Сделай Сам Свою Работу на 5

Психология и педагогика – науки о человеке.





ТЕМА 1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

(см. учебное пособие С.21-62)

1. Какие знания и умения определяют общую психологическую культуру специалиста-выпускника высшей школы.

2. Какие знания и умения составляют основу общей педагогической культуры специалиста-выпускника высшей школы.

3. Какие функции выполняет общая педагогическая культура в жизнедеятельности человека.

4. Какие качества являются системообразующими конкурентоспособной личности.

5. Этапы становления педагогики как науки.

6. Объект и предмет педагогики.

7. Основные категории педагогики: развитие, воспитание, обучение, образование, социализация, педагогический процесс.

8. Отрасли педагогических знаний (и что они изучают).

9. Связь педагогики с другими науками (и формы и типы связей).

10. Что такое синергетика, диверсификация, квалиметрия, парадигма, антропология.

11. Парадигмы образования.

12. Методология педагогики ее уровни и функции.

13. Методологические подходы в педагогике.

14. Методы педагогических исследований.

ЗАДАНИЯ

Выполнить тест 1 на С. 284-285.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

СМ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: ВОПРОСЫ 1-9 (С.316).



Проверьте как усвоен материал!

1. Раскройте происхождение слова «педагогика»?

2. Охарактеризуйте этапы становления педагогики как науки?

3. Какой вклад педагогики как науки внес Ян Коменский?

4. В каких значениях употребляется термин «педагогика» на современном этапе развития?

5. Определите предмет и объект педагогики.

6. Раскройте сущность педагогического процесса.

7. Перечислите функции педагогики.

8. Раскройте понимание категории «воспитание» в широком и узком смысле.

9. Чем отличается обучение от образования?

10. Что такое развитие личности?

11. Чем отличается обучение от образования?

12. Вычлените структуру педагогики.

Подумайте и обсудите!

1. Является ли педагогика наукой или она представляет собой искусство? Свою точку зрения аргументируйте?

2. Многие исследователи, занимающиеся проблемами организации педагогической деятельности, отмечают, что педагогический процесс не должен быть скучным? Предложите свои идеи оживления этого процесса.

3. Известны две модели обучения. Исторически первой сложилась модель раздельного обучения девушек и юношей, однако в современном обществе нашла распространение вторая модель – совместного обучения. Какая из этих моделей, на Ваш взгляд, является наиболее корректной? (по данному вопросу возможны дебаты)



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

СМ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: ВОПРОСЫ 10-15 (С. 316-317)

МАТЕРИАЛ УЧЕБНИКА

Раздел I. Общие основы педагогики

Педагогика – одна из самых гуманных сфер жизнедеятельности (наряду с медициной): она создана людьми и обращена к людям, к каждому человеку.

Б.З. Вульфов

Глава 1. Педагогика в системе наук о человеке[1]

Психология и педагогика – науки о человеке.

История жизни многих поколений свидетельствует, что нет более трудных проблем, чем человеческие, и не существует более сложных видов деятельности, чем разрешение проблем человека, воспитание личности, организация совместной деятельности и общения людей. Опыт показывает, что попытка решения вопросов человеческой жизнедеятельности на основании только обывательских житейских знаний, интуиции или догадок равносильна знахарству в медицине.

Человечество издавна пыталось обобщить и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни и труду. Со временем эти усилия воплотились в возникновение педагогической и психологической наук. Психология изучает и объясняет внутренний, духовный мир человека, условия, факторы и особенности регулирующих воздействий на него; педагогика разрабатывает модели, системы, способы и содержательно-технологическое обеспечение целенаправленного обучения, воспитания, образования, развития личности. Немецкий философ И. Кант (1747–1804) в свое время писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та …, из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Психология и педагогика – это науки о человеке, изучение которых дает ответы на ряд вопросов, считающихся сложными и актуальными во все времена: как успешно и продуктивно работать и общаться с людьми? Как совершенствовать себя, чтобы разумно реализовать собственный внутренний потенциал и добиться поставленных целей на благо себя и окружающих людей? Как достичь успеха в семейной, профессиональной, гражданской сферах жизнедеятельности?



В условиях быстрого развития всех сфер общества, когда жизнь резко изменяется и усложняется, расширяются и возрастают требования к личностному и профессиональному уровням развития людей. Эти вопросы стали еще актуальнее и требуют разработки и применения новых социальных технологий их разрешения. Знания о сущности социальных технологий и способах их использования раньше необходимы были только педагогическим работникам, сейчас же – каждому образованному человеку, а тем более – молодому специалисту, входящему в самостоятельную жизнь и жаждущему успеха в ней.

Опыт убеждает, что успех в личной жизни и профессиональной деятельности человека в числе других причин зависит от того, знает ли он сущность окружающей его педагогической действительности, психологические, возрастные, гендерные особенности личности; понимает ли влияние психолого-педагогических явлений и факторов на жизнедеятельность человека, его личностное и профессиональное развитие; способен ли он учитывать их в повседневной жизни и трудовой деятельности при разрешении проблемных, конфликтных ситуаций. Эти знания и умения отражают сущность психолого-педагогической культуры молодого специалиста – выпускника высшей школы. Психолого-педагогическая культура личности – это совокупность тех психолого-педагогических знаний и средств, с помощью которых человек сознательно, целенаправленно и свободно создает и реализует самого себя, организует свое взаимодействие с другими в процессе совершенствующейся деятельности и общения. В структуре психолого-педагогической культуры выделяются две составляющие – психологическая и педагогическая, которые реализуются на двух уровнях: общем, обеспечивающем человеку достойное бытие в социуме, и профессиональном, способствующем достижению успеха в избранной трудовой деятельности.

Общая психологическая культура специалиста-выпускника высшей школы включает:

· знание предмета психологической науки; ее науч­ных разделов и понятий, принципов и методов; понимание их значения для практики жизни и дея­тельности;

· представление о природе психики человека, знание основных психических явлений и процессов, ка­честв, состояний и свойств личности; понимание роли сознания и самосознания в поведе­нии, деятельности, формировании личности;

· представление о психологии групп людей, социально-психологичес­ких механизмах и закономерностях их формирования и функцио­нирования, особенностях поведения человека в группах;

· умение давать психологическую характеристику личности, группе, или оценивать ситуацию;

· умение использовать психологические возможности для достижения жизненного успеха и самореализации в социуме; реализации своих прав, свобод и обязанностей; построения отношений полов, в том числе в семейной жизни;

· умение интерпретировать собственные особенности, состояния, мотивы поступков, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

· умение использовать приемы психологической техники речи, неречевого общения, наблюдения;

Профессионально-психологическуюкультуру молодого специалиста наряду с вышеназванными знаниями и умениями определяют:

· знания психологических особенностей труда, трудового коллектива, умение их учитывать в различных трудовых ситуациях при принятии профессиональных решений, разработке путей повышения эффек­тивности как собственной деятельности, так и работы коллектива;

· владение психологическими приемами, методами управле­ния и работы с подчиненным персоналом, решения профессиональных задач;

· установка на непрерывное совершенствование своей профессионально-психологической подготовки и умение определять психологические пути профессионального саморазвития;

Общая педагогическая культура выполняет следующие функции в жизнедеятельности личности: является

· основой самосовершенствования;

· механизмом преемственности и удержания положительного в опыте прошлого, других культур;

· барьером деструктивности, экспансии дидактических нововведений;

· барьером гиперболизации односторонних, однотипных средств взаимодействия с людьми, окружающим миром;

· средством гармонизации отношений человека с социумом, природой, самим собой;

· средством внегенетического наследования поведенческих программ социального наследования.

Возрастающие требования к педагогической культуре специалиста в любой сфере деятельности нашли отражение в таких его характеристиках, как «конкурентоспособность» и «профессиональная компетентность».

Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкурентоспособность личности, системообразующими являются:

· четкость личных целей и ценностных ориентаций;

· высоко развитые организаторские и коммуникативные умения;

· открытость новациям, творческое отношение к делу;

· способность к риску;

· независимость;

· способность к непрерывному саморазвитию и самообразованию;

· стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда.

Компетентность как личностная характеристика не сводится только к уровню овладения личностью определенными знаниями и умениями. Компетенция – это способность, основанная на ценностях, личностной направленности, знаниях, опыте, приобретенных личностью в процессе обучения. Она выражается в мобилизации личностью полученных знаний и опыта в конкретной ситуации. Быть профессионально компетентным человеком означает умение мобилизовать себя, собственные знания, умения и поведенческие отношения в условиях конкретной деятельности и складывающейся ситуации. Поэтому важнейшими составляющими профессиональной компетентности личности выступают профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, технологическая грамотность, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности.

Основу общей педагогической культуры специалиста составляют следующие знания и умения выпускника вуза:

· знание предмета педагогики, ее науч­ных разделов и основных категорий, отраслей педагогических знаний, методологических подходов педагогики и ее мето­дов исследования, педагогических явлений и закономерностей, понимание и учет их в жизни и дея­тельности;

· понимание зависимости собственного жизненного успеха, само­реализации и самоутверждения в жизни от собственного уровня образованности, воспитанности, обученности и развитости;

· знание педагогических основ воспитания и развития детей в семейной жизни;

· знание психолого-педагогических условий обеспечения здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, подготовки к по­ведению в экстремальных жизненных ситуациях;

· умения осуществлять педагогический анализ жизненных, семейных, производственных ситуаций и оценивать уровни образованности, воспитанности, обученности и развитости конкретного человека;

· знание и умение использовать основные методы обучения и воспитания, приемы педагогического такта и техники, осуществлять основные педагогические действия в работе и общении с детьми и взрослыми (педагогическое наблюдение и анализ фактов, разработка проекта педагогической деятельности, педагогический контроль и оценка, коррекция, рефлексия);

· умение осуществлять самовоспитание и самообразование, саморазвитие творческих способностей, профессиональное самосовершенствование;

Профессионально-педагогическуюкультуру специалиста наряду с вышеуказанными знаниями и навыками определяют:

· понимание зависимости эффективности процесса труда и его результатов от сформированности ряда педагогических способностей всех участников производственного процесса;

· знание педагогических основ управления и повышения качества производства;

· понимание и управление педагогическими возможностями различных условий трудовой деятельности, умение их учитывать при решении профессиональных задач и выполнении функций управления;

· умение использовать педагогический инструментарий (средства, методы, приемы, технологии) для решения производственных задач, проведения учебных занятий и семинаров с персоналом по профессиональным проблемам.

Вышепредставленная совокупность знаний и умений характеризует психолого-педагогическую культуру специалиста любой отрасли. Она формируется посредством освоения студентами системы социально-гуманитарных предметов, в том числе психолого-педагогических дисциплин, среди которых первостепенное место отводится курсам «Основы психологии и педагогики» (ступень бакалавриата), «Педагогика и психология высшей школы» (ступень магистратуры). Средством эффективного формирования у студентов психолого-педагогической компетентности выступает реализация личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе, предполагающих использование активных, проектно-исследовательских форм и методов обучения, которые обеспечивают овладение будущими специалистами не только знаниями, но и способами профессионального мышления и деятельности, а так же стимулируют их к саморазвитию и самосовершенствованию. Важными факторами развития психолого-педагогической культуры студентов являются комплексное воздействие на них учебных и внеаудиторных форм и методов обучения, активное включение их в социально-значимую работу (волонтерские бригады, клубы по интересам, летние отряды и др.), которые направлены на формирование у будущих специалистов ценных социально-педагогических умений и навыков. Изучение курсов психологии и педагогики в системе профессионального образования на разных ступенях не может быть абсолютно стандартным и должно осуществляться дифференцированно. Содержание психолого-педагогической подготовки студентов определяется, прежде всего, требованиями их будущей профессиональной деятельности. Можно в самом общем виде выделить четыре группы профессий и соответственно им четыре основных вида психолого-педагогической подготовки студентов.1

Первый вид — обязательная минимальная психо­логическая и педагогическая подготовка. Она необходима любому человеку для осуществления профессиональной деятельно­сти. Нет таких людей и профессий, которые не были бы связаны в определенной степени с вопросами и проблемами психологи­ческой и педагогической природы, не оказывали то или иное психологическое и педагогическое влияние на других людей. Именно реализации этой объективной связи и влияния на окружающих от­вечает минимальная подготовка студентов по основам психологии и педагогики.

Второй видуглубленная функциональная психо­логическая и педагогическая подготовка. Есть немало профессий, которые наряду со специальными функциями реализуют и психоло­гическую или педагогическую функцию. Реализация психолого-педагогической функции предполагает проведение в профессиональной деятельности особой работы, ори­ентированной на достижение определенного психологического или (и) педагогического результата, который выступает необходимым условием достижения высоких показателей. Кроме того, эта функция имеет и самостоятельную социальную, гуманную, личностную ценность; она объективно необходима в политической, управленческой, юридической, социальной деятельности, работе с персоналом, в средствах массовой информа­ции и печати, маркетинговой, рекламной деятельности и многих других. Например, не случайно в медицинских образовательных учреждениях изучается дополни­тельно медицинская психология; в образова­тельных учреждениях России юридического профиля с 1907 г. изучается помимо общей психологии еще и юридическая, а в некоторых – еще и юридическая педагогика. В любой профессиональной деятельности необходимо видеть человека и проявлять к нему не абстрактно-технологический подход (т. е. не относиться к нему как к инструменту, средству для достижения личных и профессиональных целей), а личностно-ориентированный, т.е. как к личности, требующей понимания, уважения и учета ее интересов. Эта углубленная функциональная психолого-педагогическая подготовка осуществляется посредством освоения студентами непедагогических специальностей дополнительных спецкурсов по психологии и педагогике.

Третий вид – дополнительная образовательнаяпсихологическая или педагогическая подготовка. Существуют профессии, которые по названию не являются психологическими или педагогическими, но по главным профессиональным целям и задачам, принципам и методам работы, определяются по существу как психологиче­ские или педагогические. К ним следует отнести, например, преподавателей высшей школы, учебно-вспомогательный персонал в вузах, некоторых работников кадровых служб, работников профилактических учреждений, правоохранитель­ных органов и др. Неотъемлемой составной частью их образования должна стать серьезная психолого-педагогическая подготовка, которая осуществляется через овладение студентами на ступени магистратуры обязательного курса «Педагогика и психология высшей школы», а также через получение будущими специалистами дополнительного педагогического образования.

Четвертый видосновное (базовое) психологиче­ское или педагогическое образование. Оно необходимо специали­стам с высшим образованием, занимающимся профессионально психологической или педагогической деятельностью. Это учителя, воспитатели дошкольных и иных учреждений, психологи, социальные педагоги и работники, консультанты и эксперты по проблемам психологии и педагогики, сотрудники психологиче­ских и педагогических служб, научно-исследовательских учреждений системы образования. Профессиональная психологическая и педагогическая подготовка студентов осуществляется по учебным планам специальностей «Психолог», «Преподаватель».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.