Сделай Сам Свою Работу на 5

Миф как удостоверяющая себя реальность.





Лосев А.Ф. Диалектика мифа

Вообще советую зарегиться на этом сайте и прочитать эту статью целиком http://elibrary.ru/item.asp?id=15566350

Это сама книга http://www.psylib.ukrweb.net/books/losew03/

http://liternet.bg/publish6/mbukterov/dialektika.htm

Алексе́й Фёдорович Ло́сев - русский философ и филолог. Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он открыто отвергал марксизм («Марксизм, — есть типичнейший иудаизм, переработанный возрожденческими методами, и то, что все основатели и главная масса продолжателей марксизма есть евреи, может только подтвердить это»[1]) и официальную философию — диалектический материализм.

«Диале́ктика ми́фа»— философская работа А. Ф. Лосева, опубликованная в 1930. Книга прошла предварительную цензуру, однако была издана автором с некоторыми добавлениями. Во время подготовки издания, 18 апреля 1930, автор был арестован, в том числе и по обвинению в распространении не прошедших цензуру сочинений. Издание было конфисковано. Первое переиздание книги в СССР появилось только в 1990 году. Отдельные фрагменты из так называемых «Добавлений к „Диалектике мифа“» стали публиковаться с 1992 года.



Лосев начинает свою работу над осмыслением мифа на рубеже перехода русскоязычной философии под власть идеологии - и соответственно этому разрешает возникающие вопросы. Нелегко разбираться в его системе (которая и сама по себе непроста), ибо её перекрывает скрытая философия, а поверхность текста иногда несёт случайный, внесённый идеологической коррекцией характер.

Для Лосева эта проблема стала проблемой всей его философской концепции, в которой слился интерес к мифу как форме сознания и к мифологии как форме коммуникации с Богом

Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

Лосев предлагает изучить феномен мифа не с точки зрения какой-то науки, а с т.зр. диалектики. «Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел. Это заблуждение почти всех "научных" методов исследования мифологии»; «мы условились рассматривать миф не с точки зрения какого-нибудь научного, религиозного, художественного, общественного и пр. мировоззрения, но исключительно лишь с точки зрения самого же мифа, глазами самого мифа, мифическими глазами».



Монография состоит из 14 глав. Первые одиннадцать названы апофатически, т.е. через отрицание. Например 1 глава - МИФ НЕ ЕСТЬ ВЫДУМКА ИЛИ ФИКЦИЯ, НЕ ЕСТЬ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ВЫМЫСЕЛ, 2 глава - МИФ НЕ ЕСТЬ БЫТИЕ ИДЕАЛЬНОЕ и т.д. Такой же способ называния используется во многих религиях, в т.ч. в православии для описания Бога. Вся книга в принципе посвящена ответу на вопрос, что же такое миф.

"Миф должен быть взят как миф, без сведения его на то, что не есть он сам. Только имея такое чистое определение и описание мифа, можно приступать к объяснению его с той или иной гетерогенной точки зрения".

Подвергая анализу некоторые положения науки и философии, в которых миф был зафиксирован как "иное самому себе", Лосев приходит к выводу о наличии шести тезисов, поочерёдно феноменологически детализирующих понятие мифа: (я не могу не привести здесь эти тезисы, потому что они важны для понимания логики Лосева. Ну так… для общего развития, чтобы мозг зашевелился. Естественно запоминать это не надо, далее будут более человечные определения мифа.)

"...1. Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел, но - логически, т.е. прежде всего диалектически, необходимая категория сознания и бытия вообще.

2. Миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность.

3. Миф не есть научное, и в частности, примитивно-научное, построение, но - живое субъект-объектное взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вненаучную, чисто мифическую же истинность, достоверность, принципиальную закономерность и структуру.



4. Миф не есть метафизическое построение, но - реально, вещественно и чувственно творимая действительность, являющаяся в то же время отрешённой от обычного хода явлений, и, стало быть, содержащая в себе разную степень иерархийности, разную степень отрешённости.

5. Миф не есть ни схема, ни аллегория, но символ; и, уже будучи символом, он может содержать в себе схематические, аллегорические и жизненно-символические слои.

6. Миф не есть поэтическое произведение, но - отрешённость его есть возведение изолированных и абстрактных вещей в интуитивно-инстинктивную и примитивно-биологически взаимоотносящуюся с человеческим субъектом сферу, где они объединяются в одно неразрывное, органически сросшееся единство".

Как и обещала:

· Миф – это такое осмысление действительности, которое не ставит, а снимает проблемы. Если наука и философия проблематизируют действительность, то мифология, наоборот, изначально содержит такие смыслы, которые заранее дают ответ на любые вопросы. На основании этого можно провести разграничение между мифологическим и рациональным мышлением. При этом нельзя говорить, что один тип мышления лучше или «истиннее», чем другой, – это два равноправных пути познания мира.

· Миф – это осмысление действительности в конкретно-чувственных образах. Мифологический смысл всегда воспринимается не сам по себе, но воплощенным в конкретных чувственных образах и воспроизводится не на понятийном, а на эмоционально-образном языке. Именно поэтому мифологическая истина не обосновывается теоретически, но переживается эмоционально как самоочевидное содержание жизни.

· Миф – это смысловое обобщение жизни. Миф наделяет жизнь новым смыслом, сообщая ей единство более высокого уровня. В мифе происходит отрешение от частного смысла предмета и воплощение в нем более широкого мифологического смысла, изменяющего свойства данного предмета.

· Миф имеет личностную форму.

Снятие проблематизации в мифе.

Основной характеристикой рационального мышления является проблематизация действительности. Особенность рационального познания состоит в том, что каждое приобретение нового знания порождает новые вопросы, т. е. ставит новые проблемы. Снятие проблематизации имеет жизненное значение не только для древнего, но и для современного человека, который не в состоянии постоянно воспринимать мир лишь рационально. Страдание становится непереносимым лишь тогда, когда оно непонято и воспринимается, как слепая игра случая. Человек мог выносить страдания только потому, что с позиции мифологического восприятия они не казались беспричинными и произвольными [2, с. 94]. Если мы понаблюдаем за мотивами, которые заставляют человека доверять совершенно очевидной политической лжи, то очень часто они объясняются не глупостью, а страхом утратить осмысленность страданий. Человек защищает себя от произвольности, случайности страданий и поэтому готов принять ту идеологию, которая сделает эти страдания осмысленными. Чем более страшной предстает действительность, тем легче люди поддаются идеологической обработке, проявляя фантастическую способность верить в самые абсурдные идеи.

 

Миф как удостоверяющая себя реальность.

Мифологическое мышление осмысляет жизнь не в абстрактных понятиях, но в конкретных чувственных образах. Если речь идет о мифологическом божестве, магической силе, талисмане и т. д., то все это имеет мифологический смысл лишь постольку, поскольку эти явления воспринимаются как реальные, чувственно данные. В сознании современного человека миф присутствует точно так же, как и в древности, однако современный человек в своей повседневной жизни этого не замечает. достоверность мифа не следует сводить лишь к субъективному убеждению человека. Миф реально открывает действительность мира, упорядоченную в соответствии с данными мифологическими законами. То, что возможно в мифе, становится возможным в самой действительности. Если мифологическое сознание делает возможной любовь, то любовь действительно встретится, если в соответствии с мифологическим сознанием возможны те или иные мифологические персонажи, то носители этого сознания будут их встречать в своей повседневной жизни.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.