Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование коммуникативной компетентности дошкольников посредством работы над речевым этикетом





Курсовая работа

направление Психолого-педагогическое образование

профиль Психология и социальная педагогика

Выполнила: студентка группы

очной формы обучения

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

___________________________ (оценка)

 

 

Омск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

1.1 Проблема изучения формирования коммуникативной компетентности дошкольников в педагогической литературе….................................................5

1.2 Особенности формирования коммуникативной компетентности дошкольников посредством речевого этикета………………………………..

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА………………..

2.1. Педагогические технологии организации повышения коммуникативной компетентности…………………………………………………………………

2.2 Рекомендации для воспитателей по формированию коммуникативной компетентности дошкольников посредством речевого этикета



Вывод по второй главе…………………………………………………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….28

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Компетентностно-ориентированный подход – это новая концепция содержания образования. Компетентностный подход в настоящее время провозглашен в качестве основного на всех ступенях образования: от детского сада до высшей школы. Коммуникативная компетентность – это одна из основных компетентностей выпускника дошкольного образовательного учреждения, что обусловлено ведущей ролью коммуникации в современном информационном обществе. Закономерно, поэтому, что эта категория рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, предпосылка его благополучия в социокультурном, интеллектуальном, творческом развитии и освоении различных видов деятельности (А.Г. Арушанова и др.). Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни (С.В. Титова). Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию людей друг с другом является необходимым условием уже в период дошкольного детства (Р.Г. Кобелева).



Изучение проблемы общения, речевой коммуникации, коммуникативной компетентности находит отражение в ряде исследований отечественных педагогов и психологов. В исследованиях Л.И. Божович, А.В. Запорожца,А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова показано, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, знания и способы деятельности. В этом смысле общение становиться важнейшим фактором развития личности.В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной обосновывается положение о том, что содержание процесса формирования коммуникативной деятельности в дошкольном детстве детерминировано социальной ситуацией развития, в которой осуществляется их деятельность.

Отечественными ученымидоказано, что общение является главным и решающим условием становления всех психических процессов и индивидуально-психологических характеристик личности ребенка. Активно разрабатывается прикладной аспект проблемы (разнообразные игры, упражнения по развитию коммуникативных способностей у детей). Однако комплексных педагогических исследований по проблеме развития коммуникативной компетентности детей недостаточно. Несмотря на хорошую изученность многих аспектов проблемы, существует противоречие между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативной деятельности дошкольников и отсутствием у педагогов ориентации на систематически организованное коммуникативное обучение (Р.Г. Кобелева).



Актуальность данной проблемы предопределили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объект исследования: процесс развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – речевой этикет.

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретическое исследование проблемы развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через анализ психолого-педагогической литературы.

2. Выявить уровень коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в процессе работы над речевым этикетом.

3. Разработатьрекомендации по повышению уровня коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.

Структура курсовой работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ НАД РЕЧЕВЫМ ЭТИКЕТОМ

 

1.1 Проблема изучения формирования коммуникативной компетентности дошкольников в педагогической литературе

 

В педагогической и методической литературе сложились подходы, изучающие категории:«коммуникативная компетентность», «коммуникативное общение», «общение» как коммуникативная деятельность. Что касается существования понятия «коммуникативная компетентность», то стоит отметить, что многими авторами понятия «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная компетенция» употребляются как синонимы.

Термин «коммуникация», наряду с термином «общение» [от лат. communicatio от communicare — делать общим, сообщать, беседовать] вошел в научный обиход в начале XX века.

Коммуникация человека, указывает М.С. Чередниченко, является составной частью его деятельности, позволяет познавать мир, общаться с другими людьми. Общение, основанные на понимании и обмене мыслями и чувствами, осуществляются при помощи речевых и неречевых средств. Речевые средства представлены системой языка, материализованной в лингвистических знаках [24].

Словосочетание «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в конце 20в. в социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений), категорию компетентности, оперируя понятием коммуникативной компетентности, использовал, в частности, Д. Хаймс [12]. Также к этому периоду относится одно из первых отечественных социально-психологических исследований коммуникативной компетентности «Компетентность в общении», Л.А. Петровской, в котором рассматривается понятие коммуникативной компетентности, предложены формы тренингов для ее формирования [18].

Компетентность и компетенция – это термины, по поводу которых в педагогике еще нет согласованности, ясности в плане того, чем данные понятия отличаются от традиционных умений и навыков. Как отмечает И.А. Зимняя в Глоссарии терминов ЕФО (1997) компетенция определяется как:

1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно.

2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.

3. Способность выполнять особые трудовые функции [12, с.3].

М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская в своем подходе понимают «общение» и «коммуникативную деятельность» как синонимы. Так,М.И. Лисина характеризует общение как коммуникативную деятельность; развитие общения как комплексной коммуникативной деятельности осуществляется через смену качественно новых форм. Последние, по М.И. Ли­синой, характеризуются: особым содержанием пот­ребности ребенка в общении со взрослым; преобладающими средствами общения; спецификой ведущего мотива [17]. М.И. Лисина, А.Г. Рузская показали, что с взрослением изменяется содержание коммуникативной потребности ребенка, к периоду дошкольного детства в связи с взрослением ребенка, роль общения становится все сложнее по мере того, как расширяются его связи с миром, появляются новые способности [17]. Развитие общения как коммуникативной деятельности - это смена качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою генетический уровень коммуникации и называемых формами общения. Каждая форма общения характеризуется по ряду параметров, из которых главными являются содержание коммуникативной потребности, ведущие мотивы. В период от рождения до семи лет, по М.И. Лисиной, последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная [17].

Л.В. Скитская пользуется понятием «коммуникативное общение». Коммуникативное общение, по Л.В.Скитской, - это «процесс взаимодействия субъектов, приводящий к качественным преобразованиям структуры коммуникативной деятельности в ходе установления личностных отношений и познания другого человека, позволяющий достичь наиболее высокого уровня сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания между партнерами с помощью речевого обмена информацией и эмоционального контакта» [21].

По определению О.Н. Сомковой, коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это «владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» [22].

По мнению Р.Г. Кобелевой, формирование коммуникативных умений является важным звеном личностной сферы ребенка и обеспечивает его успешную адаптацию [16]. Коммуникативные способности – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения [16]. Способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации [16].

А.М.Щетинина определяет коммуникативную компетентность как интеграцию социально-перцептивных способностей, личностных и поведенческих характеристик ребенка, позволяющих ему успешно осуществлять общение, взаимодействие и выполнение совместной деятельности[25].

Согласно Рудаковой Н.Н., коммуникативная компетентность — это сложное образование, которое характеризуется определенной структурой, компонентами и уровнями, находящимися во взаимосвязи [20].

Ряд исследователей называют компоненты структуры изучаемого понятия. Так, согласно А.Г. Арушановой, коммуникативная компетенция включает такие составляющие, как языковая способность (фонетический, лексический, грамматический уровень), текстовая деятельность (монолог), интеракция (диалог), правила прагматики [1].

Коммуникативная компетентность включает в себя вербальные и невербальные коммуникативные компетенции, поскольку общение и обмен информацией между людьми осуществляется как вербально, так и невербально [23].

Коммуникативная компетентность – это комплексная многоуровневая категория.С.В. Титова [23] выделяет четыре уровня коммуникативной компетентности.

1. Первый уровень – неосознанная компетентность.

2. Второй – репродуктивная компетентность.

3. Третий – продуктивная компетентность.

4. Четвертый – творческая компетентность.

Процесс становления коммуникативной компетентности требует от человека интериоризированных знаний о законах языка, номах и правилах речи. Ребенку необходимо иметь уже созревшие психические функции, которые достигли необходимого возрастного уровня своего развития [23].

Н.Н. Рудакова в структуре коммуникативной компетентности выделяет три компонента: мотивационно-личностный, когнитивный и поведенческий [20].

 

1.2 Особенности формирования коммуникативной компетентности дошкольников посредством речевого этикета

 

Проблема организации эффективной коммуникации может быть решена просвещением детей и повышением общей культуры общения. Это предполагает обучение правилам общения, построение стратегий с использованием разных видов обратной связи в общении. Человек с детства учится общению и овладевает разными его видами в зависимости от среды и людей, с которыми взаимодействует. В большинстве случаев такого опыта бывает недостаточно для овладения для овладения некоторыми профессиями.

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, и др.). В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативная компетентность, умение развивать свои коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого правильно выстраивать свое поведение.

Психологически оптимальным общением является в том случае, если реализуются цели участников общения в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения [18].

Анализируя трудности, связанные с возрастом общающихся, надо обязательно учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы. Проблема культуры общения детей приобретает в настоящее время особое значение, когда этическое и коммуникативное развитие детей вызывает тревогу. Сегодня всё чаще у дошкольников наблюдаются нарушения в сфере общения, недостаточное развитие нравственно-эмоциональной сферы, отсутствие речевого этикета. Это обусловлено чрезмерной «технологизацией» нашей жизни - лучший друг для современного ребёнка – это телевизор и компьютер, а любимое занятие – просмотр телепередач в отрыве от реального общения.

 

Вывод по первой главе

 

Таким образом, обзор педагогической литературы, посвященной изучению проблемы коммуникативной компетентности, ее содержания и влияния на психическое развитие детей дошкольного возраста, показывает, что отдельные аспекты достаточно освещены в работах отечественных педагогов и методистов. Содержание понятия остается нуждающимся в разработке, однако, несмотря на различные трактовки, их объединяет практически направленная характеристика общения. Как показал обзор литературы, коммуникативная компетентность – это комплексная многоуровневая категория.

Проблема развития речевого этикета, культуры общения детей приобретает в настоящее время особое значение, сегодня всё чаще у дошкольников наблюдаются нарушения в сфере общения, недостаточное развитие нравственно-эмоциональной сферы, отсутствие речевого этикета. Это обусловлено «технологизацией» ситуации развития в ущерб живому общению.

 

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

2.1. Педагогические технологии организации повышения коммуникативной компетентности

Поскольку формирование у дошкольников различных компетенций является одной из приоритетных задач в образовательной практике дошкольных учреждений, педагогам необходимо развивать компетентностный подход, а именно: понимать, что такое компетентность, знать содержание того или иного ее вида, условия формирования, чтобы эффективно осуществлять педагогическую работу по их развитию у детей.

Существенным моментом в организации коммуникативной деятельности в детском саду является знание психологического закона «зоны ближайшего развития ребенка» (Л. С. Выготский). Исходя из основ культурно–исторической теории (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.), педагог ориентируется на следующий уровень развития ребенка, на «зону его ближайшего развития», он является организатором воспитывающей среды, управляет основными рычагами социальной ситуации развития. Главной целью воспитания является целенаправленная и преднамеренная выработка у ребенка новых форм поведения (деятельности), определяющих планомерную организацию его развития. Л.С. Выготский доказывает, что в начале ребенок решает задачу развития при помощи воспитателя или сверстников, а потом самостоятельно, при культурной организации учебной деятельности [цит.по:16]. Умение свободно общаться позволяет дошкольникам взаимодействовать с другими людьми в разных видах деятельности. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной отмечается, что в процессе общения ребенок не только познает своего партнера по общению (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Эффективность технологии может быть обеспечена только в воспитательно-образовательном процессе, который мы рассматриваем как целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых.

Педагогическая технологиястарших дошкольников, представляет интеграцию игровых, диалоговых и практических действий. Важно обеспечить комплекс необходимых условий для организации деятельности, направленной на формирование коммуникативной компетентности.

Развивая коммуникативную компетентность ребенка, педагог не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, но и формирует его личность. Перед педагогом дошкольного учреждения стоит задача создания условий для развития коммуникативной компетентности детей в ответственный для формирования личности период.

Проблема создания педагогических условий и технологий для формирования коммуникативной компетентности дошкольников остро стоит в современном дошкольном образовании.

Исследования показали, что дети 6-7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, что является препятствием для установления правильного контакта между взрослым и ребенком. В то время как именно дошкольный возраст чрезвычайно для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта

(К.И. Чуковский и др.).

Значение формирования коммуникативной компетентности у дошкольников подчеркивает М.И. Лисина. «Если у ребенка, - пишет она,- недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно» [17,с.41].

 

2.2 Рекомендации для воспитателей по формированию коммуникативной компетентности дошкольников посредством речевого этикета

 

Отечественные исследователи A.A. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов рассматривают способность к установлению взаимоотношений как специфическую форму активности субъекта, - в общении люди раскрывают свои личностные качества. В процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становиться важнейшим фактором развития личности [24 чер].

В работах М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, Д.Н. Дубининой, А.М. Щетининой отмечается, что в процессе общения ребенок познает и партнера по общению (взрослого или сверстника), и самого себя. Умение грамотно общаться позволяет дошкольникам взаимодействовать с другими людьми в разных видах деятельности. Общение со взрослыми и сверстниками выступает в качестве условия всестороннего развития ребенка, усвоения опыта поведения, нормам этикета. В процессе развития общения изменяется его содержание, развиваются коммуникативные способности, которые помогают дошкольникам в ситуации общения на основе понимания состояния других людей выстраивать свое поведение. Знакомство детей с типичными ситуациями речевого общения, способами осуществления коммуникативных функций позволяет расширить и обогатить репертуар языковых средств детей, выработать общую коммуникативную стратегию их использования[Дуб 8].

В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативная компетентность, умение развивать свои коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого правильно выстраивать свое поведение.

В процессе развития общения изменяется его содержание, мотивы, развиваются коммуникативные способности, которые помогают детям различать ситуации общения и на основе понимания состояния других лю- дей в конкретной ситуации правильно строить свое поведение. Знакомство дошкольников с наиболее типичными ситуациями речевого общения, различными способами осуществления коммуникативных функций позволяет расширить и систематизировать репертуар языковых средств детей, выработать общую коммуникативную стратегию их использования в процессе овладения языком [12].

В дошкольном возрасте происходит внеситуативное общение на познавательные темы. Поводом к общению являются новые книги, энциклопедии, журналы, которые приносят взрослые.

 

 

Вывод по второй главе

 

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила, что у дошкольников можно формировать коммуникативную компетентность с помощью специально организованной педагогической работы в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, учитывая речевой этикет, культуру общения, развивая речевые средства общения.

Результатом работы явились положительные изменения в налаживании

коммуникативной компетентности дошкольниками.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.