Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы научно-педагогических исследований.





Методами педагогического исследования называются пути, способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования. Часть методов педагогики совпадает с методами других наук (например, психологии, социологии). Но специфика исследования педагогической действительности и образовательных процессов определяет особенности применения методов.

КАКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ НАУКИ О ВОСПИТАНИИ ОБУСЛОВЛЕНЫ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ?

1. Характерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания.

2. Педагогические процессы характерны своей неповторимостью.

3. В педагогическом процессе участвуют люди всех возрастов, начиная с грудных младенцев.

4. Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены.

5. Выводы формулируются не иначе как в усредненной, обобщенной форме.

Существует несколько классификаций педагогических методов, объединяющихся по разным основаниям. Например, по уровню исследования методы в педагогике делятся на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические и математические.



К эмпирическому уровню относятся методы научного познания, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой. Эти методы обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания педагогической теории. К ним относятся:

¾ научное наблюдение;

¾ разные виды эксперимента;

¾ работа с научными фактами;

¾ классификация фактов, их систематизация;

¾ анализ фактов и обобщение.

Теоретическому уровню научного познания служат методы, обеспечивающие разработку научной теории как логически структурированного знания об объективных законах действительности. К этим методам относятся:

¾ научная абстракция;

¾ идеализация;

¾ мысленные модели;

¾ научные идеи;

¾ гипотезы;

¾ дедуктивные методы формализации (умозаключения от общего к частному).

В соответствии с этапами проведения научного исследования методы разделяются на организационные, методы сбора данных, обработки данных, интерпретационные.



На наш взгляд, все методы исследования условно можно разделить на эмпирические и теоретические.

В свою очередь, эмпирические методыпо источникамнакопления информации разделены на:

-созерцательные (все виды наблюдения), опросные (беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование);

-экспериментальные (констатирующий, формирующий, созидательно-преобразующий, контрольный);

-количественные (методы математической статистики, социометрии, ранжирование, регистрация, шкалирование);

-диагностические (диагностическая анкета, диагностическая карта, рейтинг).

Источником развития педагогической теории, научных выводов и обобщений является практика воспитания и обучения, передовой педагогический опыт. По мнению К. Д. Ушинского, педагогическая теория становится пустой, если она не основывается на обобщении фактов, опыта. Методы изучения педагогического опыта (или эмпирические) – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение работ учащихся, метод педагогической документации, метод педагогического консилиума (обсуждение ситуации и принятие коллективного решения) и др.

Наблюдение– это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Первоначально наблюдатель определяет цель, затем выбирает объект, предмет и ситуацию; потом определят способ будущего наблюдения, способ его регистрации (использование вспомогательных средств). А по завершении наблюдения исследователь обрабатывает и интерпретирует полученную информацию.



Различают наблюдение:

- житейское и научное;

-непосредственное и опосредованное (косвенное);

-включенное (исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение) и невключенное (наблюдение "со стороны");

-открытое и скрытое;

-сплошное и выборочное.

Недостаток этого метода состоит в том, что при помощи его нельзя вскрыть внутренние, глубинные причины и связи явлений и фактов, а изучается лишь то, что «лежит на поверхности».

К опросным методам относят беседу, интервьюирование, анкетирование тестирование.

Беседа – это метод изучения интересов, потребностей, стремлений, убеждений, идеалов личности с помощью диалога.

Этосамостоятельный или дополнительный метод исследования, который применяется с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что осталось неясным после проведения наблюдения.Беседа – вопросно-ответная форма диалоговой речи. Беседа, проводимая по специально составленным вопросникам, позволяет выяснить многие аспекты изучаемых явлений.

Обычно различают следующие разновидности бесед:

-катехизисная (вопрос-ответ), которая довольно широко использовалась в средневековой школе;

- эвристическая, суть, которой в том, что с помощью наводящих вопросов учитель подводит ученика к самостоятельному познанию («открытию») истины (греч. heurisko - нахожу);

- исследовательская, предполагающая получение исследователем новой информации.

По характеру проведения беседы бывают индивидуальные, групповые и коллективные.

Для того, чтобы беседа была эффективной, необходимо заранее составить ее план, определить предмет беседы, ее участников, время и место проведения, четко сформулировать вопросы, которые будут поставлены в ходе беседы, вызвать у учащихся доверительное к себе отношение, соблюдая при этом педагогический такт. Хорошо, если результаты бесед каким-то образом фиксируются, что даст хороший материал для анализа. Хорошо, когда беседа как бы возникает случайно, сама собой, когда ученики не подозревают, что экспериментатор тщательно к ней подготовился и теперь лишь удачно использует момент. В таком случае ученики легче «раскрываются».

Разновидностью беседы является интервьюирование, которое в отличие от беседы всегда индивидуализировано. Несомненным достоинством этого метода является возможность открытого фиксирования результатов интервью и наличие элементов игры, что непременно вызывает у учащихся интерес.

По целям интервью делят на:

-интервью мнений, которые направлены на изучение отношения людей к тем или иным явлениям;

-документальные интервью, с помощью которых уточняются факты и события.

По методике проведения - на:

-свободные, когда интервьюеру предоставляется право самостоятельной формулировки вопросов и их расположения;

- стандартизированные, когда интервью проводится строго по опросному листу.

При интервьюировании исследователь также придерживается придуманных ранее вопросов, но ответы на вопросы уже записываются открыто.

К традиционным эмпирическим методам изучения передового педагогического опыта относится также анкетирование. Анкетирование –это массовый метод сбора материала. При проведении анкетирования исследователь использует анкету, содержащую письменные вопросы.

По своей сути анкеты бывают:

- закрытые (когда анкета содержит готовые ответы «да», «нет», которые учащиеся и выбирают по своему усмотрению);

- открытые (когда вопросы требуют более обстоятельного ответа);

- градуированные (которые содержат готовые ответы, расположенные по степени значимости).

В последнее время среди опросных методов все чаще стали применять тестирование.Методы тестирования(от англ. слова test - опыт, проба) трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий тестируемых.

К. Ингенкамп различает следующие виды тестов:

- тесты для выявления успеваемости учащихся;

- тесты достижений;

- тесты интеллекта;

- тесты общей результативности

- тесты для определения профессиональной предрасположенности людей.

А также тесты креативности (способностей), тесты проективные, тесты личностные и т. д.

Одним из важнейших эмпирических методов педагогического исследования является эксперимент,представляющий собойспециально организованный опыт с целью проверки гипотезы, изменения существующей практики воспитания и обучения.

Этот метод предполагает вмешательство экспериментатора в учебно-воспитательный процесс, т.е. преобразование условий, в которых протекает изучаемое явление. При эксперименте одни условия изолируются, другие исключаются, третьи усиливаются или ослабляются. В условиях школьной работы эксперимент должен протекать в естественной обстановке учебно-воспитательного процесса. Лабораторный эксперимент, при котором учащийся подвергается изучению в искусственных условиях, может являться лишь дополнительным к естественному эксперименту. Метод эксперимента даёт возможность вызвать явления и определять причины этих явлений. И это, пожалуй, является самым главным.

Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в исследуемых педагогических процессах и явлениях, которая предполагает:

- опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

- активное воздействие исследователя на педагогическое яв­ление;

- измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

- неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяются четыре этапа эксперимента:

· теоретический– постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

· методологический– разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

· собственно эксперимент– проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций «испытуемых»);

· аналитический– количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По своему масштабу школьные эксперименты бывают глобальные и локальные;

По времени действия - длительные и краткосрочные;

По структуре педагогических явлений - простые и сложные;

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный(создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов:

а) Констатирующий – проводится в начале исследования и имеет задачу выяснения состояния дел в школьной практике по той или другой изучаемой проблеме.

б) Проверочный, уточняющий - проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы.

в) Созидательно-преобразующий – разрабатывается гипотеза исследования, создаётся ситуация с тем, чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону и на основе анализа делаются выводы о методике организации этой работы в школе.

г) Контрольный – заключается в применении апробированной методики в работе других школ и учителей.

Постановка эксперимента требует от его организаторов:

1) точного знания и учёта условий его проведения;

2) точной и объективной фиксации хода и результатов эксперимента;

3) контроля над условиями проведения эксперимента и устранения всех незапланированных влияний.

К методам изучения педагогического опыта довольно широко и эффективно используются диагностические методы, при которых учитель является одновременно объектом и субъектом диагностирования, а также субъектом реализации диагноза.

К этим методам относятся: диагностическая анкета, диагностическая карта, а также рейтинг, метод компетентных оценоки др.

Метод рейтинга – метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными экспертами. Испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности, а также поведение учащихся. Полезно для объективно получаемой информации использовать методы самооценки по определённой программе, составленной исследователем. В ходе анализа полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные причины располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления или те или иные признаки располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку.

Метод обобщения независимых характеристикповышает объективных выводов. Суть метода сводится к обработке исследователем информации, поступившей из разных источников. Этот метод занимает особое место в научно-педагогических исследованиях. Именно, используя этот метод можно собрать наиболее ценные факты для педагогической науки. Изучение педагогического опыта есть средство или путь решения той или иной научной проблемы. Особенно важно изучать передовой опыт.

Компетентные оценки – оценка поведения, характера и т.д. даётся компетентными лицами (учителями, классными руководителями, руководителями школ).

Метод педагогического консилиума(разработан Ю.К. Бабанским) предполагает коллективные обсуждения результатов изучения воспитанников по определённой программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

В изучении и обобщении передового педагогического опыта не обойтись без количественных методов, обеспечивающих получении объективных результатов педагогического исследования. В обработке полученных эмпирических данных для количественного анализа, полученного в процессе исследования фактического материала, успешно используются методы математической статистики:регистрация – выявление качеств и подсчёт тех, у кого они имеются; ранжирование – ранговая оценка, расположение собранных данных в определённой последовательности; шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений.

Регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества.

Ранжирование – (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

В последние годы в педагогике всё большее распространение получают терминологические методы исследования. Их возникновение связано с отработкой лингвистики компьютерных систем. Появление тезаурусов, рубрикаторов, дескрипторных словарей как инструментов размещения информации в памяти ЭВМ приводит к разработкам моделей обучения и исследований путём оперирования базовыми и периферийными понятиями. Сущность терминологических методов исследований в том, что учёные идут к анализу педагогических явлений не от практики, а от того, что уже закреплено в языке теории педагогики, её лексическом фонде.

Познание педагогических явлений и процессов осуществляется не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровне. Если эмпирические методы дают возможность исследовать педагогические явления и процессы на уровне явления, то теоретические – на уровне сущности. Без теоретического осмысления нет подлинного научного знания.

Все теоретические методы с определенной долей условности можно разделить на три группы: философские, собственно теоретические и логические.

К философским методам можно отнести: диалектический и метафизический. Есть и другие философские методы (аналитический, интуитивный, феноменологический и др.), которые в сравнении с диалектическим методом применяются значительно реже.

К собственно теоретическим методам, которые некоторые ученые называют общенаучными, относятся:

Формализация - это отображение содержательного знания при помощи формализованного языка: символов, знаков, формул и др., что обеспечивает довольно точное выражение мысли и исключает неоднозначность ее понимания.

Аксиоматический метод– это способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся исходные положения - аксиомы, из которых все остальные утверждения этой теории выводятся логическим путем, путем доказательств.

Гипотетический метод - это способ, сущность которого заключается в том, что заключения и выводы делаются на основании выдвинутых исследователем гипотез, вследствие чего они носят вероятностный характер.

Системный метод– рассмотрение целого как единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Все более важным методом педагогического исследования становится моделирование. Метод моделирования– наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В отдельных случаях моделирование позволяет описать педагогические явления с помощью матриц, символов, математических формул.

Научная модель – мысленно представленная или реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна заменить его так, что изучение модели позволит получить новую информацию об изучаемом объекте. Главное преимущество данного метода в целостности представления информации. Оно основано на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование.

К методам теоретических исследований относят также логические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, сравнение и др.

Метод сравнительно-исторического анализапредполагает знакомство исследователя с состоянием вопроса в литературе, историческом наследии, научных монографиях и публикациях. Исследователь изучает историю развития вопроса, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобщения.

Причинно-следственный анализ. Причиной называется то явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Явление, вызываемое или изменяемое причиной, называется следствием. Причинность – это такая связь явлений, при которой явление-причина всегда порождает явление-следствие. Причина и следствие, как правило, имеют сложные взаимосвязи. Следствие не только порождается причиной, но и само в свою очередь влияет на причину, что значительно осложняет процесс установления факта причинности. Выявление, анализ и объяснение этих связей и позволяет исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы.

Только на основе теоретических методов возможна правильная объективная интерпретация (истолкование) накопленных педагогических фактов.

Таков состав наиболее распространённых методов педагогического исследования. Сравнительно реже применяются заимствованные из других наук: методы контекст-анализа, провокаций, документального анализа, репертуарной решётки, методы парного сравнения, Дельфи, мемуаров и другие. Педагогика использует ряд инструментальных методов физиологии и медицины; тремограммы, ЭЭГ, КГР, изменяющейся скорости реакций, другие объективные показатели состояния человека. Применяются комбинации методов. Рассматривая те или иные методы педагогических исследований, следует подчеркнуть, что успех дела зависит от комплексного применения этих методов и их умелого творческого использования.

 


[1] При разработке содержания главы использовались материалы из кн.: Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001; Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 2000.

 

1 Материал заимствован из кн.: Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001. – С. 25-27.

* Синергетика – научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря стабильным факторам и хаосу.

* Диверсификация – от латинского слова «изменение, разнообразие».

* Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качественных результатов (например, умственного развития человека или уровня его нравственного воспитания).

* Парадигма педагогическая – (греч. Paradeigma – пример, образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическимобществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.

* Антропология – 1) наука о происхождении и эволюции человека; 2) изучение физиологических, биохимических, генетических, социальных, педагогических факторов, влияющих на развитие человека.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.