Сделай Сам Свою Работу на 5

Скрипичный концерт А. Берга





Последнее крупное инструментальное произведение Берга возникло гораздо позже, незадолго перед смертью компози­тора. Это двухчастныйСкрипичный концерт, отно­сящийся к самым вдохновенным, но и самым трагическим стра­ницам музыки XX века. Концерт посвящен памяти Манон Гропиус, рано умершей дочери Альмы Малер (вдовы Густава Малера). Первая часть, по замыслу Берга, должна вызывать в представлении слушателя поэтический образ прелестного юного создания. Она написана в форме, близкой к сонатной. В коде первой части у солирующей скрипки звучит простая мелодия каринтийской народной песни * Каринтия — область Австрии.

в столь изысканной гармонизации, что почти невозможно ощутить ее народно-пе­сенную природу; это кульминационное лирическое откровение всей части. Вторая часть, как и первая, распадается на два раздела (таким образом, двухчастный цикл приобретает черты четырехчастности). Первый ее раздел, учитывая импровизаци­онность его структуры, можно рассматривать как совместную каденцию солиста и оркестра – Берг опять вводит в форму классического концерта необычные элементы. В этом разделе воплощены страдания и муки обреченного юного существа, жестко и неумолимо звучит формула лейтритма



Второй раздел – кода – представляет собой хоральные ва­риации на тему хорала Баха «Es ist genug» из Кантаты № 60 («О Ewigkeit, du Donnerwort»). Здесь музыка с такой же силой, как в медленных финалах некоторых симфоний Малера, пере­дает особое просветленное и сосредоточенное состояние души при прощании с жизнью, только в более ярко выраженном ми­стическом плане: в последних тактах концерта нежнейшая ме­лодия солирующей скрипки словно возносится на небеса.

Серия Скрипичного концерта (пример 53) представляет собой ярко характерную последовательность звуков: восходя­щий терцовый ряд обрисовывает четыре разных трезвучия, два минорных и два мажорных, и замыкается характерным для Берга целотонным отрезком – из четырех звуков; с подобно­го же отрезка начинается мелодия хорала Баха «Es ist genug».

Наличие такого количества трезвучий указывает на творчес­кое использование додекафонной техники, на отход от орто­доксальной додекафонии. Додекафонная техника Берга вообще менее строга, чем у Шёнберга, поскольку эпизодически он на­рушает ее существенные правила – обязательность полного проведения серии или исключение из звуковысотной ткани эле­ментов, ничем не связанных с серией.



Скрипичный концерт, как и Камерный, является блестящим виртуозным произведением и одновременно еще чем-то боль­шим. Это проникновенный инструментальный реквием, ему свойствен глубоко интимный, часто приобретающий трагичес­кую окраску тон музыкального высказывания. Подобной трак­товки концертного жанра история музыки до Берга не знала. Судьба Скрипичного концерта оказалась относительно счаст­ливой: он любим значительно более широким кругом слушателей, чем два предыдущих инструментальных произведения Берга, достоинства которых раскрываются прежде всего тон­ким ценителям.

 

Нерклассицизм в нем. Муз. Искусстве

Неоклассицизм как антиромантическое направление, возникшее после первой мировой войны в связи с переоценкой ценностей, с более рассудочным, критическим отношением к жизни, с возвращением к классическим идеалам.

Неоклассицизм, неоклассика, термин, принятый в советском искусствознании и отчасти литературоведении для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19 - 20 вв., которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке - также и эпохи барокко).
Термин "Н." широко употребляется также (в основном в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма в архитектуре и изобразительном искусстве 2-й половины 18 - 1-й трети 19 вв., в отличие от классицизма 17 - 1-й половины 18 вв.
Н. в музыке, возникновение которого было обусловлено теми же предпосылками, что и в др. искусствах, не представляет целостного направления; можно говорить лишь об отдельных его проявлениях у тех или иных композиторов. Непосредственно подошёл к Н. в своих последних произведениях М. Регер. Возглавил направление Н. в немецкой музыке П. Хиндемит. Определённую дань этому течению отдал в 1920-е гг. И. Ф. Стравинский (опера-оратория "Царь Эдип", 1927; балеты - "Пульчинелла" на темы Перголези, 1919, "Аполлон Мусагет" на темы Люлли, 1927, "Поцелуй феи" на темы Чайковского, 1928; "Симфония псалмов", 1930; октет, 1923; и др.); неоклассические тенденции ясно проступают также в отдельных относящихся к 20-м гг. сочинениях представителей французской "шестёрки" (Д. Мино, А. Онеггер, Ф. Пуленк и др.), О. Респиги и некоторых др. композиторов. Произведения неоклассического характера очень близки к стилизации; в то же время подражание старинной музыке сочетается в них с модернизацией музыкального языка, применением, наряду с архаическими, современных средств музыкальной выразительности. В целом неоклассические тенденции противоречивы в своей сущности. С одной стороны, в неоклассических произведениях возрождаются ясность, организованность, логика старых музыкальных стилей; с другой - Н. зачастую ведёт к холодному, формальному подражательству, к искусственному возрождению устаревших приёмов.



Пауль Хиндемит

Немецкий композитор, дирижер, альтист, музыковед Пауль Хиндемит родился в 1895 году. В девятилетнем возрасте он начал обучаться игре на скрипке. Через несколько лет Хиндемит поступил в консерваторию во Франкфурте, где занимался у А. Ребнера, А. Мендельсона и Б. Секлеса.

В 1915 – 1923 годах он работал концертмейстером во Франкфуртской опере и альтистом в квартете Ребнера. В период 1923 – 1929 годов с квартетом Амар-Хиндемит он побывал почти во всех странах Европы, выступая как альтист и дирижер.

С 1927 года Хиндемит занимал должность профессора композиции в Берлинской высшей музыкальной школе, а в 1940 – 1953 годах, преподавал в Йельском университете в США. С 1953 года композитор жил в Швейцарии. Он был профессором Цюрихского университета.

Длительная исполнительская практика позволила Хиндемиту тщательно изучить все инструменты, и это сказалось на его композиторском творчестве. Отсюда и огромный интерес музыканта к камерной музыке. Она представлена в наследии Хиндемита сонатами для скрипки и фортепиано, сонатой для виолы с фортепиано, квартетом, струнным трио и т. д.

В первых значительных произведениях Хиндемита ощущается влияние Брамса и Регера. Творческие искания композитора выразились в операх, написанных сразу после окончания Первой мировой войны, и свидетельствуют о его увлечении экспрессионизмом («Убийца, надежда женщин», 1919; «Нуш-Нуши», 1920; «Святая Сусанна», 1921). Эти произведения написаны на необычные, абстрактные сюжеты, а герои «Убийцы, надежды женщин» безымянны. «Святая Сусанна» немного похожа на «Саломею» Р. Штрауса.

Но очень скоро Хиндемит отказался от подобной музыки. Появившиеся в дальнейшем произведения представляют его одним из крупнейших представителей искусства неоклассицизма. В своем творчестве композитор всегда опирался на традиции национальной музыки, обращался к опыту своих великих предшественников (Баха, Генделя и др.), от которых воспринял многое, в частности их полифоническое мастерство.

Особенно ярко неоклассицизм Хиндемита проявился в струнных квартетах и других камерных произведениях. Четкие ритмы, строгая разработка темы – главные качества Второго струнного квартета (1921), выполненного в традициях классического музыкального искусства Германии.

В духе неоклассицизма написаны Третий и Четвертый струнные квартеты (1922 – 1923), в которых все подчинено власти линеарной полифонии, а также цикл пьес под общим названием «Камерная музыка» (1922 – 1928), предназначенных для камерного ансамбля.

В диссонансной манере написана «Маленькая камерная музыка» для пяти духовых инструментов (1922) и сюита для фортепиано «1922 год», где преобладают резкие, контрастные звуки. «Регтайм» и «Шимми», входящие в сюиту, свидетельствуют о том, что композитор отвлекается от специфики инструмента. Он обращается к исполнителю с такими словами: «Забудь все, чему тебя учили на уроках музыки... рассматривай фортепиано как интересный ударный инструмент».

Звуки шумного мегаполиса, наполняющие сюиту «1922 год», присутствуют и в операх Хиндемита, в которых разворачиваются анекдотические, переходящие в фарс ситуации. Таковы партитуры «Туда и обратно» (1927), «Новости дня» (1929).

Интересна опера «Кардильяк» (1926), написанная по новелле Э. Гофмана. Произведение повествует о неком парижском ювелире, убивавшем своих клиентов. Хиндемит соединил в опере элементы таких разных течений, как экспрессионизм и неоклассический конструктивизм. Это сочетание привело к появлению старинных полифонических форм, мелодически орнаментированных арий, сопровождаемых солирующим инструментом, драматических хоров в манере Баха, полных экспрессии сцен и эпизодов.

Лучшие произведения Хиндемита появились в середине 1930-х годов. В 1934 году была написана симфония «Художник Матис», а годом позже – опера с таким же названием. На их создание композитора вдохновил образ знаменитого немецкого живописца XVI века Матиса Грюневальда, считавшегося предтечей современного экспрессионизма. Сочинения повествуют о творческих исканиях художника, но в них присутствуют также эпизоды, в которых ощущается протест против жестокости и варварства Средневековья. Все это напоминает слушателю о современности, событиях периода нацизма в Германии.

Симфония «Художник Матис» разделена на три части. Первая – «Ангельский концерт», вторая – «Положение во гроб», третья – «Искушение святого Антония». Создавая свое произведение, Хиндемит обращался к старинным народным песням, музыке периода Реформации и григорианскому хоралу. Так, во вступительный эпизод он включил мелодию старинной немецкой песни «Пели три ангела», а в последнюю часть – григорианский напев «Аллилуйя».

В числе самых выдающихся работ Хиндемита – эмоциональная и проникновенная «Траурная музыка» для струнного оркестра, а также «Симфонические метаморфозы на темы К. М. Вебера». Эти произведения показывают, что композитор умеет мастерски объединять такие качества, как конструктивная монументальность и тщательность в отделке каждого элемента оркестровых партий.

К лучшим работам Хиндемита относится и виолончельный концерт, написанный композитором в 1940 году, а также Третья соната для фортепиано, показывающие связь его творчества с традициями немецкого музыкального искусства. Интересен его цикл для фортепиано, названный «Игрой тональностей» (1942), состоящий из одиннадцати интермедий и двенадцати фуг, а также прелюдии и постлюдии.

Среди шедевров Хиндемита – симфоническая поэма «Гармония мира» (1951), восхищающая слушателя виртуозностью оркестрового письма. Эта симфония также состоит из трех частей: «Инструментальная музыка», «Человеческая музыка», «Музыка миров». Сам композитор объяснял подобное деление тем, что средневековая музыка разделена на три группы. Интересна последняя картина произведения – «Музыка миров», навеянная мистической идеей о «музыке сфер», возникающей в космическом пространстве.

Спустя несколько лет появилась опера «Гармония мира» (1957), рассказывающая о немецком ученом, астрономе Иоганне Кеплере, жившем на рубеже XVI – XVII столетий. Хиндемит не ставил перед собой цель показать в произведении реальную историческую личность. Главным для него было выразить идею поиска мировой гармонии. В оперу включены мистические сюжеты, и потому музыка, повествующая о борьбе человеческого разума с предрассудками и заблуждениями, кажется несколько противоречивой. Не случайно немецкий музыковед Э. Реблинг назвал произведение «соединением туманной метафизической философии и гуманистического музыкального творчества».

Хиндемит внес значительный вклад в репертуар домашнего музицирования. В конце 1920-х годов вместе с еще несколькими европейскими композиторами он участвовал в создании легкой музыки «для юношества и дома» (Spielmusik). Хиндемит стал автором пьес для двух скрипок, песен, музыки для струнного оркестра, флейты и гобоя. Все эти произведения написаны в стиле неоклассицизма. Интересные по технике, многие пьесы несколько абстрактны и потому неактуальны в наше время. Но есть у немецкого композитора и несколько произведений, привлекательных и для современных начинающих музыкантов, например детская кантата под названием «Мы строим дом».

Приверженец неоклассицизма, Хиндемит стремился воссоздать в музыке высокие эстетические идеалы. Он писал о том, что современному человечеству необходимы «тепло и поддержка, то, что Шиллер и Бетховен дали однажды человечеству: Seid umschlungen Millionen – обнимитесь, миллионы».

Хиндемит пропагандировал историческую преемственность в культуре и искусстве, отрицал додекафонию и критиковал музыкантов, для которых «сочинение музыки есть не что иное, как проблема изобретения неких внемузыкальных правил для распределения звуков».

Умер композитор в 1963 году.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.