Сделай Сам Свою Работу на 5

Готическая скульптура Франции. Системы декорации западного фасада.





Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. Активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

 

Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв. во Франции. Простота и изящество форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций, сдержанные жесты служат выражением нравственной силы, духовного совершенства, возвышенных помыслов. Готические мадонны - воплощение прекрасной женственности, моральной чистоты; сильные апостолы полны несокрушимого мужества, благородных порывов. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Он передает радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье. Стремление к самоанализу, к воспроизведению облика своего современника - характерная черта готического искусства.



Готическая скульптура в других странах (Германия, Англия, Испания, Италия).

В Германии скульптура была менее развита. Более тяжеловесная в своих формах, чем французская. Сила драматических образов. В Германии рано появляются конные изображения. Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. Ранние памятники немецкой готики в скульптур: Магдебург, Фрайберг. Программы скульптур Бамберга. Бамбергский леттнер как памятник переходного типа.

Готическая скульптура Англии. В Англии нашла развитие мемориальная пластика. Здесь надгробия высекались из различных пород камня, чеканились или отливалисьиз латуни и меди, нередко золотились. В произведениях конца XV века резче выступила портретностьизображения: с умерших снимали маску. Скульптура Вестминстерского аббатства - пример определяющей роли влияния Парижа на британскую готическую скульптуру. Монументализм, синтез архитектуры и скульптуры в британской надгробной пластике. Роль индивидуального заказа, светского вкуса и моды в этом виде искусства. Надгробные памятники британской королевской семьи в Вестминстерском аббатстве и в кафедральном соборе Глостера.



Скульптура Испании. Синтез скульптуры и живописи готического стиля нашёл воплощение в испанских алтарях - ретабло, украшенных живописными панно и резной рскрашенной деревянной скульптурой. Формирование стиля на стыке французских, арабских и итальянских влияний. Памятники. До 1220 г. - Испания практически вне сферы влияния формирующегося во Франции классического готического стиля. Испанская готическая скульптура ориентировалась на французскую и имела с ней много общих черт.

Скульптура Италии. В отличие от испанской в Италии сложилась самостоятельная готическая школа пластики. Здесь скульптура больше не связана в обязательном порядке с архитектурными решениями, она служит более созданию декора в помещениях и открытых пространствах (городские площади, парки). Итальянская школа всё менее связана с византийским искусством, и всё более ищет для себя образцы в античности.

 

Готическая книжная миниатюра. Национальные школы и их особенности.

Высокого расцвета достигает во Франции XIII-XIV вв. искусство книжной миниатюры, в которой проявляется светское начало.

В готической рукописи изменился вид страницы. В иллюстрации включаются реалистические детали, наряду с растительной орнаментикой — религиозные и бытовые сцены. Употребление остроугольного письма, полностью сформировавшегося к концу XII века, придало тексту вид ажурного узора, в который были вкраплены различные по виду и величине инициалы.



В рукописях второй половины XIII века характерной чертой стал бордюр, обрамлявший поле листа. На завитках орнамента, вынесенного на поля, а также на горизонтальных линиях обрамления художники помещали небольшие фигурки и сцены назидательного, комического или жанрового характера. Свободные от условностей иконографического канона, эти фигурки начали стремительно двигаться и оживлённо жестикулировать.

В позднеготической книжной миниатюре с особенной непосредственностью выразились реалистические тенденции, были достигнуты первые успехи в изображении пейзажа и бытовых сцен. Готическое искусство — важное звено в общем процессе культуры; произведения готики, полные одухотворенности, величия, обладают неповторимым эстетическим обаянием. Реалистические завоевания готики подготовляют переход к искусству эпохи Возрождения.

Интернациональная готика» и проблемы эволюции художественного стиля в позднем средневековье.

Интернациональная готика — стилистический вариант последних этапов готики, развившийся в Бургундии, Богемии и Северной Италии примерно с 1380 по 1430 годы. В самых общих чертах это следующие явления: возникновение схожих стилистических моментов в искусстве разных, нередко весьма отдаленных друг от друга стран, например, в Англии и Испании, Вестфалии и Ломбардии, Франции и Чехии; явно выраженная эстетизация искусства при возросшем интересе к натуралистическим деталям.

Отличительные черты живописи интернациональной готики: красочность, изысканность и декоративность, экзальтированность, утончённость. Как завершающий, финальный этап развития стиля, он отличается некоторым маньеризмом: экспрессивностью форм, остротой, графичностью и гротеском. В архитектуре этому стилю живописи будет соответствовать необыкновенно вычурная готика.

 

Хронологически этот стиль предшествует раннему Проторенессансу, пересекается с ним и оказывает влияние на первых мастеров нового искусства. Особенно сильным влияние готики оказывается на территориях Северного Возрождения: для произведений нидерландских и немецких художников её достижения всё ещё будут оставаться очень важными, в то время, как Италия уже будет вся охвачена изучением античного классического наследия.

 

 

Позднее средневековье и протореннесанс в Италии.

В италии возникает проторенессанс — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто

(1200-е) и треченто (1300-е). Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. Иск-во остаётся строго религиозным. В 476 г. Р.И. –кризис, + религиозный кризис (разочарование в античны богах, возникновение мистических культов). Архитектура была в упадке. Конец 5в. – образование королевства Остготов, их расцвет, король Теодорих.

В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения).

 

Для архитектуры Проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Представитель: Арнольфо ди Камбио.

Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Представитель: Никколо Пизано.

Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм. Представители: Пьетро Каваллини (Рим); Джотто (Флоренция).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.