Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные условия введения специальных защитных мер





Элементы процедуры Условия
Определение ущерба Должны быть приняты во внимание все значимые экономические факторы, такие, как объемы и динамика импорта, производства, продаж, производительности труда, занятость и пр. Должна быть установлена причинно-следственная связь между ущербом и импортом
Расследование Процедуры расследования должны быть установлены до его начала. Заинтересованные стороны должны иметь возможность предоставить свою точку зрения. Результаты расследования должны быть опубликованы
Продолжительность мер Первоначально до четырех лет, возможность продления до восьми лет
Объем импортных квот Как правило, не может быть ниже среднего за последние три года, предшествующие расследованию
Запрет на возобновление Меры после истечения срока их применения не могут быть введены повторно в течение срока, равного сроку их применения, или в течение двух лет
Прогрессивная либерализация Если продолжительность меры превышает один год, она должна постепенно быть либерализована. Если мера действует более трех лет, член ВТО обязан пронести расследование с целью возможного пересмотра меры

На сегодняшний день в нормах ВТО все больший вес приобретает использование специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, являющихся эффективными инструментами торговой политики. Эти меры применяются в виде дополнительных повышенных пошлин (применяемых сверх установленного импортного тарифа) или ценовых ограничений, иногда в виде количественных ограничений (квот).



За период с 1995 по 2005 г. в мире введено 1729 мер. Наиболее активно этим способом борьбы с иностранными конкурентами пользуются Индия, США, ЕС, Китай.

Россия занимает 4-е место в мире после Китая, Южной Кореи и Тайваня по числу возбуждаемых против нее антидемпинговых расследований. Это приводит не только к существенному сокращению объема экспорта товара, против которого введена мера, в страну-инициатора расследования, но порой и к полному закрытию рынка данной страны для российских экспортеров. По данным Минэкономразвития РФ, против российских товаров сейчас установлено 110 защитных мер в 18 странах мира и ЕС. По оценкам специалистов, 90% защитных мер приходится на химическую отрасль, в первую очередь на производителей минеральных удобрений, и черную металлургию.



Многие связанные с антидемпингом проблемы можно было бы решать или же избежать их вовсе, если бы экс­портеры и производители обладали более глубокими знаниями этого инструмента, лучше понимали основы функционирования мировой торговой системы и, наконец, пользовались своими процедурными правами, предоставленными соответствующим национальным законодательством.

Таким образом, говоря о мировой практике применения защитных мер, российские компании должны понимать, что данный механизм, с одной стороны, является эффективным способом защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции (об этом речь пойдет позже), с другой — средством, которое может быть примерено против россий­ских экспортных товаров при необдуманной внешней политике компаний.

Правовую базу применения мер торговой защиты составляют соответствующие положения ВТО:

· антидемпинг: ст. VI ГАТТ-47, Соглашение о применении ст. VI ГАТТ-47;

· компенсационные меры: ст. VI, XVI ГАТТ-47, Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам;

· специальные защитные меры: ст. XIX ГАТТ, Соглашение ВТО о специальных защитных мерах;

Вместе эти положения называются Антидемпинговым кодексом ВТО. Кроме того, нормы, содержащиеся в этих соглашениях, инкорпорированы в национальное законодательство стран-членов ВТО.

Механизм установления мер во всех трех случаях построен по единому принципу:



1. подача петиции от имени национальных производителей товара, подвергающегося ущербу;

2. проведение соответствующего расследования, в ходе которого необ­ходимо:

o доказательство наличия факта дем­пинга/субсидии/резко возросшего импорта;

o доказательство ущерба;

o доказательство причинно-следственной связи между демпингом/субсидией/возросшим импортом и ущербом;

3. установление мер (в случае положительного ответа на все три вопроса).

В соглашениях ВТО предусмотрен общий механизм разрешения споров, с помощью которого страны-члены добиваются осуществления своих прав и улаживают разногласия, возникающие между ними в ходе практической деятельности. Кроме того, эти правила инкорпорированы в национальные законодательства многих стран. Сегодня в рамках ВТО функционирует специально созданный Комитет по антидемпинговой практике, состоящий из представителей всех стран-участниц.

После присоединения России к ВТО мы получим доступ к данному механизму, что существенно упростит возможности оспорить многочисленные торговые барьеры, от которых сейчас российские экспортеры теряют миллиарды долларов. Вступление России в ВТО не означает, что другие члены этой организации автоматически отменят свои защитные меры, но Россия сможет добиться пересмотра мер. Антидемпинговую пошлину можно будет вводить только в том случае, если экспортная цена окажется ниже внутренней российской при использовании единой методики расчетов с учетом себестоимости производства товара в РФ. Эти доводы подкрепляются положительными примерами других стран, против которых после вступления в ВТО были либо сняты, либо пересмотрены защитные меры.

Тем не менее, пока Россия не является членом ВТО, нам приходится опираться на национальные законодательства стран инициаторов расследований. То есть, возбуждая против нас подобные дела, государства не прибегают к механизму разрешения споров ВТО, а проводят расследования в рамках национального законодательства, оперируя специфическими правовыми нюансами и сводя шансы российских экспортеров в защите к минимуму. Однако отстаивание своих прав в глазах международного сообщества должно войти в норму для российских компаний.

Наиболее распространенной ошибкой российских компаний является отказ в сотрудничестве и предоставлении какой-либо информации при начале расследования против российского экс­портного товара. Это тактика в корне неправильна, ведь в таком случае страна—инициатор расследования может обосновывать факт демпинга только на основе данных местных производителей. Напротив, умение ориентироваться в проблематике антидемпинга, готовность своевременно и профессионально (включая привлечение специальных независимых экспертов в случае необходимости) сотрудничать с антидемпинговой службой страны импортера, например, Комиссией ЕС, прежде всего путем заполнения специальных вопросников, во многом определяют сегодня успех компаний в защите своих интересов, поскольку позволяют:

· принять превентивные меры с тем, чтобы проблема не возникала;

· составить продуманную коммерческую стратегию, рассчитать приемлемый уровень цен;

· избежать неоправданных обвинений в демпинге;

· даже в случае принятия решения о наличии демпинга находить приемлемое решение, например, предложить обязательства, влиять на их объем и форму.

Более того, необходимо добиваться рассмотрения составляющей себестоимости товара на российском рынке. Необходимо грамотно и полно заполнять разосланные в рамках расследования вопросники. От того, насколько обоснованная и подкрепленная фактами информация будет содержаться в заполненных вопросниках, может зависеть исход всего расследования. Важно иметь в виду, что сам по себе демпинг не запрещен и не ведет к введению соответствующих мер защиты. ВТО разрешает применять антидемпинговую меру, только если расследование свидетельствует, что демпинг наносит или угрожает нанести ущерб отрасли страны-импортера. Безусловно, не учитывая тонкости и специфику законодательства страны-инициатора расследования, российские компании вряд ли могут рассчитывать на успех.

Так, например, законодательство ЕС, крупнейшего торгового партнера России, предполагает наличие специфических положений, таких как «оценка интересов Сообщества» и «правило меньшей пошлины». Основным органом, отвечающим за рассмотрение антидемпинговых дел, является Комиссия ЕС. Важно помнить, что страны-члены ЕС не обладают правом самостоятельно принимать антидемпинговые меры и прямо не связаны с проведением антидемпингового расследования, по­этому в случае возникновения жалобы со стороны любых европейских производителей российским экспортерам придется вступать в переговоры непосредственно с представитель­ством Европейской комиссии в России. Вступая в антидемпинговый процесс, российские компании должны помнить, что с момента открытия процедуры расследования начинают действовать жесткие сроки, которые необходимо соблюдать. В ЕС общий срок расследования составляет 15 месяцев, в России — 300 дней с даты начала расследования. Внутри же этих периодов также существуют четкие этапы со своими сроками и регламентами. Поэтому, чтобы воспользоваться правами, которые автоматически возникают у сторон, вовлеченных в расследование, такими как право излагать точки зрения, право на судебный пересмотр и т.д., экспортеры прибегают к помощи уполномоченных представителей, имеющих достаточные знания и опыт участия в подобных делах. Следует учесть, что расследование носит состязательный характер, и от подготовленности представителей компании, от аргументированности доказательной базы зависит многое.

Важнейшим элементом регулирования внешней торговли Таможенного союза (далее - ТС) является применение инструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. К таким инструментам относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, используемые в международной торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из иностранных государств.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения в области применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, является Соглашение о примененииспециальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г., с внесенными в него изменениями и дополнениями Протоколом от 18 октября 2011 года (далее - Соглашение).

Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные расследования на единой таможенной территории Таможенного союза (ТТ ТС) проводятся Департаментом защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (орган, проводящий расследования).

Заявления о проведении расследований представляются в орган, проводящий расследования, от имени отрасли экономики государств – членов Таможенного союза в соответствии с требованиями Соглашения.

АНТИДЕМПИНГОВАЯ пошлина - дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны. Решение о взимании АНТИДЕМПИНГОВОЙ ПОШЛИНЫ принимается судами (антидемпинговыми трибуналами), которые определяют нормальный уровень цен, устанавливают факт демпинга, оценивают ущерб, нанесенный национальным производителем аналогичных то варов, назначают размер пошлины и порядок ее выплаты.

Сезонная таможенная пошлина- пошлина, применяемая в целях оперативного регулирования ввоза и вывоза отдельных товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. В РФ сезонные пошлины устанавливаются Правительством РФ на срок до шести месяцев в году.

КОМПЕНСАЦИОННАЯ ПОШЛИНА разновидность таможенной пошлины. Обладает повышенным размером, призвана поставить в равные условия внутренние и импортные товары путем компенсации разницы в ценах. Представляет одну из форм защиты внутреннего рынка посредством протекционизма.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.