Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные направления, течения и представители философии середины ХIХ-ХХ в.в.





Основные представители и положения философии экзистенциализма.


У Кьеркегора экзистенциализм заимствует, прежде всего, идею экзистенциального мышления, которое связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями. Кьеркегор обращает внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть. Кьеркегор не был известен при жизни, и лишь с 20-х годов XX века к его учению обращается экзистенциализм.
Основоположниками немецкого экзистенциализма являются Мартын Хайдеггер (1889-1976 гг.) и Карл Ясперс (1883-1969 гг.). Книга Хайдеггера "Бытие и время", вышедшая в 1927 году, ознаменовала возникновение экзистенциализма Определяющее влияние этой философии во Франции связано с выходом в 1943 году основного сочинения Жана Поля Сартра (1905-1980 гг.) "Бытие и ничто". Представителями французского экзистенциализма являются также Алъбер Камю (1913-1960 гг.) и Габриель Марсель (1889-1973 гг.). Для французского экзистенциализма характерна активная литературно-художественная деятельность.
Отправным пунктом экзистенциализма (или философии существования), определяющим его содержание является категория "существование" (экзистенция). Существование - это внутреннее бытие человека, его сознание. Однако сознание экзистенциализм анализирует не как познающее, а как страдающее, переживающее, озабоченное, смертное. Из всего существующего только человек знает о своей смертности. Единственное средство вырваться из сферы неподлинного бытия, из сферы обыденности - это оказаться в пограничной ситуации. Наиболее ярким примером пограничной ситуации является бытие перед лицом смерти. Экзистенциализм исходит из того, что с самого начала своего существования человек застает себя в мире, выбранном не им самим. Но, как считает, например Ясперс, раз человек живет в этом мире, хотя может и покончить с собой, значит он прямо или косвенно, явно или тайно, сознательно или бессознательно примиряется с его несовершенством. И в этом его вина. У Сартра же, наоборот, наблюдается попытка бегства человека от того, что не им создано. Человек, заброшенный в чуждый ему мир, несет ответственность не за него, а за подлинность своей свободы. Свобода человека есть выбор своего бытия: человек таков, каким он себя свободно выбирает. Свобода предполагает независимость по отношению к прошлому, отрицание прошлого, разрыв с ним. Поэтому свобода отождествляется Сартром с небытием, с ничто. Лишь не имея прошлого, а, следовательно, не раскаиваясь за свои поступки, можно быть абсолютно свободным.
Экзистенциализм утверждает также свободу человека независимо от объективной обстановки. Свобода человека - это внутреннее его состояние. Человек может оставаться рабом или свободным вне зависимости от обстоятельств. Свобода состоит в возможности выбирать не реальные возможности, а свое отношение к данной ситуации. Человек, как сознательное существо, может создавать себя только посредством своего свободного выбора. Он с необходимостью должен выбирать. По выражению Сартра, человек "заброшен в свободу", "осужден быть свободным". Другими словами, свобода превращается в неотвратимый рок.
В философии английского ученого Арнольда Тойнби (1889 - 1975) всемирная история предстает как совокупность локальных цивилизаций, каждая из которых проходит определенный цикл. Цикл обозначает последовательный переход от стадии генезиса, как периода зарождения цивилизации, к стадии роста, сменяющейся надломом и затем дезинтеграцией. Дезинтеграционная фаза - это период разложения цивилизации, завершающийся ее гибелью. Согласно Тойнби в истории человечества существовало около трех десятков локальных цивилизаций, между которыми не существовало жесткой взаимосвязи. В философии русского философа Николая Яковлевича Данилевского (1822 - 1885) цивилизация понимается как определенный культурно-исторический тип. Лишь немногие народы, по мнению Данилевского, смогли создать великие цивилизации и стать " культурно-историческим типом". Он насчитывал десять таких цивилизаций: египетскую, древнесемитскую, китайскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую и германо-романскую. Он отмечал, что начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Всякое воздействие чуждых начал Данилевский отвергал, безусловно.







 

Западная философия XX века: важнейшие направления и идеи.


Одной из влиятельных тенденций современной западной философии является иррационализм, утверждающий противоразумность, абсурдность всего существующего. Описать и оправдать ощущение бессмысленности бытия лучше всего сумел экзистенциализм, который возникает в начале 20-х годов в Германии и во Франции. Свой метод эта философия заимствовала в феноменологии немецкого мыслителя Эдмунда Гуссерля (1859-1938 гг.), а исходные идеи из сочинений датского религиозного философа Серена Кьеркегора (1813-1855 гг.).
Гуссерль стремился создать учение о чистом, допредметном сознании и определить его особенности. Сознание Гуссерль считает интенциональным, то есть направленным на внешние предметы. Необходимо различать чистое сознание и все, что находится вне его. Для того чтобы вскрыть природу чистого сознания, следует провести редукцию сознания, перейти от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности. Сознание в чистом виде как бы конструирует мир, внося в него смыслы. Таким образом, оказывается, что та реальность, с которой имеет дело человек, объясняется из актов сознания, а само сознание - из самого себя и выступает в виде потока переживаний, элементами которого являются феномены. Отсюда учение о структуре потока переживаний называется феноменологией. Понять феномен можно только при непосредственном вхождении в поток сознания. При этом происходит интуитивное, непосредственное, чисто умозрительное усмотрение сущности. Феноменологический метод состоит в том, чтобы слиться с потоком сознания непосредственным образом.

 

Основные направления, течения и представители философии середины ХIХ-ХХ в.в.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ - иррационалистическое философское направление конца XIX - начала XX веков, выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность. Это понятие многозначно толкуется в различных вариантах философии жизни. Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к Ницше. Историцистский вариант философии жизни (Дильтей, Зиммель, Шпенглер) исходит из непосредственного внутреннего переживания как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Своеобразный пантеистический вариант философии жизни связан с истолкованием жизни как некой космической силы, "жизненного порыва" (Бергсон). Наибольшего влияния философия жизни достигла в первой четверти XX века. В дальнейшем она растворяется в других направлениях философии XX века. Основными представителями философии жизни являются: · Ф.Ницше · В.Дильтей · Г.Зиммель · А.Бергсон · О.Шпенглер НИЦШЕ Фридрих (1844-1900) - немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. В 1869-79 - профессор классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью. От занятий филологией Ницше переходит к философии, испытав влияние Шопенгауэра и искусства Р.Вагнера. Произведения "Человеческое, слишком человеческое" (1878), "Утренняя заря" (1881), "Веселая наука" (1882), "По ту сторону добра и зла" (1886) строятся как цепь фрагментов или афоризмов. Философия Ницше обретает выражение в поэтическом творчестве, легенде, мифе ("Так говорил Заратустра"). Ницше стремится преодолеть рациональность философского метода, его понятия - "жизнь", "воля к власти" - предстают как многозначные символы. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (1833-1911) - немецкий историк культуры и философ. Представитель философии жизни, основоположник понимающей психологии. Задача философии (как "науки о духе"), по Дильтею, - понять "жизнь" исходя из нее самой. В связи с этим Дильтей выдвигает метод "понимания", который противопоставляет методу "объяснения", применимому в "науках о природе". Понимание по отношению к культуре прошлого выступает как метод интерпретации, названный Дильтеем герменевтикой. ЗИММЕЛЬ Георг (1858-1918) - немецкий философ и социолог. Становится одним из наиболее значительных представителей философии жизни, разрабатывая преимущественно проблемы философии культуры. Жизнь понимается как процесс творческого становления, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый только во внутреннем переживании, интуитивно. Это переживание жизни объективируется в многообразных формах культуры. БЕРГСОН Анри (1859-1941) - французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. В 1900-14 - профессор Коллеж де Франс; с 1914 - член Французской академии. Нобелевская премия (1927). Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, сущность которой может быть постигнута только с помощью интуиции. Тканью психической жизни является длительность, стало быть, жизнь имеет не пространственный, а временной характер. Жизнь - это некий метафизическо-космический процесс, "жизненный порыв" ("Творческая эволюция"). Бергсон признает два типа общества и соответственно два типа морали: "закрытая" и "открытая". ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) - немецкий философ, представитель философии жизни. Стал известным после сенсационного успеха главного труда "Закат Европы" (1918-22). В 20-х годах выступал как публицист, близкий к фашизму, однако в 1933 отклонил предложение нацистов о сотрудничестве. Решающее влияние на Шпенглера оказала философия Ницше. Культуры трактуются им как "организмы", каждому из которых отмерен определенный срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Стиль изложения у Шпенглера построен на оперировании развернутыми метафорами. ПРАГМАТИЗМ (от греч. дело, действие) - философское учение, возникшее в 70-х годах XIX века в США и получившее наибольшее распространение в первой половине XX века, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь страны. Основные идеи прагматизма высказал Ч.Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У.Джемс, Дж.Дьюи и др. Функция мысли в прагматизме - не в познании как отражении объективной реальности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения "проблематической ситуации" (Дьюи). Основными представителями прагматизма являются: · Ч.Пирс · У.Джемс · Дж.Дьюи ПИРС Чарлс Сандорс (1839-1914) - американский философ, логик, математик, естествоиспытатель. Статьи Пирса - "Как сделать наши идеи ясными" (1876) и "Определение веры" (1877) - послужили первоисточником американского прагматизма. Пирс определяет понятие истины как ясное, отчетливое, неопровержимое на данной стадии познания (в отличие от последующего прагматизма, определяющего истину как полезное, выгодное). Пирс - один из основоположников математической логики (алгебры логики) и семиотики. ДЖЕМС Уильям (1842-1910) - американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Развивая идеи Пирса, Джемс выдвинул новый, "прагматистский" критерий истинности, согласно которому истинно то, что отвечает практической успешности действия. Разработанная Джемсом концепция физиологической природы эмоций послужила одним из истоков бихевиоризма. С позиций прагматизма Джемс защищал религию: истинность религии и веры в бога проистекает, по Джемсу, из ее полезности. ДЬЮИ Джон (1859-1952) - американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Дьюи выдвинул новый вариант прагматизма - инструментализм. Познание, по Дьюи, - орудие, инструмент приспособления человека к противостоящей ему среде. Мерило истинности теории или гипотезы - ее практическая эффективность в ситуации, данной в опыте. Нравственность, как и наука, - техническое средство социального "инженерного искусства". Классовой борьбе он противопоставлял сотрудничество классов и программу улучшения общества путем педагогических реформ. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ( от латин. существование), или философия существования - иррационалистическое направление современной философии, возникшее после I-й мировой войны в Германии (Хайдегер, Ясперс и др.) и в период II-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель и др.). В 40-50-х гг. получил распространение в других европейских странах, в 60-х - также и в США. Расходясь с традицией рационалистической философией науки, экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленненую целостность субъекта и объекта. Бытие трактуется как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни даже рациональными средствами. Основными представителями экзистенциализма являются: · М.Хайдегер · К.Ясперс · Ж.-П. Сартр · Г.Марсель ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976) - немецкий философ-экзистенциалист. В сочинении "Бытие и время" (1927) ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался "забытым" традиционной европейской философией. Истинное мышление, по Хайдеггеру, - это не созерцание вечных идей, а "вслушивание": бытие нельзя созерцать, ему можно только внимать. "Забытое" бытие все же живет еще в самом интимном лоне культуры - в языке: "Язык - это дом бытия". ЯСПЕРС Карл (1883-1969) - немецкий философ-экзистенциалист и психиатр. В "Общей психопатологии" (1913) Ясперс предложил пересмотр и уточнение понятий психиатрии. После 1915 года отошел от проблем психиатрии. После разгрома фашизма Ясперс получил большую популярность в ФРГ; в ряде работ, начиная с трактата о "немецкой вине" выступал как политический моралист. Исходный идеал Ясперса - бюргерский гуманизм. С ним связаны и преклонение Ясперса перед античной Грецией, и его симпатии к Спинозе, и его выпады против клерикализма. Свой труд мыслителя Ясперс называл не философией, а философствованием. "Коммуникация" - центральное понятие миропонимания Ясперса. МАРСЕЛЬ Габриель Оноре (1889-1973) - французский философ, драматург и критик, основоположник католического экзистенциализма. После осуждения папской энцикликой (1950) экзистенциализма назвал свою философию "неосократизмом" или "христианским сократизмом". В основном сочинении "Быть и иметь" (1935) Марсель проводит резкое различие между миром "объективности" и миром "существования". Действительность предстает расщепленной на подлинный мир бытия и неподлинный мир обладания. В гносеологическом плане Марсель противопоставляет "проблемы" и "таинства". САРТР Жан-Поль (1905-1980) - французский философ и писатель, представитель атеистического экзистенциализма. Основной трактат - "Бытие и ничто" (1943) - представляет собой сплав идей Гуссерля, Хайдеггера и Гегеля. После войны Сартр пытается сблизиться с марксизмом, в то же время не отказываясь от философских установок онтологического трактата. Псевдомарксистский волюнтаризм стал основой левоэкстремистской политической практики Сартра.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.