Сделай Сам Свою Работу на 5

Международная и российская правовая база определения таможенной стоимости товаров





В большинстве стран мира в прошедшие десятилетия таможенно-тарифное регулирование было существенно пересмотрено и модернизировано в сторону создания более простых, ясных и четко работающих правил и норм, а также в сторону их сближения с рекомендациями, нормами и положениями международных соглашений, конвенций и других межгосударственных договоренностей.

Интенсивное развитие международной торговли во многом стало возможным в силу того, что национальные таможенные системы подавляющего большинства стран мира формировались вокруг близких, во многом общих, правовых и организационных норм и правил. В международном плане эта правовая совместимость была достигнута благодаря созданию целой системы многосторонних межгосударственных соглашений и договоренностей.

Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике. Следует отметить, что определение стоимости ввозимого товара с целью расчета таможенных пошлин - одна из наиболее сложных таможенных процедур, поскольку, варьируя способы определения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять размер взимаемой пошлины.



Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены FOB, в практике других государств была распространена система взимания пошлин с цены CIF, что увеличивало платежи на 5—10%. Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции[37].

Методология таможенной оценки товара классифицировалась во многих документах ЮНКТАД и ГАТТ как серьезный и сложный дополнительный протекционистский барьер (нетарифного характера).

Рост международной торговли вызвал необходимость создания унифицированной методологии определения таможенной стоимости товара и технических норм, регулирующих таможенные формальности. Первые попытки регламентирования правил определения таможенной стоимости относятся ко второй половине 40-х гг. XX столетия.



Так, в статье VII соглашения ГАТТ, принятого в 1947 году, говорилось, что таможенная стоимость товара должна основываться на его фактической стоимости и не должна определяться на базе произвольных или фиктивных оценок, а также на базе стоимости товара отечественного происхождения. В этом документе таможенная стоимость определялась как величина, основанная на «действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара».

Однако расшифровка понятия фактической стоимости, приводимая в параграфе 2 сводила на нет, приведенные выше, положения. Этот параграф гласит, что под фактической стоимостью должна пониматься «цена, по которой этот или аналогичный товар продается или предлагается продаже в такое время и в таком месте, которое определяется законами страны-импортера, ... в условиях полной конкуренции». Такая формулировка, по существу, давала право властям импортируемой страны выбрать в качестве таможенной стоимости любую цену аналогичного товара или, по крайней мере, любую его экспортную цену. Более того в параграфе 2(c) говорилось, что в том случае, когда фактическая стоимость не может быть определена указанным выше методом, она может основываться на эквиваленте такой стоимости. Это положение открывало дорогу таможенным властям импортирующей страны для собственных часто произвольных оценок таможенной стоимости.



Внутренняя противоречивость статьи VII ГАТТ отражала реальные противоречия в определении таможенной стоимости товаров, существовавшие в мире, и, прежде всего расхождения в позициях США и стран Западной Европы. Несколько позже по инициативе ряда стран Западной Европы сделан еще один шаг в вопросе создания унифицированной методики определения таможенной оценки товаров.

В декабре 1950 г. в Брюсселе была подписана Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (Брюссельская конвенция). В ней таможенная стоимость товара определялась как нормальная цена, по которой товар может быть продан в стране его назначения в момент подачи таможенной декларации. Конвенция рассматривала таможенную стоимость как цену CIF, в том месте, где товар пересекал таможенную границу страны назначения. Брюссельская конвенция включала и еще одно важное условие: нормальная цена — это цена, складывающаяся на открытом рынке между независимыми друг от друга продавцом и покупателем. Предполагается, что «нормальная цена» является единственным встречным удовлетворением и что на нее не оказывают влияния коммерческие, финансовые или иные отношения[38].

К Брюссельской конвенции присоединилось свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался нерешенным.

Проходившие в начале 1970-х годов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились принятием в 1979 году ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, иначе именуемое Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ. В Кодексе таможенная стоимость товаров понимается как «цена сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при продаже товара на экспорт в страну импорта, скорректированная с учетом возможных добавлений, с определенными вычетами и доначислениями». Соглашение оставляет открытым для каждой страны вопрос о том, включать ли стоимость фрахта и страхования в таможенную стоимость товара[39].

Заключительный акт, принятый по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 года), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979 года.

При подготовке Соглашения серьезные разногласия вызвал вопрос о том, кто несет бремя доказательства справедливости декларированной таможенной цены — таможня или экспортер. Решение, принятое на Уругвайском раунде, касающееся случаев, когда таможня имеет основания сомневаться в точности или достоверности декларированной стоимости, переносит ответственность за доказательство справедливости таможенной цены на импорт.

Соглашение о таможенной стоимости имеет сложный в техническом и методологическом плане характер. Его 24 статьи, пояснительные примечания, требуют к себе позитивного отношения. Российским предпринимателям необходимо знать положения этого Соглашения, поскольку с 1995 года примерно 120 стран используют эти положения для определения таможенной стоимости товара, а российское таможенное законодательство переходит на практику ВТО[40].

В указанных документах подчеркивается, что назначение таможенной стоимости - обложение пошлинами или другими сборами, либо применение импортных и экспортных ограничений, основанных на стоимости товара.

Проблема совершенствования правовой базы таможенного регулирования особенно актуальна для России. Анализ сложившейся ко второй половине 90-х годов законодательной основы таможенно-тарифного регулирования показывает, что действующее на тот момент времени законодательство содержало много правовых норм непрямого действия или норм, правоприменение которых требует сложных пояснений. Эта особенность законодательной базы включила в ход механизм ведомственного законотворчества: многие конкретные стороны таможенного регулирования внешней торговли определялись путем издания ведомственных подзаконных актов, инструкций, приказов. Их число перевалило за много сотен. В итоге сложилась громоздкая, запутанная система. В свою очередь реальная практика исполнения всего этого директивного материала стала осязаемым бюрократическим барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления.

В настоящее время российское законодательство по вопросам определения таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза.

В Российской Федерации таможенная стоимость ввозимых товаров до недавнего времени определялась в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». С 1 июля 2010 года порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров установлен Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 г. Стоит отметить, что основы, базовые положения определения и контроля таможенной стоимости не претерпели каких-либо серьезных изменений.

В данном Соглашении указано, что таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).

В Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) вопросам таможенной стоимости посвящена глава 8 (статьи 64 - 69). На основании указанных статей изданы следующие документы, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза по вопросам определения, декларирования и контроля таможенной стоимости:

· Соглашение о Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 12 декабря 2008 г.;

· Соглашение о Порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 12 декабря 2008 г.;

· Протокол об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 12 декабря 2008 г.

Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

Таким образом, формирование российских законодательных норм о таможенной стоимости на основе международных принципов является важным условием обеспечения эффективной интеграции экономики России в мирохозяйственные связи, качественно новым этапом в развитии национального таможенного законодательства.

Особенности российской экономики, отличие хозяйственно-правовой системы России от систем развитых капиталистических стран вызывают существенные трудности в практической работе по внедрению системы определения таможенной стоимости, требуют адаптации нормативно-правовой базы к реальным условиям. Вместе с тем завершившийся этап переговорного процесса по вступлению России в ВТО вызывает объективную необходимость максимально возможной реализации международных норм и принципов оценки товаров в таможенных целях, их учет в нормативных документах по таможенной стоимости и в практической работе таможенных органов.

Дальнейшее развитие и совершенствование нормативной национальной базы по таможенной стоимости осуществляется путем ее все большей гармонизации с международными нормами и правилами в этой области.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.