|
Скрипичный концерт А. Берга
Последнее крупное инструментальное произведение Берга возникло гораздо позже, незадолго перед смертью композитора. Это двухчастныйСкрипичный концерт, относящийся к самым вдохновенным, но и самым трагическим страницам музыки XX века. Концерт посвящен памяти Манон Гропиус, рано умершей дочери Альмы Малер (вдовы Густава Малера). Первая часть, по замыслу Берга, должна вызывать в представлении слушателя поэтический образ прелестного юного создания. Она написана в форме, близкой к сонатной. В коде первой части у солирующей скрипки звучит простая мелодия каринтийской народной песни * Каринтия — область Австрии.
в столь изысканной гармонизации, что почти невозможно ощутить ее народно-песенную природу; это кульминационное лирическое откровение всей части. Вторая часть, как и первая, распадается на два раздела (таким образом, двухчастный цикл приобретает черты четырехчастности). Первый ее раздел, учитывая импровизационность его структуры, можно рассматривать как совместную каденцию солиста и оркестра – Берг опять вводит в форму классического концерта необычные элементы. В этом разделе воплощены страдания и муки обреченного юного существа, жестко и неумолимо звучит формула лейтритма
Второй раздел – кода – представляет собой хоральные вариации на тему хорала Баха «Es ist genug» из Кантаты № 60 («О Ewigkeit, du Donnerwort»). Здесь музыка с такой же силой, как в медленных финалах некоторых симфоний Малера, передает особое просветленное и сосредоточенное состояние души при прощании с жизнью, только в более ярко выраженном мистическом плане: в последних тактах концерта нежнейшая мелодия солирующей скрипки словно возносится на небеса.
Серия Скрипичного концерта (пример 53) представляет собой ярко характерную последовательность звуков: восходящий терцовый ряд обрисовывает четыре разных трезвучия, два минорных и два мажорных, и замыкается характерным для Берга целотонным отрезком – из четырех звуков; с подобного же отрезка начинается мелодия хорала Баха «Es ist genug».
Наличие такого количества трезвучий указывает на творческое использование додекафонной техники, на отход от ортодоксальной додекафонии. Додекафонная техника Берга вообще менее строга, чем у Шёнберга, поскольку эпизодически он нарушает ее существенные правила – обязательность полного проведения серии или исключение из звуковысотной ткани элементов, ничем не связанных с серией.
Скрипичный концерт, как и Камерный, является блестящим виртуозным произведением и одновременно еще чем-то большим. Это проникновенный инструментальный реквием, ему свойствен глубоко интимный, часто приобретающий трагическую окраску тон музыкального высказывания. Подобной трактовки концертного жанра история музыки до Берга не знала. Судьба Скрипичного концерта оказалась относительно счастливой: он любим значительно более широким кругом слушателей, чем два предыдущих инструментальных произведения Берга, достоинства которых раскрываются прежде всего тонким ценителям.
Нерклассицизм в нем. Муз. Искусстве
Неоклассицизм как антиромантическое направление, возникшее после первой мировой войны в связи с переоценкой ценностей, с более рассудочным, критическим отношением к жизни, с возвращением к классическим идеалам.
Неоклассицизм, неоклассика, термин, принятый в советском искусствознании и отчасти литературоведении для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19 - 20 вв., которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке - также и эпохи барокко). Термин "Н." широко употребляется также (в основном в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма в архитектуре и изобразительном искусстве 2-й половины 18 - 1-й трети 19 вв., в отличие от классицизма 17 - 1-й половины 18 вв. Н. в музыке, возникновение которого было обусловлено теми же предпосылками, что и в др. искусствах, не представляет целостного направления; можно говорить лишь об отдельных его проявлениях у тех или иных композиторов. Непосредственно подошёл к Н. в своих последних произведениях М. Регер. Возглавил направление Н. в немецкой музыке П. Хиндемит. Определённую дань этому течению отдал в 1920-е гг. И. Ф. Стравинский (опера-оратория "Царь Эдип", 1927; балеты - "Пульчинелла" на темы Перголези, 1919, "Аполлон Мусагет" на темы Люлли, 1927, "Поцелуй феи" на темы Чайковского, 1928; "Симфония псалмов", 1930; октет, 1923; и др.); неоклассические тенденции ясно проступают также в отдельных относящихся к 20-м гг. сочинениях представителей французской "шестёрки" (Д. Мино, А. Онеггер, Ф. Пуленк и др.), О. Респиги и некоторых др. композиторов. Произведения неоклассического характера очень близки к стилизации; в то же время подражание старинной музыке сочетается в них с модернизацией музыкального языка, применением, наряду с архаическими, современных средств музыкальной выразительности. В целом неоклассические тенденции противоречивы в своей сущности. С одной стороны, в неоклассических произведениях возрождаются ясность, организованность, логика старых музыкальных стилей; с другой - Н. зачастую ведёт к холодному, формальному подражательству, к искусственному возрождению устаревших приёмов.
Пауль Хиндемит
Немецкий композитор, дирижер, альтист, музыковед Пауль Хиндемит родился в 1895 году. В девятилетнем возрасте он начал обучаться игре на скрипке. Через несколько лет Хиндемит поступил в консерваторию во Франкфурте, где занимался у А. Ребнера, А. Мендельсона и Б. Секлеса.
В 1915 – 1923 годах он работал концертмейстером во Франкфуртской опере и альтистом в квартете Ребнера. В период 1923 – 1929 годов с квартетом Амар-Хиндемит он побывал почти во всех странах Европы, выступая как альтист и дирижер.
С 1927 года Хиндемит занимал должность профессора композиции в Берлинской высшей музыкальной школе, а в 1940 – 1953 годах, преподавал в Йельском университете в США. С 1953 года композитор жил в Швейцарии. Он был профессором Цюрихского университета.
Длительная исполнительская практика позволила Хиндемиту тщательно изучить все инструменты, и это сказалось на его композиторском творчестве. Отсюда и огромный интерес музыканта к камерной музыке. Она представлена в наследии Хиндемита сонатами для скрипки и фортепиано, сонатой для виолы с фортепиано, квартетом, струнным трио и т. д.
В первых значительных произведениях Хиндемита ощущается влияние Брамса и Регера. Творческие искания композитора выразились в операх, написанных сразу после окончания Первой мировой войны, и свидетельствуют о его увлечении экспрессионизмом («Убийца, надежда женщин», 1919; «Нуш-Нуши», 1920; «Святая Сусанна», 1921). Эти произведения написаны на необычные, абстрактные сюжеты, а герои «Убийцы, надежды женщин» безымянны. «Святая Сусанна» немного похожа на «Саломею» Р. Штрауса.
Но очень скоро Хиндемит отказался от подобной музыки. Появившиеся в дальнейшем произведения представляют его одним из крупнейших представителей искусства неоклассицизма. В своем творчестве композитор всегда опирался на традиции национальной музыки, обращался к опыту своих великих предшественников (Баха, Генделя и др.), от которых воспринял многое, в частности их полифоническое мастерство.
Особенно ярко неоклассицизм Хиндемита проявился в струнных квартетах и других камерных произведениях. Четкие ритмы, строгая разработка темы – главные качества Второго струнного квартета (1921), выполненного в традициях классического музыкального искусства Германии.
В духе неоклассицизма написаны Третий и Четвертый струнные квартеты (1922 – 1923), в которых все подчинено власти линеарной полифонии, а также цикл пьес под общим названием «Камерная музыка» (1922 – 1928), предназначенных для камерного ансамбля.
В диссонансной манере написана «Маленькая камерная музыка» для пяти духовых инструментов (1922) и сюита для фортепиано «1922 год», где преобладают резкие, контрастные звуки. «Регтайм» и «Шимми», входящие в сюиту, свидетельствуют о том, что композитор отвлекается от специфики инструмента. Он обращается к исполнителю с такими словами: «Забудь все, чему тебя учили на уроках музыки... рассматривай фортепиано как интересный ударный инструмент».
Звуки шумного мегаполиса, наполняющие сюиту «1922 год», присутствуют и в операх Хиндемита, в которых разворачиваются анекдотические, переходящие в фарс ситуации. Таковы партитуры «Туда и обратно» (1927), «Новости дня» (1929).
Интересна опера «Кардильяк» (1926), написанная по новелле Э. Гофмана. Произведение повествует о неком парижском ювелире, убивавшем своих клиентов. Хиндемит соединил в опере элементы таких разных течений, как экспрессионизм и неоклассический конструктивизм. Это сочетание привело к появлению старинных полифонических форм, мелодически орнаментированных арий, сопровождаемых солирующим инструментом, драматических хоров в манере Баха, полных экспрессии сцен и эпизодов.
Лучшие произведения Хиндемита появились в середине 1930-х годов. В 1934 году была написана симфония «Художник Матис», а годом позже – опера с таким же названием. На их создание композитора вдохновил образ знаменитого немецкого живописца XVI века Матиса Грюневальда, считавшегося предтечей современного экспрессионизма. Сочинения повествуют о творческих исканиях художника, но в них присутствуют также эпизоды, в которых ощущается протест против жестокости и варварства Средневековья. Все это напоминает слушателю о современности, событиях периода нацизма в Германии.
Симфония «Художник Матис» разделена на три части. Первая – «Ангельский концерт», вторая – «Положение во гроб», третья – «Искушение святого Антония». Создавая свое произведение, Хиндемит обращался к старинным народным песням, музыке периода Реформации и григорианскому хоралу. Так, во вступительный эпизод он включил мелодию старинной немецкой песни «Пели три ангела», а в последнюю часть – григорианский напев «Аллилуйя».
В числе самых выдающихся работ Хиндемита – эмоциональная и проникновенная «Траурная музыка» для струнного оркестра, а также «Симфонические метаморфозы на темы К. М. Вебера». Эти произведения показывают, что композитор умеет мастерски объединять такие качества, как конструктивная монументальность и тщательность в отделке каждого элемента оркестровых партий.
К лучшим работам Хиндемита относится и виолончельный концерт, написанный композитором в 1940 году, а также Третья соната для фортепиано, показывающие связь его творчества с традициями немецкого музыкального искусства. Интересен его цикл для фортепиано, названный «Игрой тональностей» (1942), состоящий из одиннадцати интермедий и двенадцати фуг, а также прелюдии и постлюдии.
Среди шедевров Хиндемита – симфоническая поэма «Гармония мира» (1951), восхищающая слушателя виртуозностью оркестрового письма. Эта симфония также состоит из трех частей: «Инструментальная музыка», «Человеческая музыка», «Музыка миров». Сам композитор объяснял подобное деление тем, что средневековая музыка разделена на три группы. Интересна последняя картина произведения – «Музыка миров», навеянная мистической идеей о «музыке сфер», возникающей в космическом пространстве.
Спустя несколько лет появилась опера «Гармония мира» (1957), рассказывающая о немецком ученом, астрономе Иоганне Кеплере, жившем на рубеже XVI – XVII столетий. Хиндемит не ставил перед собой цель показать в произведении реальную историческую личность. Главным для него было выразить идею поиска мировой гармонии. В оперу включены мистические сюжеты, и потому музыка, повествующая о борьбе человеческого разума с предрассудками и заблуждениями, кажется несколько противоречивой. Не случайно немецкий музыковед Э. Реблинг назвал произведение «соединением туманной метафизической философии и гуманистического музыкального творчества».
Хиндемит внес значительный вклад в репертуар домашнего музицирования. В конце 1920-х годов вместе с еще несколькими европейскими композиторами он участвовал в создании легкой музыки «для юношества и дома» (Spielmusik). Хиндемит стал автором пьес для двух скрипок, песен, музыки для струнного оркестра, флейты и гобоя. Все эти произведения написаны в стиле неоклассицизма. Интересные по технике, многие пьесы несколько абстрактны и потому неактуальны в наше время. Но есть у немецкого композитора и несколько произведений, привлекательных и для современных начинающих музыкантов, например детская кантата под названием «Мы строим дом».
Приверженец неоклассицизма, Хиндемит стремился воссоздать в музыке высокие эстетические идеалы. Он писал о том, что современному человечеству необходимы «тепло и поддержка, то, что Шиллер и Бетховен дали однажды человечеству: Seid umschlungen Millionen – обнимитесь, миллионы».
Хиндемит пропагандировал историческую преемственность в культуре и искусстве, отрицал додекафонию и критиковал музыкантов, для которых «сочинение музыки есть не что иное, как проблема изобретения неких внемузыкальных правил для распределения звуков».
Умер композитор в 1963 году.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|