Сделай Сам Свою Работу на 5

Что должно быть в уголке природы по группам





ПМ.03.

Организация уголка природы в младших группах 2 – 4 года.

При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать основные тре­бования, а именно СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (далее - СанПиН).

Уголок природы в группе

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.

Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Воспитатель должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно - образовательной работы.



Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений — выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь н саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно - образовательной работы, но и оздоравливают микроклимат в группе, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.



Отбор растений для уголка природы должен осуществляется в соответствии с реализуемой примерной основной общеобразовательной программой, особенностями помещений и возраста детей. Если окна групповой комнаты выходят на южную сторону, целесообразно подобрать светолюбивые растения. В помещениях с окнами на север хорошо приживутся теневыносливые растения. Заранее важно продумать, где поместить трудовой инвентарь, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности и календарь природы.

Требования при организации в ДОУ уголков природы

  • уголок природы должен быть ярким и красочным;
  • стеллажи, полки обязательно закреплены;
  • календарь природы в каждой возрастной группе;
  • недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
  • цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
  • оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
  • природный материал должен размещаться в контейнерах в достаточном количестве;
  • оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Размещение и уход за комнатными растениями

Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни.

Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету.

Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать.



Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него.

Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их, следует поливать редко.

Подбор растений и животных
Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.
Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время. При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Требования к отбору обитателей уголка природы:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

7. Размещение аквариума, клеток, цветов не должно уменьшать уровень

естественной освещённости в помещении;
8. Недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своём поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
9. Животных принимают с разрешения ветеринарного надзора (постановка на учёт, своевременные прививки, гигиенические процедуры);
10. Недопустимо принимать бродячих животных;
11. Подбор животных осуществляется с учётом возраста и состояния здоровья детей;
12. Предпочтение следует отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении;
13. Для поддержания чистоты осуществляют ежедневный уход за растениями и животными;
14. Уборку за животными и уход за растениями (кроме полива) осуществляет только персонал ДОУ.
Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи. Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум, где живет ящерица, следует ставить на хорошо прогреваемое солнцем место, террариум с лягушкой должен быть непременно в тени.
Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время.

Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).
Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений — выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь н саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавкн и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.). Наблюдения за рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).
Желательными обитателями уголка природы являются птицы. При правильном уходе они хорошо себя чувствуют, поют, даже размножаются. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках. Труд по уходу за птицами предоставляет воспитателю возможность формировать у ребят бережное и заботливое отношение к ним.
Целесообразно для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц (чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.).

Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время — зимой; весной их необходимо выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы — канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними.
Из пресмыкающихся можно содержать только черепах — болотную или сухопутную.
Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям отбора отвечают прежде всего грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав животных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желанными обитателями уголков природы.
Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка или других мелких домашних животных. Кроликов также содержат на участке.
При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группыпривлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.
Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.
В уголок природы для младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие.

Это:

- обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан, аспидистра, амаралис гибридный (гиппеаструм), амазонская лилия, кливия, колеус (крапивка), гортензия, хризантемаи др.

Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья

аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы.

Аукуба и китайский розан(небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами.

Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 4-5 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками.

Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытьё широких кожистых листьев, полив), проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знакомство с некоторыми признаками живого).

Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси.Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.
В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.
Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика.

Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.
При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Растения в аквариуме:

- стрелолист, водяной мох и другие (разная окраска, форма). Они хороши для наблюдения и созерцания.

Искусственные растения. Для оформительских и учебных целей следует отдать предпочтение искусно выполненным «двойникам» реальных растений (сравнение объектов по признаку «живое-неживое»).

Сезонные растительные объекты:

- зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений и подкормки животных);

- яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты;

- букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.);

- семена, плоды (жёлуди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель) и другие.
Животный мир:

-аквариум с крупными улитками, яркоокрашенными рыбками (одна- две разновидности золотой рыбки: вуалехвост, карасик);

- клетка с птицами (волнистый попугайчик).
Простейшие календари природы из 2-4 страниц

- картинка с изображением времени года,

- листы наблюдений за погодой,

- листы наблюдений за птицами.
Макеты(плоскостные и объёмные):

- «Кто живёт в лесу»,

- «Во дворе у бабушки» (домашние животные),

- «Что растёт на лугу».
Музейные и коллекционные материалы:

- разнообразные причудливые семена, камешки, раковины,

- коллекции осенних листьев,

- другие объекты природы,

- корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).
Материал для проведения элементарных опытов:

- песок,

- формочки для изготовления цветных льдинок,

- формочки для песка, снега, сосуд с водой.
Наглядный иллюстративный материал:

- набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря);

- набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.);

- книги с иллюстрациями, на которых изображены животные;

- альбомы «Времена года»;

- дидактические игры.
Инвентарь:лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки, мерные ложки для корма.

Что должно быть в уголке природы по группам

Временные объекты

Осень:

а. букеты осенних цветов в вазах;

б. Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)

Зима:

а. ящики с посадками (лук, овес и т.д.)

б. ветки деревьев и кустов в вазах;

Весна:

а. ветки деревьев и кустарников в вазах;

б. ящики с рассадой;

Лето:

а. букеты цветов в вазах;

Постоянные объекты:

1. Комнатные растения:

а. красиво цветущие, крупнолистные,

б. с типичным строением: стебель, листва, цветы

Примерный состав:

1Бальзамин, герань, фикус, аспидистра, китайский розан.

2. Животные:

а. рыбки в аквариуме - 1-2 крупные рыбы любого вида (циклиды, бычки, золотые рыбки)

б. птица в клетке любого вида;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.