственных технологий, дематериализацией труда, ростом наукоемкости продукции. Это способствует тому, что знания формируют большую часть стоимости товара или услуг; усиливается переход от разделения труда и знаний к их интеграции, от чрезмерных специализаций выпускников к формированию у них компетенций, основанных на универсальных знаниях и умениях;

– глобализация (расширение) рынка труда и профессий, активное использование информационно-коммуникативных технологий, что способствует интеграционным процессам в европейской и мировой образовательной политике в сфере высшего образования, а также усилению

конкуренции между вузами и их выпускниками как в масштабах страны, так и на международном уровне, выдержать которую будут способны вузы с высоким уровнем образования и компетентные выпускники;

– возрастание роли горизонтальной мобильности в течение трудовой

жизни, «неустойчивость» в сфере профессии, временность работы требуют от высшей школы мобильных выпускников с «портфелем универсальных компетенций», способных реализовывать гибкие, краткосрочные, междисциплинарные проекты в рамках временных коллективов.

К образовательным тенденциям можно отнести следующие:

– профессионализация высшего образования, что означает переход от

высшего академического, фундаментального образования к профессиональному образованию, содержание и технологии которого должны соответствовать будущей профессиональной деятельности студентов; при этом образование характеризуется гибкостью, непрерывностью, уровневостью и ступенчатостью;

– массовость высшего образования, что актуализирует проблему его

качества;

– усиление роли личностного развития и усложнение задач профессионального совершенствования, что повышает требования к готовности выпускника вуза к постоянному самообразованию;

– внедрение в сферу высшего профессионального образования «рыночных механизмов», систем менеджмента качества, что предполагает определение образовательных целей и результатов на основе требований экономической эффективности (в качестве показателя эффективности образования может выступать соотношение уровня достигнутых образовательных результатов и затрат на их достижение, например, зачетных

единиц; при этом ценность или успешность результатов образования определяется и в том числе работодателями). Указанные тенденции социально-производственной сферы показывают, что в современных социально-экономических условиях востребована модель не узкопрофессиональной подготовки выпускника вуза, жестко ориентированной на конкретные объекты и предметы труда, а модель подготовки выпускника интегрального типа. В новой модели цели, содержание и результаты подготовки выпускника формулируются в комплексном и интегрированном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности и не ограничиваются узкопрофессиональной сферой их применения. Такая модель включает не только профессиональную квалификацию выпускника, определяющуюся системой знаний, умений и навыков, но и базовые личностные качества и системно сформированные универсальные умения и способности, которые в современной международной практике определяются как ключевые компетенции. Вот почему модель подготовки выпускника интегрального типа называется компетентностной, а системно-деятельностный подход, на основании которого она разрабатывается, – компетентностным.

Анализ источников по данной проблеме, особенно истории ее становления, показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий «компетенция», «компетентность», так и основанного на них подхода к процессу и результату образования. Глоссарий ЮНЕСКО содержит термин «образование, основанное на компетентности», под которым понимается «образование, базирующееся на описании, изучении и демонстрировании знаний, навыков, поведения и отношений, требуемых для какой-либо определенной роли, профессии или карьеры».

В пособии Prime (Research and Development) различают понятия «компетентный, компетенция, компетентность». Компетентностный (прилагательное) в смысле: высококачественная деятельность «компетентностный человек»). Компетентность (существительное): быть компетентным («компетентность менеджмента», «компетентность менеджера»). Компетенция (существительное) имеет двойное значение: задачи, выполняемые некоторым лицом («приготовление пищи») и персональные качества некоторого лица («лидерство», «проницательность»). Оба последних значения появились в США. Кроме того, выделяются широкий и узкий взгляды на компетенции: узкий взгляд означает следование правилам и процедурам, использование технических/профессиональных навыков для выполнения типовых задач; широкий взгляд предполагает требования большие, чем необходимые для отдельной работы, отвечающие лучшей существующей практике и будущим рынкам труда.

В педагогической науке компетенция рассматривается как единство знаний и опыта, способность и готовность выпускника действовать в складывающейся ситуации и решать профессиональные, социальные и личностные проблемы. Многие исследователи проводят различия между категориями «компетенция» и «компетентность». Компетентность трактуется как актуальное личностное качество, как «компетенция в действии». В самом общем виде под компетенцией следует понимать знания и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач, а под компетентностью – выраженную способность применять знания и опыт для решения профессиональных, социальных и личностных проблем.

Компетентностный подход в высшем образовании – это система требований к организации образовательного процесса вуза, способствующая

практикоориентированному характеру профессиональной подготовки студентов, усилению роли их самостоятельной работы по разрешению задач и ситуаций, имитирующих социально-профессиональные проблемы. Если квалификационный подход направлен на формирование у выпускника вуза

системы знаний, умений и навыков по выполнению, как правило, типовых видов профессиональной деятельности в стабильных условиях, то реализация

компетентностного подхода обеспечивает сформированность у выпускника

социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования. Социально-профессиональная компетентность способствует более эффективному разрешению профессиональных, социальных, личностных проблем в нестабильных условиях (изменения, кризис, множественность выбора); она проявляется в способности выпускника выполнять не только типовые задания, но и решать задачи высокой степени сложности и неопределенности, управлять гибкими, краткосрочными, межотраслевыми проектами. Социально-профессиональная компетентность выражается в личностной направленности на благо окружающим людям и себе, ценностных ориентациях, гражданской позиции, постоянном стремлении и готовности к профессиональному росту и достижению более качественных результатов труда. Сказанное выше не означает, что высшая школа не будет ориентирована на подготовку квалификационного специалиста. Его квалификации, связанной с решением профессиональных задач в стабильных ситуациях, выполнением типовых видов деятельности, становится недостаточно в современных социально-экономических условиях. Квалификация дополняется ценностно-смысловыми, нравственно-волевыми, деятельностными характеристиками выпускника и доформировывается в компетентность – универсальные знания и опыт, позволяющие решать и реализовывать широкий круг вопросов и полномочий из профессиональной, социальной и личностной сфер.

В профессиональной сфере различают несколько видов компетенций:

специальные (предметные) компетенции, определяющие владение

собственно профессиональной деятельностью;

общепрофессиональные (общепредметные) компетенции, связанные с несколькими предметными областями или видами профессиональной деятельности, которыми должен овладеть выпускник в рамках своей профессии;

ключевые (базовые, универсальные) компетенции, способствующие эффективному решению разнообразных задач из многих областей и выполнению социально-профессиональных ролей и функций на основе единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей.

Ключевые компетенции являются инвариантными по отношению к предметной области; овладение ими отражает, прежде всего, эффективность интеллектуальной деятельности личности по управлению знаниями, которая

определяется следующими навыками: добывать знания, создавать (перерабатывать) их, организовывать (обучать) и использовать знания. Эти

навыки востребованы в рамках любой профессии, т.к. удельный вес интеллектуальной составляющей в структуре практически любого вида профессиональной деятельности растет быстрыми темпами. В последнее время в литературе и на практике выделяется еще один вид компетентности – экстремальная профессиональная компетентность, которую специалист проявляет во внезапно усложнившихся условиях. Опыт показывает, что экстремальная обстановка предполагает реализацию профессионалом ряда

ценных личностных качеств: быстрая реакция, гибкость мышления, смелость, ответственность, готовность к риску, уверенность в себе, способность к самомотивированию, оптимизм.

Чаще всего в качестве ключевых компетенций используются следующие компетенции:

– социальные компетенции, обеспечивающие ценностно-смысловую направленность личности, сформированность гражданской, валеологической и психолого-педагогической грамотности и культуры, способность к социальному взаимодействию, а также психосоциальную адаптацию;

– профессиональные компетенции, связанные с овладением проектировочно-рефлексивными умениями, способностью и готовностью решать профессиональные задачи высокой степени неопределенности, осваивать и разрабатывать инновации в сфере профессии;

– коммуникативные компетенции, включающие культуру речевого поведения, языковую грамотность и способность к продуктивному общению и сотрудничеству;

– информационные компетенции, связанные с поиском, хранением, обработкой, представлением информации; владением компьютерной грамотностью и информационными технологиями;

– образовательные (или академические) компетенции, обеспечивающие

способность и готовность к самостоятельной познавательной работе, постоянному самообразованию и самосовершенствованию, профессиональному росту, научно-исследовательской деятельности.

И.А. Зимняя в качестве ключевых компетенций (компетентностей) рассматривает такие, которые «проявляются во всех сферах жизнедеятельности человека, обеспечивая полноценность его социального и профессионального бытия».

Следует подчеркнуть, что понятия «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» носят исторический характер; введение их в сферу образования соответствует запросам производства и бизнеса. Совет Культурной Кооперации при Совете Европы (Страсбург, Франция) определил ключевые компетентности, которые должны освоить все выпускники образовательных учреждений. Компетентности подразделяются на:

– социально-политические, позволяющие человеку реализовать активную позицию в жизни в многокультурном обществе;

– коммуникативные, рассматриваемые как способность эффективно

общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде и т.д., то есть обеспечивающие эффективную устную и письменную коммуникацию;

– информационные, включающие в себя умения поиска, отбора,

представления информации, решения профессиональных задач с помощью ИКТ и обусловленные возникновением и развитием информационного общества;

– личностные, связанные с самоуправлением – умение ставить и реализовывать жизненные цели, организационно-управленческий потенциал, эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы других, рефлексивные умения.

Отдельно выделен элемент познавательной компетентности – «способность учиться всю жизнь». Советом Европы выделены также ключевые профессиональные компетенции. К ним относятся:

– способность к эффективному поведению на рынке труда

– профессиональная мобильность, умения выстраивать (планировать, реализовать, корректировать) профессиональную карьеру, умения трудоустройства, адаптации на рабочем месте.

– способность адекватно реагировать изменения рынка, умения экономического и правового анализа в рамках профессиональных ситуаций,

предпринимательские умения.

Исходя из понимания профессиональной подготовки как процесс профессионального развития, овладения опытом будущей профессиональной

деятельности можно говорить, что компетентный специалист устремлен в

будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование. Важной особенностью профессиональной компетентности человека является то, что компетентность реализуются в настоящем, но ориентирована на будущее.

По мнению исследователей, профессиональная компетентность есть совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей.

Ключевые – компетентности необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире.

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.).

Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.

Компетентностный подход является методологическим основанием модернизации профессионального образования. В то же время он рассматривается и как технология моделирования результатов образования и

предоставления норм качества профессионального образования в виде компетентностей и компетенций, метакачеств, ориентация образования на цели-векторы: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. Компетенции и результаты образования определяются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования.

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании предполагает определение теоретико-методологических оснований, проектирование содержания образования, поиска эффективных

технологий обучения, воспитания и развития обучаемых, разработки методики оценки сформированности компетентностей. Решение проблемы модернизации образования в нашей стране свидетельствует о реализации компетентностного подхода и в качестве основных единиц обновления содержания образования рассматриваются компетентности и компетенции. Таким образом, в качестве инструментальных средств реализации компетентностного подхода выступают его смыслообразующие понятия компетентности и компетенции. Актуальность компетентностного подхода, его отличие от знаниево-ориентированного заключается в том, что:

– образовательный результат «компетентность» в большей мере соответствует общей цели образования – подготовке гражданина, способного к активной социальной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к

началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию;

– в нем соединяются интеллектуальная, навыковая и эмоционально-

ценностная составляющие образования, что отвечает представлениям о содержании образования;

– содержание образования, в том числе и стандарты, должны по критерию результативности, что выходит за границы ЗУНов;

– «компетентность» выпускника, заложенная в образовательных стандартах, неминуемо повлечет за собой существенное изменение не только в содержании образования, но и в способах его освоения, а значит в организации образовательного процесса в целом;

– данный подход обладает ярко выраженной интегративностью, объединяя в единое целое соответствующие умения и знания, относящиеся к

широким сферам деятельности, и личностные качества, обеспечивающие эффективное использование ЗУНов для достижения цели.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.