Анализ состояния и направления развития легкой промышленности в Российской Федерации
Введение
Стратегия развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) охватывает сегменты текстильного, швейного, кожевенного и обувного производства, а также учитывает вопросы развития связанных сегментов смежных отраслей – производства химических волокон и нитей, производства натуральных волокон и нитей, а также розничной торговли продукцией легкой промышленности.
Стратегия отражает результаты анализа состояния и развития отрасли в мире и в Российской Федерации, определяет стратегические цели и задачи государства и бизнеса на долгосрочную перспективу, возможности и риски, инструменты правового регулирования, целевые показатели и комплекс мероприятий по их достижению, механизмы реализации и мониторинга ее выполнения.
Целью Стратегии является создание в России устойчиво развивающейся легкой промышленности, интегрированной в мировую систему разделения труда и основанную на естественных конкурентных преимуществах страны. Основные стратегические цели:
− увеличение вклада цепочки создания стоимости легкой промышленности[1] в ВВП с 0.9% до 1.5% путем замещения импорта, развития внутреннего спроса и реализации экспортного потенциала в конкурентоспособных сегментах рынка;
− обеспечение стратегически значимых отраслей технологичной текстильной отечественной продукцией с высокой добавленной стоимостью;
− сохранение и поддержка занятости в отрасли путем создания рабочих мест с высокой производительностью труда и частичного перемещения рабочей силы из сегментов с низкой производительностью.
Приоритетными направлениями для развития являются:
− выстраивание технологической цепочки синтетических материалов (от производства полиэфирных, вискозных и полиамидных волокон до производства технического текстиля и других синтетических тканей);
− Сохранение и развитие существующих успешных сегментов отрасли, в том числе, выстраивание технологической цепочки производства кожевенных материалов (от сырых шкур до готовой кожи для швейной, обувной, мебельной и автомобильной промышленностей);
– создание условий для частичной локализации производства швейной и обувной продукции, а также поддержка развития отечественных брендов;
− минимизация «серого импорта», а также нелегального производства и оборота товаров легкой промышленности на потребительском рынке.
Кроме того, с учетом социально-экономических и внешнеэкономических реалий для отрасли в краткосрочной перспективе открываются дополнительные возможности по импортозамещению во многих сегментах легкой промышленности.
Основой определения целевых показателей настоящей Стратегии, указанных в разделе 6, являются критерии уровня развития рынков сегментов легкой промышленности, а также социально-экономические показатели отрасли, в том числе:
− Объем внутреннего рынка в натуральном и денежном выражении
− Объем локального производства и импорта
− Объем экспорта
− Занятость
− Объем налоговых поступлений
По мере реализации Стратегии и дифференциации индикаторов для субъектов и муниципальных образований Российской Федерации с учетом их особенностей, данные индикаторы будут являться ключевыми показателями эффективности (далее - КПЭ) деятельности органов власти федерального уровня, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению реализации Стратегии.
Мировая система разделения труда в легкой промышленности
Мировая система разделения труда в легкой промышленности складывалась более 20 лет и имеет тенденцию к дальнейшему усилению специализации. В рамках этой специализации все страны можно условно разделить на 3 группы:
1. Мировые поставщики. Большинство развивающихся странс низким ВВП на душу населения - активно развивают текстильную отрасль (в недалеком прошлом Китай, Индия, Турция, Бангладеш). Кроме того, развитая легкая промышленность в этих странах служит одним из драйверов роста экономики в целом.
2. Региональные поставщики. Страны со средним уровнем доходов-обычно частично обеспечивают текстильной продукцией себя и ближайшие региональные рынки (Болгария, Венгрия, Чехия, Польша, Румыния)
3. Импортеры. Развитые страны практически потеряли легкую промышленность (за исключением технического текстиля и прочих высокопроизводительных производств, не требующих высокой доли ручного труда) и импортируют потребительскую продукцию (США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, Россия). Страны с развитой сырьевой экономикой (минеральные ресурсы, либо с/х) удовлетворяют спрос на продукцию легкой промышленности также за счет импорта.
Основной причиной коллапса легкой промышленности в развитых странах является высокая стоимость труда и значительная трудоемкость, особенно в швейном производстве, а также высокая доля импортного сырья (прежде всего, хлопка). Диверсифицированные развитые экономики способны поглотить избыток рабочей силы в других отраслях. В течение последних 15 лет занятость в европейской легкой промышленности сократилась на 40%, причем это касается как стран Западной, так и Восточной Европы.
При этом в развитых странах сохранились более науко- и капиталоемкие производства (например, технический текстиль и производство текстильных материалов со сложными свойствами), а также завершающие этапы производства брендированной продукции, произведенной по давальческой схеме в Азии.
В Восточной Европе еще сохранились швейные производства, нацеленные на региональный рынок и конкурентоспособные за счет более низких цен, качества, оперативности поставок, но их объемы постепенно сокращаются.
Анализ состояния и направления развития легкой промышленности в Российской Федерации
Российская легкая промышленность обеспечивает 0.9% от ВВП, что составляет 2.4% от объема промышленного производства или 3.6% от общего объема обрабатывающих производств. Еще 1.6% приходится на розничную торговлю товарами легкой промышленности.
Российская Федерация теряет около 1.1% своего ВВП из-за высокой доли импорта товаров легкой промышленности и незначительного объема экспорта продукции легкой промышленности. Такие показатели в целом соответствуют уровню стран с развитой сырьевой экономикой (минеральные ресурсы, либо с/х), которые являются крупными нетто-импортерами товаров легкой промышленности.
По состоянию на 1 июня 2015 года в отрасли занято 319 тысяч человек, в том числе в текстильном и швейном производстве – 275 тыс. человек, в кожевенно-обувном – 44 тыс. человек.
В 2014-2015 году в результате замедления роста реальных располагаемых денежных доходов населения (в 1 квартале 2015 года к соответствующему периоду прошлого года 98,2%), снижения оборота розничной торговли непродовольственными товарами (в 1 квартале 2015 по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 6,8%) произошло падение потребительского спроса и соответственно темпов роста продукции легкой промышленности (падение в производстве одежды составило – 31,7%, в производстве обуви – 19,1%). При этом следует отметить, что в динамике 2015 года по многим позициям идет ежемесячный рост объемов производства, что свидетельствует о постепенной стабилизации деятельности предприятий легкой промышленности.
Существенную роль в снижении объемов производства и ухудшении экономической ситуации предприятий легкой промышленности России в 2014-2015 году оказало увеличение стоимости импортного сырья и комплектующих, не производимых отечественными предприятиями.
Несмотря, на то, что такие показатели в целом соответствуют тенденциям, происходящим в странах с развитой сырьевой экономикой (минеральные ресурсы, либо с/х), у России есть потенциал увеличить вклад отрасли в ВВП к 2025 году в 1.5 раза (на 0.5%[2]) за счет развития в конкурентоспособных сегментах.
Основные конкурентные преимущества Российской Федерации – наличие развитой нефтяной и химической промышленности и наличие развитых отраслей-потребителей промышленной текстильной продукции, однако эти преимущества пока не реализуются. На фоне постоянно возрастающей роли химических материалов в легкой промышленности, Россия имеет существенный потенциал для развития в этой области.
Это подтверждается и опытом сопоставимых сырьевых стран.Канада является крупным региональным экспортером химических волокон и тканей, ее основной рынок – США. ОАЭ вышли на рынок химических волокон и синтетических текстильных материалов в конце 90-х, за 10 лет экспорт достиг 1.3 млрд. долл. США. Саудовская Аравия также запустила предприятия по переработке нефти в химические волокна и нити. Россия тоже экспортирует синтетические текстильные материалы (170 млн. долл. США в 2012 году), однако объем экспорта значительно меньше уровня сопоставимых стран.
Результаты проведенного анализа подтверждают, что наибольшим потенциалом для развития в России обладает технологическая цепочка синтетических материалов (Производство химических волокон и нитей, синтетического текстиля для потребительских и промышленных целей). Синтетическая цепочка представляет существенный по объему сегмент отрасли, обладает высоким потенциалом импортозамещения и динамично растет. В отличие от натурального сырья (прежде всего, хлопка, доля которого ~50% и стабильно сокращается), для которого существуют естественные ограничения (климатические), развитие синтетической цепочки возможно на базе уже существующего нефтехимического комплекса. Так, развитие производства волокон, нитей и тканей из хлопка, шерсти и льна может добавить к ВВП 0.08% (0.06%, 0.01% и 0.01% соответственно), увеличив вклад натуральной технологической цепочки в ВВП с 0.11% до 0.19%.
В то же время, эффект от развития синтетической цепочки может быть в 2.25 раза выше - вклад отрасли в ВВП может увеличиться на 0.18%, с 0.03% до 0.21%.
По результатам анализа были определены 4 основных стратегических направления развития легкой промышленности России до 2025 года:
− Создание в России производства химических (синтетических и искусственных) волокон с ориентацией на экспорт, прежде всего за счет развития полиэфирных и вискозных волокон и нитей. Переориентация массового текстильного производства на синтетические материалы (включая как текстиль для швейной продукции, так и технический текстиль). Совокупный эффект от реализации направления – 0.19% ВВП, причем 0.12% из них – эффект от развития сегмента технического текстиля.
− Создание в России производства кожевенных материалов как для швейной и обувной, так и для мебельной и автомобильной промышленностей, повышение степени переработки и утилизации отходов кожевенного производства, организация сопутствующих производств биокомпонентов и биодобавок.
− Создание благоприятных условий для локализации производства одежды, обуви и текстиля. Эффект от реализации направления оценивается в дополнительные 0.11% от ВВП (из них 0.06% - от развития швейного производства, 0.05% - от развития обувного).
− Поддержка создания и развития российских брендов одежды и обуви, в том числе минимизация «серого импорта», нелегального производства и оборота товаров легкой промышленности на потребительском рынке. Развитие сегмента брендинга и дистрибуции потребительской одежды и обуви позволит сохранить текущий вклад сегмента в ВВП, а развитие рынка специальной одежды добавит еще 0.04% ВВП.
В совокупности, реализация этих направлений позволит увеличить объем отрасли в полтора раза (на 0.5% ВВП). Кроме того, появится возможность преодолеть естественное сокращение занятости в отрасли и создать до 245-330 тыс. новых рабочих мест, включая высокопроизводительные. Совокупный объем налоговых поступлений от реализации Стратегии составит 140-210 млрд. рублей. Инвестиции, необходимые для реализации Стратегии оцениваются в 460-640 млрд. руб.
Детальная информация по каждому из стратегических направлений развития представлена далее.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|