Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-политические концепции





Культура Древней Месопотамии

Мировоззрение

Мировоззрение месопотамцев было типичным для ближневосточной языческой древности. Абсолютных начал не существовало, как и противопоставления разных уровней бытия: естественного – сверхъестественного, духовного - плотского. Можно сказать, что для них все было материально, нецелостно, уязвимо и конечно во времени и пространстве. Они не знали ни догм, ни собственной религиозной веры, а свои суждения строили на основе разумной интерпретации того, что им казалось объективным опытом.

В месопотамской картине мира нет ни универсального промысла, ни благодати как руководящего первоначала. Поэтому она оказывается такой же слепой и раздробленной, находящейся в рамках космической несвободы, какой ее видит атеистически настроенный физик нашего времени. Существование богов ничего здесь не меняло, так как они сами были не всемогущи, не всеблаги и не сверхъестественны. Боги не выделялись из естественного мира, были его главной частью.

Заранее заданного, «объективного» смысла в существовании они не усматривали вообще. Единственной здравой целью жизни, которую могло бы себе поставить живое существо, будь то бессмертный бог или смертный человек, считалось удовлетворение его основных потребностей. Смысл и высший авторитет общей поведенческой нормы и всего основанного на ней социального порядка видели именно в том, что вне них достижение указанной выше цели было для людей совершенно невозможно. Следует подчеркнуть, что этика никоим образом не считалась порождением богов, спущенным людям «сверху». Этические нормы вырабатывали сами разумные существа для защиты и осуществления своих природных потребностей.



Во Вселенной действуют силы двух порядков:

1) рутинные, довольно хорошо известные

2) неизмеримые, более таинственные и непредсказуемые высшие силы, невероятные по мощи и масштабам действия на мир. Главные носители – боги и духи, наделенные разумом, волей, фактическим бессмертием, способностью принимать материальные воплощения, пребывать вне времени и пространства, находится сразу во многих местах, знать все.

Любое соприкосновение с высшими силами для людей было необычайно рискованным. Поэтому все ситуации, чреватые подобным соприкосновением, необходимо было окружать множеством ритуальных запретов и предписаний.



Мир богов моделировался по образу и подобию мира людей: в нем были свои владыки и подданные, движимые примерно теми же мотивами и ценностями, что и люди. В частности, шумеро-аккадский пантеон возглавлялся (как почти по всей Западной Евразии) двумя богами: высший небесный космовладыка Ан («Небо»), пребывающий в вечном покое вдали от мира, и его сын/наместник Энлиль («Господин дыхания/воздуха»), космоустроитель, который и осуществляет собственно управление делами Вселенной. Нельзя не угадать здесь отражение распространенной в первобытности практики раздела полномочий между сакральным и военным вождями человеческого сообщества.

Важнейшим понятием была судьба. Шимту объекта – это все то, что происходит с ним независимо от его воли. Наследство, дар, пожалование – тоже шимту. Боги раз в год утверждали шимту каждого объекта, но в принципе можно было в любое время его изменить. Кроме того всегда оставался небольшой шанс пересилить волю богов (так как боги – тоже конечны).

Боги сотворили человека, чтобы избавится от трудов по самообеспечению. Люди же воздавали им жертвы, чтобы добиться их покровительства и избежать гнева. Учитывая могущество богов считалось невозможным обеспечить себе сколько-нибудь сносное существование вне постоянного поклонения им.

Правда, в рамках нормативной месопотамской культуры находил себе место и прямо противоположный взгляд, согласно которому боги настолько капризны и непредсказуемы, что почитать их бессмысленно, а сильный человек проживет и не добиваясь их благоволения. «Бога все равно не приучишь ходить за тобой, как собаку» – гласит месопотамская пословица. Но это конечно было личным выбором людей, общины никогда не шли на такой риск.



Боги и люди вступали во взаимодействие по основным аспектам:

1) люди регулярно приносят богам жертвы, строят для них храмы, совершают ритуалы чествования;

2) боги оказывают людям покровительство и поддержку в житейских делах

3) боги принимают участие в ритуалах, обеспечивающих жизнь людей для действенности

4) боги, по собственной инициативе или по запросам людей, посылают им различные извещения

5) упущения в осуществлении культа, вольное или невольное нарушение требований богов или просто каприз последних грозят людям самыми гибельными последствиями

Центрами общения с богами были городские храмы богов-покровителей. На загробный мир месопотамцы смотрели без всяких надежд: что бы они ни делали, там всех ожидала одна, и очень плохая, судьба. Богообщение было делом жрецов, рядовые люди практически не участвовали.

Цели общения с богами – ты мне я тебе, обеспечение благ за жертвы и молитвы. В то же время люди не ждали от них особенной справедливости, заботливости, великодушия или последовательности. Они считали богов довольно капризными и непредсказуемыми существами.

Религия

Самые древние из месопотамских Богов, упомянутые в древнейших табличках "со списками богов" (середина III -го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы - небо, море, солнце, луну, ветер и т.д., затем появились боги - покровители городов, земледельцев, пастухов и т.п. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

Главными божествами месопотамского Пантеона были АН (небо - мужское начало) и КИ (земля - женское начало). Оба этих начала возникли из первозданного океана, который породил гору, из прочно связанных неба и земли. От этого союза родился и бог воздуха - Энлиль, разделивший небо и землю.Тяжело поначалу жилось богам, всё приходилось делать самим, некому было им служить. Тогда они и создали людей, для услужения себе.

Казалось бы, Ан, подобно другим богам-творцам должен был иметь ведущую роль в шумерской мифологии. Однако по представлениям Шумеров, Ан практически не вмешивается в дела людей и поэтому основная роль в "повседневной жизни" перешла к другим богам, во главе с Энлилем. Однако и Энлиль был не всесилен, ведь верховная власть принадлежала совету из пятидесяти главных богов, среди которых особо выделялись семь главных богов "вершащие судьбу".

Считается что структура совета богов повторяла "земную иерархию" - где правители , энси, правили совместно с "советом старейшин", в котором выделялась группа наиболее достойных..

Одной из основ шумерской мифологии являются "МЕ" игравшие в религиозно-этической системе Шумеров огромную роль. В одном из мифов названо более ста "МЕ", из которых удалось прочесть и расшифровать меньше половины. Здесь такие понятия как правосудия, доброта, мир, победа, ложь, страх, ремесла и т.д. , всё так или иначе связанное с общественной жизнью. Ме - социальные, этические, культурные, правовые и ритуальные установления, созданные богами, "Божественные правила".

Вообще в Шумере Боги были как Люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке, овладевшем во сне богиней Инанной. Интересно, что шумерский рай не предназначен для людей - это обитель богов, где неизвестны печали, старости, болезни и смерть и единственная проблема, волнующая богов - это проблема пресной воды. Кстати в Древнем Вавилоне концепции рая не было вообще. Шумерский ад - Кур - мрачный тёмный подземный мир, где на пути куда стояло три служителя - "человек двери", "человек подземной реки", "перевозчик". Напоминает древнегреческий Тартар и Шеол древних евреев. Это пустое пространство, отделяющее землю от первозданного океана наполнено тенями умерших, блуждающих без надежды на возврат и демонами.

Взгляд на жизнь

Отличительной чертой месопотамской этики было полное отсутствие того, что сегодня мы назвали бы «идеологическими» или «абсолютными» ценностями (исключая само физическое благополучие общества и его членов). Иными словами, общество не устанавливало ценности, которые считались бы нужными всем вместе, но при этом никому в отдельности. Признанные же ценности определялись именно тем, насколько они нужны были отдельным людям, составляющим общество. Поэтому основные понятияиндивидуальные радость и страдание. Еще одно – взаимное обязательство, союз между людьми для достижения этой радости. Поэтому коллектив, клятва – верховный авторитет. Поэтому не раз были случаи самосожжения царя и его приверженцев из-за нежелания сдаваться врагу. Таким образом, этика ориентирована на индивидуума, но при этом есть долг перед сообщинниками. Необходимость соблюдать нормы обосновывалась личным благом человека (и правда). Следовательно, ответ на вопрос «Почему бы не поступить плохо?» - «потому что потом будет плохо тебе самому в физической плане».

Таким образом, местопотамское общество санкционировало для своих членов весьма высокую степень свободы следовать собственным потребностям. Неудивительно, что у сторонников более требовательных этических систем, например ветхозаветной, месопотамская этика вызывала резкое неприятие, как поощряющая «низменные» стороны человеческой природы => Вавилон – символ разврата, антропоцентризма.

Цель наказания – возмездие, воспитывать преступника, вменять его пример другим никто не собирался. Карался не сам порок, а поступок. Потому не было массовых репрессий против групп населения (правда депортации были – но это не норма). Наконец, понимая общество как некое соглашение месопотамская этика избегала идеологизации, в любых условиях стремилась к конкретным решениям на житейской, материальной основе.

В Месопотамии исходили из неизменной природы человека, никто не собирался никого переделывать, хотели лишь улучшить свое благосостояние. Поэтому не было революций, геноцидов, искусственной вражды и т.д. Кроме того, социальный ранг не принципиален для личного достоинства человека => нет каст, нет жестких перегородок между сословиями.

Социально-политические концепции

В эпоху шумеров ключевым понятием была царственность. Важность титула обеспечена в первую очередь положением царя в системе взаимоотношений людей и богов. Именно царь был посредником между ними, доверенным лицом бога.При этом считалось, что в древности не было царей, но боги изобрели их для эффективной связи с людьми (даааааа…..боги…….). Шумеры допускали также, что некоторые цари происходили от богов или становились ими. При этом III династия Ура обожествлялась полностью, так как были ритуалы священного брака, цари – воплощения бога плодородия. С ассимиляцией шумеров семитами такие взгляды отошли в прошлое.У всех групп семитов существовала жесткая грань между людьми и богами. Случаи обожествления семитских правителей наблюдались крайне редко и осуждались (достаточно вспомнить Нарамсуэна). Поэтому и в Вавилонии, и в Ассирии царь – только человек, хотя и не просто человек. Он не является ни воплощением, ни родичем, ни потомком богов (его происхождение вообще не играет особой роли), а лишь их ставленником, помощником в управлении людьми, избранным слугой, облеченным соответствующими полномочиями и ответственностью. Династия Хаммурапи вообще не обожествлялась. Попытки вновь появляются в касситской Вавилонии, но там 1) не ко всем царям 2) основные мотивы – в исконных немесопотамских верованиях 3) имена пишутся то как божественные, то просто. Таким образом, уже сами касситские цари не видели в своем обожествлении принципиального момента.

Почетом окружалась не сама личность царя, а именно царственность (царская власть), цари почитались как избранники бога, но обычные люди.

Но они все равно пытались забрать себе главную роль в религиозных ритуалах, рабом которых цари, по сути, были 1)священный брак, 2)праздничный прием богов людьми, 3)храмостроительные ритуалы, 4) киспу – поминовение предков. Но самым главным был ритуал «акиту» - очищение царя, подтверждение его связи с богами. Неприятно, так как царя избивали, поэтому он на один день часто ставил подложного царя, чтобы били того.

При этом существовала возможность оправданного свержения плохого царя и его замены в случае утраты его божественного благословения 1)недееспособность 2)тяжелые поражения, бедствия 3)нарушения норм и обязанностей перед страной => царь отвечает и перед богами, и перед страной. Считалось, что боги власть передадут тому же роду или общине, поэтому представление о последовательных династия (властной преемственности от города к городу, при этом даже параллельные династии представлены, как последовательные).

Литература, наука и искусство

Важнейшим достижением месопотамцев была словестно-слоговая клинопись, основанная на ребусном принципе Главные центры грамотности – дома табличек – школы при дворцах и храмах. Книги из глины, были целые библиотеки. Писали острыми палочками, а потом обжигали книги на огне.

Помимо первой системы письменности, в Месопотамии изобрели колесо, первые школы, первый двухпалатный парламент, первых историков, первый "альманах земледельца"; в Междуречье впервые возникли космогония и космология, появился первый сборник пословиц и афоризмов, впервые велись литературные дебаты; впервые был создан образ "Ноя"; здесь появился первый книжный каталог, получили хождение первые деньги (серебряные шекели в виде "слитков на вес"), впервые стали вводиться налоги, были приняты первые законы и проведены социальные реформы, появилась медицина, и впервые делались попытки добиться мира и гармонии в обществе. Вавилонская наука была такой знаменитой, что у римлян слово «халдей» - вавилонянин, означало ученого мудреца.

В области медицины у месопотамцев с самого начала были очень высокие стандарты (удаление катаракты)

Они были превосходными путешественниками и исследователями — им приписывается также изобретение первых в мире судов. В одном аккадском словаре шумерских слов содержалось не менее 105 обозначений различных типов судов — по их размерам, назначению и по виду грузов.

Первая печь для обжига кирпича также была построена в Месопотамии. Плавка и литье металла. Сплавы (бронза) .Были найдены тысячи глиняных табличек, содержавших сотни астрономических терминов. В некоторых из этих табличек содержались математические формулы и астрономические таблицы, при помощи которых шумеры могли предсказывать солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет.

Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли были объединены в созданном ими первом в мире календаре созданном в городе Ниппуре — солнечно-лунном календаре, начинавшемся в 3760 году до Р.Х.. Шумеры считали 12 лунных месяцев, составлявших приблизительно 354 дня, а затем прибавляли еще 11 дополнительных дней, чтобы получить полный солнечный год. Кроме того их познания в астрономии огромны – римляне и греки переняли их названия планет (например Венера – это перевод Иштар на Латынь). Там зародилась знаменитая школа астрологии. Еще одним изобретением шумеров были знаки зодиака, которые они не привязывали к каждому месяцу, как мы делаем сейчас в гороскопах. Они использовали их в чисто астрономическом смысле — в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. Кроме того, месопотамцы могли предсказывать солнечные затмения.

Математика носила сугубо прикладной характер: применялась при ирригации и в строительстве. Они определяли число Пи, решали уравнения до 4 неизвестных, имели таблицы умножения.

Искусство Месопотамии наиболее знаменито скульптурой (статуи царей и быкоподобных добрых демонов-защитников, крылатых шеду, рельефы), фресками из Мари и других столиц и архитектурой. Особенную известность приобрели сооружения Вавилона времени Навуходоносора II: отстроенная им Вавилонская башня – зиггурат Эменанки, храм Мардука, висячие сады на искусственных «горах» (приписанные в итоге Семирамиде, но на деле построенные Навуходоносором для своей мидянки-жены, тосковавшей по родным горам), Дорога Процессий и Ворота Иштар с изразцовыми изображениями реальных и фантастических животных.

Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Двуречья сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурного стиля с его простыми кубическими формами, но и иные приемы украшения зданий. Зодчие изобрели способ прорезать стены вертикальными выступами и нишами, окрашивать их в звучные насыщенные тона, что нарушало однообразие дробной кирпичной кладки и оживляло глухую и скучную поверхность плоской стены. Арка. Свод. Некоторые исследователи приписывают вавилонским зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко применялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии

Мифы

1) Мифы о потопе – боги захотели уничтожить людей, по милости Эа спасся только Зиусудра. Реальное наводнение 2900 лет назад.

2) Миф о Инанне и Думузи – основа ритуала священного брака. Думузи, ее волюбленный, каждые полгода умирает, а потом вновь воскресает – предание объясняет также смену времен года.

3) Поэма о сотворении мира «Энума элиш» (когда вверху – первые слова) - миф о победе богов над Хаосом. Бог Эа (Энтиль) восстал против Тиамат - главного демона хаоса. Началась война. Богов возглавил сын Энлиля – Мардук. Из тела Тиамат Мардук создал землю и небо. Таблички с решениями богов передал деду – Ану (древшешумерскому богу неба - главе пантеона).

4) Эпос о Гильгамеше - одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, созданное в XXII веке до н. э. в Древнем Шумере. Судить о нём можно только по гораздо более поздним спискам из клинописной библиотеки Ашшурбанапала, царя Ассирии, относящимся к VII веку до н. э. Сохранились отдельные шумерские песни о Гильгамеше, царе Урука, могучем воине, и Энкиду – его верном друге. У них один и тот же противник — Хумбаба (Хувава), охраняющий священные кедры. За их подвигами следят боги, в шумерских песнях носящие шумерские имена, в эпосе о Гильгамеше — аккадские. Но в шумерских песнях отсутствует связующий стержень, найденный аккадским поэтом. Сила характера аккадского Гильгамеша, величие его души — не во внешних проявлениях, а в отношениях с человеком Энкиду. Эпос о Гильгамеше — это гимн о дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает, облагораживает.

+ Вавилонские теодицеи

В начале Старовавилонского периода начала распространятся концепция, согласно которой боги попечительны и справедливы к людям, искренне заботятся об их благе (из нее исходил Хаммурапи, провозглашая божественную высшую справедливость). Возник вопрос о том, почему, раз боги так могущественны и благи, в мире происходит столько несправедливости и зла? Для ответа на этот вопрос появилась литература мудрости – вавилонские теодицеи (богоооправдания). Высшая ступень – знаменитый «диалог господина и раба», утверждающий, что надо самому жить с головой.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.