Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧЖАН САНЬФЭН И ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ





Чжоу Цзунхуа

Дао тайцзи-цюаня

 

 

Чжоу Цзунхуа

 

Об авторе

 

Чжоу Цзунхуа родился 13 июля 1917 года в городке Чжуцзи китайской провинции Чжэцзян. Матери его было уже за 40, и мальчик рос слабым и болезненным, хотя и очень умным.

Отец Чжоу был государственным чиновником и дал младшему сыну достойное образование. Юноша учился в лучших местных школах и проявлял большие способности к математике. Окончив образование, Чжоу Цзунхуа женился. Перед началом Второй мировой войны, когда материковый Китай погрузился в смутное время гражданской войны и началась японская интервенция, Чжоу бежал на остров Тайвань.

На Тайване он стал преуспевающим профессором математики, написал и опубликовал более 30 учебников. Развивая различные математические теории, Чжоу Цзунхуа незаметно для самого себя увлекся азартными играми. Он с одинаковой страстью работал и играл в казино, мало спал, плохо питался, очень много курил и к 47 годам окончательно подорвал свое и без того с детства слабое здоровье.

Вылечить сердце и желудок не помогли лучшие врачи Тайваня. И тогда вмешался старый друг, большой любитель тайцзицюань. Он убедил Чжоу попробовать вылечиться при помощи тайцзи и вскоре представил профессора своему учителю, Мастеру Юань Дао. При первой же встрече Чжоу был потрясен тем, что Юань Дао, который был старше его лет на двадцать, буквально излучал здоровье и жизненную силу. С того дня жизнь несчастного математика круто изменилась. Он бросил курить, озаботился соблюдением режима питания и сна, а главное – начал ежедневно заниматься тайцзи.



Уже через две недели Чжоу Цзунхуа ощутил в своем организме перемены к лучшему. Через три года обследование показало, что его желудок полностью исцелился. Через пять лет в нормальное состояние вернулось сердце. Практика тайцзи помогла там, где оказалась бессильна медицина! Новое увлечение Чжоу переросло в страсть. Профессор математики упорно овладевал мастерством в искусстве, возможности которого казались безграничными.

В 1971 году профессиональные интересы Чжоу привели его в США, а именно в Университет Ратджерс. Там он решил получить американскую научную степень по математике. Увидев, как китайский аспирант выполняет на лужайке странные, чарующе-медленные и красивые упражнения, коллеги начали приставать к нему с расспросами. В результате Чжоу впервые в жизни начал обучать тайцзи. Сначала занятия были неформальными, потом университет предложил Чжоу вести факультативный курс тайцзицюань. В 1975 году, впрочем, курс отменили – дескать, это "всего лишь упражнения", не стоящие университетского финансирования. Все эти годы Чжоу часто ездил в КНР и на Тайвань, где общался с различными мастерами тайцзи и учился у них. Хотя эти встречи очень сильно повлияли на его становление как мастера тайцзи, во многом Чжоу был и разочарован. Его не совсем уcтраивало качество преподавания древнего и сложного искусства тайцзицюань.



Отмена курса тайцзи в Ратджерсе – точнее, ее мотивировка – очень обеспокоила Чжоу Цзунхуа. Что-то было не так в мире тайцзи, неправильная складывалась у искусства репутация. Чжоу давно уже собирал книги по тайцзицюань. Теперь он решил еще раз внимательно их проанализировать и пришел к выводу, что все книги сосредоточивались на "внешних" аспектах тайцзи; отсутствовало сколь-нибудь глубокое изучение долгой истории искусства, его сложной философии и классической литературы. Книг было мало, и все они, как и имевшиеся в наличии учителя, "не дотягивали" до уровня, который представлял себе Чжоу Цзунхуа. Вывод напрашивался сам собой: надо написать правильную книгу и стать правильным учителем!

Как считают ученики Чжоу, именно тогда он и начал по-настоящему изучать тайцзи.



Он "вернулся к корням" и сосредоточился на Чэнь-стиле тайзи, который считал необходимой базой для правильного понимания искусства. Вскоре о Чжоу Цзунхуа заговорили как о "мастере без учителя", проповедующем странные новые теории. В 1977 году в нью-йоркском Чайнатауне он провел первый ежегодный Фестиваль памяти Чжан Саньфэна, легендарного основателя школы тайцзи. В мероприятиях приняли участие 200 человек. И это было только начало.

Через несколько лет Мастер Чжоу основал некоммерческую организацию "Фонд тайцзи" (Tai Chi Foundation). В 1981 году вышло первое издание книги "Путь тайцзицюань". 1984 году Чжоу купил ферму в штате Нью-Йорк и сделал ее базой для своей собственной школы тайцзи.

Поначалу он проводил еженедельные занятия по тайцзи на условиях "пять долларов за занятие или бартер". Со временем на Ферме Тайцзи (Tai Chi Farm) стали проводить занятия и семинары и другие учителя тайцзи и прочих китайских исккусств – багуачжан, синъицюань, люхэбафа, медитации, массажа, цигун, траволечения, каллиграфии и И-цзина. Мастер Чжоу славился как учитель щедрый, открытый, приветствующий все достойные школы, все умные идеи, все полезные практики. В первую неделю июня ежегодно на Фестиваль Чжан Саньфэна съезжался народ из всех штатов Америки, чтобы послушать лекции известных мастеров и поучаствовать в показательных выступлениях. А в 1990-е годы поучиться у Чжоу Цзунхуа стали приезжать даже люди из Китая и с Тайваня.

Все лично знавшие Мастер Чжоу отмечают его скромность, простоту и открытость в общении, дружелюбие. Ученики искренне любили его. Добрый, мягкий человек, он, тем не менее, был неуязвим в спарринге и безупречен в выполнении форм тайцзи. То есть являл собою живой пример того, чему учил в своей книге, на лекциях и тренировках.

Чжоу Цзунхуа неоднократно заявлял, что он собирается дожить как минимум до 100 лет и на каждом шагу своего жизненного пути демонстрировать дальнейший прогресс в тайцзи. Со временем он собирался еще раз съездить на родину тайцзицюань, в китайскую деревню Чэньцзягоу, чтобы "показать, чем когда-то было тайцзи и чем оно может вновь стать". Еще он планировал построить Университ Тайцзи, в котором бы возродились и расцвели древние учения. В возрасте 81 года Мастер Чжоу был полон идей, здоров и бодр духом, но судьба распорядилсь так, что 3 августа 1998 года, когда он возвращался из местного супермаркета на Ферму, на перекрестке в его автомобиль врезался нарушивший правила грузовик. Так трагически оборвалась жизнь Мастера.

Андрей Костенко, 2009

 

 

Чэнь Яньлинь (род. 1906 г.) опубликовал превосходную книгу о тайцзи-цюане семьи Ян в 30-х гг. В своей книге он описал тайцзи-цигун, формы для меча, ножа, посоха и спарринг тайцзи. Он также выделил различные виды цзиньу которых никто не ощущал раньше.

Занимаясь тайцзи-цюанем в шанхайском парке весной 1980 г., я познакомился с одним из учеников Чэнь Яньлиня, который и привел меня к учителю. Мастер Чэнь дал мне новое понимание Техник Толкающих Рук.

Мастер Чэнь, являющийся также специалистом по китайской медицине, начал заниматься тайцзи в возрасте четырех лет и с тех пор занимался каждый день. Этот снимок сделан возле его дома в Шанхае.

 

Когда я посетил Тайвань летом 1972 г., мне довелось выступить в программе вместе с Мастером Чжэн Маньцином. Этот снимок сделан у отеля Сан» в Тайбэе (Тайвань).

 

Весной 1980 г., вернувшись в свою родную провинцию Чжэцзян в Китае, я познакомился с господином Чу – врачевателем, иглоукалывателем и акробатом 53 лет от роду. Он отламывал кусок от керамической чашки и растирал его двумя пальцами в тончайшую пыль. Господин Чу заверил меня, что передаст мне свое искусство, если я останусь с ним на полгода. При первом же удобном случае я собираюсь принять его предложение.

 

На родине тайцзи-цюаня в деревне Чэньцзягоу. Чэнь Чжанвэнь и Чэнь Чжэцзы – двое из старейшин рода Чэней. Хотя обоим за семьдесят, они продолжают практиковать традиционную форму стиля Чэнь с энтузиазмом и наслаждаются здоровой и счастливой жизнью.

 

Хотя У Тунаню (род. 1883 г.) уже больше ста лет, его зрение и слух – в норме, а память – просто отличная. Он не гнет спину, когда сидит или стоит. Его квартира на девятом этаже, но он без лифта дважды в день спускается и ходит в парк заниматься тайцзи. Я спросил его о секрете его долголетия. Он ответил:- Тайцзи, тайцзи и еще раз тайцзи!

 

Пожилые американцы открывают для себя тайцзи как путь к омоложению. Во всех концах США мои ученики учат людей развивать духовную энергию цзинь, которая позволяет им поддерживать состояние расслабленной бодрости весь день.

Эти пожилые граждане города Пискатауэй (Нью-Джерси) выполняют дыхательные упражнения цигун под руководством моего ученика.

 

Посвящается дружбе китайского и русскоязычных народов

 

Предисловие к первому русскому изданию

 

Я взялся за написание книги «Дао тайцзи-цюаня», чтобы иметь возможность поделиться со всеми той невероятной пользой, которую приносит тайцзи-цюань. Благодаря ему люди смогут развить себя и узнать больше о мире вокруг них, достигнуть мастерства в боевых искусствах и значительно улучшить здоровье. Однако все это осуществимо только при условии постоянной практики -с увлечением и открытым умом. Если ученик лишь имитирует движения учителя или бездумно запоминает множество фактов, он никогда не достигнет высокого уровня. Не сами по себе движения тайцзи-цюаня позволяют ученикам развивать себя, но постижение философии тайцзи. Я бы хотел, чтобы изучающие тайцзи реализовали свой высочайший потенциал, на практике применяя базовые философские принципы.

Я счастлив, что эта книга станет доступной русскоязычным людям благодаря переводу Андрея Костенко. Страны бывшего Советского Союза и Китай – соседи. И я надеюсь, что эта книга также поможет строить мост между китайским и русскоязычными народами – не только для сотрудничества в сфере боевых искусств и оздоровления, но и для укрепления дружбы вообще. Теперь, когда эта книга публикуется в русском переводе, я постараюсь сделать все, чтобы помочь русскоязычным людям понять тайцзи-цюань и применить его для здоровья и в боевых искусствах.

Пойдем к великим успехам вместе!

Чжоу Цзунхуа 1995

 

Предисловие к третьему изданию

 

После первого издания этой книги я получил много писем со всего света, и многие учителя и ученики тайцзи-цюаня приезжали ко мне. Я благодарен за проявленное ко мне уважение, но теперь я чувствую на своих плечах тысячефунтовое бремя. Мне шестьдесят пять лет: «заслуженный гражданин». Занимайся я другими видами физической деятельности, мне было бы пора уйти на покой и уступить место более молодым. Но тайцзи-цюань -дело другое. Если бы люди приезжали ко мне и видели, что мне нечего им показать, они могли бы подумать (и справедливо!), что хотя книжка и хорошая, но автор не в состоянии доказать, что тайцзи-цюань могут применять люди всех возрастов для боя, выработки энергии и телесного омоложения. Они бы сказали, что тайцзи-цюань – это только пустые разговоры. И поэтому за последние три года я удвоил усилия для достижения прогресса. В результате я достиг настоящего прорыва на новый уровень понимания и практики.

Не скрою, что ни один из ключевых фрагментов информации, выданной мною, не вызовет моментального просветления и не даст мастерства. Если вы не делаете прогресса, не вините в этом своего учителя, поскольку ни один учитель не может передать вам осознание. Если у вас нет учителя, не стоит бросать все силы на то, чтобы найти его, и притом «настоящего». Мои учителя не были известными мастерами тайцзи, а более десяти лет я вообще не имею персонального учителя. За это время я открыл только один настоящий секрет: каждый должен развиваться самостоятельно. Если продолжаешь зависеть от учителя или стараешься только воспроизводить и сохранять частные достижения учителя, то не достигнешь своего предела. Но если хочешь идти дальше и дальше, то надо самому переосмыслить классические принципы тайцзи, изложенные в главе четвертой этой книги, и направлять все усилия на их воплощение в жизнь.

Я знал, что для повышения своей квалификации мне надо бы уделять тайцзи больше времени, но я не знал, где выкроить это время. Однако когда я пересмотрел свой распорядок дня, то осознал, что каждый день я трачу часа два или больше на чтение китайских газет. Я отказался от подписки и стал читать только «Санди таймз». Таким образом я мог совершенствовать мой английский, быть в курсе новостей и иметь больше времени для тайцзи-цюаня. Сейчас я не выписываю даже «Санди таймз». Всегда можно найти время для той деятельности, которая обладает для вас подлинной ценностью.

Кроме того, я много думал о первых мастерах стиля Ян: как один из них мог бросать более сильных боксеров на землю, используя только силу живота? И как другой мог, лежа на спине и положив на живот зерна риса, подбрасывать их к потолку? Конечно, такие достоинства не могут быть результатом того, что люди по нескольку раз в день просто выполняли упражнения тайцзи-цюаня в мягкой и изящной манере. Третий мастер Ян проявлял свою внутреннюю силу даже по ночам, заставляя кровать трястись под ним. Я понял вдруг, что для достижения высочайшего уровня в тайцзи-цюане мне необходимо укреплять свои силы даже ночью. И теперь я сплю только два-три часа в день, отдыхая между сеансами медитации и цигун.

Прорыв, которого я достиг, другим людям лучше всего виден на занятиях по Толкающим Рукам. Я осознал, что истинное мастерство – это не трюк и не просто хорошая техника. Это результат вырабатывания настоящей, немускульной энергии, тайцзи-цзинъ, и умения мобилизовать эту энергию, прилагая минимум усилий. По своему трехлетнему опыту я могу судить об особой роли трех аспектов тайцзи-цюаня, которые, как мне кажется, могут поднять хорошего и упорного ученика тайцзи-цюаня на новые уровни.

Первое. Практикуйте дыхание цигун, описанное в главе третьей, как можно чаще. Удерживайте положения живота все большее время, сосредоточивая сознание на Даньтяне (энергетическом центре тела). Ци начнет накапливаться в животе, как деньги в банке. По мере того как вы учитесь отказываться от мускульных усилий, вы становитесь способны использовать этот резервуар внутренней силы. Если вы не культивируете эту энергию {ци), это все равно что выписывать чеки на пустой банковский счет. Может, вы и научитесь толкаться, но считать это мастерством было бы чистейшим самообманом.

Второе. Постоянно вырабатывайте чанъсы-цзинъ в упражнениях Шелкового Кокона, описанных в главе третьей. Можно выполнять эти движения каждым суставом тела, добиваясь мягкой, но мощной чувствительности кошки.

Третье. Соединяйте ваши занятия по цигун и чанъсы-цзинъ с выполнением любой одиночной формы тайцзи-цюаня. Пусть движения тела и внутренней энергии соответствуют образам спиральных траекторий, которые вы прокладываете для чанъсы-цзинъ. На некоторое время это, возможно, принудит вас изменить внешнее проявление формы -например, руки в «Одиночном кнуте» будут выгибаться в стороны одновременно, а ступни – вращаться динамичнее. Но в конце концов, когда вы интернализируете образцы энергии, форма будет выглядеть так же, как и сначала. Это напоминает историю о дзэнском мастере, для которого до просветления гора была горой, в момент просветления гора не была горой, а после просветления гора снова стала горой.

Постепенно вы научитесь опускать движения Шелкового Кокона вглубь тела, пока они не станут естественными и автоматическими. Потом, когда вы будете практиковать Толкающие Руки, ваши руки будут неподвижными в то

время, как все тело будет проявлять чанъсы-цзинъ. Вам не надо будет отражать атаку мощным блоком или отступать назад. Различение пустоты и полноты позволит вам побеждать противника при его первом же прикосновении к вам.

Я хочу заверить моих читателей, что Дао, или Путь, тайцзи-цюаня сегодня ведет к мастерству так же, как вел в прежние времена. Старые легенды и поучения – это живое руководство к преданному и настойчивому обучению и к практике. Другой источник вдохновения – это чувство общности со всеми адептами тайцзи. На юго-востоке США, например, один из моих учеников, Джэй Данбар, основал специальное общество, чтобы помочь сторонникам всех школ тайцзи-цюаня общаться и делиться успехами друг с другом, тайцзи не требуется, чтобы его ревностно охраняли. Щедрость и великодушие не обедняют нас, а другим могут помочь совершенствоваться. Давайте же шире откроем старые двери и будем вместе создавать общество, построенное на принципах Тайцзи!

Чжоу Цзунхуа

 

Предисловие к четвертому изданию

 

Существует Мастер-ключ к тайцзи-цюаню. Обладая им, если вы захотите посвятить свое время и энергию практике, вы можете продолжать делать прогресс всю жизнь, вплоть до пределов ваших физических способностей. Без этого ключа можно надеяться только улучшить свою технику до определенного уровня, а затеям вы будете впустую тратить время, как говорится в «Песне о Тринадцати Позициях». Мастер-ключ определяет искусство тайцзи-цюаня. Вы можете выполнять формы, цюань, и даже практиковать различные принципы, такие, как медленность, расслабленность, прямота позвоночника и определенные положения рук. Вы можете даже достичь высокого технического уровня; но без Мастер-ключа вам не следует называть свое искусство тайцзи-цюанем.

Мастер-ключ не связан с каким-либо определенным стилем. Он объединяет в одну семью все различные формы тайцзи. Формы и стили – как разные комнаты в одном отеле. У каждой комнаты есть ключ, который по форме отличается от других ключей, благодаря чему жилец получает доступ в свою конкретную комнату, но не в другие. Проблемы возникают тогда, когда жилец начинает думать, что его комната -самая лучшая и что бороздки, желобки, выемки и выступы, острые или закругленные углы на его ключе существенно важны и должны иметься на каждом другом ключе. Когда внешним различиям придается слишком большое значение, «Отель Тайцзи» превращается в сумасшедший дом. Все жильцы суют свои ключи в чужие двери и говорят: «Ваша комната плохая, потому что мой ключ не открывает вашу дверь, а я знаю, что мой ключ – в порядке». Такое случается сегодня между некоторыми приверженцами тайцзи. Сторонники различных стилей пускаются в обсуждение стилевых различий, как будто это так уж важно. Один говорит: «Ключ к тайцзи-цюаню имеет пять выемок возрастающей глубины на верхней стороне». Другой возражает: «Верхняя сторона ключа должна быть гладкой, чтобы ключ мог поворачиваться в обе стороны». Когда инструкторы, которых ввели в заблуждение их учителя, сосредоточиваются на уникальной конфигурации своих собственных «ключей», ученики вырастают невеждами. А ведь точно так же, как у менеджера в отеле есть один мастер-ключ, который открывает все двери, имеется и единый Мастер-ключ к тайцзи-цюаню. Этот Мастер-ключ позволяет понять, какие выемки и выступы на отдельных ключах суть только поверхностные отличия, а какие присущи всем ключам и потому определяют сущность искусства.

Мастер-ключ к тайцзи-цюаню настолько универсален, что содержит все другие принципы в себе, и при этом настолько прост, что одни люди, узнав его, только рассмеются, другие оценят его, но забудут применять, и лишь единицы достигнут с ним мастерства. И все же каждый может узнать о нем и сразу получить некоторое понимание. Что же такое Мастер-ключ к тайцзи-цюаню? Вы можете не верить мне на слово, но это не я его придумал. Он существует с древних времен, выделяя тайцзи из других цюаней. Я лишь хочу обратить на него внимание, чтобы исполнители тайцзи всех стилей могли увидеть общий фундамент для своей практики и вместе работать для повышения своего мастерства.

В династию Тан (61-905) отшельник по имени Сюй Сюаньпин, по преданию, практиковал боевое искусство, подобное тайцзи-цюаню, «с Восемью Триграммами в руках и Пятью Элементами под ногами». Это означает, что все движения соответствовали принципам И-Цзина. В X веке Чэн Линьсянь утверждал, что никто не может овладеть тайцзи-цюанем без изучения И-Цзина. Таковы древнейшие упоминания о Мастер-ключе к тайцзи-цюаню.

В XIV веке Чжан Саньфэн, который объединил прежние формы бокса тайцзи, даосские дыхательные техники, или цигун, и принципы И-Цзина в искусство, ныне известное как тайцзи-цюань, написал трактат «Теория тайцзи-цюаня» («Тайцзи-цюанъ-лунъ»). В конце этого труда он подчеркивает важность Тринадцати Позиций, которые соответствуют Восьми Триграммам И-Цзина и Пяти Элементам. Эти концепции и можно считать Мастер-ключом к тайцзи-цюаню. Все последующие вариации стоят на этом фундаменте.

Примерно в 1970 Цзы Цзяндао, продвинутый ученик Чжэн Маньцина, сказал мне, что его учитель говорил о «Восьми Триграммах в руке». Цзы не понял этого выражения и обратился ко мне, так как думал, что мой математический опыт поможет мне объяснить динамику движений рук в терминах Восьми Триграмм. Я тогда тоже не понял ничего, но сейчас, спустя 15 лет, понимаю.

Со времен до Чжан Саньфэна и поныне специалисты всегда признавали существование Мастер-ключа, который может трансформировать любой цюань в тайцзи-цюань. Если бы каратэисты применяли Мастер-ключ, их каратэ стало бы тайцзи. Это звучит загадочно, но на самом деле это довольно просто. Есть китайская пословица: «Высочайшее есть простейшее». Как только я покажу вам, вы сразу это увидите, ибо это очень естественно. Для начала можно сказать, что «Восемь Триграмм в руках» означает, что ваши руки движутся в лад, а ваши движения соответствуют движениям противника. «Пять Элементов под ногами» означает, что вы в состоянии сделать шаг вперед или назад, повернуться вправо или влево, при этом оставаясь уравновешенным в центре. Это может показаться слишком простым, но Мастер-ключ – это не академическое или интеллектуальное объяснение. Единственный способ понять – делать это самому. Не ожидайте, что вы получите готовый ключ от учителя. Занимайтесь самостоятельно еще и еще, чтобы достичь дун-цзинъ, «понимания энергии», или самопознания. Однажды познав, вы больше не будете чувствовать необходимости спрашивать кого-либо о чем-либо.

Мастер-ключ – это не орудие взлома. Высочайшее есть простейшее, но простейшее есть самое трудное. Практиковаться в применении Мастер-ключа нужно всю жизнь. Независимо от того, учитесь ли вы уже тридцать лет или только три месяца, спрашивайте себя, содержит ли ваша практика эффективный метод воплощения принципа «Восемь Триграмм в руках, Пять Элементов под ногами».

Если, например, вы хотите понять «Восемь Триграмм в руках», то вы должны практиковать чанъсы-цзинъ, которую я описал в третьей главе данной книги. Если вы хотите понять чанъсы-цзинъ, вы должны понимать Диаграмму Тайцзи, описанную во второй главе. Вашу практику можно было бы разделить на три стадии. Сначала вам придется научиться не двигать руками независимо от тела. Чжэн Маньцин говаривал, что если руки движутся независимо, то это всего лишь «делание упражнений, а не тайцзи». Руки должны двигаться вокруг центра, как Земля вокруг Солнца. Изучите этот принцип, обводя Диаграмму Тайцзи каждой рукой по очереди, уделяя внимание взаимосвязи между ладонью (Инь) и тыльной стороной кисти (Ян). Когда ладонь смотрит прямо вверх, рука демонстрирует триграмму Кунь. Когда ладонь смотрит вниз, рука показывает триграмму Цянь. Каждая рука выполняет все восемь триграмм, обходя вокруг центра, как Луна проявляет все свои фазы в ходе месячного цикла.

Затем все части тела должны начать проявлять вращение, подобное обращению Земли вокруг своей оси. Последнее, накладываясь на циркулярность орбиты Земли, дает спиральное движение нашей планеты в космическом пространстве. Отрабатывайте упражнения чанъсы-цзинъ так, чтобы обе кисти рук образовывали совершенное сочетание, как Солнце и Луна. Сочетание может быть взаимодополняющим, например, когда левая рука проявляет триграмму Дуй (Ян – Ян – Инь), а правая рука – триграмму Гэнь (Инь – Инь – Ян). Доля Инь в одной триграмме равна доле Ян в другой. Сочетание может быть и по типу соответствования, когда руки движутся как точные зеркальные отображения друг друга.

На третьей стадии движения каждой руки должны сочетаться в одиночной форме тайцзи-цюаня. Это будет подготовка к тому, чтобы сочетаться с энергией партнера.

Любое искусство имеет свой «мастер-ключ». Например, большинство людей способно научиться танцевать. Для этого можно учиться по книге, брать уроки у учителя танцев или просто подражать окружающим на танцплощадке. Некоторые становятся профессиональными танцовщиками и танцуют всю жизнь. Но лишь единицам дано стать великими танцорами. Так вот, все остальные выучивают внешние движения, а великие танцоры овладевают «мастер-ключом». Многие люди учатся играть на пианино, и некоторые из них достаточно дисциплинированы, чтобы стать профессиональными аккомпаниаторами, преподавателями или даже концертными исполнителями; но лишь единицы становятся великими. Все остальные могут научиться ставить пальцы в «правильные» позиции; великие же пианисты владеют «мастер-ключом». То же самое и в боевых искусствах.

Много лет назад некто создал стиль обезьяны (хоу-цюань), наблюдая за этим животным. И теперь человек может изучать стиль обезьяны двадцать лет и достичь высокого уровня техники. Но если он никогда не видел обезьяны, его искусство нельзя назвать подлинным стилем обезьяны. Мастер-ключ к искусству багуа – это круговое расположение Восьми Триграмм. Занимающиеся могут изображать хождение по кругу, но они должны понимать Восемь Триграмм, чтобы их искусство было подлинным багуа. Мастер-ключ к синъи – это соотношение Пяти Элементов в каждом движении. В тайцзи мы стоим перед той же проблемой, что и в других искусствах. Большинство учеников могут только следовать образцам и не ищут знания Мастер-ключа. Но исполнитель тайцзи должен постигать как Восемь Триграмм, так и Пять Элементов. Без Мастер-ключа даже через двадцать лет занятий с лучшим учителем у вас будет «цюань», но это не будет тайцзи-цюань.

Возможно, некоторые приверженцы стиля обезьяны, багуа, синъи и тайцзи начнут протестовать, говоря, что все это – теория, бесполезная в бою. Они были бы правы, если бы целью была форма, но целью является бесформенность. Они были бы правы, если бы Мастер-ключ был сложным и слишком абстрактным для эффективного применения. Но он -не такой. В тайцзи-цю-ане Мастер-ключ -это сознательное воплощение того фундаментального способа, которым перемены естественно происходят в этом мире. Этот механизм отлаживается в цигун, проявляется в Пяти Элементах и иллюстрируется Диаграммой Тайцзи, которая лежит в основе И-Цзина. Диаграмма Тайцзи – это наша «обезьяна».

Никогда не удовлетворяйтесь вашим личным уровнем понимания этих вещей. Если вы хотите принять избитые фразы насчет «естественной гармонии противоположностей» как резюме Диаграммы Тайцзи, вы никогда не сделаете прогресса. Примите Диаграмму Тайцзи в качестве своего учителя, практикуйте тайцзи, как оно открывается в Диаграмме, и вы начнете учиться читать триграммы и гексаграммы как энергетические модели в вас и в других. Если вы еще не пытались понять эти вещи, понять Мастер-ключ, то, сколько бы лет вы ни прозанимались, вы не можете с полным правом сказать, что уже стали учеником тайцзи-цюаня.

Чжоу Цзунхуа

 

Предисловие к пятому изданию

 

Проыв в тайцзи-цюане

Т айцзи-цюань основывается на И-Цзине, особенно на идее «перемен». Никто не может выполнять формы или позы тайцзи-цюаня «в совершенстве», ибо совершенство -вещь относительная, идеальная и зависящая от индивидуального восприятия. При выполнении тайцзи-цюаня нашей целью должно быть снова и снова изменяться; нужны вариации, чтобы мы могли прогрессировать с каждым разом в понимании принципов, которые мы стараемся воплотить в жизнь. Даже если мы будем пытаться придерживаться во всем постоянства, если мы захотим воспроизвести некий образ «совершенной формы», природа сама позаботится о том, чтобы условия внутри и вокруг нас никогда не были одними и теми же, и поэтому два одинаковых исполнения тайцзи-цюаня просто невозможны. Мы можем либо расстраиваться по этому поводу, либо научиться тому, как перемены, единственное, что постоянно в мире, могут быть использованы для достижения высших уровней благосостояния, счастья и знания.

Иногда в попытках улучшить свое тайцзи мы переживаем «прорыв». Он не является плодом наших усилий и усердных повторений – просто срабатывает какая-то модификация, какое-то изменение нюансов позы, настроения или намерения, которое открывает нас потоку неожиданной энергии. Иногда прорыв можно описать – в основном, при помощи образных сравнений; бывают и невербальные прорывы -новое чувство или обостренное восприятие. Обычно переживание прорыва очень вдохновляет. Оно сопровождается ощущением, что нет ничего трудного или сложного. Часто прорыв в одной сфере имеет последствия и в других. Например, в тайцзи-цюане прорыв в одной позе нередко ощущается во всей форме.

Конечно, прорыв присущ не только тайцзи-цюаню. Сдача важного экзамена, окончание школы, испытание нового метода после десятилетнего выполнения работы одним и тем же способом, открытие нового маршрута для рутинной поездки – все это может дать ощущение прорыва. В повседневной жизни мы думаем о решениях проблем как о «прорывах». Я не говорю о медленном, почти неощутимом прогрессе, плоде ежедневного труда. Прорыв более драматичен, даже если его результат относительно скромнее. Он больше похож на землетрясение – резкое, четко ограниченное и измеримое высвобождение напряжения, чем на монотонную вибрацию. Я бы определил прорыв в тайцзи-цюане как «неожиданный и вдохновляющий переход к просветлению».

Каждый, кто настойчив в тайцзи и усваивает принцип перемен, испытает много таких переходов. Чжэн Маньцин рассказывал об одном прорыве, который случился, когда он был учеником Ян Чэнфу. По словам Чжэна, Ян постоянно призывал своих учеников к расслаблению. Чжэн старался как мог, но безуспешно; поэтому все соученики побеждали его в толкании. И вот однажды ночью Чжэну приснилось, что обе его руки сломаны в плечевом суставе и висят, как руки поломанной куклы, на ниточках. Проснувшись, он понял, что означает суп (расслабление), и с тех пор, когда он толкал своих соучеников, они только удивлялись, как он сделал такой быстрый прогресс.

Я пережил прорыв, когда смотрел однажды вечером по телевизору передачу о родео, где ковбой скакал на дикой лошади. Неожиданно я заметил, что каждое движение лошади имеет свой смысл. Намерение лошади сбросить ковбоя реализовалось в последовательности движений, которые отклоняли центр тяжести наездника все дальше и дальше, пока лошадь не смогла, наконец, швырнуть его на землю. Я осознал, что точно такая цель ставится и в Толкающих Руках – даже малейшее движение должно служить конечной цели: поражению противника. Конечно, за такими моментами откровения должны следовать долгие часы практики.

В этой статье я бы хотел сделать различие между двумя видами прорывов. Малый прорыв – это ваша личная веха на пути, каких может быть много. Два приведенных выше примера относятся как раз к этой категории. Большие прорывы отмечают границы между тремя главными стадиями развития, через которые проходит путь к мастерству в боевых искусствах. Каждая из трех главных стадий характеризуется соответствующим «методом». Исполнители боевых искусств на первой стадии пользуются Методом рук, на второй стадии – Методом туловища, на третьей – Методом сознания (ума). Хотя возможны меньшие прорывы в пределах каждой стадии, переходы от Метода рук к Методу туловища и от того – к Методу сознания носят качественный, отчетливо «скачкообразный» характер. Малые прорывы суть индивидуальные переживания и крайне разнообразны; большие же прорывы очень похожи у всех, кто проходит из одной стадии в другую. Большинство занимающихся боевыми искусствами остается на первой стадии. Немногие достигают второй. В легендах рассказывается о тех, кто дошел до третьей стадии, но я не знаю никого сегодня, кто достиг этого уровня.

Метод рук (первая стадия).Название означает, что техники выполняются конечностями тела. Техники включают в себя кулачные и другие удары руками, блоки, удары ногами, захваты и т. п. Важную роль играет растяжка, движения обычно размашисты, быстры и сильны. Все жесткие, «внешние» школы находятся в пределах Метода рук. Для боевых искусств, которые преподаются в этих школах, практика тайцзи – имеются в виду принципы, а не формы – представляет собой прорыв ко второй стадии развития. К сожалению, большинство исполнителей тайцзи остаются на первом уровне, ибо выполнение форм и Толкающих Рук будет всегда просто техническими упражнениями, пока вы не научитесь применять Мастер-ключ (Восемь Триграмм и Пять Элементов) и тем самым сделаете прорыв к следующей стадии.

Метод туловища (вторая стадия).Главный признак второй стадии – это применение Метода туловища. Он характеризуется использованием корпуса, особенно поясницы и позвоночника, как источника движений рук и ног. Другими словами, туловище начинает и ведет все движения. На первой стадии мышечная динамика и независимые движения генерируют силу. На второй стадии гибкость, взаимосвязанность, внутренние движения, такие, как дыхание и спиральное движение, изображенное в Диаграмме Тайцзи, высвобождают скрытую внутреннюю энергию, или ци. Как выглядят движения, контролируемые туловищем? Ни одна часть тела не движется независимо; все движения согласованны и все части тела постоянно проходят через цикл смены Инь и Ян. Только о достигших этой стадии можно сказать, что они действительно практикуют тайцзи; но их крайне мало. Большинство исполнителей тайцзи работает по принципам Метода туловища, но прорыв, который отмечает мастерство на этой стадии, труднодостижим. Очень легко обмануться относительно прогресса на этом уровне. Формы тайцзи могут выглядеть изящными и плавными, особенно в исполнении опытного специалиста. Но внимательное наблюдение всегда позволяет выявить, что руки и другие части тела движутся сами по себе, простаивают или не успевают следовать за переносом веса тела или движениями поясницы.

Метод сознания (третья стадия).Наконец, есть еще Метод сознания, или ума. Об этой третьей стадии трудно говорить, поскольку лично я еще не достиг ее и не встречал никого, кто прорвался бы на этот уровень. Классическая литература утверждает, что это возможно, и существуют легенды о мастерах, чьи подвиги вроде бы свидетельствуют о достижении этого уровня. В методе сознания все движения поглощаются телом. Техники, которые прежде исполнялись конечностями, теперь начинаются и завершаются в энергии индивидуума. Там, где раньше вело туловище, теперь ведет сознание, энергия следует за ним, а намерение мастера осуществляется при минимуме или отсутствии внешнего действия. На этой третьей стадии физическая энергия, или ци, трансформируется в психическую, или духовную силу, называемую шэнъ. Легенды рассказывают, например, о мастерах, которые могли нейтрализовать нападение тигра, просто отражая свирепую энергию тигра обратно на него при помощи концентрированного взгляда.

Легко сказать, что прорыв необходим, чтобы продвигаться от стадии к стадии, но как можно осуществить прорыв в тайцзи-цюане? Представьте себе, что путь вашего развития – это бесконечный коридор. Если бы развитие было всего лишь функцией усилия во времени, то коридор уходил бы вверх под углом и терялся в перспективе. Но он не таков. Коридор – непрямой и прерывается многими запертыми дверями. Прохождение через каждую из них сопряжено с настойчивостью и упорством; но без ключа никакую дверь не откроешь. Прилагая усилие, вы можете поддерживать свое мастерство на уровне двери; но если вы становитесь самодовольным или не имеете ключа, вы останетесь там навсегда.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.