Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы педагогического исследования





1. Методы организации исследования - комплексный (изучение педагогического объекта как системы); - сравнительный (изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения); - лонгитюдный(выявление изменений в течение длительного времени).
2. Методы сбора данных - выявление, анализ, обобщение педагогического опыта; - педагогическое наблюдение; - самонаблюдение, самоанализ; - беседа и интервьюирование; - анкетирование; - педагогический анализ ситуаций и фактов; - педагогический консилиум (групповой экспертный анализ); - экспертные оценки; - анализ педагогической документации; - анализ и оценка результатов учебной деятельности(выполнения обучающимися самостоятельных заданий, контрольных, графических, творческих, лабораторных работ и др.); - педагогическое тестирование(контрольный опрос, контрольная работа, замер времени выполнения действий, определение умений и личностных качеств по степени обученности и воспитанности, способов мышления и деятельности по творческим проявлениям); - педагогический эксперимент; - сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определенной проблеме и сравнение его с отечественным); - праксиметрические методы(хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись).
3. Методы обработки данных - математические (регистрация, ранжирование, шкалирование); - качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез и обобщение).
4. Методы интерпретации и оценки данных - теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на основе существующей теории, концепции); - сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала, но в сравнении с ранее собранными материалами или полученными другими исследователями); - каузальный (констатации и объяснения причин, движущих сил педагогических процессов, явлений); - структурный (выявление структурных элементов); - системный (выявление взаимосвязи элементов, системных свойств и функций); - генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций); - факторный (определение факторов, их роли и влияний); - апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов, полученных в ходе исследования и опытно-экспериментальной работы).

Как следует из таблицы, по названию часть методов педагогики совпадает с методами других наук (например, психологии, социологии). Но специфика исследования педагогической действительности и образовательных процессов определяет особенности применения методов.





Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка какой-либо технологии или методики, системы работы для выявления их педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в исследуемых педагогических процессах и явлениях, которая предполагает:

- опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

- активное воздействие исследователя на педагогическое яв­ление;

- измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

- неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа эксперимента:

- теоретический постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

- методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

- собственно, эксперимент– проведение серии опытов (созда­ние экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опы­том и измерение «реакций испытуемых»);

- аналитический– количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.



По условиям организации различают эксперимент естественный(в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный(создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий(развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

Вышеназванные методы наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов учебной деятельности и педагогической документации, которые используются для сбора научно-педагогических фактов, называются методами эмпирического познания педагогических явлений.

 

ЕЩЕ НЕМНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА К ТЕМЕ

Педагогика в системе наук о человеке

 

План лекции.

1. История развития педагогики:

· первобытнообщинный строй;

· эпоха древних цивилизаций;

· средневековый период;

· от эпохи нового времени и до современности.

2. Сущность понятия «педагогика».

3. Структурно-функциональный анализ педагогики как отрасли гуманитарного знания.

4. Основные категории педагогики как науки.

5. Структура педагогической науки, её основные отрасли.

6. Связь педагогической науки с другими науками.

 

Действительно, педагогический процесс, т.е. воспитание человека, восходит к своим истокам еще к первобытнообщинному строю. Таким образом, мы видим, что педагогический процесс и антропосоциогенез не отделимы друг от друга.

Слово «педагогика» происходит от названия функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально представленные к молодым людям из аристократических семей. Родители поручали рабам присмотр за своими детьми, когда те шли в школу или возвращались оттуда домой, а также на прогулках. Таких рабов называли «детоводителями» (от греч. paida – ребенок и gogike– вести). В дальнейшем термин «педагогика» закрепился за всеми, кто был профессионально связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения. А затем стал обозначать и особую научную дисциплину, которая оформилась только в Новое время, благодаря работам Я.А. Коменского.

В своем развитии научно-педагогическое знание прошло долгий путь. Исследователи выделяют три этап его развития:

ü Зарождение педагогических идей в русле философских учений;

ü Формирование педагогических взглядов и теорий в рамах философско-педагогических работ;

ü Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, базирующихся на педагогических практике и эксперименте.

Для того чтобы понять сам предмет педагогики, погрузиться в смысл данного понятия, необходимо совершить небольшой экскурс в историю развития общества.

Первобытнообщинный строй:Следует отметить, такого понятия как «детство» в данный период не существовало. Ребенок рассматривался не как человек, а как домашнее животное. Такое положение дел находит себя в том, что во многих языках мира «ребенок» является существительным среднего рода (нем. – das Kind). Детей оберегали и за ними ухаживали, но за людей не считали. Детям не давали имена. Главная роль в этом деле отводилась процессу инициации (переход от детства к взрослой жизни), в завершении которого ребёнку давалось имя.

Обучение происходит непосредственно во время трудовой деятельности. В это время еще не существует специальных педагогических практик, ребенок просто следит за процессом труда, погружен в саму трудовую деятельность. Он участвует в охоте, земледелии, уходом за домашними животными и т.д. И таким образом, перенимает опыт и модели поведения.

Процесс воспитания носит общественный характер. Наблюдаются, в связи с дифференциацией общества, зачатки военного и нравственного воспитания.

Эпоха Древних цивилизаций: Эта эпоха включает в себя цивилизации древнего Египта, Месопотамии, Индии, Китая и Хеттское государство.

Выделяется семья как важнейшая ячейка общества. Еще китайский мыслитель писал: «Семья – это малое государство, а государство – это большая семья». В связи с этим, возрастает роль семейного воспитания. Закладывая определенные знания и умения, а также нравственные принципы и ориентиры, семья не давала распасться связи времен, поддерживая и воспроизводя практически без изменения традицию. Отсюда становится ясным слова египетского жреца: «Дети не слушают своих родителей. Видимо, конец света уже недалек».

Характерной чертой эпохи Древних цивилизаций является наличие каст или жесткой иерархии. Отсюда, основная тенденция образования – идея правильного выполнения своей социальной роли. «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, а сын – сыном» (К; 153).

Античность:Здесь впервые родилась идея гармоничного развития личности – калокогатия. Наряду с физическим совершенствованием, человек должен развиваться духовно и нравственно.

Педагогический процесс становится прерогативой не столько семьи, сколько полиса (особенно ярко эта тенденция проявилась в Спарте).

 

Интересно знать: В Афинах для того, чтобы получить статус «гражданина» и участвовать в общественной жизни полиса, молодые юноши и девушки по достижению 18-летнего возраста, после тщательной проверки специальной комиссии, вносились в гражданские списки. Впоследствии в течении года, они проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей, избранных из наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши и девушки (эфебы) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья и физическим упражнениям. После года таких занятий учителя отчитывались в народном собрании, а юноши в театре демонстрировали строевые приемы, получали от государства щит и копье, приобретали право охранять границы страны. По истечению двух лет они становились полноправными гражданами.

Следует отметить, что именно в данный период было высказана идея о двусторонности процесса образования и воспитания, которая нашла свое отражения в словах Сенеки: «Обучая, учусь».

Античные мыслители внесли огромный вклад в развитие педагогической мысли:

Пифагор (584-500 до н.э.) основал знаменитую в Греции школу, целью которой было развитие ума, чувств и воли человека. В этой школе существовали 2 типа учеников: младшие ученики – одевались только в черное и овладевали основами музыки (гармония, гимнастика и математика), а ученики, осваивающие высшие основы наук, одевались в белые одеяния. В школе практиковался аскетический образ жизни (многочисленные пищевые запреты), а также поддерживались нравственные нормы провозглашенные «семью мудрецами».

Демокрит (460-370 до н.э.) один из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспитание подобны». Античный философ подчеркивал огромную роль труда в воспитании и упражнения в нравственных поступках.

Софисты: В период расцвета демократии потребности в широком образовании свободных граждан удовлетворялись преимущественно деятельностью первых профессиональных учителей – софистов. Они учили не только риторике, политике и судопроизводству, но и всем другим областям и ответвлениям знаний, которые человек мог практически использовать и которыми должен был владеть, если хотел, чтобы его считали мудрым. Они выступали, прежде всего, как учителя и воспитатели, готовящие людей к публичной жизни. Софисты учили их ораторскому искусству.

 

Интересно знать: Софистам ставили в вину, что они берут деньги за обучения и тем самым превращают мудрость в предмет торговли. И, следовательно, унижают достоинство мыслителя, что их, ориентированное на сиюминутные интересы учения разрушают традиционные ценности.

Сократ (469-399 до н.э.) сосредоточил свое внимание на человеке. По этому поводу он говорил, что «деревья ничему не могут его научить, учат только люди». Образ Сократа стал своеобразным идеалом учителя – образцом невозмутимой ясности и душевного спокойствия, честности и человеколюбия, человеком, необычайно строго относящимся к себе, но добрейшем по отношению к другим.

Следует отметить, значительной заслугой Сократа является то, что он выделил элемент самопознания, как ключевой момент в развитии человека.

Кроме того, античный мыслитель разработал особый метод обучения – майевтика, который заключается в том, что Сократ не преподносил своим ученикам готового знания, которое бы оставалось лишь принять и заучить, а предпринимал совместный поиск истины в процессе беседы или спора. Сократ играл роль невидимой руки, которая направляла своими искусными вопросами ход рассуждений учеников в правильное русло.

Платон (427-347 до н.э.) стоит у истоков вышеуказанной идеи гармоничного развития личности: формирование «тела и души наипрекраснейшими и наилучшими».

Платон выступает против семейного воспитания, а сам педагогический процесс отдает в руки государства.

Принадлежность к сословию, по Платону, а значит и степень образованности, зависит не от рождения, а от врожденных способностей к выполнению той или иной функции. Например, совокупность гимнастики, музыки и математики – обязательный круг образования, достаточный для стражей. Наиболее способные могли обучаться диалектики, поле овладевания последней, они переходят в другую профессиональную группу – философов-правителей.

Платон основал свою собственную школу (Платоновская академия), в педагогической теории которой выделялась главная идея: восторг и познание как единое целое в обучении. Другими словами, процесс обучения должен приносить радость обучающемуся.


Интересно знать: слово «школа» имеет греческое происхождение и переводится как «досуг».

Аристотель: (384-322 до н.э.) основал свою школу – Ликей, так называемую перипатетическую школу. Он занимался со своими учениками во время прогулок, в неформальной обстановке, обучая их культуре общения и доказательства собственной точке зрения.

Аристотель требовал учёта возрастных особенностей в процессе воспитания. Он разработал положение о триединой цели воспитания. Аристотель отмечал, что счастье человека состоит в самосовершенствовании, т.е. в разумной деятельности. Причём, разумная деятельность зависит только от самого человека и не связана с внешними условиями. Помимо интеллектуальных потребностей человек обладает ещё и телесными. Таким образом, образование должно включать в себя физические, нравственные и интеллектуальные аспекты.

Средневековье:Следует отметить, что педагогическая мысль в эпоху феодализма была тесно связана с христианством. Церковь представлял собой важнейший институт социализации личности. Христианство выстраивало:

· Нравственные ориентиры;

· Определённые нормы общения между людьми;

· Картину мира;

· Определённые политические и социальные отношения.

Особые отношения задавались в системе ремесленнического ученичества, где существовало деление на роли – ученик – подмастерье – мастер.

 

Это интересно знать: Вплоть до XIII века, когда начинается формирование университетов, школы были: монастырскими (при аббатствах), епископальными (при кафедральных соборах), и придворными ("палациум"). Школы при монастырях и аббатствах были в период варварских нашествий чем-то вроде убежищ и хранилищ памятников классической культуры, мест изготовления списков; епископальные школы были местом преимущественно начального обучения. Однако наибольшее оживление в культурную жизнь вносила придворная школа. Директором одной из таких школ был Алкуин Йоркский (730—804), советник короля по вопросам культуры и образования. Было организовано трехступенчатое обучение:

1) чтение, письмо, элементарные понятия простонародной латыни, общее представление о Библии и литургических текстах;

2) изучение семи свободных искусств (сначала трио грамматики, риторики и диалектики, затем квартет арифметики, геометрии, астрономии, музыки) ;

3) углубленное изучение священного писания.

Начиная с XIII века появляется такой социальный феномен как университет. Universitas — типичный продукт средневековья. Если моделью школ были античные аналоги, которым средневековые школы подражали и в чем-то их обновляли, то университет не имел своего прототипа. Это были своего рода определенные корпоративные формации и свободные ассоциации учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями, — не ведала античность ни на западе, ни на востоке.

 

Это интересно знать:Болонья и Париж — две модели организации, на которые, более или менее, ориентировались другие университеты. Болонья — "университас сколарум" (universitas scholarum), т.е. студенческая корпорация, получившая от Фридриха I Барбароссы особые привилегии. В Париже преобладал "университас магистрорум эт сколарум", объединенная корпорация магистров и студентов. Особым превосходством в XII веке отмечена Кафедральная школа Нотр-Дам, собиравшая под свою сень студентов со всех концов Европы, и ставшая вскоре объектом внимания римской курии. Автономизация шла под прямой опекой короля, епископа и его канцлера.

Некий позитивный момент связан, прежде всего, с открытием парижского университета, куда стекались преподаватели и студенты всех сословий. Университетское сообщество с самого начала не знало кастовых различий, скорее, оно образовало новый социальный слой. И, если в последующие эпохи университет обретает аристократические черты, средневековый университет изначально был "народным" ("populаris"), в том смысле, что дети крестьян и ремесленников через систему привилегий (в виде низких цен за обучение и бесплатное жилье) становились студентами, взяв на себя ношу суровейших обязательств, неизбежных на этом тернистом пути. Справедливо выскажется по этому поводу Бокаччо: "образован не тот, кто после долгого обучения в Париже готов продать свои знания по мелочам, как это многие и делают, но тот, кто умеет дознаваться до причин всего в самых истоках".

 

Это интересно знать:Методами преподавания были лекции (lectio) и семинары (disputatio) — формы постоянного взаимообмена идеями между магистрами и студентами. Семинар (диспутацио) состоял в дискуссии, где любая тема предлагалась студентами в форме вопроса (quaestio) для обсуждения, ответы предлагались сначала студентами, затем — преподавателем.

Новое время:

Ф.Бэкон (1561-1626)в своей работе «О достоинстве и усовершенствовании наук» выделил педагогику как самостоятельную отрасль знания. Он проинтропретировал педагогику как «руководство чтением». Таким образом, произошло отделение педагогики от философии. Исторически сложилось так. Что наряду с термином педагогика в том же значении использовался термин дидактика. Впервые его ввел в научный оборот В. Ратке в своей работе «Краткий отчёт из дидактике, или Искусство обучения Ратихия». Но своё окончательное становление педагогика как научная дисциплина приобрела благодаря деятельности Я.А. Каменского (1592-1670). Основными задачами воспитания Коменский считал:

· Умственное воспитание, которое выражалось в познании себя и окружающего мира;

· Нравственное воспитание, связанное с управлением собой;

· Религиозное воспитание, которое включала в себя стремление к Богу.

Коменский позиционировал идею всеобщего обучения, говоря о том, что в школы следует отдавать детей «знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, сёлах и деревнях».

Заслуга Коменского заключается в том, что он внедрил и теоретически объяснил классово-урочную систему, которой мы пользуемся до сих пор. Среди методов воспитания славянский педагог отмечал:

v Личный пример;

v Поучение;

v Поощрение;

v Упражнение;

v Наказание.

Должность учителя, по мнению Яна Амоса, почётно, «настолько превосходно, как никакая другая под солнцем». Учитель должен «могуче увлекать учеников благим примером». Для этого он должен быть честным, настойчивым, высоконравственным человеком, безгранично любить своё дело.

Важнейшие труды: «Великая дидактика» (1657), «Лабиринт цвета и рай сердца» (1623), «Материнская школа» (1633), «новейший метод языков» (1648), «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1666).

Дж.Локк (1632-1704):основная идея философа заключается в том, что он представил сознание новорождённого как «чистую доску». Представления. приходя к нам из внешнего мира, наполняют наше сознание. Поэтому правильное образование, по мнению английского философа, играют важную роль в формировании личности. В своей работе «Мысли о воспитании» (1693) Локк выделил следующую цель воспитания: подготовка джентльмена, умеющего разумно и прибыльно вести свои дела. Подлинное воспитание включает в себя четыре аспекта:

1. Физическое воспитание (чтобы тело «было способно повиноваться душе»);

2. Нравственное воспитание (воспитание добродетели, мудрости, благовоспитанности);

3. Умственное воспитание (создание образованного, делового человека);

4. Трудовое воспитание (для предпринимательской деятельности).

Джон Локк предлагал следующие методические указания: не превращать учебу в скучное занятие; оживлять учебный процесс; начинать обучение следует с игры; иностранные языки должно изучать с раннего детства; упражнение памяти должно происходить на жизненных примерах; следует развивать у ребенка самостоятельное мышление.

Новое время – это период бурного становления и развития наук, в том числе и педагогики. Среди мыслителей, оказавших значительное влияние на развитие педагогической мысли, следует отметить:

v Ж.-Ж. Руссо;

v И.Г. Песталоцци;

v А. Дистервег;

v И. Гербарт;

v Я. Корчак.

 

Важно проследить также процесс развития педагогической мысли на Древней Руси. С принятием христианства на территорию Древней Руси стали проникать педагогические знания.

Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова - «педагог» и «педагогика». В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной ли­тературы», включавший тексты наставительного характера. На Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная воспитательная культура.

До того как зародилась письменность, педагогические суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики как первого этапа развития педагогики вообще мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, считалках, колядках, исторических преданиях.. Только позже, с появлением письменности, они обрели более «сухую», но иносказательную форму и стали носить характер советов, неписаных правил и рекомендаций.

Однако наибольший интерес представляют разные институтывоспитания и обучения, существовавшие в период средневековья в Древней Руси.

Например, «кормильство»— своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте пяти-семи лет малолетний княжич предавался кормильцу,которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.

Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки».Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспита­ние детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те, первыми их помощниками.

Институт «кумовства»— трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравствен­ною наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.

Позже появился институт «мастеров грамоты»— одиночек и школ «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными| лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте: как правило, основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквях. Обучение детей было тяжелым делом, требующим времени и большой затраты сил, чтобы научить не­многому — читать и писать.

Следует выделить следующих представителей русской педагогической мысли:

v С. Полоцкий;

v М.В. Ломоносов;

v Н.И. Новиков;

v Н.И. Порогов;

v К.Д. Ушинский;

v Л.Н. Толстой;

v П.Ф. Каптерев.

 

Таким образом, несмотря на то, что педагогика как наука появилась весьма поздно (лишь только в Новое время), педагогическая мысль, многие педагогические идеи имплицитно присутствовали в обществе на протяжении его развития. Поэтому сам термин «педагогика» следует рассматривать в нескольких аспектах.

Во-первых, выделяется бытовое значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, т.е. обучает и воспитывает своих детей, членов своей семьи, оказывает влияние на окружающих его людей, занимается самовоспитанием..Во-вторых, подчеркивается практическое значение педагогики.Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду. При этом важна взаимосвязь народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно саму педагогическую деятельность называют искусством.

В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика исследуети совершенствует способы управления развитием человека в единствеI природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающейся личности, которая «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками.

В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую всебя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

В-пятых,педагогика как отрасль гуманитарного знания имеет культурноезначение, которое определяется педагогической культурой человека, качеством полученного им образования, уровнем развития образовательной сферы в обществе.

 

Немаловажным является выделения объекта и предмета педагогики.

Объектомпедагогики выступает человек, развивающийся по средством специально организованного процесса воспитания.

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Можно сформулировать предмет педагогикикак пути и средства

передачи-получения человеком культурно-исторического опыта и приобщение к общекультурным ценностям с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

 

Таким образом, ключевым понятием в педагогике является педагогический процесс - специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

 

Главными функциями педагогики являются следующие:

v описательная;

v объяснительная;

v аксиологическая;

v корректирующая;

v прогностическая;

 

Вышесказанного следует, чтопедагогика- это наука:

1) о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни;

2) о путях, способах, методах саморазвития личности;

3) о способах и технологиях косвенного управления-развитием личности посредством технолого-прогнозируемых воздействий, направленных на личность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.